Попадая в Японию, сразу понимаешь, что фастфуд нашёл почитателей на закрытых некогда островах. И если ноги местных девушек, как и наряды, сохранили традиционную эстетику бонсая, то этого никак не скажешь о телосложении. Так и лезет на ум: «У нас в Техасе всё большое»…
Япония — традиционно активно печатающая страна. При взгляде на витрины книжно-журнальных магазинов в душу закрадывается большое сомнение в правдивости детских рассказов про «СССР — самую читающую страну в мире»; мягко говоря, это было преувеличение…
Если японцы и не самые читающие, то уж самые «смотрящие» наверняка! Большинство этой продукции — разнообразные комиксы далеко не изысканного содержания (что полиграфистов не особо волнует) и исполнения (что занятно). И это в одной из самых высокотехнологичных стран!
Многие отечественные коллеги со мной не согласятся — ведь у нас так принято стремление к абсолютному качеству, — но я бы назвал это соразмерностью… Продукция решает ровно ту задачу, которая поставлена. И каждому её потребителю (не говоря уже о заказчиках) ясно, что книга комиксов стремительно начнёт превращаться в макулатуру, как только покинет прилавок. Превращение полностью завершится примерно через неделю — к моменту выхода следующего выпуска серии.
Японскому обществу вообще свойственна соразмерность. Тут трудно найти огромные частные дома или вызывающе большие автомобили. Советские авторы называли это «заколачиванием гвоздей» (не высовывайся!), но тут довлела политика. А всё гораздо сложнее и проще одновременно. Традиция соблюдать разумные пропорции в крови островного народа. Хотя, судя по воздействию фастфуда, традиции меняются…
А ещё там очень быстро двигаются.
Виной ли тому потогонные нормативы или генетическая память, хранящая следы боевых искусств самураев, но даже контролёр штампует билеты с такой скоростью, что на лбу выступает пот… Куда уж нашим вяло плывущим слугам РЖД! А на производствах устанавливают специальные рамки-измерители скорости (видимо, для внутренней работы сотрудников над собой).
Никаких излишеств
Типографии в Японии вполне соответствуют понятию соразмерности. Хотя и тут бывают исключения (иногда даже дубовый паркет в печатном цехе), но в целом они построены по принципу палубы боевого корабля — ничего, кроме самого необходимого. А оно может работать десятилетиями, и «месяц назад установленная» машина может соседствовать со старожилом 20-летней давности. И много ручного труда, хотя конкурировать приходится со сверхсовременными роботами. Подобно тому, как на станции железной дороги у подножия Фудзи суперсовременным турникетом работает девушка в наряде японской школьницы, так и в типографии порой встречаются ручные технологии. Например, в одной из старых типографий облой с вырубки удаляли вручную, что повергло россиян в недоумение.
«Мелочёвка» отгружается через контрольное взвешивание. Видимо, стремление японцев к точности перевешивает затраты на «избыточную» операцию. Ноу-хау это не назовёшь, но в отечественной практике тотальный контроль отгрузки по весу встречается нечасто.
Ещё пара наблюдений. Специально обученные люди в типографии сбивают стопу перед печатью. И больше ничего не делают. Стопа уже готовая, перетряхнутая и столкнутая стоит и ждёт своей очереди в печать. Должно быть удобно… И второе — контрольные шкалы не в виде привычных квадратиков разного назначения, но непрерывными линиями основных цветов. Хорошо заметна неравномерность раската, если она вдруг возникает. Места требуется больше, но оно, как правило, есть. Контроль осуществляет специальная машинка. Раньше такие шкалы мне не встречались.
Превращение Ryobi
В японском эпосе есть сказка про маленькую рыбку. Она покидает отчий дом, чтобы покорить водопад. В пути отчаянного малька подстерегают опасности. Но мужественно преодолев их, рыбка всё же поднимается навстречу бурному потоку и превращается в дракона. Сказка дарит надежду: трудолюбие и настойчивость из любого сделают гиганта! Показательно, как и история Ryobi Graphic Systems Division.
Совсем недавно бренд Ryobi ассоциировался с машинами малого формата. Хотя некоторые продукты использовались признанными лидерами для OEM-продуктов под своими марками, в качестве игрока высшей лиги компания не рассматривалась. И вот теперь, когда весь мир «большой» полиграфии бьётся в цифровых конвульсиях, наша маленькая рыбка вдруг превратилась в дракона.
