«Фотофорум»
Без таких снимков «Фотофорум» был бы совсем другой выставкой. На автомобильных внимание отвлекают суперкары, а здесь ничто не мешает сосредоточиться на главном |
Уже не первый год формально — это только одна из выставок, проходящих под общим «зонтиком» с названием, которое невозможно запомнить: Consumer Electronics & Photo Expo-2013. Но нас и наших читателей больше всего интересует другая выставка, которая «смешалась» с «Фотофорумом» в тех же павильонах: Show Print — оборудование и услуги по печати изображений.
Среди поставщиков оборудования для фотопечати заметнее всего было… отсутствие Epson (хотя несколько принтеров этой марки были замечены на стендах партнёров). А ведь компания не так давно вышла в сектор экосольвентной печати, конкурируя уже не только в секторе водных чернил с извечными HP и Canon, но и с экосольвентной «тройкой» — Roland, Mimaki и Mutoh (устройств последней на выставке тоже не было).
Активное содействие в оформлении стенда Publish оказала HP — яркие самоклеющиеся баннеры были отпечатаны в демозале компании на широкоформатном латексном принтере HP Designjet L26500. Сколько мы ни принюхивались — не пахнут! |
Из других рыночных перемен отметим первое появление PrizMix, представившей на своём стенде планшетный УФ-принтер EFI Rastek и широкоформатный Canon imagePROGRAF на водных чернилах — PrizMix стала дистрибьютором Canon. Известный поставщик принтеров Durst и спектрофотометров Barbieri выступил под новым названием ООО «Технология», а также представил новый бренд. Речь идёт об итальянских планшетных режущих плоттерах Elitron. Поставщик ставит эти решения по возможностям и качеству в один ряд с такими марками, как Kongsberg и Zünd, но цена более привлекательна. Уже состоялись первые инсталляции в России.
Были и новинки. Впервые в России на стенде HP/«Автоним» показали главную новинку Wacom весны-2013 — интерактивный перьевой дисплей высокого разрешения Cintiq 13HD с 13,3-дюймовым дисплеем со светодиодной подсветкой, разрешением 1920×1080 и пером с 2048 уровнями чувствительности к нажатию.
Возможно, кого-то удивит, что единственным устройством печати, победившим в национальной премии «Продукт года», оказался Canon PIXMA PRO 10 формата А3+ в категории «Фотопринтер». Исчезновение печатных категорий — не прихоть организаторов, а следствие отсутствия активности соискателей премии. Например, широкоформатных принтеров не заявили ни одного, хотя новинки на стендах были |
На стенде Canon в импровизированной фотостудии можно было увидеть представленную осенью 2012 г. 12-красочную модель iPF6450/6400 шириной 24 дюйма.
На совместном стенде HP и её российского партнёра «Автоним» впервые в России показали широкоформатный 36-дюймовый принтер HP Designjet T520 для технической графики. По сравнению с предшественником он оснащён дополнительным Wi-Fi-интерфейсом. Поддерживает несколько форматов печати: рулонную бумагу 60 или 90 см (24 или 36 дюймов) и формата А3. Главным экспонатом стенда стал латексный широкоформатный принтер HP Designjet L26500, печатающий на рулонах шириной до 155 см со скоростью до 22,8 м2/ч. Принтеры с латексными чернилами (в мире установлено уже 13 700 единиц) завоёвывают всё новых сторонников среди покупателей и производителей материалов. Вот и представитель Sihl продемонстрировал нам специально подготовленное руководство по носителям для таких чернил.
Молниеносная премьера молниеносного принтера. Официальное объявление Roland DG о выпуске SolJet Pro IV XF-640 (163 см) — самого быстрого широкоформатного принтера компании — вышло 2 апреля. А 12 апреля он уже очень прилично печатал на стенде «ВэМаТек» |
Одна из самых заметных тенденций выставки — ещё больший интерес к фотокнигам, чем в прошлом году. Выросла экспозиция компаний, предлагающих услуги по их выпуску, стало больше предложений оборудования и расходных материалов. Электрографические ЦПМ для фотокниг представляли Xerox и Konica Minolta. Арсен Манукян организовал круглый стол на тему рынка фотокниг, собравший крупнейших поставщиков оборудования и производителей фотокниг. Примечательно: на этот раз никто не обижался на поставщиков оборудования за то, что они не прикладывают усилий к повышению осведомлённости населения об этом продукте. Разговор шёл в гораздо более деловом ключе, чем в 2012 г. Подробности — в следующем номере.
