Подробности грандиозного плана завоевания мира (правда, не всего, а только его части, занимающейся печатью на тканях) нам рассказали 10 июня во время визита в штаб-квартиру Kornit Digital, расположенную в небольшом городке Рош-ха-Аин неподалёку от Тель-Авива. Место выбрано не случайно — это технопарк Afek Park. И, похоже, весьма «плодоносный» — например, по соседству расположена ещё более молодая, но уже хорошо известная полиграфистам компания Scodix. Нас встретил вице-президент Kornit Digital по маркетингу и развитию бизнеса Сарел Ашкенази. Он нетипичный маркетолог. Сложные вещи объясняет доходчиво, отлично ориентируется в ситуации на рынке, на память сыпет цифрами, не прячется за витиеватыми фразами от неудобных вопросов.
С. Ашкенази: «Мы решили сложнейшую задачу создания универсального решения для прямой печати по тканям» |
Всё просто
Идея, вокруг которой в 2003 г. создавалась компания, проста, как всё гениальное. Сарел рассказывает, сопровождая объяснения рисунками на доске: «Каковы основные проблемы технологии цифровой печати по тканям? Первая — для получения качественных и ярких изображений на трёх основных видах тканей (синтетических, на основе целлюлозы и белковых) требуются разные виды чернил. Для синтетических (ацетатных, полиамидных и полиэфирных) нужны дисперсные (сублимационные) чернила. Для натуральных на основе целлюлозы (хлопка, льна, вискозы, шёлка, джута) — реактивные, а для белковых тканей (шерстяных, полушерстяных и шёлковых) — водные кислотные. Это существенно ограничивает диапазон применения принтеров, поскольку замена чернил в производственных условиях — сложное, длительное и дорогостоящее мероприятие. К тому же есть смешанные ткани, для которых при равных пропорциях синтетики и органических составляющих вообще не подобрать оптимальные чернила. Вторая проблема: струйные чернила, в отличие от пастообразных, трафаретных, жидкие. Поэтому их очень трудно контролировать — точки расплываются, глубоко проникают внутрь ткани, яркость и чёткость изображения снижаются».
Примеры довольно сложных футболок, в которых прямая печать с помощью принтеров Kornit — только часть техпроцесса. Например (cлева), применялась также технология вытравливания чёрного для лучшего воспроизведение цветного изображения и «деворе» — химическое вытравливание (в комбинации «хлопок–полиэфир» остаётся окошко из сеточки полиэфирных нитей), плюс печать трафаретными рельефными металликами. Модницы охотно платят за такие футболки сотни евро |
Перед разработчиками Kornit Digital была поставлена сложнейшая задача — создать универсальное решение. Это удивительно, но уже через два года были выпущены первые серийные модели Storm и Thunder для печати по футболкам, позволяющие одними чернилами работать с любыми видами ткани. В чём секрет? Создатели нашли универсальную формулу: сначала на ткань наносят через форсунки специальный жидкий грунт, а затем, не дожидаясь, пока он высохнет, сразу печатают пигментными водными чернилами через привычные пьезоструйные головки. Чернила вступают в реакцию с грунтом и закрепляются на поверхности, капли сохраняют форму, не расплываясь. Изображения получаются очень яркими, в чём мы убедились во время экскурсии по отделу разработок. Чернила называются NeoPigment (явный намёк на фантастическую мощь героя «Матрицы»), их состав и формула грунта запатентованы. Печатающие пьезоструйные головки — Spectra (в моделях Avalanche и Avalanche Hexa – Polaris). Все особенности уникального решения учтены в конструкции принтеров. «Мы единственная компания в этом секторе, разрабатывающая и чернила, и принтеры», — уверяет Ашкенази. К этом следует добавить собственный RIP QuickP и даже популярную систему web2print. Она обеспечивает организацию полного автоматизированного техпроцесса от выбора изображения через интернет до нанесения его на футболку.
