Сергей Беглаков, директор типографии «Ипполит» (Саратов):
В ближайшие годы на нашем рынке такие машины не имеют перспектив. Во-первых, они дороги. Во-вторых, не такие гибкие по выпускаемой продукции, как листовые. Они пригодились бы для печати больших тиражей с качеством ниже, чем на листовых ЦПМ. Но как раз такой продукции сейчас много не требуется, а главное, её объём не растёт. В Европе газета тиражом 20 000 экз. может разделиться на 20 маленьких изданий по 1000, и тогда имеет смысл их печать на «цифре». У нас же подобного не наблюдается. Да и наши типографии, выпускающие периодику, не привыкли работать с такими тиражами, им придётся перестраивать всю систему приёма заказов.
Ефим Хрулёв, заместитель директора полиграфического центра ФГУП «Издательство “Известия”» Управления делами Президента РФ (Москва):
Наша типография одной из первых в России летом прошлого года установила струйную монохромную рулонную ЦПМ. Хотя освоение прошло сравнительно гладко (к сентябрю мы уже были готовы к работе), время всё-таки потребовалось. Людей пришлось учить с нуля — в России просто нет таких кадров. Конечно, теперь опыт накопили, и новых рабочих учим не наступать на те же грабли. Основные трудности были не с печатью, а с послепечатными узлами: их надо тщательно выбирать в зависимости от своих потребностей и возможностей. У нас оборудование работает в линию, потому это особенно важно. Кто-то сомневается в качестве печати на струйных рулонных машинах. Но оно во многом зависит от правильного подбора бумаги. Думающих о приобретении цифровой техники часто пугают именно эти трудности с бумагой: известно, что она играет огромную роль при работе с этим оборудованием. Нам, можно сказать, повезло: сразу подобрали хорошую бумагу, она не пылит.
Машины, подобные нашей, в России ещё будут инсталлироваться, но вряд ли их будет много. Сначала надо выяснить, какова ёмкость этой ниши. Наши менеджеры уже работают, ищут заказы. Налажена стабильная загрузка машины — на неделю вперёд, поэтому сейчас переходим на работу в три смены. В основном это небольшие тиражи учебников для вузов и научные журналы: «офсетные» тиражи таким специальным изданиям не нужны, а печать у нас получается дешевле, чем на тонерных ЦПМ.
Но всё это относится к монохромным машинам. Цветных струйных рулонных машин в России пока нет. Будут ли инсталляции в ближайшее время — интересный и сложный вопрос.
Андрей Фирсов, инженер участка цифровой печати типографии «Наука» (Москва):
В ближайшее время рулонные струйные машины не смогут составить конкуренцию листовым ЦПМ и офсетной печати. Пока струйная печать технологически не очень приспособлена к промышленному производству. Ещё не решены важные проблемы: трудности с передачей цветовой гаммы и «отмар». Да и полиграфисты уже определённым образом настроены ведущими производителями ЦПМ, и это работает против струйной печати. Когда эти препятствия будут преодолены, заработают преимущества «струйников»: относительная простота устройства и меньшая, по сравнению с тонером, стоимость чернил. Но это случится не раньше, чем через пару лет.
Сергей Боев, технический директор YOYO Media (Москва):
Мы очень рады видеть в России первые цифровые печатные рулонные машины. К сожалению, их стоимость (в т. ч. владения) пока доступна только крупным полиграфическим организациям, да и то не всем. Например, «Известия» с их постоянной загрузкой от Управления делами Президента собрали очень хороший комплект цифрового оборудования, позволяющий выполнить множество задач. А фирмы, более приближённые к суровым условиям рынка, пока не могут оценить прелести такого оборудования.
К тому же рынок России очень требователен к качеству продукции — что в других странах (например, в США) считается приемлемым, у нас таковым не является. Поэтому надо тщательно проверять, какого качества продукция получится на рулонной струйной ЦПМ на той или иной бумаге и найдётся ли достаточно потребителей при конкретном соотношении цены и качества продукта.