Обширную и разнообразную когорту занимающихся монтажом графики сейчас объединяет один общий знаменатель — наклеиваемые материалы. Самоклеящиеся носители стали ключевым элементом оформительских проектов — от несложного монтажа настенной графики до высококвалифицированной оклейки автомобилей. Иногда элементарную оклейку можно поручить человеку без опыта, хотя результат даже здесь рискует оказаться непредсказуемым. Но в большинстве случаев такая работа требует профессионалов.
Поддерживая постоянные отношения с Альянсом профессионалов в области монтажа самоклеящейся графики (PDAA), ассоциация SGIA прекрасно осведомлена о продолжающемся росте конкуренции в отрасли. Одна из его причин — упрощение процедур монтажа, благодаря новым самоклеящимся материалам, более удобным и предсказуемым в работе. Решены и проблемы с отводом воздуха. На рынок выходят всё новые игроки, что влечёт за собой падение цен. Учитывая это, многие компании ищут альтернативные варианты развития бизнеса, которые позволят задействовать немалый опыт в менее насыщенных сегментах.
Такая разная оклейка
Понять положение дел на рынке услуг оклейки помогут результаты исследования, проведённого PDAA в 2011 г. К перенасыщенным сегментам занимающиеся исключительно монтажом графики компании относят оклейку стёкол, стен, пола, строительных объектов и транспорта. И хотя оклейка автомобилей требует очень высокой квалификации, PDAA отмечает, что решающим фактором конкуренции всё чаще становится цена, а это наглядное свидетельство «комодизации» — превращения направления из услуги в товар.
Помимо перечисленных выше высококонкурентных сегментов, исследование выявило и зоны потенциального роста, требующие дополнительной квалификации. Отличный пример — строительная графика (наружная и интерьерная), монтаж которой идёт на высоте 6,5 м над землёй. Такие услуги предлагает чуть более трети оклейщиков. Тут требуется повышенное внимание к деталям (в частности, к безопасности) и хорошее знание подъёмников, лесов, снаряжения, если нужны верёвки и инвентарь. Но при наличии перспектив усилия целиком окупаются добавочными объёмами работ.
Хороший потенциал и у направлений, где самоклеящиеся материалы даже не используют. Почти две трети занимающихся монтажом графики компаний заявили, что предоставляют услуги по монтажу рекламных вывесок, изготовленных без самоклеящихся материалов. Желающие добавить к ассортименту услуг подвешивание и монтаж рекламных конструкций, баннеров, вывесок из мягких материалов получат новые источники прибылей. В первую очередь это заказы от изготовителей рекламной продукции, заинтересованных в едином квалифицированном подрядчике по монтажу (вывески, оклейка и пр.).
Проанализировав все эти моменты и предприняв нужные действия для получения соответствующих заказов, компании откроют широкие перспективы для бизнеса. Две приведённые ниже заметки иллюстрируют примеры направлений, близких к монтажу графики (а иногда требующих тех же навыков), но выпадающих из традиционной сферы интересов рынка рекламной продукции.
В первой статье на с. 26 инструктор по монтажу Джастин Пейт с помощью отточенных навыков в буквальном смысле слова меняет цвет автомобилей с помощью новых самоклеящихся плёнок (весьма неплохой потенциал для тех, кто в состоянии освоить данное направление). Второй пример со с. 28, описанный представителем Dreamscape Роем Ричи, рассказывает о постепенной замене традиционных обоев самоклеящимися материалами и о точках пересечения для монтажа графики и поклейки обоев.
Понимать рынок
Чтобы вывести бизнес по монтажу графики на прибыльные пути, приходится менять свои взгляды, а это всегда непросто. Но ведь необходимо оставаться в русле тенденций. Индустрия монтажа графики никогда не была статичной. 20 лет назад большинство оклеивало трейлеры вырезанными из винила буквами. Сейчас те же специалисты занимаются лодками, зданиями, мебелью и практически любыми восприимчивыми к клею поверхностями. А пресловутые трейлеры пестрят цветными, отпечатанными цифровым способом изображениями.
Под лежачий камень вода не течёт.
Будучи свидетелем того, как цифровые печатные технологии взорвали фундаменты полиграфии за последние два десятилетия, могу утверждать: уверенно сейчас чувствуют себя те, кто настойчиво искал ниши с потенциалом роста, а во многих случаях — попросту входил в сегменты, где уже есть деньги.
Об авторе: Дэн Маркс (dan@sgia.org), вице-президент SGIA по рынкам и технологиям. Его задача — популяризировать направление специализированной графики, помогая типографиям и их клиентам в поиске и освоении перспективных технологий с выходом на более прибыльные сегменты рынка. За более чем 20 лет работы в SGIA он написал множество статей для специализированных изданий всего мира, выступал на разнообразных отраслевых мероприятиях, пропагандируя инновационные технологии.
* Журнал SGIA Journal. September/October 2012. Публикуется с разрешения ассоциации SGIA. (с) 2012.