Клиент ищет, где лучше
В предыдущей колонке (Publish № 3, c. 52) я рассмотрел все варианты полошения в струйной печати. Возможно, за кадром остались какие-то редкие разновидности.
Но диагноз — только полдела. Необходимо понимать, как бороться с бедой в каждом конкретном случае. Если зарабатываете печатью (не обязательно широкоформатной), то не раз сталкивались с проблемой рекламаций, в т. ч. из-за плохого качества печати от полошения. И даже если клиент не вернёт тираж, заказов от него больше не дождёшься.
В 2004 г. я работал в рекламном агентстве печатником, и нам перепал заказ на запечатку Красной площади огромнейшими брендмауэрами на 9 мая. Печатали мы очень быстро и, увы, с очень заметным полошением. Технических знаний в те годы у меня и коллег было немного. В общем, трудились как умели, и заказ сдали довольно сильно «полосатый», хотя с расстояния 100 метров и более это было не заметно. Но ведь иные клиенты даже в наружной рекламе принимают заказы, смотря отпечаток в лупу… Тираж нам, конечно, не вернули (всё делалось в последний момент), но мы узнали много нового о себе и своих умениях из уст заказчика. И потеряли его. Так что же делать, чтобы не попасть в подобную историю?
Помощь друга, или 50 на 50
Самостоятельное решение проблем напоминает мне народную медицину. Подхватили простуду — пьём горячий чай с лимоном/мёдом/вареньем, и только если хворь долго не проходит — вызываем врача. Некоторые лезут за ответами в интернет, звонят знакомым и родственникам. Поскольку полошение многими печатниками воспринимается именно как «простуда», самый распространённый вопрос на форумах: «Чем его лечить?» Увы, советы часто даются на уровне народной медицины: «Приложи подорожник, и всё пройдёт».
Форумы кажутся самым простым способом решить проблему, но все знают, где бывает бесплатный сыр, – найти профессиональные советы, касающиеся именно вашего случая, очень сложно. Пока ещё в нашей индустрии не появились маги и экстрасенсы, которые лечат полошение по фотографии. Если что-то болит у вас или у вашего принтера, надо обращаться к специалисту. Доктора ведь ставят диагноз и назначают лечение после личного осмотра. Так же и с полошением — правильно понять и решить проблему на форуме, по телефону или e-mail удаётся крайне редко.
Как бороться с полошением
Изложенные ниже способы — рекомендательные. Если не хватает знаний и опыта, самостоятельное применение некоторых из них только усугубит проблему. Обязательно сохраняйте предыдущие настройки в ПО, прежде чем начнёте их менять, тогда всегда сможете вернуться в начальную точку.
Тональное полошение («зебра») | Одно из самых простых решений в (эко)сольвентной печати — смена чернил. Я заметил, что у некоторых чернил цвета между собой смешиваются без проблем. Если печатать чистый сплошной тёмный синий (100% Cyan + 100% Magenta) или зелёный (100% Yellow + 100% Cyan) — никакой «зебры»! А на других чернилах чётко видно, что одна полоса синее, а другая краснее (имеют разные оттенки). И тут одно из простейших решений — сменить чернила на более «смешиваемые». Если же это невозможно, есть другие способы решения тонального полошения. Например, начать печатать в uni-direction (в однонаправленном режиме), тогда смешивание цветов всегда будет в одну и ту же сторону, правда, скорость печати уменьшится вдвое.
Другое решение — аппаратное. Если печатающих головок на цвет больше одной, можно их расположить в «зеркальном» порядке и также избавиться от «зебры» — ведь цвета всегда будут смешиваться одинаково (убедитесь в возможности такого усовершенствования). Есть и программный способ: перед печатью в исходный графический файл добавляется немного всех цветов, а в Photoshop добавляется т. н. «шум». Это немного смягчит полошение, но ценой снижения качества печати. Но если нельзя решить проблему в корне, приходится идти на компромисс.
Тонкополосчатое полошение | Проблема чаще всего обсуждаётся на форумах, и почти всегда в ней винят печатающие головки. Самая распространённая рекомендация от «бывалых» — продуть получше головку. Вот и стоит оператор, жмёт кнопку прочистки, а в принтере «журчат ручьи» из чернил и долларов. Результат положительный, но проходит немного времени — и опять всё изображение в тонких полосках.
Нередко причиной бывает система подачи чернил, а точнее — её слабая пригодность к стабильной работе. Другая причина — воздух в системе подачи чернил. Тут надо проверить все соединения трубок, максимально уменьшить количество дополнительных ненужных соединений в чернильно-головочном тракте. Избавьтесь от «воздушных ловушек» — мест, где трубка с чернилами во внутреннем диаметре сначала уменьшается в несколько раз, а потом опять увеличивается. Рекомендую вызвать технического специалиста. В рамках колонки рассказать про все тонкости не получится.
