Андрей Зарецкий, генеральный директор типографии «Август Борг» (Москва):
Если рассматривать меры повышения эффективности по степени важности, то у нас порядок следующий:
1. Приобретение более автоматизированной техники, по сравнению с имевшейся. С начала 2009 г. мы запустили более 10-ти единиц современного оборудования. Следствие — сокращение числа сотрудников.
2. Повышение квалификации и обучение сотрудников новым профессиям. С начала 2009 г. более 30-ти работников получили вторые (и даже третьи) профессии. Благодаря этому растёт объём работы, выполняемый каждым. Следствие — сокращение персонала.
3. Внедрение стандартизации и отработка технологий. Если добиться этого, снижается брак, меньше рабочего времени тратится на переделки тиражей. Если технологии отработаны, уменьшается количество времени на переход к следующей стадии работы. Это тоже уменьшает затраты.
4. Увеличение среднего объёма заказа. Тут есть два пути. При первом увеличивается средний тираж: меньше работы достаётся менеджерам, препрессу и пр. В результате на каждый полученный рубль нужно меньше людей. Но это не наш случай. К тому же сейчас, когда тиражи повсеместно сокращаются, ожидать их увеличения было бы слишком большим оптимизмом. У нас средний объём заказа растёт за счёт увеличения количества страниц. Это позволяет менеджерам экономить на скорости расчёта, производственникам легче проверять однотипные страницы, проще логистика по закупке материалов, их хранению и перемещению. Есть у больших работ и другие «приятные мелочи». Процент многостраничных работ у нас растёт год от года.
5. Некоторые наши товары мы перевели в интернет-магазин самообслуживания: среди прочих преимуществ, это тоже снижает число сотрудников.
6. Поиск и внедрение расходных материалов меньшей стоимости при сохранении/улучшении технологических свойств. Например, мы используем белила корейских фирм, планируем перейти на корейские пантоны — у нас достаточно работ с их применением.
Константин Касацкий, генеральный директор компании «Печатный дом “Каскон”» (Москва):
Это серьёзная тема. У каждого владельца или директора полиграфического производства есть своя «секретная» метода, её эффективность проверяется временем и финансовыми показателями.
В кризис 2008 г. мы не сокращались, а наоборот — приобрели ЦПМ НР Indigo 5500 и вышли на рынок цифровой печати. Эффективность этого приобретения тогда заключалась, в частности, в получении лояльных условий от продавца. Разумеется, покупали не просто потому, что в тот момент можно было взять дешевле. Мы оценивали тенденции рынка, на котором происходило сокращение тиражей и сроков их изготовления.
Обратная ситуация сложилась сейчас: мы отказались от приобретения нового высокотехнологичного оборудования, несмотря на хорошие условия, и сосредоточились на эффективности работы каждого члена команды, от разнорабочего до руководства. Сократили неэффективные рабочие места. Повысили зарплаты с одновременным увеличением количества обязанностей, т. е. дали сотрудникам возможность зарабатывать. Стали предлагать клиенту комплекс услуг: от технологических консультаций и дизайна до подбора типографии. Как правило, клиент при этом не уходил в другую типографию, а поручал нам выступить посредником и гарантом качества.
Но вложились мы и в новые технологии: оплатили разработку и запустили онлайн-сервис по заказу, изготовлению и доставке фотоальбомов и календарей (www.sambuka.me). Таким образом, вышли в сегмент виртуальных заказов от физических лиц. В скором времени на базе этого сервиса заработает онлайн-заказ и для коммерческой продукции.
Эффективно ли всё это? Пожалуй да, показательно, что в новогодние праздники мы не подвели ни одного из наших заказчиков.
Артём Дюженков, генеральный директор типографии «Формула цвета» (Москва):
Главным драйвером эффективной работы сейчас является наша система автоматизации. Тесная интеграция управления производства с онлайн-сервисами, лёгкое получение информации по заказам и клиентам позволяют быстро и эффективно работать с большим количеством заказов. Система позволяет стандартизировать техпроцесс от калькуляции до отгрузки.
Помогает технология Anicolor на наших печатных машинах. Высокая скорость приладки и минимальное количество отходов позволяют эффективно работать в сегменте коротких тиражей. Что бы кто ни говорил про «цифру», но тиражи выше 300-500 экз. всё-таки пока остаются за офсетом. К сожалению, эта технология пока доступна только для печатных машин малого формата. На машине первого формата мы установили сканирующий прибор для измерения оттисков, причём с обратной связью. Он тоже экономит время и материалы на приладке.
Есть у нас и практика поиска более доступных по цене материалов. К сожалению, не всегда такая замена положительно сказывается на эффективности. Часто всё заканчивается возвратом к старым и проверенным материалам. Этот путь повышения эффективности мы не забываем, но и особых надежд на него не возлагаем.
Иван Гудим, директор компании Print Design (Москва):
Очень сложно ответить, какие меры повышения эффективности лучше всего, когда с утра до вечера принимаешь эти самые меры. Рынок полиграфических услуг сейчас очень непростой, и то ли ещё будет!
Новые технологии могли бы, конечно, очень помочь, но принципиально новых уже давно не видно. Совершенствуются имеющиеся машины и материалы… Словосочетание «революционная технология» всё чаще вызывает грустную улыбку, как фейслифтинг очередного автомобиля-мыльницы. Действительно новые технологии, за свои 20 лет в отрасли, могу пересчитать по пальцам. Большинство из них являются новыми только для российского рынка. Но и в существующих технологиях есть очень много возможностей и интересных решений, нужно их осваивать.
Да, мы сокращаем себестоимость продукции путём подбора более дешёвых расходных материалов, но с обязательным условием, чтобы это не шло в ущерб качеству продукции или услуги, здоровью сотрудников, не вредило оборудованию и не вызывало дополнительных затрат времени. Хороший пример позволяющих экономить материалов — китайские формы, картоны, бумаги. Их качество уже поднялось до приемлемого уровня.
Вопросы оптимизации количества сотрудников, изменений в оплате труда встают очень остро именно сейчас, при уменьшении количества работ и величины добавленной стоимости. Зарплата — основной постоянный расход на полиграфическом производстве. С другой стороны, эффективность предприятия на 99% зависит от сотрудников, поэтому достойная, справедливая оплата труда — важнейшая часть договора предприятия с сотрудником.
Любимая задача всех управленцев — «заставить сотрудников работать». Это правильно, но мотивация каждого человека индивидуальна, она зависит от уймы факторов. Как быть справедливым в этих вопросах? Есть много методов, от сдельной оплаты труда до составления почасового отчёта о работе. Но ни один не позволил пока окончательно избавиться от недобросовестных работников (на ум приходит аналогия с известным медицинским анекдотом: «Если пациент действительно хочет жить, медицина бессильна»). Лишние сотрудники едят хлеб своих коллег и расхолаживают коллектив. Но именно бездельники лучше всего демонстрируют занятость и важность. Я был во многих европейских и американских типографиях. Там люди работают с минимальным контролем со стороны руководства, но ответственно, качественно и добросовестно.