Сергей Боев, технический директор YOYO Media (Москва):
Если HP Indigo сумеет понизить себестоимость печати при переходе на второй формат, то захватит лидирующую позицию. Играет роль и большая инсталлированная база, а клиентов с машинами HP Indigo 5500 и 7500 предостаточно. Внедрять однотипную технику будет легче.
Струйная техника пока вызывает сомнения по качеству. В России уже есть линии струйной печати, на которых делают книги. Правда, только монохромные, но даже одноцветная печать на них устраивает не всех клиентов. Струйным системам надо ещё завоевать доверие потребителя.
Перспектива увеличения формата в «цифре» есть, поскольку, с коммерческой точки зрения, это интересно типографиям для формирования сборных тиражей и снижения стоимости цветных книг путём увеличения количества страниц на листе.
А соответствующее послепечатное оборудование отчасти уже готово: техника для обработки офсетных тиражей даже позволит поднять производительность. Правда, у «цифры» есть и особые требования к послепечатной обработке. Но, думаю, производители быстро подтянутся и предложат нужное оборудование.
Быть на слуху
Последнее интервью напомнило про одну известную в полиграфических кругах компанию, в которой на полном серьёзе считали, что лучшая реклама — это сарафанное радио. Дескать, довольные клиенты сами о нас расскажут, а друг другу полиграфисты доверяют больше, чем рекламе. Да только ничем хорошим это для неё не кончилось. То есть кончилось, совсем кончилось — но только плохим.
Русская пословица гласит: «Добрая слава лежит, а худая бежит». В современных условиях она может звучать так: «Довольный клиент расскажет максимум пяти знакомым, недовольный — минимум десяти». Как ни формулируй, смысл получается один: сарафанное радио вряд ли создаст образ компании-поставщика и её товаров, который хотелось бы иметь её руководству.
Для продвижения продукта, тем более нового, надо работать на перспективу, чтобы потом не пришлось объяснять клиенту, что на самом-то деле и продукт хорош, и о сервисе позаботились. И всё равно недоверие останется, ибо, как гласит народная мудрость, без паблисити нет просперити.
Алла Казакова, генеральный директор типографии «Премиум Пресс» (Санкт-Петербург):
Как руководитель офсетной типографии я считаю такие машины очень перспективными. Для нас задача пополнения парка оборудования будет актуальна через год-два — понадобится менять как минимум одну машину формата B2. Посмотрев на те модели, которые нам продемонстрировал поставщик, мы понимаем — уже можно думать о пополнении парка листовой ЦПМ формата B2. Она очень легко встраивается в наш технологический процесс — от препресса до послепечатных операций. Тем более, что менять послепечатное оборудование мы не собираемся — оно современное и вполне нас устраивает.
Мы пока не обладаем глубокими знаниями в области цифровых машин, но из трёх представленных на рынке листовых ЦПМ — HP Indigo 10 000, Fujifilm Jet Press 720 и Screen Truepress JetSX — предложение Fujifilm нам кажется самым привлекательным. Машина имеет основательную конструкцию (станина, передаточные барабаны и пр.), солидный запас по производительности (скорость ограничена возможностями струйных печатающих головок) и точно не развалится через 2-3 года. Можно надеяться, что при улучшении струйной технологии будут расти скорость печати и снижаться цены на чернила.
Жаль, что не удалось увидеть в деле Screen Truepress JetSX. Судя по предоставленной информации, она превосходит конкурента по диапазону плотностей и имеет несколько лучшую экономику. К тому же иной подход к закреплению чернил (запечатанные области покрываются цифровым аналогом лака) позволяет сразу после печати отправлять оттиски на финишную обработку.
Это сейчас, а к моменту, когда мы соберёмся покупать подобную ЦПМ, ситуация может быть иной. Но саму идею такой покупки мы уже считаем заслуживающей внимания. При выборе хотелось бы лучше понимать, насколько стабильно качество печати — не «плывет» ли цвет в процессе тиража. Слышали, что подобные проблемы бывают у машин HP Indigo из-за особой чувствительности к климату в помещении. Возможно, в этот сектор выйдет и Xerox, тогда будем рассматривать и их предложение.
«Примеряя» ЦПМ к своему производству (мы занимаемся многополосными журналами, каталогами, книгами), считаем формат B2 обязательным. Чтобы, например, шить книги, нужно иметь возможность печатать 8-полосные тетради и обложки. Ещё один плюс — можно делать книги в альбомной ориентации. А ручных операций у нас очень мало, и мы не хотим, чтобы их стало больше. Продолжающаяся тенденция снижения тиражей также подталкивает нас к переходу на «цифру».
Тем временем в Китае
Учёные из First Academy of Printing Research for Industry разрабатывают технологию под названием inkography. Идея заключается в придании электрического заряда обычной офсетной краске: она будет удерживаться на формном цилиндре с «попиксельно» заряженной поверхностью, а с пробельных элементов — удаляться. Для этого придётся не только оснастить печатную машину специальным формным барабаном с матрицей ультратонких проводников, но и модифицировать офсетную краску специальной добавкой.
Поскольку речь идёт о стандартной офсетной краске, в техпроцессе отсутствует печка, а для печати можно использовать ту же бумагу, что и в традиционном офсете. В числе преимуществ — возможность закупать краску в килограммах, а не платить за клики.
Конечно, мы помним, что многие предвыставочные обещания имеют ту общую черту с предвыборными, что не всегда выполняются. Да, задача поставлена непростая, хотя бы потому, что офсетные краски отличаются по составу. Некоторые — количественно, но бывают и качественные отличия, особенно в составе связующего: есть краски на искусственных и растительных маслах. Но уже в течение ближайшего года должны пройти тестовые испытания новинки. И если у них получится, офсет и «цифра» станут ближе.
Юрий Чумаченко, заместитель генерального директора типографии «Синержи» (Москва):
Думаю, что в ближайшее время преимущество будет на стороне HP Indigo. Эта марка обосновалась на нашем рынке уже давно и надёжно. Как пользователь могу сказать, что уровень сервиса у этих ЦПМ вполне достойный, а для «цифры» это одно из важнейших качеств. Например, расходные материалы по нашей заявке доставляются за день-два.
Конечно, бывает всякое — цифровая техника пока что не идеальна, и сервис, к сожалению, является критичным фактором при выборе техники. Но в отношении НР наблюдаются, по крайней мере, положительная тенденция и правильное отношение со стороны поставщика. Ремонтная служба реагирует достаточно оперативно, бывало, что к нам по вызову приезжали в тот же день или на следующее утро. Мелкие проблемы порой решаются при телефонном разговоре, да и они нам позванивают — интересуются работой своей техники. Бывают проблемы с доставкой запчастей, но и тут сервис-инженеры стараются помочь, найти хотя бы временную замену.
Преимущество HP Indigo обеспечено не только материальной базой (сервис-служба, склад запчастей, большое количество инсталляций), но и агрессивной политикой поставщика. Благодаря ей эти ЦПМ на слуху, о них известно гораздо больше, чем о конкурирующих вариантах. А покупатель привык ориентироваться по известным маркам и брендам, неизвестные товары выглядят для нас тёмными лошадками.
Инвесторы и их консультанты наслышаны в основном о Xerox и HP Indigo. Но Xerox пока не предлагает моделей «настоящего» второго формата, хотя у iGen 4 размер листа уже прилично превосходит третий формат. Чтобы выбрать другие варианты, даже хорошие, надо либо очень глубоко разбираться в этой технике, либо быть авантюристом и иметь какие-то финансовые преимущества, чтобы рискнуть и поставить на неизвестную марку.