А Сарел продолжает поражать чудесами: оказывается, отпечатанные на футболках изображения выдерживают более 100 стирок с порошком, не теряя насыщенности. Они также отличаются высокой стойкостью к истиранию, имеют отличную светостойкость и экологичны. После нанесения чернил и сушки горячим воздухом изделие сразу готово к использованию, какая-либо постобработка не нужна. А ведь любая технология, избавляющая от нескольких промежуточных этапов, перспективна. Например, CTP в офсетной печати полностью вытеснили привычные формные процессы с использованием плёнок и копировальных рам — ФНА уже не выпускаются.
Все стихии
В Kornit Digital любят давать продуктам звучные имена, подразумевающие мощь и скорость. Только модели начального уровня дали имя Breeze — «Ветерок». Но и он не такой уж «лёгкий» — стоит около 2,8 млн руб. (здесь и далее – цены для конечных покупателей в Москве), но печатает в 4 цвета по светлым тканям или по тёмным с добавлением белых чернил. Ашкенази считает, что аппарат окупается уже при загрузке 60?ти футболок в день. Себестоимость печати посчитать непросто (она зависит от размера изображения и сюжета), но за среднее (стоимость чернил и грунта) предлагают принимать для формата А4 следующие цифры: 0,25 долл. на светлых футболках и 0,5 долл. – на тёмных.
Kornit Avalanche Hexa — пока прототип, коммерческий вариант обещают выпустить до конца года. Для расширения цветового охвата добавлены красные и зелёные чернила. Объяснять, какое изображение отпечатано в 4 цвета, а какое в 6, не нужно. Разница налицо! |
Более производительные модели — Thunder, Storm II, Avalanche и Avalanche DC Pro — рассчитаны на большие загрузки, а стоимость старшей составляет около 11,5 млн руб. На Thunder можно запечатывать до 70-ти светлых или 30 тёмных футболок в час. На более производительных моделях по два печатных ложа, больше формат, возможна работа со сложными футболками с декоративными элементами (карманами и т. п.), «вытравливание» тёмных областей для получения более ярких изображений и т. д.
Покупателям следует учитывать, что помимо принтера, им понадобится мощная туннельная сушка. Соответственно, под неё нужно планировать место и энергоснабжение – маленькой комнаткой не обойдёшься. Зато одна сушка может обслуживать несколько принтеров – это облегчит рост бизнеса. В Kornit Digital сушки не производят, но порекомендуют проверенного производителя.
Особняком стоит Paradigm. За него компания получила EDP Award-2013 в категории «Лучшая цифровая интеграция для трафаретной печати». Разработчики придумали, как интегрировать цифровую печать на базе технологии Kornit Digital в трафаретный карусельный станок. Мы видели образцы подобных работ — сочетание простоты нанесения многокрасочных изображений цифровым способом и специальных трафаретных красок даёт изумительные результаты!
Вверх!
На Fespa-2013 компания показывает свой самый быстрый принтер для печати на футболках — Avalanche 1000, продажи которого уже начались. Его производительность — до 300 светлых или 170 тёмных футболок в час! Он построен на 24-х новых головках Spectra Polaris. Формат 90×60 см и до 12 мм в высоту (для пропуска выступающих фрагментов). В машину впервые встроена система увлажнения для стабилизации климатических условий |
По информации из независимых источников, доля футболок на рынке печати по тканям (33 млрд м2 в год) всего 5-7%. В Kornit Digital уже знают, что будут делать дальше — подниматься вверх, выходить на гораздо более масштабный рынок рулонной печати по тканям. И к показу на Fespa-2013 уже готов первый рулонный принтер компании — Allegro. При ширине печати 180 см его макс. производительность достигает фантастических 400 м2/ч! Впрочем, в режиме продаваемого качества скорость скромнее — 140-150 м2/ч. Зато никаких дополнительных операций не нужно: сразу после печати рулон поступает в сушку, а на выходе — готовый продукт. Длина линии в комплекте с сушкой около 7 м, ширина — 4,5 м.
