Средства управления цветом прошли долгий путь с появления в 1993 г. технологии Apple ColorSync. Тогда же Apple стала одним из восьми поставщиков, основавших консорциум International Color Consortium, дабы создать открытую систему управления цветом, независимую от операционных систем и программных пакетов.
И хотя принципы управления цветом не изменились, о нынешних носителях и устройствах печати 20 лет назад никто не помышлял. Мы попросили ветеранов индустрии — Марка Гундлаха (X-Rite), Джоша Хоупа (Hewlett Packard), Криса Шовальтера (EFI), Дэвида Танга (Agfa Graphics) — рассказать о проблемах управления цветом, актуальных в 2013 г.
Как изменились подходы к управлению цветом теперь, когда печатать можно практически на любом материале?
К. Ш.: Качественному RIP цвет запечатываемого материала не помеха. Мы научились эмулировать и воспроизводить изображения на множестве носителей, имеющих лёгкий собственный оттенок. Если цвет выражен сильнее, с точки зрения цветового алгоритма задача решаема. Самое сложное в работе с цветными материалами — «умное» цветоделение, когда их цветовой охват визуально расширяют за счёт белых чернил. Воспроизведение пикселей на белом фоне повышает насыщенность изображений, делает живее и ярче. Другая сторона вопроса — нестандартные материалы типа металлизированных и текстурных носителей. Главная проблема здесь кроется в замерах. При ярко выраженной текстуре сложно добиться стабильного результата замеров, поэтому удобнее работать с увеличенными апертурами.
Металлизированные материалы с этой точки зрения лучше всего описывает фраза «миссия невыполнима». Они исключительно чувствительны к углу просмотра, поэтому недорогие устройства с варьирующимися углами замеров не принесут особой пользы. Оптимальный вариант сейчас — считывание показаний с белой подложкой или печать эталонных образцов.
Д. Х.: От традиционных материалов на белой основе индустрия перешла к окрашенным и альтернативным носителям — деревянные изделия, цветные ткани и картон, металл, стекло, ковры и пр.
М. Г.: X-Rite и другим поставщикам решений для управления цветом пришлось ускорить разработки, чтобы успевать за новыми формулами чернил и технологиями для цифрового формирования изображений, трафаретной печати и других направлений полиграфии. Наши клиенты стремятся расширить границы возможного, осваивая дерево, металлы, прозрачное стекло и ковровые ткани. И мы должны предлагать новые измерительные методики для точного воспроизведения цвета.
С какими сложностями столкнулись из-за новых материалов?
Д. Т.: Наша компания производит и поставляет струйные широкоформатные принтеры, поэтому смена материалов напрямую определяет подходы к выпускаемой продукции. Задача нашего отдела специалистов по цвету — помочь клиентам в управлении цветом на различных носителях.
М. Г.: Клиентам необходимо точное воспроизведение фирменных цветов для логотипов и других элементов, но в отличие от традиционных материалов для новых носителей отсутствуют нужные ICC?профили. Многие производители традиционных носителей, включая баннерные материалы и самоклеящийся винил, предоставляют ICC-профили для различных принтеров и RIP. Но для нестандартных носителей их просто не существует.
Д. Х.: Одной из главных сложностей остаётся цветопроба. Многих клиентов сейчас полностью устраивают сертифицированные цифровые решения, но не все учитывают при создании цветопроб разницу в точках белого, характерную для нетрадиционных запечатываемых материалов.
Как решаете эти проблемы?
М. Г.: Контролируем правильность подбора измерительных устройств и методик нашими клиентами, чтобы гарантировать им точное измерение цвета. Например, некоторые ткани достаточно гладкие, поэтому для корректных замеров достаточно спектрофотометра на 0–45º. Но на тканях с выраженной текстурой он не всегда обеспечивает точность показаний, поэтому рекомендуем клиентам сферические спектрофотометры.
К. Ш.: EFI приобрела FX color, одного из ведущих специалистов по спектральной работе с цветом и моделированию белого и металлизированного цветоделения. У нас есть всё, чтобы предложить клиентам действительно интересные решения.
Что нужно клиентам, чтобы преодолеть эти сложности?
