Печатать на всём, что гнётся…
Всегда сложно возвращаться душою в прошлое, тем более, когда события отделяют весьма весомые шесть лет. Что-то уже безвозвратно забылось, многое, через пелену лет, видится совсем по-иному. Но настоящее заставляет вспоминать, всё настойчивее заявляя: «Ничего не бывает впустую, просто тогда было рано, а сейчас — самое время». И ведь верно, тогда никто ещё и не думал о событиях, начавшихся в 2008 г., конца-края которым не видно и ныне. Тогда спрос на цифровую печать казался безграничным, цифровые типографии открывались одна за другой, и о поисках особой рыночной ниши никто не помышлял…
В середине 2007 г. мне и пришла в голову мысль, что ЦПМ HP Indigo 5000, которая на тот момент была одной из первых в Москве машин 2-й серии, может печатать на более широком диапазоне материалов, чем указано в документации, — на всём, что способно принять радиус печатного цилиндра. Не откладывая задачу в долгий ящик, раздобыв в домашних закромах несколько кусков хлопчатобумажной ткани и немного помудрив над её подготовкой, напечатал первые тесты. Так редко бывает, но получилось сразу, с первого оттиска. Причём это была тестовая полоса, позволившая оценить и плавность растяжек, и плотность плашек, и воспроизведение тонких линий.
Через несколько недель в нашу типографию пришли в роли заказчиков Александр Горяшко и Лариса Александрова, составитель и автор иллюстраций книги «Отсвет Истины». Первые несколько копий книги были напечатаны обычными триадными красками на матовой мелованной бумаге. Но даже столь простое исполнение позволило оценить всю глубину замысла книги и красоту иллюстраций, графически — сдержанных, монохромных, но, безусловно, великолепных. Познакомившись с Александром и Ларисой немного ближе и находясь под впечатлением от книги, захотелось поднять её полиграфическое исполнение на должную высоту.
Обсуждая подробности исполнения книги на новом качественном уровне, сразу решили печатать все графические вставки на ткани, остальные листы блока — на бумаге Gmund Savanna плотностью 110 г/м2, с красочностью 6+6. Для достижения «бархатистости» тактильных ощущений под краски триады было нанесено два слоя кроющих белил. Простота работы с дополнительными цветами позволила применить для печати не только краски офсетной триады (CMYK), но и дополнительные: White (кроющий белый) и Yellow Fluorescent (флуоресцентный жёлтый).
Разворот книги, напечатанный с использованием дополнительных красок |
После долгого перебора тканей остановились на коллекционном шёлке дома моды Valentino (Италия) для печати тканевых вставок в переплётные крышки и на шёлке из волокон cupro bembel компании Bemberg Modacrilic (Германия) для репродукции графических листов-разделителей. Разработали три варианта перёплетных крышек: полностью кожаный и два с тканевыми вставками. На них под краски триады нанесено 12 слоёв кроющих белил — при печати по ткани с ярко выраженной текстурой качество было идентичным печати на бумаге. При этом оттиски были полностью закреплены уже в выкладе машины.
Книга «Отсвет Истины». Вариант полиграфического исполнения, победивший в конкурсах |
Вариант книги с тканевой вставкой на переплётной крышке и с вклейками на шёлке занял первое место в номинации «Цифровая печать» конкурса «Мэтр полиграфии-2007». Впоследствии работа стала победителем номинации Publications международного конкурса The 2008 HP Indigo Progressive Printing Competition, проводившегося на Drupa-2008 в Германии.
Такое длинное вступление — не ради похвальбы или красного словца, а лишь для того, чтобы на примерах показать: печать на нестандартных материалах способна произвести так высоко ценимый маркетологами вау-эффект, под впечатлением которого для значительной доли заказчиков цена изделия отодвигается на второй план. Если работы, содержавшие печать на ткани, произвели столь убедительное впечатление на наиболее требовательную часть аудитории, включая коллег-полиграфистов, входивших в жюри столь престижных отраслевых конкурсов, то можно не сомневаться в коммерческом успехе типографии, освоившей эту технологию. И всё возрастающая потребность рынка в средствах производства оригинальной продукции на фоне планомерно снижающихся объёмов печати только подкрепляет тезис.
Пример вклейки, напечатанной на шёлке |
Перечислим самые очевидные группы изделий, в производстве которых печать на ткани и натуральной или искусственной коже может дать наибольший экономический эффект: фотокниги премиум-класса, полностью напечатанные на ткани; переплётные крышки для фотокниг всех ценовых категорий; художественные альбомы, в особенности воспроизводящие живопись маслом и акварелью, в которых важно наличие естественной фактуры материала; альбомы и книги по искусству и архитектуре; издания подарочные и для представительских целей; репринты старинных книг и многое другое.
Весьма важный аспект — достижение оптических плотностей, сравнимых со значениями на бумаге, средствами цифровой печати на высокоструктурированных и впитывающих материалах. При печати на нестандартных материалах это открывает дорогу технологиям многокрасочной цифровой печати с высокими плотностями, чтобы достичь величины охвата цветовой модели sRGB. Этой задаче посвящена моя статья «sRGB горизонты цифровой печати» в Publish № 4, 2013 (http://www.publish.ru/articles/201304_20013017).
…и на том, что не гнётся, печатать тоже
Пока мы обсуждали лишь материалы, способные принять радиус печатного цилиндра и позволяющие прямую печать — с прохождением материала через печатную машину. Кроме привычной бумаги и картона, это различные пластики и плёнки, натуральная и искусственная кожа, широчайший ассортимент тканей. Но для цифровой печати это не предел. Нельзя нанести красочный слой на материал в печатной машине? Сделаем это вне её!
