Пётр Иванов, коммерческий директор полиграфического комплекса «Экстра М» (Красногорск):
Выставку в этом году мы обязательно посетим, тем более что проходит она уже не так часто. Откровенно говоря, мы не надеемся увидеть там какие-то «прорывные» решения, применимые к нашему производству. Но пользу из посещения всё же надеемся извлечь.
Во-первых, есть вероятность увидеть новые решения для модернизации имеющегося оборудования.
Во-вторых, мы продолжаем искать пути диверсификации бизнеса. На данный момент, помимо самого крупного газетного производства, типография представлена и на журнальном рынке. Тенденция к снижению газетной печати продолжается, поэтому специализированным типографиям приходится искать новые пути для приложения своих возможностей. Сейчас, например, мы уже рассматриваем возможность дооснащения наших рулонных машин струйными модулями для впечатывания переменной информации — это даст возможность привлечь новых заказчиков и дать новые возможности имеющимся. Для знакомства с действующими инсталляциями такого оборудования мы планируем посетить несколько газетных производств в Германии.
Уверен, что и на выставке будет много интересного и нам посчастливится найти какие-то идеи и средства для их осуществления.
Илья Полников, главный инженер Ижевского полиграфкомбината:
К сожалению, на выставку мы в этом году, скорее всего, не поедем. Как ни печально, «большая полиграфия» всё менее востребована обществом: наша отрасль превращается в рудиментарную (хотя, конечно, не только она, но и многое другое). Уменьшение тиражей газет и книг говорит о нежелании населения тратить время на чтение. Снова происходит делёж рынка заказов, несмотря на законы о госзакупках, о тендерах на выпуск той или иной продукции.
А что такое бумага? — спросил правнук.
В. Шефнер. Девушка у обрыва, эпилог
Электронные СМИ и библиотеки активно наступают на печатный рынок. Телевидение подменяет эрзац-продукцией истинную литературу: публицистическую, историческую, художественную, научно-популярную… Замена учебников одной-единственной электронной книгой приведёт к тому, что волшебный шелест листов станет нонсенсом для школьников завтрашнего дня.
Остаётся переходить на печать упаковки или продукции для торговых сетей, но этот рынок давно поделен как в столицах, так и на провинциальном уровне, и «втиснуться» туда с офсетной печатью очень нелегко. Общаясь со своими коллегами, прихожу к выводу, что ситуация от Владивостока до Калининграда примерно схожая.
Вторая причина, по которой выставка сегодня не кажется актуальной, — многие компании уведомили, что участвовать в выставке не будут, а оставшиеся привезут очень мало «железа», т. е. будут демонстрировать видеоролики, раздавать буклеты с описанием оборудования, объяснять на пальцах принцип его работы… Такую рекламу легко найти в отраслевой прессе или в Интернете, не имеет смысла ради неё ехать в Москву.
Складывается представление, что книги, какими их любили я и дядя Алекс, — незапертые коробки на петлях, в которых лежат листы бумаги с чернильными пятнышками — устарели. Мои внуки уже многое прочитывают с видеоэкрана.
Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, подождите минуточку! Когда книги только что придумали, они были такими же практичными приспособлениями для хранения и передачи информации, как и последние чудеса из Силиконовой долины, хотя они и были изготовлены из едва-едва обработанных растений, растущих в лесах и полях, и шкур животных. Но по чистой случайности — ведь никто ничего не рассчитывал заранее — оказалось, что их вес, их внешний вид, что у них нужно переворачивать страницы, заставляют наши руки и глаза, а затем уже и ум и душу отправляться в некое духовное приключение. Мне было бы жаль, если мои внуки не смогут туда отправиться.
К. Воннегут. Времятрясение.
Евгений Озадовский, генеральный директор типографии «Глобус Континенталь» (Москва):
Выставку мы посетим. Исключительно для того, чтобы повидаться с коллегами, обменяться мнениями. На какую-то непосредственную пользу от посещения не рассчитываем.