Д. Т.: Требования всегда стандартны: как можно более точный цвет. При этом воспроизведение цветов на окрашенных материалах подразумевает компромисс (за исключением работы принтера с белыми чернилами).
К. Ш.: Точное и простое попадание в цвет — именно это в конечном итоге мы и стремимся предложить клиенту. Запрятанные в корпусе космические технологии (в нашем случае спектральные) дополняет простая программа-мастер, помогающая в пошаговом режиме добиться точной передачи цвета.
Решили ли белые чернила для цифровой печати проблемы с цветными запечатываемыми материалами?
Д. Х.: В некоторой степени да, но белые чернила и сами по себе связаны с определёнными проблемами. Иногда белый выступает элементом дизайна, а не средством регулировки точки белого для нестандартных носителей.
К. Ш.: Да, некоторые ограничения материалов они способны преодолеть. Например, с цветовым охватом или пробиванием. Но белые чернила требуют особого подхода — экономичного и выверенного.
Д. Т.: Да, они прекрасно справились.
М. Г.: Для некоторых альтернативных материалов непрозрачная белая основа — непременное условие качественной печати. Но в каждой типографии белые чернила имеют особенности, а материал напрямую влияет на специфику их нанесения. Чтобы выйти из этой ситуации, мы готовим тестовый образец с отпечатанными эталонными цветами поверх белых кроющих чернил и обязательно оставляем плашку только с ними. При создании ICC?профиля система учитывает белый цвет, нанесённый на материал. Многие не понимают, что при создании ICC-профиля для любого материала, включая традиционный белый картон, устройство обязательно замеряет белизну самого носителя.
Насколько УФ-отверждаемые чернила изменили управление цветом для нестандартных материалов?
М. Г.: Полностью, поскольку они позволили печатать на материалах, которые прежде были недоступны. Раньше на альтернативные материалы наносили специальное покрытие, принимающее чернила. Это усложняло процесс, а покрытия не всегда отличались стойкостью и достойным цветовым охватом. Печать УФ-отверждаемыми чернилами напоминает работу с красками из баллончиков: чернила попадают прямо на запечатываемый материал и мгновенно закрепляются с помощью УФ-излучения. Отличный вариант для материалов типа стекла, для которых раньше нужно было специальное покрытие.
Д. Т.: Эффективнее всего они с прозрачными материалами. Например, для производства рекламной продукции с подсветкой можно нанести двойной слой чернил, чтобы максимально расширить цветовой охват.
К. Ш.: Они серьёзно помогают. Закрепление исключительно быстрое и не требует связующего типа воды или растворителя. На поверхности материала оказывается практически весь объём пигмента. Следовательно, сам материал гораздо меньше влияет на цветовые отклонения. Большинство клиентов создают профили для групп материалов со сходными характеристиками, существенно экономя время на профилировании.
Д. Х.: Они значительно расширили ассортимент доступных материалов. Наши заказчики печатают на чём угодно — от лепёшек тортильяс (не для еды, конечно) до ржавого металла. Как правило, материалы делят на две группы: пригодные и непригодные для профилирования. Если спектрофотометр в состоянии считать показания, можно создать профиль. Если нет, будет использован наиболее подходящий с внесением соответствующих правок по цвету.
Наши
Сложность поставленной редакцией задачи несколько дней не позволяла мне приступить к работе. Шутка ли — написать комментарий к словам наиболее авторитетных специалистов в области управления цветом в цифровой печати. Для нас, стоящих у машин, «на земле», они как боги-олимпийцы, безучастно взирающие вниз с недосягаемой высоты… Но, немного поразмыслив, понял, что наше «приземлённое» положение позволяет более отчётливо видеть детали, мало различимые с высоты.
Итак, чем, по большому счёту, мы занимаемся? Печатаем? Да, конечно, но главное — реализуем ожидания клиента, воплощаем их в оттиски. Взглянем на задачу управления цветом при печати на нестандартных материалах с этих позиций. Ведь что клиенту надо? Первое: «Чтобы было красиво!», это понятно, а вот второе: «Чтобы было похоже!» Причём второе подчас много важнее первого. Практически всегда клиенту есть «с чем сравнивать». Это и оттиски предыдущих тиражей, и цветопробы, и образцы фирменного стиля в бренд-буках. И в подавляющем большинстве случаев клиенту будут совершенно безразличны показания самого лучшего спектрофотометра. «Чтобы было похоже!» И точка.
