2012 г. уже неоднократно называли «облачным», подразумевая популяризацию облачных сервисов среди социальных медиаресурсов. Подрастающее поколение уже не привязано к компьютерам и проводной связи — смартфоны взяли на себя практически любые задачи. Впервые решившись на публичное размещение акций, сугубо социальная сеть Facebook получила высочайшие прибыли и в очередной раз подтвердила стремительное развитие феномена социальных облаков. И хотя они имеют слабое отношение к специализированному полиграфическому ПО, их стоит принимать во внимание как составляющую маркетингового набора.
В начале декабря 2011 г. EFI объявила о поглощении Alphagraph, а HP приобрела Hiflex — двух немецких разработчиков АСУП. В индустрии тут же заговорили о том, что EFI и HP намерены осваивать облака.
EFI — крупнейший мировой разработчик полиграфических АСУП, хотя основная часть из 12 000 клиентов компании находится в Северной Америке. При этом 6000 клиентов Alphagraph — в основном небольшие и средние типографии — сосредоточены преимущественно в Европе. В результате EFI выиграла от консолидации собственных АСУП и получила возможность агрессивнее продвигать свои предложения в Европе. Судя по пресс-релизам, компания рассчитывает продавать клиентской базе Alphagraph собственные продукты, включая Monarch, Radius, Pace, PrintSmith и Digital StoreFront, параллельно обеспечивая техническую поддержку (но не модернизацию) разработок Alphagraph. Похоже, вместо позитивного укрепления на рынке специализированной графической продукции, разработчик рассчитывает попросту нарастить объёмы поставок имеющихся решений, хотя по ряду причин они не совсем актуальны для большей части цифровых широкоформатных производств, формирующих ассоциацию SGIA.
Сделка HP привлекла особое внимание, ведь Hiflex сейчас ориентируется на офсетные типографии. По словам HP, она собирается укрепить позиции в веб-печати и расширить портфолио облачных предложений. В арсенале Hiflex — платформа для веб-магазинов, позволяющая клиентам разрабатывать пользовательские интерфейсы. Компания заявила и о работе над облачной системой для оценки и обработки заказов. Вполне вероятно, что Hiflex готовит полноценную облачную АСУП, и именно это послужило причиной интереса со стороны HP, но и тогда вектор развития не совпадает с потребностями широкоформатных специализированных печатных производств.
Осваивая облака
Вне всяких сомнений, в перспективе облачные технологии станут играть ключевую роль, и на протяжении этого года к ним будут активно присматриваться. Но пока, по словам малых и средних специализированных производств, движения со стороны основных поставщиков практически нет. И одна из причин, похоже, в том, что крупные разработчики не знают прибыльных путей перехода от серверного ПО к облачным сервисам.
Тем не менее, состоявшиеся сделки вполне могут предвещать постепенный перевод АСУ различного уровня на облачные рельсы: именно в этом виде системы будут доступны поставщикам печатных услуг.
При этом мы должны выделить два условия процесса.
АСУП потребуют принципиальной переработки или разработки с нуля — только так они смогут удовлетворить потребности цифровых широкоформатных производств.
Облачные вычисления принесут дополнительные преимущества в эффективности и прибыльности, помимо тех, что даёт стандартное приобретение АСУП, АСУ ТП или системы планирования ресурсов: экономию на ИТ-оборудовании и операционных системах, сотрудниках, потреблении энергии и пр. И это не считая оптимизации бизнеса, с которой обычно ассоциируется внедрение подобного ПО.
Многие крупные корпорации выражают серьёзные сомнения относительно внедрения облачных АСУП, ссылаясь на соображения безопасности. Кроме того, боятся потерять контроль за целостностью данных. И хотя с трудом верится, что облачные операторы готовы предложить комплексные меры по решению обеих проблем, малые и средние специализированные предприятия уже доверили интернету значительную часть операций, и для них эти моменты, по-видимому, сложностей не представляют. Многие хранят в облаках файлы, пользуясь приложениями для облачного банкинга, и даже выполняют через них инвентаризацию, причём их опасения связаны преимущественно со стабильностью поставщика услуг, а не с техническими последствиями. Учитывая специфику бизнеса, подразумевающего приём от заказчиков крупных файлов с заказами, они научились открывать собственные сервера для важных «входных данных» за пределами межсетевых экранов.
В поисках оптимального управления
Ещё одна озвученная представителями отрасли проблема связана со знанием печатных устройств и уровнем подготовки к интеграции этих знаний. Например, у ONYX Graphics и Caldera разные подходы к управлению техпроцессами, но оба разработчика намерены использовать информацию от RIP в качестве базы знаний для общего повышения эффективности, от оценки заказов до планирования загрузок и ведения бухгалтерской отчётности.
