101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Авторское право и электронное пиратство: время договариваться?

  • Ирина Зотова
  • 16 сентября 2013 г.
  • 3908
При разработке только что вступившего в действие ФЗ 187 российские законодатели, уступая натиску правообладателей, практически проигнорировали международный опыт в области защиты авторских прав в Сети. Между тем пиратство в Сети — отнюдь не основное препятствие на пути развития торговли электронными книгами.

Сегодня мировой рынок электронного книгоиздания столкнулся со значительными переменами, касающимися ценообразования, моделей ведения бизнеса, каналов дистрибуции. Эти факторы способны привести к кардинальным трансформациям важнейшего сегмента медиаиндустрии. С октября 2012 г. на мировом рынке наблюдается стремительное падение цен на электронные книги, вызванное, главным образом, двумя причинами:

  • переходом контроля над ценообразованием е-книг от крупнейших издательств к розничным ритейлерам, которые делают покупателям значительные скидки (с 12,99–14,99 долл. до 10 долл. и ниже);
  • бурным развитием «самиздата» электронных книг, цена на которые обычно не превышает 2,99 долл.

В связи с быстрым развитием рынка электронных книг перед книжным сообществом всё более остро встаёт вопрос борьбы с интернет-пиратством. Одну из основных проблем борьбы с пиратством издатели видят в том, что действующее российское законодательство в сфере защиты авторского права плохо адаптировано к инновационным методам продаж через Интернет.

Пиратство как движущая сила

По словам некоторых экспертов электронное пиратство — существенная движущая сила происходящих изменений, которая отнимает доходы у издателей и авторов. Но кто именно отнимает наибольшую долю их доходов — вопрос спорный. Правообладатели часто куда усерднее защищают авторские права, иной раз вопреки воле самих авторов. Конечно, не из худших побуждений, а потому, что контролируемый творческий процесс позволяет увеличить прибыль. По расчётам Всемирной организации по интеллектуальной собственности, экономика информационной отрасли, основывающаяся только на выплатах авторских отчислений и лицензий за использование интеллектуальной собственности, выросла с 2,8 трлн долл. в 1970 г. до 27 трлн долл. в 1990 г. и 180 трлн долл. в 2009 г., то есть более чем в 50 раз, намного опередив рост мирового ВВП.

Вот выразительнейший фрагмент из хрестоматийной речи Томаса Макколея в Палате Общин 5-го февраля 1841 г.: «Авторское право — это монополия и вызывает все те последствия, которые общее мнение человечества приписывает монополиям <...> обычный эффект монополии — это оскудение предложения товаров, их дороговизна и низкое качество... <попробуйте> отыскать хоть какое-нибудь отличие между авторским правом и другими привилегиями того же рода; любую причину, по которой монополия на книги должна произвести эффект, прямо противоположный тому, который она произвела в случае монополии Ост-Индской компании на торговлю чаем или монополии лорда Эссекса на торговлю сладкими винами... Желательно, чтобы авторы были вознаграждены; вызывающиий наименьшие возражения способ такого вознаграждения — это монополия. С другой стороны, монополия — это зло. В интересах общего блага мы должны прибегнуть ко злу; но зло не должно длиться ни на один день дольше, нежели это необходимо для обеспечения блага».

В этой статье хотелось бы особо отметить сборник «Проблемы практики комплектования: стратегия преодоления, переход к эффективному управлению ресурсами». Он содержит материалы Всероссийской научно-практической конференции, которая была проведена на базе Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина (ВОУНБ) 1—5 октября 2012 г. В сборнике опубликован доклад К. К. Костюка «Библиотека и издательство в новой медийной среде» (прочитать его можно здесь: http://vrnlib.ru/root?node_id=16687#_Toc344213948 ). В нём автор рассуждает об инфраструктуре новой медийной среды, об изменениях издательского рынка в этой среде и о трансформации библиотек:

«<...> Демонетизация издательской продукции — это не случайный процесс “неправильного поведения” пользователей. Она вытекает из свойств новой медиасреды. Если раньше создание информационных носителей дополняло и сопровождало процессы социальной жизнедеятельности, то теперь информация настолько плотно переплетается с ними, что её невозможно отделить от обычной коммуникации. Информация не потребляется, она составляет ткань и содержание повседневной жизни, превращается в подобие воздуха. Монетизировать её — вовсе не значит обязательно продавать, а пользоваться ею бесплатно — вовсе не обязательно “воровать”», — отмечает Костюк. В его словах отражена одна из важнейших целей  издательской отрасли как важного параметра культурного и социального развития.