«Джей» и «Cи» спешат печатать
Xerox Color J75 с модулем подрезки с функцией опрессовки корешка |
4 апреля «Xerox Россия» официально начал в России продажу двух новых цветных листовых ЦПМ Xerox – Color J75 Press и Color C75 Press. Хотя «большой» Xerox объявил об их выпуске 1 февраля, в России машину Xerox Color C75 Press уже успели «засветить» 27 марта на Форуме профессиональных полиграфистов «Digital Spring — цифровая весна», организованном «АльфаТех плюс» в Новосибирске. Московская премьера Xerox Color J75 Press состоялась 11 апреля на выставке «Фотофорум» на стенде Xerox. Менеджер по отраслевому маркетингу «Xerox Россия» Дмитрий Мокин отметил: «Два года назад мы использовали эту площадку для запуска ЦПМ Color 1000, которая оказалась очень успешной. Xerox Color C75 Press и Xerox Color J75 Press — самые "лёгкие" в линейке "тяжёлых" промышленных ЦПМ Xerox, они заменили соответственно модели Xerox 700i и Xerox 770. Именно таких аппаратов продаётся больше всего — десятки в год. Кроме показанной на стенде Xerox, к покупателям уже едут 4-5 машин, которые будут установлены в течение пары ближайших недель».
Операторы оценят удобство нового интерфейса с пошаговыми инструкциями |
«Джей» и «Си» созданы на базе общего печатающего механизма со скоростью 75 стр./мин. Она остаётся постоянной и в режиме дуплекса, а у J75 — ещё и по всему диапазону плотности материалов (64–300 г/м2). Это достигается за счёт усовершенствований в тракте проводки листов, модуле закрепления и системе охлаждения отпечатка. Разрешение печати — 2400 dpi, химически выращенный EA-тонер имеет низкую температуру плавления. Предусмотрены заменяемые оператором «умные» фьюзеры разных форматов. За их соответствием следит машина и не позволит печатать на бумаге А3+, если установлен фьюзер для А4. Такой подход повышает ресурс фьюзеров. В комплекте C75 модуль двухстороннего сканирования со скоростью до 200 изображений в минуту за один проход.
Для удобства и скорости замены «умного» фьюзера есть раскладная ручка (яркий прямоугольник справа) |
Система Simple Image Quality Adjustment (SIQA) автоматизирует настройку совмещения лица с оборотом и однородность красочного покрытия. Создатели уверяют, что аналогов у SIQA в этом классе нет. Ещё один полезный «автомат» в ЦПМ Xerox Color J75 Press — опирающаяся на встроенный спектрофотометр система AСQS, обеспечивающая настройку и стабильность цветопередачи. Среди других усовершенствований — улучшенный пользовательский интерфейс оператора. Для ЦПМ предлагаются на выбор два внешних контроллера печати — Xerox FreeFlow Print Server и Xerox EX Print Server (Fiery).
Стандартная ёмкость лотков подачи — 1900 листов, за счёт опций увеличивается до 5900. Богатый выбор послепечатных модулей — от укладчика большой ёмкости на 5000 листов и перфоратора GBC до финишёра-брошюровщика и модуля подрезки с приданием корешку квадратной формы.
«Дизайн и реклама»
Пожалуй, это единственная выставка, где типографии пытаются искать клиентов «широким бреднем» по всем направлениям рекламной полиграфии. Типографий стало больше, а их стремление к специализации — заметнее. И это разумно — найти клиента на продукцию, которую ты делаешь заметно лучше других, проще.
Среди новых продуктов самой заметной оказалась дизайнерская коллекция ArjoWiggins Curious Matter, которую представляли Antalis и «Регент-Арт». А ещё издатель Publish Денис Самсонов взял интервью у Армандо Жиримонте — директора по продажам одного из крупнейших производителей дизайнерской бумаги, итальянского концерна Fedrigoni. Подробности — в разделе «Расходные материалы» этого номера.
Секреты фотокниги, или Расти лучше вместе
Konica Minolta 12 апреля в рамках выставки «Фотофорум-2013» провела конференцию и практический семинар, посвящённые подготовке и печати фотокниг.
В центре внимания оказались цветные производительные печатные машины, в частности bizhub PRESS C70hc — уникальная лазерная ЦПМ с расширенным цветовым охватом. О её особенностях и специальном предложении для участников конференции рассказал менеджер по поддержке продукции Андрей Ванькевич.
Более года использует bizhub PRESS C70hc московская IPrintIt. Её директор Денис Колесников объяснил выбор печатной машины и представил разработку компании: онлайн-решение для создания, подготовки к печати и организации процесса обработки заказов на фотокниги. Интуитивно понятный любому пользователю внешний интерфейс подкреплён мощным ПО организации производственного процесса, который учитывает все аспекты профессиональной печати и послепечатной обработки. Решение подойдёт практически любой типографии или печатному салону, настройку и внедрение специалисты IPrintIt берут на себя.