В основе подхода каждой из компаний — ПО, работающее на производстве для достижения определённых целей. При этом преимущества облачных технологий не рассматриваются в принципе. Есть подозрение, что EFI, HP, ONYX и Caldera сознательно воздерживаются от такого подхода (как минимум, частично), поскольку облачная модель рискует ударить по их собственным доходам. Вместо «продажи» лицензии на ПО стоимостью от 25 до более чем 100 тыс. долл. плюс ежегодной платы за техническую поддержку, достигающей 20–30% от суммы, каждому клиенту облака достаточно будет небольшой ежемесячной абонентской платы за ту же функциональность.
Один из пользователей не так давно заплатил 50 000 долл. за лицензию на АСУ ТП. Ещё в 12 500 долл. в год ему обошлась техническая поддержка плюс дополнительные затраты на ИТ-сотрудника, серверные компьютеры и пр. Теперь компания рассматривает вариант с лицензией на облачное решение, которое будет стоить им 1200 долл. в месяц за то же количество пользователей или 14 400 долл. в год, что лишь немногим больше ежегодной оплаты за обслуживание серверного ПО. Добавьте к этому полное отсутствие проблем с ИТ и резервными копиями данных. Для тех, кто только запускает подобный проект с ПО, каждый клиент — это ежегодный доход в 14 400 долл. на протяжении многих лет. Для реализатора серверных лицензий — это мгновенное падение доходов на 70% на каждом новом клиенте в течение первого года, даже если потом доходы от него в обеих схемах аналогичны. Несложно представить, как подобный расклад отразится на прибылях и убытках компании!
Похоже, что подобная модель уже заинтересовала Adobe. Компания, поставляющая дизайнерское ПО, переводит на подписку сервис Creative Cloud — и завоёвывает новых клиентов. Тем самым Adobe планирует зарабатывать на каждом пользователе дополнительные 10 долл. в месяц. Небольшая, на первый взгляд, цифра выливается в серьёзный результат. К 2015 финансовому году здесь рассчитывают на 800 000 новых пользователей, приносящих от 49 до 69 долл. в месяц. (Все цифры получены из корпоративной презентации для инвесторов.) С помощью другого продукта, делающего ставку на перевод маркетинговых инвестиций в цифровую сферу, Adobe надеется оптимизировать цифровой маркетинг, уделив особое внимание сайтам, Facebook, системам управления взаимодействием с клиентами и зонам данных третьих сторон.
Кто же они, будущие клиенты цифрового маркетингового облака от Adobe? Компания ориентируется не на рекламные агентства, а на специалистов, отвечающих за поступления доходов (revenue officers), профессиональных маркетологов и аналитиков. Этот рынок здесь оценивают в 6 млрд долл. на 2012 г. при продолжающемся росте. Переводя на облачные рельсы свои текущие и будущие проекты, Adobe формирует внушающий доверие бизнес-план быстрого развития, дабы пользоваться плодами новых технологий без ущерба для прибылей.
Модель, которую не спешат осваивать
Учитывая планы и модели доходности Adobe, идея разработать пакет инструментов, ориентированных на нужды специализированной широкоформатной печати, представляется вполне реализуемой. На примере ПО предыдущих поколений стало очевидно, что первыми предлагающих продукты новичков позже поглощают крупные игроки, предварительно убедившиеся, что идея работает; тем самым они экономят драгоценное время, избавляясь от необходимости дублировать решение своими силами.
Доступные сейчас технологии открывают разные пути к реализации рыночных потребностей через облачные системы на базе технологий Microsoft и пр. На рынке доступна масса хороших и разных облачных сервисов с надёжным функционалом, резервным копированием и ориентиром на потребности клиента. Microsoft предлагает «коробочные» решения, которые зачастую нужно дополнительно «прикручивать» на модули сторонних разработчиков на базе Linux и других ОС/платформ. Набор средств разработки (SDK) от Microsoft поддерживает встроенную библиотеку. NET Framework — с классами, интерфейсами, типами-значениями. Открывающая доступ к системным функциям библиотека становится базой для создания приложений. NET Framework, компонентов и опций контроля. В пакете веб-серверов Internet information services (IIS) реализована инфраструктура Microsoft для веб-приложений Active Serve Pages (ASP).
Приложения для облачных вычислений, созданные на базе серверных решений Microsoft, будут способствовать развитию системы Windows Presentation Foundation, предназначенной для создания нативных и веб-приложений. Множество полностью интегрированных, хорошо известных инструментов разработчика дополнительно ускоряет интеграцию с принципиально отличающимися инструментами на основе Linux и других ОС.
Главным преимуществом данного подхода его сторонники считают экономию на начальных вложениях. На практике общая стоимость владения для Linux может оказаться выше, учитывая потребность в часто требующихся дополнительных разработках и/или лицензиях на сторонние решения. А простота изменения ядра в Linux чревата ещё и дополнительными рисками для безопасности.