Ещё одна причина — забитая сеточка (фильтр) внутри печатающей головки (если она установлена). Слабая доставка чернил в печатающую головку может привести к её «завоздушиванию» через дюзы и появлению полос.
Но опять же — обратите пристальное внимание на чернила. Струйная печать любит стабильность. Если работа до появления проблемы на каких-то чернилах была отличной, желательно их сохранить и выдержать те же параметры температуры, влажности, напряжения на головки, формы импульса и пр. Это исключит чернила из списка возможных причин.
Полошение мат-глянец | Мне известно три способа решения. Первый — отстройка цветовых профилей — подкреплён реальной историей. Мой бывший коллега, работая в офисе Teckwin в США, познал весь вкус полошения мат-глянец на этих принтерах. В 2007 г. все они создавали этот эффект, причём очень стойкий и, казалось, неустранимый. Решение было найдено только после нескольких недель совместных изысканий с производителем софта. При построении ICC-профиля они указали ограничение до 180% при печати всех цветов (CMYK) — и полошение пропало! А помогла подсказка — чаще всего полошение появлялось в областях с излишним количеством чернил. Я знаю немало примеров, когда такой способ помогал, хотя и он не панацея.
Проблема возникает, и когда одна УФ-лампа мощнее второй. Изображение, которое хотелось сделать более матовым, получается матово-глянцевым. Тогда надо просто отрегулировать УФ-лампы, чтобы их реальная мощность была одинаковой. У современных УФ-принтеров есть 7–16 уровней. Иногда, чтобы получить одинаково матовый результат, у одной лампы приходится ставить значение 3, а у другой 7. И это нормально… Если у УФ-принтера всего два режима Low и High, получить желаемый результат немного сложнее — более мощную УФ-лампу очень хорошо погонять вхолостую. Тогда их мощность выровняется.Третий же способ — задать такую мощность, чтобы отпечатки были визуально глянцевыми. Разница между разными уровнями глянца визуально почти незаметна.
«Проплешины» | Этот дефект я ощутил на своей шкуре. Когда в России были проданы первые сольвентные принтеры DGI MegaJet, из-за несовершенства конструкции протяжки материала без проплешин получалось печатать только в 16 и 32 прохода, что не очень радовало клиентов. Вызванные с завода из Южной Кореи инженеры придали жёсткости валу, на котором стояли прижимные ролики. Это позволило точнее подавать материал на всей его ширине. А проплешины просто пропали. Если конструкция протяжки материала правильная, проплешины могут появляться из-за неровной заправки материала в принтер или же некорректной юстировки печатающих головок. Тогда лучше обратиться к специалистам.
«Полошение» материала | Здесь себя отлично зарекомендовало коронирование (активация) материала. Но скрыть дефект можно и праймированием материала перед запечаткой — все неровности и дефекты будут сглажены. Попробуйте и разное разрешение печати. Из опыта тестов на таких материалах получился любопытный результат: если печатать в однопроходном режиме 360 dpi, полошение заметно, переходим к 1440 dpi — и его практически нет.
Межпроходное полошение | Здесь всё просто: найдите, как меняется параметр «шаг между проходами» (step). Настройте его, чтобы при печати не было тёмных или светлых полос. Желательно записать цифры для каждого материала и в дальнейшем использовать их. Если не знаете, где этот параметр меняется на принтере, обратитесь к инструкции или же в сервисную службу поставщика.
Межголовочное полошение | Обратите внимание на юстировку печатающих головок. Обычно она делается (в зависимости от производителя принтера) двумя способами: аппаратным (самостоятельное передвижение печатающей головки при помощи отвёртки или спецприспособления) и программным. Если будете сами устранять дефект, попрактикуйтесь, используя инструкцию, в тот день, когда у вас точно нет печати. Это чтобы не было неприятностей, когда в разгар процесса вдруг придётся печатать срочный заказ, а в принтере всё «разрегулировано». Отстройка печатающих головок обычно входит в стандартный «набор обучения» при инсталляции оборудования, следите за этим пунктом и не допускайте полошения при приёмке.
Не лечение, а проофилактика
Печатники делятся на две категории: одни решают проблемы по мере их поступления, а другие предпринимают упреждающие действия, чтобы проблемы не возникали. Хотя иногда забота бывает излишней, всё же лучшая защита для принтера — профилактика или периодическое техобслуживание. Такие процедуры уже давно введены при эксплуатации автомобилей, но далеко не везде прижились в индустрии широкоформатной струйной печати. Но здесь, как и в медицине, профилактика намного проще и дешевле, чем лечение.
Хотите разобраться в загадках струйных технологий? Пишите: sergey@belokurov.ru.