101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Очень личный бизнес...

  • Игорь Терентьев
  • 12 декабря 2012 г.
  • 4364
Фотокниги — очень личный продукт. Как по отношению к клиентам, так и к организации производства. В каждой компании на этом рынке есть свои предпочтения, секреты и ноу-хау.
Борисом Титовым, типография «П-Центр»
Б. Титов: «Надеемся на более динамичный рост на этом рынке»

С Борисом Титовым, коммерческим директором оперативной типографии «П-Центр», мы беседуем за чашкой чая в его скромном рабочем кабинете с чудесным видом на Останкинский пруд. На визитке у Бориса — ещё несколько названий: «Визитки On-line», «Эдитус», «Имиджбук». Всё это — онлайн-сервисы, к необходимости развития которых основанный в 1992 г. «П-Центр» подтолкнула сама жизнь. На высококонкурентном рынке цифровой печати не станешь успешным, не развивая автоматизированные сервисы и не открывая новые направления. Каждый из проектов заслуживает отдельной публикации, на этот раз мы обсуждаем «Имиджбук».

«Фотокнигами мы занимаемся давно и серьёзно, добились неплохих результатов, — рассказывает Титов. — Впервые обратили на этот рынок внимание ещё на Ipex-2006. Вернувшись, постарались осмыслить увиденные решения и образцы продукции, а в следующем году начали разрабатывать собственный софт». Для реализации проекта «Имиджбук» был необходим простой и удобный фоторедактор, который мог бы освоить любой человек, знакомый с компьютером. Плюс — интерфейс для отправки готовых макетов фотокниг в типографию. Вскоре стало ясно, что специализированные решения для выпуска фотокниг более функциональны, чем «доморощенные» — их просто нужно объединить с собственными наработками по организации производственного процесса. В 2009 г. сделали ставку на M-Photo. Борис объясняет: «После установки ПО на компьютер у клиента есть всё необходимое — личный кабинет, инструменты для оплаты, просмотрщик готовых альбомов. После подтверждения заказ выгружается в систему ImageBook и начинается его выполнение». Кстати, разработка пригодилась не только в «П-Центр»: как отдельный коммерческий продукт Imagebook внедрён уже не на одном производстве.

Машины

Алексей Алпатов,  «П-Центр»
Теперь все заказы на фотопечать переведены на Xerox Color 800. Хотя формально скорость печати этой ЦПМ в цвете — всё те же 80 стр./мин, что и у DocuColor 8000, начальник отдела допечатной подготовки Алексей Алпатов отмечает: «По производительности разница между ними, как между небом и землёй»

Фотокниги — продукция специфическая. Печать нужна только в цвете, требования к качеству — самые высокие. До последнего времени в «Имиджбук» вся нагрузка по цветной печати ложилась на 80-страничную Xerox DocuColor 8000. По словам Титова, заказчиков полностью устраивает качество печати. Однако по мере роста бизнеса узким местом стала производительность контроллера печати. Фотокниги — «тяжёлые» задания. Полосы насыщены фотоизображениями, тиражи очень короткие — от одного до нескольких экземпляров. Поэтому при пиковой загрузке, когда через сервис проходят сотни заданий в сутки, неповоротливость RIP стала реальной головной болью. Поэтому летом 2012 г. решили установить новейшую Xerox Color 800 («младшую сестру» Xerox Color 1000, представленной впервые на выставке Ipex-2010). А первые коммерческие заказы на ней были исполнены 8 августа.

Титов признаёт, что с профессиональной точки зрения у новой ЦПМ качество печати выше, но кардинальной разницы со старой клиенты не видят: «Есть даже отрицательный эффект новизны — у 800-й тонер безмасляный, а отпечатки по качеству очень похожи на офсетные. Вроде бы мы должны этому только радоваться, но у некоторых клиентов уже сформировалась привычка к глянцевым оттискам с толстыми слоями тонера в плотных областях. Мы перешли на более современную и качественную технологию, а клиенты, бывает, просят: лучше отпечатайте, как раньше, с глянцем». Впрочем, большинство заказчиков техническое перевооружение одобрили и голосуют за него рублём…

После поступления задания на печать в 80% случаев оно обрабатывается автоматически — делаются спуски полос, готовые задания перемещаются в «горячую» папку. А цветокоррекция целиком на усмотрение заказчиков — изображения доходят до контроллера печати в исходном цветовом пространстве RGB, загружаемом в M-Photo. Алексей Алпатов отмечает, что никаких автоматических коррекций фотоизображений не выполняется.

Максимальный формат фотокниг — А3. Получается, что для изготовления обложек под твёрдый переплёт или скрепку нужны отпечатки формата А2. Цифровых листовых машин такого формата не существует. В «Имиджбук» нашли простое и изящное решение — обложки печатаются на широкоформатном струйном фотопринтере Canon imagePROGRAF iPF8300. Качество его печати и цветовой охват превосходят достижимые тонерными ЦПМ (дополнительный плюс — ведь на обложку смотрят в первую очередь), а правильно подобранные плёнка и технология ламинирования гарантируют отсутствие брака. Не секрет, что ламинирование тонерных оттисков с плотными заливками — частая причина рекламаций клиентов. То плёнка отойдёт на сгибе мягкой обложки или фальце, то не держится по краям после подрезки.