Ставка на инженерное совершенство и внедрение передовых технологий оправдалась. Машины, выпускаемые сегодня под брендом Ryobi (даже малых серий), оснащены печатными цилиндрами двойного размера, что обеспечивает высокую стабильность характеристик печати и точности передачи листа по печатному тракту в многокрасочных конфигурациях. И светодиодная УФ-технология (LED UV) получила первое коммерческое воплощение в офсете именно на машинах Ryobi.
Завод
На плане цеха помечены собираемые машины и подписаны ответственные за них |
Неподалёку от печально известной Хиросимы, на новой площадке, получившейся в результате сноса верхушки горы, расположено основное производство машин больших серий. Рядышком располагается и литьевое производство Ryobi — главного бизнеса компании.
Производство небольшое. Всё по принципу разумной достаточности. Механические процедуры доверены станкам с ЧПУ, сборочные исполняются по большей части вручную, с широким использованием электроинструмента Ryobi (ещё одно глобальное направление деятельности компании).
И везде обозначена персональная ответственность рабочих. На станках, обрабатывающих центрах и сборочных площадках висят фотографии ответственных товарищей — очень дисциплинирует.
Здесь, как и вообще в Японии, стремятся к максимальной эффективности. Для контроля скорости перемещения по цеху применяются специальные арки. Прошёл одну — включился счётчик. Достиг второй — загорелась лампочка. Если замешкался — лампочка будет красная. Зелёная — молодец! Я попробовал — двигаться надо очень энергично. Как они…
Ryobi гордится тем, что все машины проходят предваряющую отгрузку сборку. Все собираются в специальном цехе, юстируются, на них производят пробную печать. И разбираются к отгрузке. Так обеспечивается быстрая и беспроблемная сборка машины у заказчика.
Новая надежда: серия 760
Главной целью нашего визита была презентация новой серии полуформатных печатных машин. Почти 10 лет флагманской полуформатной серией Ryobi была 750-я. (Она же послужила тестовой площадкой для технологий, воплотившихся в бестселлере компании — машине формата А1 серии 920.) Нижний ценовой диапазон «полуформаток» занимала серия 780 — экономическая, планетарного построения. Но жизнь диктует своё. Заказчики становятся требовательнее, «цифра» не даёт спать спокойно, да и планетарная система уже не удовлетворяет современным запросам. И с этого года в качестве младшего брата серия 750 дополнена линейкой 760E. Е — значит Economy (экономичная).
Машина построена на платформе 750 — с двойными печатными и передаточными цилиндрами. Не экономили и на важных функциях, влияющих на эффективность. Машина оснащена системой полуавтоматической смены форм и смывками валиков красочного аппарата, резиновых полотен. Ряд решений позволяют максимально сократить занимаемое пространство. Ведь ориентирована она в основном на тех, кто мигрирует с малых машин или даже приходит в офсет с цифровых рынков. Для пущей компактности пульт печатника совмещён с приёмкой (что тоже диктуется целевой аудиторией).
Высота приёмки (совсем небольшой, иначе не дотянуться до пульта) сразу намекает на то, что основной рынок для машины — малые тиражи. Скорость ограничена (есть подозрения, что «электроникой») на уровне 13 000 отт./ч. Формат — 765×600 мм. Считается, что он (в противовес парадигме серии 920) позволит охватить рынок продукции, которой требуется размер «чуть больше», чем традиционной полуформатке.
Для снижения цены свобода конфигурирования несколько ограничена. Машины есть в конфигурациях 2, 4, 5 и 6 красок. Каждая может быть оснащена устройством переворота листа. УФ-исполнения нет.
Хотя серия только анонсирована, в тестовом зале завода уже представлено несколько машин, почти готовых к отгрузке.
Целевые функции Ryobi
Блиц-интервью с руководителем по международным продажам и маркетингу Ryobi Кохеи Яцумото прояснило, какие идеи компания закладывает в новые продукты, кого видит своими клиентами и партнёрами.
Каковы в наши непростые для полиграфической индустрии времена продуктовые и географические ориентиры Ryobi Graphic Systems?
У Ryobi сегодня есть флагман — модель 920 формата А1. Она обеспечивает значительные преимущества, особенно в плане снижения затрат. Экономит занимаемые площади, электричество, сокращает расход форм, офсетных полотен и прочего. Это наш бестселлер.