Примером к вышесказанному можно назвать открытую цифровую библиотеку Librivox, созданную Брюстером Кейлом. Это бесплатная онлайновая библиотека, в которой добровольцы со всего мира бесплатно записывают (начитывают голосом) книги и помещают их на этом сайте. Все материалы, находящиеся на библиотеке Librivox, не защищены авторским правом (copyright free) и разрешены к использованию.

Такой закон нам не нужен!

Есть те, кто считает, что авторское законодательство в его современном российском исполнении — это скорее зло, чем добро. Где-то в сети было написано примерно следующее: «Законы о защите авторского права нужны для того, чтобы люди, ворующие нефть, могли защититься от людей, ворующих музыку».

Уже 1 августа 2013 г. вступил в силу ФЗ 187, который содержит меры, направленные на обеспечение защиты исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет». Но, к сожалению, закон не обеспечивает защиту других видов интеллектуальной собственности, таких как книги, музыка, фотографии. А уже в осеннюю сессию Государственная Дума РФ будет обсуждать расширение перечня охраняемых в Рунете объектов музыкальными и литературными произведениями, компьютерными играми и программным обеспечением. Однако юристы отмечают, что сам текст закона противоречит принципам работы современного свободного интернета.

По мнению РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) потенциальная возможность при принятии ФЗ 187 приведёт к деформации/разрушению формирующегося рынка цифрового контента (не только кино, но и книжного, музыкального и игрового) вследствие досудебного характера блокировки контента в отсутствие экспликации принципа «notice-and-takedown». Несоответствие и противоречие отдельных норм законопроекта современному законодательству, международным нормам и практикам может создать барьер на пути внутреннего роста россиийских рынков и расширения их на международный контекст. Судебные ошибки вследствие размытой подведомственности могут привести к потере инвестиционного климата Рунета.

Способы компромиссного решения проблемы предлагает политическая Партия пиратов (о ней можно больше прочесть в Википедии), которая появилась в Швеции и выступает против существующего законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов, копирайта, а также за неучастие Швеции в международных организациях по защите авторских прав, таких как ВОИС и ВТО. Вопреки распространённому заблуждению, партия не выступает против авторских прав вообще, а лишь хочет разрешить неограниченный некоммерческий обмен объектами авторских прав, сохраняя запрет на коммерческий. Кроме того, партия выступает за защиту приватности в сети Интернет и в повседневной жизни.

Ещё одна значимая некоммерческая организация Creative Commons  (http://creativecommons.org/), выступающая  за свободную культуру, была основана в США в 2001 г. специалистами в области авторского права. Среди них юрист Лоуренс Лессиг (англ. Lawrence Lessig; 3 июня 1961 г.) — профессор права в Стэнфордском университете (США). Лессиг прежде всего известен в связи с его борьбой за изменение законодательства в области авторского права, особенно в применении к интернету.

Лессиг также является идеологическим  вдохновителем движения за свободную информацию, его книга «Свободная культура» (2004) является важным источником идеологии данного движения. Лицензии Creative Commons (СС) — одна из правовых конструкций, позволяющих осуществлять простое, бесплатное, легальное и прозрачное распространение результатов интеллектуальной деятельности,  лицензии CC затрагивают лишь имущественные авторские права (права на использование произведений), а на неимущественные права, включая право на имя, не влияют. 

Стоит отметить, что в  2011 г. во всём мире насчитывалось свыше 580 миллионов произведений, распространяемых на условиях лицензий CC. Они адаптированы к законодательству 55 стран мира, а в ряде стран начат процесс адаптации.

В специализированном выставочном журнале Booksellers Daily (11 April 2011, p. 8–9) опубликована статья Питера Коллингриджа (Peter Collingridge) о российском пиратстве; он отмечает: «Электронные книги предоставляют колоссальную возможность решить многие проблемы печатных изданий в России, хотя можно полагать, что многие участники не готовы воспользоваться этой возможностью и предпочитают бездействие... Для того чтобы остановить пиратство, нужно сделать документ более легкодоступным и более привлекательным. Даже если в краткосрочной перспективе это увеличит пиратство, в более далекой — вы сумеете создать документ намного более интересный, чем пиратский, и люди будут готовы платить за него».

Об авторе: Ирина Зотова (irina.zotova.jou@gmail.com) независимый автор.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ничего не найдено.


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 23