Материалы и переплёт

Лариса Любимова, «П-Центр»
Заготовка переплёта и готовая фотокнига — вотчина переплётчицы Ларисы Любимовой

Стандартизировать процесс и гарантировать стабильность качества позволяет ограниченный выбор печатных материалов. Для большинства фотокниг — бумага Color Copy плотностью 200 г/м2, для самых дорогих изданий — Xerox Everflat с повышенной раскрываемостью.

Ноу-хау «Имиджбук» — книги в твёрдом переплёте собираются необычно. Секрет прост — самоклейка. Обложки для переплёта типа 7БЦ печатают на самоклеющейся бумаге и ламинируют. Далее на неё укладывают картонные детали (см. фото). Ещё одну самоклеющуяся полоску прихватывают к фотоблоку внакидку проволочными скобами, клеящейся стороной наружу. Далее блок подрезают с трёх сторон, подложку с самоклеющейся полоски на блоке снимают и вставляют его в собранный переплёт. Внутренние сторонки переплётов заклеивают форзацами. Последняя операция — фотокнигу отправляют в пресс. Никаких термоклеёв и ниток! Расходные материалы при такой технологии по сравнению с традиционной обходятся дороже, но процесс гораздо технологичнее при минимуме брака.

Переплёт на проволочной спирали
Среди образцов фотокниг — вариант в переплёте на проволочной спирали. Обложка в этом случае не ламинируется, поскольку снаружи книгу защищает лист плотного прозрачного пластика

Помимо твёрдого и спирального переплётов, предлагаются фотокниги на скрепках. Это самый доступный вариант. А от КБС отказались — слишком велик риск брака. В бизнесе фотокниг даже единичный брак — потеря заработка, поскольку заказ скорее всего придётся перепечатать.

Объёмы и перспективы

Рынок фотокниг — самый быстрорастущий сектор цифровой печати. Генеральный директор «Имидж-бук» Леонид Русанов рассказал, что в 2011 г. прирост составил около 45%. Для этого бизнеса характерна сезонность: есть «неактивные» периоды с середины февраля до середины апреля, с середины июля до середины сентября; есть «пиковые» — с середины ноября по декабрь, май-июнь.

Что касается структуры заказов, то примерно половина приходит от частных лиц. Вторую часть оборота обеспечивают профессиональные фотографы — свадебные, школьные и т. п. «А как часто профессионалы предъявляют претензии к качеству печати?» — поинтересовался я у Титова. «Мы уже давно научились выдавать качество, которое удовлетворяет большинство наших клиентов, — ответил Борис. — Важно, чтобы оно оставалось стабильным и предсказуемым, тогда всё в порядке».

Если говорить о форматах и переплётах, то самые популярные книги — в твёрдом переплёте, квадратные формата 20×20 см, далее следуют в равных долях 25×20, 29×20 и 30×30 см. В среднем в фотокниге 30–50 страниц.

Титов сетует, что при устойчивом росте какого-то взрыва интереса к фотокнигам на нашем рынке не наблюдается. Поэтому пока к расширению производства в компании относятся с большой осторожностью. Впрочем, настоящую пользу от запуска более производительной ЦПМ в «Имиджбук» должны ощутить поздней осенью — в высокий сезон…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Творческая трансформация в стиле ConceptD

Каков в деле ноутбук-трансформер Acer класса рабочей станции с сенсорными экраном и пером Wacom? Впечатления цифрового иллюстратора.

ТЕСТ: Второй раз — в премиум-класс

Вы знали, что каждая тонна переработанной бумаги, картона и гофрокартона сохраняет примерно 17 деревьев, 26 тонн воды и 11 баррелей нефти? А ведь в процессе переработки есть ещё много всего таинственного и интересного.

Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т. п.)?

Большинство участвующих в опросе согласно с тем, что небольшие универсальные послепечатные устройства являются хорошим решением для малых типографий.

Универсальные «солдаты» послепечати

Выбираем универсальное компактное послепечатное устройство, сочетающее в различных вариантах функции резки, биговки, перфорации и фальцовки.

Лак и фольга на «цифре» как символы яркой перспективы

Цифровая типография «Гуд Принт» (Екатеринбург) — одна из крупнейших на Урале — первой в регионе приобрела в феврале 2020 г. цифровую машину MGI JETvarnish 3DS & iFoil S для выборочного лакирования и фольгирования. Директор предприятия Алексей Сосновских считает установку этого оборудования полезной и перспективной и намерен формировать под него местный рынок.


Новый номер

Тема номера — «Универсальная печать». Запуски в пандемию: CTP Amsky в Ульяновске и ЦПМ Heidelberg в ПСП. MGI в «Гуд Принт». Инновации Koenig & Bauer к drupa. Обзор Mimaki UJV100-160. Тайный Покупатель о книгах в интегральном переплёте.


Голосование
Считаете ли вы перспективным переход на светодиодное отверждение в широкоформатной печати?
    Проголосовало: 34