Влияет ли проблема избытка мощностей на ваш бизнес?
Безусловно. Избыток мощностей — реальная проблема для нас, особенно в Западной Европе. Хотя производственные мощности сокращаются, рыночный спрос падает примерно в том же темпе. Здесь ситуация стабильна. А менялась она за счёт того, что в последние 5-6 лет китайские производители попали в ловушку — они строили заводы, которые могут выпускать гораздо больше бумаги, чем это нужно рынку. Им приходилось наращивать объёмы экспорта. И закончилось всё это ценовым демпингом на основных рынках — в Западной Европе и Северной Америке. Как следствие, регулирующие ведомства стран в этих регионах ввели заградительные пошлины и даже назначили штрафы для китайских производителей. Поэтому теперь бумага из Китая хлынула в другие страны мира, включая Россию.
Проблема всё ещё существует, но в Sappi очень тщательно и продуманно подходят к её решению. Мы не ждём, пока наши фабрики опустеют, — мы их закрываем заранее и диверсифицируем. Мы делали это заранее и остаёмся прибыльной компанией. Закрываем наименее эффективные и наиболее затратные предприятия. Например, в 2011 г., когда рынок снижался в Западной Европе (но не в России), было остановлено производство в Швейцарии с персоналом около 1000 человек и достигнута экономия за счёт снижения затрат на весьма значительную сумму — 100 млн евро. При этом мы не забывали, что нужно сохранять заказчиков. Это комплексная задача — закрывать или диверсифицировать фабрики, одновременно сохраняя заказчиков. Им обязательно предлагается подходящая бумага с других фабрик. Иначе может оказаться, что, закрывая фабрики, мы помогаем конкурентам.
Диверсификация фабрик — важное для нас направление. Фабрика в Германии, выпускавшая примерно в равной пропорции специальные виды и обычную бумагу для полиграфии, в начале октября 2013 г. будет переведена на производство только спецвидов. Это делается по двум причинам: первая — рынок для специальных видов бумаги растёт, вторая — мы сокращаем выпуск довольно значительного объёма полиграфической бумаги, которая не приносила прибыли. Производство выпускавшихся там сортов переводится на более эффективные фабрики.
Наше направление специальных видов бумаги — очень интересное. И в результате диверсификации в следующем году оно должно вырасти вдвое. Речь идёт о материалах для гибкой упаковки. Печать на лицевой стороне таких материалов должна быть исключительного качества. Оборотная же сторона должна быть шероховатой, чтобы материал было удобно использовать для изготовления ламинатов и нанесения разнообразных покрытий. В этом секторе существенный рост вызван двумя причинами: материалы на бумажной основе предпочтительнее пластиков для гибкой упаковки, в т. ч. по экологическим соображениям, и здесь нет избытка мощностей.
Как справляетесь с конкуренцией со стороны азиатских производителей бумаги — китайских и корейских?
На рынке мелованной чистоцеллюлозной бумаги у азиатских производителей серьёзные позиции. Наше главное оружие в конкурентной борьбе с ними — улучшение сервиса. Обычно они предлагают ограниченный ассортимент и сервис при низкой цене. Мы предоставляем все возможные виды сервиса с максимальной близостью к заказчикам. Важно, чтобы в каждом значимом регионе мы располагали собственным офисом (этому способствовала покупка направления мелованной бумаги M-Real в 2008 г.), предлагающим весь сервис на основе высокой надёжности и предсказуемости. И мне приятно, когда заказчики рассказывают: «Да, время от времени нам приходится урегулировать вопросы, касающиеся рекламаций по бумаге, но не с Sappi». Только что я встречался с представителем крупного российского оптовика, и он отметил, что на ежемесячных совещаниях по рекламациям название Sappi не упоминается. Поэтому я спокоен: мы полностью отвечаем всем потребностям заказчиков по качеству, ассортименту и сервису.
Ещё одна важная вещь — уровень осведомлённости о бренде Sappi и уверенности в его качестве. Это очень помогает в продажах. Нам легко договариваться с партнёрами-оптовиками, понимающими, что для их покупателей Sappi — это эталон. Есть Sappi, и есть все остальные. Но это налагает на нас определённые обязательства. Мы не можем позволить себе компромиссов в отношении качества, сервиса и должны прилагать все усилия, чтобы сохранять конкурентные цены.
Это возможно только при концентрации на постоянном улучшении. В наших офисах и на производствах постоянно задают себе вопросы: как улучшить уровень сервиса, как повысить ценовую эффективность и т. д. И мы никогда не останавливаемся, задавая новые вопросы и находя новые ответы.
