Илья Новичков, исполнительный директор компании Netprint (Москва):
На рынке фотопечати мы с 1994 г. Изначально основной продукцией были традиционные фотографии с плёнки. Объём фотопечати тогда составлял около 1 млн отпечатков в год. Постепенно баланс смещался в область цифрового фото, и мы пришли к необходимости создания сайта для привлечения онлайн-клиентов. В упрощённом варианте сайт Netprint.ru появился в 2004 г. За 2004–2005 гг. компания напечатала более 100 млн фотографий. В 2006 г., когда на рынке фотопечати наблюдалось стабильное снижение, мы задумались об обновлении ассортимента товаров. На Западе активно развивались персонализированные фотокниги с подписями и тематическими дизайнами. И мы поняли, что будущее — за ними.
Что необходимо для успешного развития бизнеса по изготовлению фотокниг?
В первую очередь, это, конечно, денежный ресурс. Выходить на рынок фотопечати, имея менее 3-4 млн долл., бесперспективно. Многое зависит от финансирования, в т. ч. правильно подобранное производственное помещение, уровень оборудования и, как следствие, качество выпускаемой продукции. Наши офисные и производственные мощности занимают около 3500 м2. Что касается оборудования – мы начинали с одной машины НР Indigo, а сейчас имеем четыре ЦПМ этой марки различных модификаций.
Второй момент — покупной софт или самодельный. Кажется, проще купить готовое решение, но рано или поздно понимаешь, что производители софта очень неохотно и долго адаптируют его под ваши требования. На сегодняшний момент мы сами разрабатываем ПО, в отделе программных разработок трудятся более 20-ти человек.
Третье: как быстро доставить готовый заказ покупателю? Есть несколько способов: почта, курьерская доставка и пункты выдачи — чтобы люди сами могли прийти и в удобный момент забрать заказ. По нашему опыту, пользователи в большинстве случаев выбирают последнее. К концу 2012 г. мы располагали сетью из более чем 200 точек выдачи, развёрнутой на базе собственной логистической службы по всей стране. К концу 2013 г. вместе с партнёрами планируем открыть ещё около 300 пунктов выдачи заказов по России.
Всё это позволило компании выйти на лидирующие позиции на рынке печати фотокниг: по оценкам аналитических компаний, мы занимаем около 70% данного рынка.
Перспективу, помимо маркетинговых акций, видим и в развитии партнёрских взаимоотношений с компаниями, которые хотят развивать этот бизнес. Партнёрам предлагаем готовое решение, включающее производство различных изделий на нашем оборудовании, комплект ПО, готовую инфраструктуру доставки и выдачи заказов и многое другое. Сейчас наблюдаем стабильный рост и развитие рынка печати фотокниг и с готовностью делимся опытом с теми, кто хочет на нём работать.
Алексей Гридин, директор компании «Студия 52» (Ставрополь):
Фотокнигами заниматься сложнее, чем обычной цифровой печатью, но лишь потому, что обычная цифровая печать представляет собой в большинстве случаев небольшой салон — удел микрокомпаний. В них мало людей, слабая инфраструктура, слабая организация. Поэтому для «обычных цифровиков» фотокниги неожиданно оказываются проблемной продукцией. И самое главное, что тут надо много думать и учитывать массу факторов, организовывать сложную инфраструктуру.
Но всё это не так уж и страшно. Для предпринимателей с опытом создания средних и крупных компаний в любой области (лучше, конечно, в онлайн) здесь нет ничего особенного. Производить и продавать фотокниги не намного труднее, чем любой другой продукт в интернете. Единственное значительное ограничение для действительно профессиональных инвесторов — ёмкость рынка. По моему опыту общения с инвесторами, для них сейчас фотокниги не очень интересны, поскольку нужны значительные маркетинговые вливания для развития рынка. А развивать рынок очень дорого. Им интереснее работать на готовых рынках, чья ёмкость уже исчисляется миллиардами: одежда и обувь, финансы, электроника, туризм, авиаперевозки. А нам, в свою очередь, достаточно сложно создавать современную, мощную компанию без привлечения инвестиций.
Если говорить о тех деталях и сложностях, с которыми я лично столкнулся, то это отсутствие готовых решений в постпечатном оборудовании. Я нашёл только одну крышкоделательную машину, которую можно настроить на тираж по материалу и формату менее чем за минуту. А это важно для фотокниг. Слабо понимают эту тему и продавцы оборудования.
Ещё она проблема — не хватает профессиональных кадров на рынке интернет-маркетинга. В нашем городе такую команду собрать не удалось. Мы успешно работаем в этом направлении с московскими подрядчиками. Мешает слабое развитие логистики (с этим сталкиваются многие компании, занимающиеся интернет-торговлей).
Но безусловный плюс фотокниг — их эмоциональная составляющая. Многим людям они нравятся. Те, кто видят «вживую» фотокнигу, очень хотят сделать такую же.
Константин Касацкий, генеральный директор компании «Печатный дом “Каскон”» (Москва):
Мы активно производим фотокниги чуть более полугода: послепечатное оборудование закупили на Drupa2012. Освоили несколько типов фотоальбомов в твёрдом и мягком переплёте, делаем календари: домики, перекидные на пружине, квартальники. Это продукция проще и доступнее фотокниги, а у населения пользуется спросом: всегда приятно иметь календарь с фотографиями своих близких.
Продажу ведём только через интернет: кроме собственного сайта sambuka.me, размещаем свои модули на сайтах партнёров — туристических агентств. Заходящие к ним на сайт заранее видят, что можно сделать книгу о своей поездке. Для партнёров предлагаем различные программы и бонусы.
Организация продаж отняла немало времени и средств. На поиски компании для создания собственного ПО ушло около года. Главное было найти «архитектора», который переведёт наши требования на язык программирования. Программисты, конечно, могут решать задачи, но им надо объяснить нашу специфику. За полгода прошло около двадцати «батальных» встреч с программистами, но эти «битвы» оказались, в конечном счёте, результативными.
Теперь у нас есть свои ПО, оборудование и служба доставки. Работаем с фотографами и фотохудожниками со всей округи. Им интересны наши преимущества: например, при изготовлении школьного фотоальбома делаем индивидуальные обложки для всего класса.
После внедрения интернет-продаж для фотопродуктов мы стали внедрять их и на остальных направлениях, в ближайшее время через интернет хотим печатать визитки, буклеты и прочее. Сейчас наша задача — создать «человеконенавистническую» типографию, чтобы тиражи менее 5000 руб. делались без участия менеджера. В перспективе — полное превращение предприятия в онлайн-типографию.