Конечно, было время, когда на «Полиграфинтер» приходили с более серьёзными целями, но это было уже давно. Тогда на рынке появлялись новые игроки, новое оборудование, с ними надо было познакомиться поближе, увидеть своими глазами. Да и сами мы были тогда молодыми, «зелёными», только начинали работу в этой отрасли. Поэтому нам было всё интересно, хотелось получить как можно больше информации. Потом, например, на рынке появилось азиатское оборудование — надо было присмотреться к нему.
А примерно с 2008 г. выставки потеряли привлекательность именно с точки зрения демонстрации оборудования, теперь их посещают как большие конференции. Даже на крупных международных выставках посетители из России в основном общаются друг с другом. Конечно, на DRUPA остаётся ещё много любопытного, но такого, чтобы сказать «вау!», уже не было.
Надо что-то менять?
Некоторые из полиграфистов, с которыми мы общались в ходе опроса, пока ещё затрудняются сказать, смогут ли посетить выставку. Не в последнюю очередь это связано с крайне неудачно выбранным временем её проведения: после довольно депрессивного начала года и печального лета в типографиях, наконец-то, появилась работа, в некоторых — много работы, так что даже руководителям приходится недосыпать и разрываться на части. А в ноябре полиграфисты предвкушают традиционный для этого сезона поток заказов. Тут нужен какой-то очень серьёзный повод, чтобы всё бросить и отправиться в «Крокус».
Сомнения по поводу того, стоит ли оставлять реальную работы ради выставки, которая заведомо меньше предыдущих, испытывают даже москвичи — что уж говорить о полиграфистах из регионов, которым на посещение надо затрать гораздо больше времени? Пообщаться, конечно, важно — но так считает только 9%. Можно, конечно, сожалеть о недостатке корпоративного духа в отрасли, но насильно мил не будешь. Среди тех, кто всё же собирается посетить «Полиграфинтер», большинство всё ещё хотят найти оборудование и материалы, а не просто поделиться мнениями.
И для этого большинства выставки прежних лет были гораздо привлекательнее: были незнакомые ещё экспонаты, был и такой интерес, как приобретение техники со скидкой. В этот раз в опросе на сайте никто не сообщил, что собирается получить на выставке скидку. Это естественно: обычно её дают на экспонируемое оборудование, а его в этот раз гораздо меньше, чем в прежние годы. Может быть, действительно имеет смысл, как считает Хазанов, объединять полиграфическую выставку с рекламной и издательской, или хотя бы перенести время её проведения на менее «горячее». Например, на конец января 2016 г., подобно ежегодно проходящей в самом конце января «Упаковка/Упак Италия». Тогда и оборудование, имеющее отношение к упаковке, с одной площадки можно было бы переместить на другую. Хотя, конечно, может оказаться, что выставочные площади в этот момент заняты другими — теми отраслями, которые сейчас более актуальны. — Ю. Захаржевский
Павел Хазанов, исполнительный директор издательско-полиграфического комплекса «НП-принт» (Санкт-Петербург):
В этот раз на выставку не поеду в связи с тем, что у нас на производстве происходит переезд — необходимо присутствовать лично. Если бы не это обстоятельство, то, наверное, поехал бы… Хотя, надо отметить, выставка «сдулась»: её бойкотировали многие поставщики.
Если честно, я не уверен, что выставка вообще нужна. Все мировые полиграфические выставки стремительно уменьшаются. Проведение следующей Ipex, например, под вопросом. Чикагская Print по размеру тоже невелика — всего лишь как три «Полиграфинтер». Сейчас почти все уже в состоянии купить билет в Дюссельдорф или Китай, чтобы посетить действительно ключевые выставки.
О новинках теперь проще и удобнее узнавать в Интернете, а цель посещения последних «Полиграфинтер» была одна: встреча с коллегами. Сама же выставка редко предлагает что-то интересное. Уже, наверное, пора объединять издательские, рекламные и полиграфические выставки.