Мы можем конкурировать с нашими коллегами из Азии и уверены, что сохраним за собой определённую долю рынка, но не претендуем на глобальную экспансию. Просто говорим: «Мы здесь, у нас есть отличные сервис и ассортимент». К счастью, это предложение привлекательно для очень значительного числа заказчиков.
Самый быстрорастущий сектор полиграфии — цифровая печать, а в ней — рулонная струйная печать. Пока лучшие результаты обеспечивает бумага со специальными покрытиями. Такие сорта есть и у вас. Их продажа уже составляет заметную долю в общем объёме?
Бумага для цифровой печати пока составляет гомеопатическую долю в наших продажах. Мы видим, что успеха в этом бизнесе достигают те, кто на нём концентрируется. Если в офсетной типографии решили просто установить ещё и ЦПМ где-то в уголке, это не работает. Успешные типографии, занимающиеся цифровой печатью (например, итальянская Rotolito), активно предлагают его заказчикам. Но непременно ищут ниши и приложения, а не пытаются продать цифровые услуги тем, кого полностью устраивает офсетная печать. При тиражах выше определённой границы офсет всё ещё вне конкуренции. Но при этом я вижу, что ценовая эффективность «цифры» постоянно улучшается. Такие производители ЦПМ, как HP, Océ, Kodak, обладающие фантастическими ресурсами для исследовательских работ, сейчас работают в первую очередь над улучшением показателей себестоимости.
Поколения ЦПМ меняются, но два направления улучшения общие для всех — повышение скорости и снижение требований к запечатываемым материалам. Сейчас для лучших результатов в струйной печати нужно специальное покрытие, чтобы избежать пробивания и для быстрого высыхания чернил. Это значит, что в специальное покрытие нужно добавлять дорогие компоненты. Таково наше понимание ситуации после трёх лет работы над бумагой для промышленной цифровой струйной печати. И у нас есть сомнения, будет ли востребована более дорогая специальная бумага для «цифры» в перспективе. Одна из причин — революционная технология Ланды, блиставшая на Drupa. Если она будет работать, как обещано, потребность в специальных покрытиях исчезнет, а правила игры на рынке цифровой печати изменятся. Учитывая, что Ланда изобрёл Indigo, мы вправе ожидать доведения проекта до уровня коммерческого продукта. Остаются два вопроса: когда и сколько, т. е. какова будет себестоимость отпечатков? Если начнётся массовый выпуск этих машин и для них будет нужна обычная бумага — у нас она есть. Если потребуются небольшие коррекции её характеристик, мы это сделаем.
Удовлетворены ли результатами продаж в России?
Да, в последние три года у нас здесь стабильно хорошие результаты. Но ситуация усложняется — повышается конкуренция. Мы должны улучшать свою работу, но без повышения затрат, а это непросто. Приятно констатировать, что Sappi остаётся релевантной компанией для России, — заказчики довольны сотрудничеством.
Наш финансовый год заканчивается в сентябре, первый квартал с октября по декабрь 2012 г. по объёмам продаж был чуть ниже аналогичного в 2011 г. Основная причина — после повышения цен на целлюлозу (неожиданного на фоне стабильных цен на бумагу и снижения спроса на неё) нам всё же пришлось повысить цены на бумагу в нескольких регионах. Результаты следующих кварталов покажут, как это повлияло на продажи.
Sappi очень активно пропагандирует преимущества печатных коммуникаций — в собственном корпоративном журнале Impressions, на сайте Houston и другими способами. Насколько эти затраты оправданы?
Print Power (мощь печати) — это инициатива полиграфической отрасли, и мы лишь один из многих её участников. Мой предшественник в Sappi сейчас является председателем совета директоров Print Power. У этой инициативы два главных направления. Первое — рассказывать, зачем нужны печатные коммуникации, почему они так хороши, почему реклама в печатных изданиях лучше, чем в других медиа, и как сочетать разные медиа. Второе направление — Two Sides (две стороны) — концентрируется на экологических аспектах. Оно помогает формировать имидж бумаги как экологически ответственного продукта. Потому что это правда. А если знаете более экологически ответственный продукт — скажите мне. Нужно противостоять агрессивной пропаганде электронных носителей, в которой очень мало фактов, но много эмоций и частных мнений. Нам говорят: «Бумага — это плохо», или «Прекратите использовать бумагу для печати — это вредит экологии» и т. п. Мы считаем, что всё это неправда. Например, углеродный след при использовании печатных носителей при учёте всех факторов оказывается гораздо меньше, чем у интернета. Мы уверены, что об этом нужно громко рассказывать.