Достигшие высокого уровня термотрансферные технологии вполне это позволяют. Напечатаем сюжет на полипропиленовой плёнке и перенёсем красочный слой на всё что угодно в пакетном ламинаторе или в термопрессе. Мы не ограничены ни жёсткостью материала, ни его толщиной. Мой технологический опыт говорит, что подойдёт практически любой: камень, металл, дерево, жёсткие пластики, фарфор, стекло… Нас ограничивает лишь формат и мощность ламинатора или термопресса, а это вполне решаемые проблемы. Но самым перспективным материалом по уровню производимого вау-эффекта мне представляется стекло — обычное и акриловое.
До сего момента мы говорили о применении печати на нестандартных материалах при производстве обычной полиграфической продукции: книг, альбомов, репродукций произведений живописи. Но печать на стекле позволяет создать класс изделий, которых ранее просто не существовало!
Что объединяет всем известные опосредованные способы передачи визуальной информации? Они плоские! Зритель вынужден самостоятельно домысливать глубину изображаемой сцены. Художник, конечно, помогает ему в этом с помощью профессиональнных приёмов, но основную работу выполняет всё же зритель. Сколько копий — простите, кистей! — было сломано при попытке отобразить всю глубину и многообразие планов батальных или морских сюжетов. Разнести объекты по планам, не дать им слиться — этой задаче много сотен лет. Сегодня, во время расцвета фотографии как вида искусства, вопрос глубины сцены стал как никогда актуален. Может ли цифровая печать помочь в его решении? Может!
Ведь что требуется? Разнести объекты, находящиеся на разных планах в пространстве, и несколько размыть находящиеся на заднем плане. Нет ничего проще: печатаем объекты каждого плана на своём листе стекла и, для сцен с небольшой глубиной, склеиваем их в один пакет. Сцены же большей глубины потребуют разнесения отдельных стёкол в специальном подрамнике.
Дух захватывает от художественных возможностей этой технологи! Только представьте: каждый объект может состоять из нескольких, налагающихся друг на друга, находящихся на разных планах деталей, взаимовлияние объектов будет изменяться в зависимости от точки зрения… Сделал один шаг — и картина изменилась, причём весьма кардинально. И это ещё не самое интересное!
Каждое стекло с изображением деталей, находящихся на определённом плане, с точки зрения инженера является самостоятельным световодом. А если подсветить детали каждого плана разными цветами и с переменной интенсивностью? Да ещё и сделать это освещение изменяющимся в зависимости от нахождения зрителя или музыки, сопровождающей созерцание картины! Разнесённые на подрамнике стёкла позволяют создать на них потоки жидкости, имитирующие дождь или водопад, генератор пара создаст иллюзию тумана или облаков, причём постоянно изменяющихся… Поистине реальность, создаваемая воображением и лишь им ограничиваемая.
Работы Ся Сяована и Йосмана Ботеро |
Справедливости ради спешу сообщить, что в подобной технике многослойной живописи по стеклу в мире уже работают несколько мастеров. Среди них китайский художник Ся Сяован (Xia Xiaowan), создающий стеклянные голографии с помощью пастельных карандашей, и колумбиец Йосман Ботеро (Yosman Botero), комбинирующий в голографиях на акриловом стекле живопись и лазерную гравировку. Но это искусство — созданные в единственном экземпляре предметы, в первую очередь призванные вызвать восхищение или отторжение, отражающие в себе свет или тьму. Мы же говорим о технологии, о донесении результатов творчества мастеров до всего человечества — о репродуцировании.
Именно технологический аспект репродуцирования живописи позволяет нам говорить о высокой степени приспособленности HP Indigo 5600 к решению этой задачи, требующей печати с высокой линиатурой и достаточным количеством тоновых градаций. Имея физическое разрешение матрицы экспонирования 2438,4 точки на дюйм при линиатуре печати 230 линий на дюйм, машина обеспечивает 112,397 тоновой градации на каждый канал. Но этот же технологический аспект говорит нам, что грамотный технолог, определённым образом настроив напряжения и давления в переносах, решит задачу на любой цифровой печатной машине. Хотя нужно будет учитывать ограничения большинства машин с твёрдым тонером относительно HP Indigo: отсутствие смесевых цветов (в первую очередь — белого), повышенный нагрев материала во фьюзере, более узкий ассортимент запечатываемых материалов, проходящих через подачу.
Надежда…
Мир, в котором мы живём, постоянно изменяется, что-то совершенствуется, что-то деградирует. Постоянно лишь одно — равновесие. Именно состояние равновесия красоты и уродства, созидания и разрушения поддерживает существование этого мира уже многие миллионы лет. Если переложить условие достижения и подержание равновесия на полиграфию, то современной цифровой печати явно недостаёт игроков премиум-сегмента. Очевидно, что выход на рынок с продуктом массового спроса есть самый простой способ обеспечить типографии выживание, но и эта задача всё более усложняется по мере умножения игроков. Но, как и в статье о многокрасочной цифровой печати, я предлагаю задуматься и о том, что будет завтра. И когда оно наступит, что мы сможем предложить клиенту? Снова CMYK-оттиск на мелованной бумаге? В эпоху мультимедиа?!
Всегда тяжело начинать новое дело, создавать новые продукты. Тяжело — но необходимо. Сегодняшний рынок требует появления цифровой типографии, применяющей самые передовые технологии многокрасочной цифровой печати на нестандартных материалах. Быть может, её время уже наступило?..
Об авторе:Сергей Кувшинов (scada@bk.ru), технолог цифровой печати.