Само собой, рядового пользователя облачных технологий структурные различия между поддерживающими их платформами практически не касаются. Решающим критерием выбора для него становится функциональность. И здесь стоит отметить, что двух полностью одинаковых вариантов не существует в принципе. Информированный покупатель всегда выделяет приоритетные для него функции, сравнивая их с предложениями поставщика, чтобы определить оптимальное для своей компании решение — на данный момент и в перспективе. Например:
Нужна ли более мощная поддержка защиты интеллектуальной собственности?
Достаточно ли простого создания коммерческих предложений/счетов?
Интересуют ли дополнительные функции выбранного решения — электронные доски заказов, управление продажами, функции систем управления взаимодействием с клиентами и пр.?
Хотите ли открывать веб-браузер на смартфоне или планшете, сразу получая доступ ко всем возможностям программы?
Не меньшее значение имеет компания и обслуживающие облачные сервисы сотрудники. До принятия окончательного решения узнайте о поставщике услуг побольше: повстречайтесь с руководством, ознакомьтесь с рекомендациями клиентов. Лучше, если отзывы будут от организаций примерно того же размера, уровня, с аналогичными задачами и т. д. Поставщики облачных сервисов заинтересованы в долгосрочном партнёрстве. Чем тщательнее соберёте информацию, тем выше шансы на него.
Все нужные технологии уже есть. Дело лишь за новым игроком, который предложит рынку ориентированный на потребности клиентов открытый продукт без привязки к RIP. В оптимальном варианте такое решение должно обеспечивать всю необходимую интеграцию с единоразовым вводом данных — от оценки заказа до запуска в производство и выставления счетов. Это расширит возможности пользователя и будет привлекательнее по ежемесячной плате.
Хотя облачных решений Caldera пока не предлагает, хотелось бы в завершение привести цитату президента компании Джозефа Мергу, который наглядно объясняет, на что ориентироваться при выборе: «Всегда рады представить наши возможности в сфере широкоформатной печати и финишинга. Но не забывайте, что эффективное решение подразумевает детальное знакомство с имеющимися инструментами для производства, печати и финишинга, материальной базой, планированием, методиками работы и пр. Именно поэтому мы создали продукт Flow+, который через подключение к RIP и оборудованию охватит все задачи, от выставления коммерческих предложений до отгрузки продукции. При желании можно ознакомиться с отзывами и впечатлениями наших пользователей. Отмечу, что на практике оценка заказов зачастую сложнее, чем представляется на первый взгляд, особенно если в работе задействованы финишные операции. Иногда стоит сменить материал на более дорогой, даже если кажется, что это «убытки». Фактически же потери будут больше, если строго придерживаться калькуляции, заменяя рулон, расходуя время и материалы на запуск тиража! Коммерческое предложение — это всего лишь фразы, но, приняв заказ, вы должны выдать результат, который не стыдно отправить заказчику, причём с выгодой для себя. Flow+ делает работу предприятия эффективнее и прибыльнее, обеспечивая высочайший уровень обслуживания клиентов».
Caldera верно расставляет приоритеты, и скоро это поймут и другие. Интересно будет вернуться к теме в конце 2012 г. и оценить, насколько облачные технологии помогли широкоформатным производствам и способствовали повышению их эффективности и прибылей.
Об авторе: Штефан Аранофф (arttexsteve@msn.com), основатель и директор ARTTEX Associates. Более чем 30-летний опыт в производстве и продажах продуктов для печати/цифровой работы с изображениями с акцентом на рыночную универсальность. Консультационная компания ARTTEX разрабатывает и внедряет стратегии бизнеса, продаж, маркетинга для крупных и малых компаний. Среди услуг — вывод зарубежных продуктов на локальные рынки.
* Журнал SGIA Journal. May/June 2012. Публикуется с разрешения ассоциации SGIA. (с) 2012.
Функции АСУП для широкоформатного производства должны охватывать:
-
оценку (данные по материалам и контроль складских запасов);
- приём запросов на заказы и оценку стоимости;
-
подготовку документов для клиента для утверждения заказа на основании представленных данных;
- управление цифровыми активами;
-
ввод данных по заказу;
- утверждение цветопробы;
-
планирование загрузки производства;
- сбор производственных данных;
-
инструменты корректировки стоимости заказов с учётом точности оценок и других факторов;
- ввод/вывод из/в систему бухгалтерской отчётности с получением данных от учётной записи каждого клиента.
Наличия одной из перечисленных функций недостаточно для принятия решения. Так, система управления цифровыми активами полезна для компании, но только при условии интеграции в техпроцесс она будет реально способствовать управлению ресурсами и повышению доходов.