У нас есть и собственные инициативы. Одна из них — конкурс «Печатник года», который проводится каждые два года. Жюри абсолютно независимо, Sappi не оказывает никакого влияния на его решения. Как следствие, это конкурс номер 1 для типографий в мире. И мы с удовольствием констатируем высочайший уровень предоставляемых работ. Причём стандарты качества высоки во всех регионах — от Европы и Северной Америки до Африки и Азии. Это показывает широкая география распределения призов.
Упомянутый сайт Houston («Хьюстон») должен оказать техническое содействие типографиям. Они могут задать вопросы не только нам, но и своим коллегам из других стран. Мы собираем представителей типографий каждые три месяца и обсуждаем волнующие их проблемы: как повысить качество печати, какие улучшения нужно внести в бумагу и т. д. Оказалось, что типографии из разных стран охотно делятся знаниями. Идея Houston родилась на одном из таких собраний: давайте наладим подобный обмен знаниями на постоянной основе в интернете! Далеко не везде есть мощные местные ассоциации, помогающие в подобных вещах, не все типографии имеют прямые контакты с производителями бумаги. А в рамках Houston всё это возможно.
Какова позиция Sappi в отношении полиграфических выставок? Например, Ipex теряет ведущих экспонентов, а значит, и аудиторию.
Мы участвовали в Drupa и последней Ipex. Если у тебя есть что-то новое — выставляться стоит. Будут посетители и новые контакты. Но очень часто мы обнаруживаем, что наш стенд — это место для отдыха для полиграфистов, приходящих на выставки для покупки оборудования. И мы очень рады предоставить стенд, чтобы коллеги могли передохнуть. Это одна из причин, почему считаем необходимым быть представленными стендами на ведущих выставках и таким образом сказать клиентам: «Мы здесь для вас!»
При этом я соглашусь, что полиграфические выставки уменьшаются в размерах и становятся менее релевантными для посетителей. Но я не думаю, что выставки исчезнут совсем. Например, последняя Drupa была, в моём понимании, самой успешной.
В каких крупных ближайших выставках примете участие?
Обычно принимаем окончательное решение за год до выставки. Мы всё ещё не приняли решение в отношении следующей Drupa, однако активно участвуем в упаковочных выставках, где показываем спецматериалы. Например, у нас будет стенд на FaсrPack в Нюрнберге и других подобных выставках. Там мы демонстрируем, что у нас есть новые мощности и продукты для упаковщиков.
Как относитесь к таможенным пошлинам на мелованную бумагу в России?
Для нас большое облегчение узнать, что они снижены с 15% до 5%. Но то, что это сделано временно, нас не устраивает. Во-первых, соглашение с ВТО предусматривает пошлину в 5%. То есть никаких юридических оснований устанавливать другую пошлину нет. Во-вторых, мы слышали оправдания, что это сделано с целью защитить собственную бумажную промышленность. Но тогда покажите нам эти бумагоделательные машины, где они? Это всё ещё только обещания. И даже если подобные производства будут запущены, они не смогут удовлетворить все потребности полиграфистов — Россия нуждается в импорте мелованной бумаги.
Фактически эти пошлины — своеобразный налог на полиграфическую отрасль России, поощряющий клиентов размещать заказы на печатную продукцию за границей, в странах Балтии, Польше и др. Это огромная проблема! Помогая создать рабочие места для 500 человек на бумажной фабрике, такие меры подвергают риску рабочие места для десятков тысяч человек в полиграфической отрасли. С точки зрения экономики, это нонсенс! Неразумно и с точки зрения доходов государства: если типографии будут закрываться, уменьшатся и поступления от налогов в казну. А это гораздо более значительные суммы, чем дают таможенные сборы за счёт увеличенных пошлин.
Российские типографии много инвестировали в современное оборудование. Они способны конкурировать с зарубежными при равных исходных условиях. И они не должны подвергаться таким «преследованиям» со стороны государства.
Мы сами активно продвигаем в Еврокомиссии и через организацию Euro-Graph (объединяет европейских производителей бумаги для полиграфии) окончательное решение вопроса с пошлинами и очень хотим, чтобы достигнутые при вступлении в ВТО договорённости соблюдались на постоянной, а не на временной основе. Мы против дискриминации с помощью различных уловок, когда обсуждаются подходы, используя которые можно манипулировать пошлинами. Всё должно быть прозрачно. Надеемся, что подобную активность будут проявлять и российские ассоциации. Международный опыт показывает, что это очень важно. Похожая ситуация была в Бразилии. При недостаточном местном производстве пошлины на бумагу доходили до 25%. Все заинтересованные ассоциации производителей оборудования и полиграфические сумели объединиться и добиться пересмотра пошлин.