Система рулонной печати по тканям Kornit Allegro. На переднем плане сушка. Разработчики учли особенности работы с тканями: есть адгезивный конвейер, дополнительные разглаживающие ролики и т. п. |
Мы с украинской коллегой стали первыми журналистами в мире, увидевшими это чудо-оружие Kornit Digital в цехе разработки. Важное отличие от «футболочных» моделей — грунт в Allegro наносится не через форсунки, а через струйные печатающие головки. На решение этой задачи ушло несколько лет. Нанесение грунта через печатающие головки обеспечивает более точное дозирование.
В Allegro используются новые печатающие головки Spectra Polaris с размером капли 35 пл. Это позволяет повысить качество печати за счёт меньших размеров пятна, создаваемого каплей на ткани, — 100 мкм (было 110 мкм). Побочный эффект — сокращение толщины красочной плёнки и расхода чернил. Ещё один плюс — запечатанная ткань приятнее на ощупь, а это важный аспект для индустрии моды.
Разумеется, Allegro «унаследовал» экологические достоинства — пигментные чернила не токсичны, нет необходимости в стирке тканей после печати и дополнительном расходе воды.
Если всё пойдёт, как задумали создатели, в ближайшие годы можно ожидать серьёзного передела мирового рынка прямой печати по ткани. Угроза для традиционных лидеров отнюдь не призрачная…
Масштабы и перспективы
Компания не раскрывает объёмов продаж, но речь идёт о сумме в несколько десятков миллионов долларов в год. Ведь в последнее время каждый квартал продаётся около 60 принтеров. На оборудование приходится около 60% продаж, ещё 30% — расходные материалы, 10% — сервис.
В Kornit Digital работают около 200 человек, есть собственные офисы в США, Германии и Гонконге. Партнёры — в более чем 100 странах мира. Производство организовано весьма прагматично. Есть собственное производство чернил, а строить заводы для выпуска оборудования пока не стали. Оно выпускается по субконтрактам в Израиле. Мы посетили одно из двух сборочных производств, где изготавливают не только принтеры Kornit Digital, но и оборудование по заказу других израильских компаний. Экскурсию провёл специалист, занимающийся приёмкой оборудования. Каких-то технологических чудес, вроде роботов, мы там не увидели, но и особых сомнений в качестве сборки тоже не возникло.
Это ещё не серийный продукт, но лабораторный вариант флюоресцентных чернил уже есть |
На Fespa-2013 компания выходит под лозунгом «1000 машин — 100 стран — 10 лет — 1 огромное спасибо!». Строго говоря, заметил Ашкенази, к моменту выставки количество инсталляций должно достичь 980 принтеров, но этот момент не принципиален — наверстают уже в следующем квартале, можно не сомневаться. А ещё обещают ребрендинг — новый фирменный стиль будет лучше отражать динамику и устремления компании.
Что касается России, то первая инсталляция состоялась в 2006 г., сейчас насчитывается полтора десятка принтеров. С 2013 г. у Kornit Digital в нашей стране — новый партнёр «АТ Десайн». С ним в компании связывают надежды на заметное расширение бизнеса. Директор по развитию продаж цифрового оборудования «АТ Десайн» Михаил Шпилькин рассказал: «Наше сотрудничество началось в начале 2013 г. На выставке “Текстильлегпром” мы показывали принтер Thunder, который вызвал живой интерес клиентов. Сейчас мы обучили двух инженеров, сформировали склад расходных материалов и запасных частей на все установленные в России принтеры. Для клиентов, у которых уже есть принтеры, объявлена льготная сервисная акция по диагностике и обслуживанию. Начиная с Fespa-2013, стартует специальное предложение на оборудование Kornit Digital для российских клиентов». Инсталляций Kornit Digital в России пока немного, но в компании уверены, что теперь ситуация изменится. Менеджер по продажам, отвечающий за наш регион, Всеволод Островлянский отмечает: «Нам не хватало надлежащей технической и логистической (складской) поддержки. С вступлением “АТ Десайн” в игру эти проблемы решены, и нет никаких препятствий для уверенного роста продаж».