На первых порах во многих типографиях начнут сыпать кучей умных терминов, безусловно подтверждающих невозможность воспроизведения сложного смесевого цвета с офсетного оттиска на глянцевой бумаге с помощью широкоформатного струйного принтера на высокотекстурированной ткани. И в лучшем для типографии случае клиент просто уйдёт к конкурентам. А если не уйдёт? Если он уже у них был, причём у всех, и ваша типография по счёту уже пятнадцатая? То есть печатать всё равно придётся и «попадать в цвет» тоже. А как?
Как бы нам теперь пригодились спектрофотометры со сферической геометрией измерительной головки, с большой (не менее 8 мм, а лучше 14) апертурой и широким набором источников освещения (авторы об этом не упоминали, ну да мы их дополним) различных стандартов. Пригодились бы. Да где ж их такие взять? В каталогах-то они есть, но в типографиях я их ещё не встречал. С нашими 0-45°, стандартом D50 (у многих моделей единственным) и апертурой 3-4 мм на высокотекстурированных носителях мы получим количество разных значений, точно соответствующее количеству измерений. И что же делать? Для начала вспомнить, что мы продаём не печатные оттиски, а воплощённые в них ожидания клиента. А ему всегда есть с чем сравнить. Вот с этого и начнём.
Во-первых, выясняем, с чем собирается «сравнивать» нашу печать клиент. Во-вторых, при каких условиях освещения. И третье, при каких условиях освещения собираются рассматривать нашу печать конечные пользователи, совпадают ли они с условиями пункта номер два и принципиально ли это совпадение (помним о разнице стандартов источников освещения D50 и F11). Теперь, вооружившись образцами для сравнения и знаниями условий освещения в месте утверждения результатов пробной печати и местах непосредственного использования, единственным необходимым нам прибором остаются наши глаза. Всё просто — есть образец печати, утверждаем его. Нет образца — делаем пробу (лучше на своей машине, утверждать её тогда придётся всего один раз), утверждаем. Делаем машинную пробу (у нас ведь «цифра», от нескольких машинных цветопроб разорение не грозит), едем на место утверждения, смотрим, обсуждаем, вносим поправки, после нескольких итераций утверждаем машинную пробу, печатаем, получаем оплату. Долго, муторно? Да, долго и муторно. А делать-то что?
Клиентов, для которых не важен цвет, практически не осталось, впари…, простите, сдавать тираж с разнотоном могут далеко не все менеджеры, а вот съездить к клиенту несколько раз (одному или с сотрудником отдела допечатной подготовки) и в процессе общения с представителями заказчика прийти к компромиссу способен любой, просто вежливый, менеджер. И освоив эту незатейливую технологию, типографии уже будет всё равно, на чём печатать, лишь бы краска «ложилась». Пройдёт ещё немного времени, наши «небожители» изобретут и отладят технологии управления цветом при печати на нестандартных материалах, мы их на заработанные предлагаемым способом деньги приобретём. А то, что уже сегодня, не дожидаясь «милости» от производителей оборудования, можно вполне успешно печатать цифровыми машинами на нестандартных материалах, я постараюсь показать в своей следующей статье. — Сергей Кувшинов (scada@bk.ru),технолог цифровой печати.
Если ли здесь свои проблемы?
Д. Т.: Для нанесения белых и УФ-чернил действительно характерен ряд проблем. При плотном красочном слое белых чернил возникает полошение. Полосатая структура характерна и для печати УФ-чернилами. В обоих случаях есть проблемы с адгезией к некоторым материалам. Поэтому управление цветом становится обязательным условием для оптимального нанесения чернил и соответствия цветопередачи оригинальным изображениям заказчика.
Об авторе: Джефф Бёртон, аналитик SGIA по цифровой печати. В Ассоциации с 1998 г. Занимается цифровым печатным производством, компьютерными процессами и рабочими потоками, цифровым оборудованием и рекомендациями производителя. Его обширный опыт в сфере цифровой струйной печати, полиграфической продукции, профессиональной фотографии и производства помогает членам Ассоциации получать рекомендации для решения повседневных проблем.