А самый большой рынок для нас — Китай… Традиционно мы ориентировались на Японию, но сегодня именно Китай — наш стратегический рынок. А ещё — Бразилия. Рынок же развитых европейских стран и Северной Америки — очень «медленный» из-за экономического кризиса и специфики полиграфического бизнеса. Но недавно мы поменяли дистрибьютора в США на Ferrostaal и надеемся на быстрое изменение ситуации. После Drupa-2012 уже есть сдвиги к лучшему.
А как обстоят дела c машинами малых форматов?
Рынок ЦПМ очень активен, поэтому сектор офсетных моделей класса «дупликатор» сильно сжался. Но мы на нём всё же остаёмся. В Японии, Бразилии и США машины формата А3 всё ещё находят покупателя. Многие наши потребители ушли в «цифру», но есть и возвращающиеся обратно. Мы намереваемся оставаться в этом бизнесе.
Кто сегодня покупает малые машины?
От самых маленьких до самых больших наших клиентов — все покупают малые машины. Даже если типография большая, у неё всегда может быть маленький заказчик. Или большой, но с маленьким заказом. И наша малоформатная машина — полезное вспомогательное оборудование, эффективно удовлетворяющее малые запросы клиентов. Для них и продаём. Ну и для самых маленьких, для которых это основа производства.
Вы презентовали новую машину в классе В2. Каков целевой рынок и главный потребитель?
Это, как мы говорим, «средний класс» печати. Наша основная целевая группа — выросшие из формата машин А3 и готовые к большему. Плюс имеющие машины В2 и расширяющие или модернизирующие производство. Появление 760-й серии было ответом чаяниям рынка. Мы уже выпускали экономичную 780-ю модель, построенную по планетарному принципу. Но клиенты хотят большего! На базе серии 750 мы построили экономичную модель, которая позволяет сократить используемое пространство, экономить электричество. Нашей главной задачей было сократить габариты машины, ориентируясь на клиентов, переходящих с малых форматов на В2. Они обычно крайне ограничены пространством. 750-я машина для них слишком велика. Поэтому нашей целевой функцией была компактность. Поэтому же на машине нет УФ-комплектации — там просто нет места для сушки, даже для сверхкомпактной LED UV.
А как насчёт LED UV на других машинах? Технология успешна? Как много установок?
УФ-печать сегодня — базовая тенденция. Всё больше и больше запросов на машины с ультрафиолетом. Сегодня время — деньги! Скорость — главное конкурентное преимущество. С LED UV нет нужды «сушить» продукцию между и после печати. Оттиски можно сразу резать, фальцевать или отгружать заказчику. Речь идёт даже не столько о пластике или других невпитывающих материалах, сколько о традиционных заказах. А по сравнению с традиционными лампами, производящими озон и требующими специального оборудования и систем вентиляции, наши светодиодные лампы потребляют много меньше электричества, занимают меньше места и позволяют сделать систему сушки куда компактнее. Большинство японских потребителей предпочитают именно светодиодные технологии.
Все наши машины сегодня готовы к УФ-технологиям, весь красочный аппарат является универсальным и может использоваться и с обычными, и с УФ-красками. Машина легко модернизируется. Но мы рекомендуем клиентам, задумывающимся об этом, сразу заказывать машину с устройствами контроля температуры красочного аппарата, поскольку УФ-краски очень чувствительны к температуре. Других препятствий к модернизации нет.
Что думаете о российском рынке?
Для нас Россия очень важна. Сейчас продажи у вас невелики. Но мы возлагаем большие надежды на мастер-дистрибутора Ferrostaal. Считаем сотрудничество с этой компанией станет основой успеха нашей деятельности в Бразилии.
Как относитесь к «Логомаш»? Не планируете передать им эксклюзивные права на Россию?
Мы знаем этих людей уже около пяти лет. Они очень надёжны для нас и заказчиков. Рекомендуем «Логомаш» как дилера для продолжения работы с нами. Пока менять ничего не хотим. Надеемся, «Логомаш» оправдает наши ожидания.
Мы подготовили специальные цены на все классы оборудования и надеемся на успех. Сейчас обсуждается несколько проектов, в т. ч. УФ-машины.
Расскажите о ваших проектах по созданию оборудования для цифровой печати…
Этот рынок становится всё больше и больше. Поэтому мы предложили своё решение и представили ЦПМ с жидким тонером на Drupa-2012. Для покупателя она будет доступна в следующем году. У нас много технологий, над которыми ещё надо поработать!