Альтернативный вариант подготовки фотокниг – офлайн – предпочитает другой клиент Konica Minolta – ростовская компания с говорящим названием «Фото-дома». Она создаёт партнёрскую сеть Photo-doma.ru – с проектом можно было познакомиться на практическом семинаре «Рынок фотокниг: с чего начать и как добиться успеха» в рамках конференции. «Фото-дома» считает, что онлайн проще работать только в столице. Вне Москвы всё иначе, в т. ч. по надёжности и скорости интернета.
Не всегда полиграфисты с охотой рассказывают о своих достижениях и трудностях, особенно когда дело касается конкретных цифр, тем более – данных о пользователях. Но «Фото-дома» охотно предоставляет информацию потенциальным партнёрам, и слушатели не упускают возможности воспользоваться ценными данными. Оказывается, статистика по клиентам в России очень похожа на ситуацию в Европе и Америке |
Фотосервис «Фото-дома» готов делиться с коллегами опытом в области производства фотокниг: желающие получат готовое решение, чтобы не идти тем же тернистым путём, что и первопроходцы. Эти знания можно купить, а часть получить бесплатно. Управляющий партнёр Сергей Волошановский образно сравнил основы фотобизнеса с тремя китами.
Кит первый – взаимодействие с потребителем | Даже если это профессиональный фотограф, а не домохозяйка, всё равно нужен инструмент для общения. Компания не сразу обратилась к ПО английской TAOPIX. Сначала просмотрели всё, что есть на рынке, и решили разработать свой софт. Но программисты, к сожалению, часто «знают лучше», что надо пользователю. Например, не любят Internet Explorer, а среди реальных клиентов им пользуются 31% (отчасти это объясняются тем, что люди занимаются фотокнигами, сидя в офисе). В результате зря потратили год и 1 млн рублей, а конкуренты в это время двигались вперёд.
Да, ценники готовых программных продуктов — от 25 000 до 500 000 евро. Но зато это работающие решения, протестированные на миллионах пользователей во многих странах мира.
Данные пользователя передаются в зашифрованном виде: для многих важно, чтобы информация не попала к посторонним лицам.
Большие проблемы могут возникнуть из-за качества фотографий: клиенту ведь не скажешь, что всё дело в его «мыльнице». Поэтому нужен модуль для оптимизации изображений, который не входит в некоторые бюджетные программные решения для фотокниг.
Производство | До 2008 г. альтернативы печатным машинам HP Indigo для печати фотокниг не было. Но в последние годы качество печати на машинах Konica Minolta значительно выросло и вполне удовлетворяет требованиям фотопечати. Пригодятся и струйные плоттеры — для изготовления обложек, холстов, широкоформатной продукции.
Важно помнить, что цена входа в этот бизнес — не только стоимость «железа», ПО и рабочей силы, но и затраты на организацию всего производственного процесса. Предварительно надо узнать, есть ли в вашем регионе специалисты по цвету, переплётным работам и сколько им надо платить. Как только тиражи вырастут, необходимо «масштабировать» всё производство. Это означает либо набор персонала, либо приобретение соответствующей (очень недешёвой) техники. И надо привыкнуть, что браковать нельзя ни один экземпляр.
Логистика | Есть страны, где эта задача решается автоматически, но не у нас. Ещё одна проблема — сохранность продукта. Например, фотокружки в дороге просто разбивают, повреждения наносят даже книгам и альбомам. «Фото-дома» пришлось разработать защищающую содержимое упаковку. Для маленького салона это непозволительная роскошь. И всё равно, основной вид брака — повреждённые при доставке книги. И его приходится брать на себя — клиенту всё равно, кто потерял или испортил его заказ: изготовитель или компания-доставщик. «Почта России» в этом плане не уникальна: сказывается общая низкая культура доставки, особенно в регионах.
Ещё одна «национальная особенность» — малая популярность онлайн-оплаты фотокниг в России, тогда как в некоторых других сегментах способ прижился.
Зачастую продавцы оборудования предоставляют решения, но организацией всего процесса не занимаются. «Мы задавали вопросы поставщикам, — сетует Волошановский, — и получали ответы типа "для успешного успеха нужен успех". Продавцы оборудования — хорошие маркетологи. Многие типографии купили оборудование, а теперь думают, что с ним делать».
Участвуя в программе Photo-doma.ru, можно не браться сразу за всё, не рисковать большими средствами, а сначала испробовать свои силы, например, в маркетинге и логистике, выяснить реальную ёмкость местного рынка и тогда решить, стоит ли игра свеч. Для пожелавших расширять своё участие есть различные по ценовой политике программы сотрудничества.
Примечательно, что в 2006 г. Konica Minolta объявила о закрытии своего фотоподразделения. А семь лет спустя она снова оказывается заметным игроком на фоторынке. Опыт и технологии компании перекочевали из камер/плёнок/минилабов в лазерные печатные машины, отвечающие высоким критериям качества фотопечати и ставшие доступнее по цене для печатников и конечного пользователя в виде готового продукта — фотокниги. — Ю. Захаржевский