Второй ключевой фактор — печатающие головки
Konica Minolta, Spectra, Ricoh, Seiko | Toshiba Tec настолько сдала позиции на рынке в пользу других производителей, что её перспективы я больше не рассматриваю. Намного больше мне импонируют принтеры с печатающими головками Dimatix Spectra, Ricoh и Konica Minolta. Наработки Seiko успешно использует сама Seiko, а также Efi VUTEk.
Когда-то лидером рынка была Xaar. Но уже давно по меньшей мере половину базовых китайских принтеров — сольвентных, экосольвентных, мягко-сольвентных — перевели на печатающие головки Epson DX5, а теперь и DX7. Часть изготовителей принтеров переключилась на Konica Minolta. Некоторые производители предпочли технологии Spectra и группы компаний, связанной с Seiko. И теперь Xaar доминирует преимущественно в сегменте однопроходных принтеров для печати по керамике.
Каждый раз, когда дистрибьютором японских печатающих головок становится китайский производитель принтеров, это крайне отрицательно сказывается на интересе индустрии к данной разработке. Нужно ли производителю принтеров (и по совместительству главному дистрибьютору), чтобы аналогичные печатающие головки использовал его конкурент? Именно по этой причине продажи печатающих головок Seiko и Ricoh в Китае застопорились на много лет. В конце концов, в Ricoh осознали этот факт и назначили дополнительного дистрибьютора в Гонконге. Пока о нём мало что известно, поэтому сложно сказать, насколько проще будет работать с ним, чем с предыдущим дистрибьютором из Пекина.
Плюсом в пользу печатающих головок нового поколения стало наличие резервных сопел — можно наладить подачу через альтернативное сопло без остановки оборудования, если соседнее забито или вышло из строя по иной причине. Такой подход уже реализовала Konica Minolta. Кстати, ColorSpan предложила аналогичную технологию ещё 10 лет назад (с термальными печатающими головками HP).
Прогресс в сфере печатающих головок сводится в основном к уменьшению размера капли. Десять лет назад от принтера для печати рекламных щитов ждали капли в 80–90 пл. Шесть лет назад это были печатающие головки уже на 50 пл. Ещё пару лет назад каплю в 14 пл могли обеспечить лишь считанные промышленные модели. Теперь стандартом становятся капли даже меньшего размера (хотя, конечно, такое разрешение действительно требуется далеко не всегда).
Серьёзным препятствием для дальнейшего прогресса стало критичное отставание поставщиков электроники и ПО в технологиях, отвечающих за работу печатающей головки принтера. При низком уровне электроники недееспособна будет даже система с хорошей печатающей головкой, и западные пользователи и дистрибьюторы вряд ли захотят дальше иметь дело с данной маркой.
Kyocera | Самые дорогие печатающие головки в мире. Насколько их цена соответствует качеству, вопрос спорный, поскольку не менее достойные результаты показывают и решения Dimatix Spectra. Став лидером на рынке текстильных принтеров класса high-end, теперь Kyocera пытается отвоевать позиции и в сегменте принтеров УФ-отверждения.
С компаниями Xaar, Konica Minolta и Spectra гораздо проще взаимодействовать — на уровне генерального директора, президента, менеджеров. Очевидно, что для успеха печатающих головок одних технологий мало. Xaar, KM и Spectra преуспевают ещё и в другом — совместной работе и обмене опытом. Всех без исключения сотрудников можно увидеть на выставках. Более того, есть возможность провести с ними переговоры, обсудить обучение и пр.
Было бы просто отлично, если бы руководство Ricoh, Seiko и Kyocera столь же активно работало на выставках (и было доступно для встреч). Одного факта присутствия компании на отраслевых мероприятиях явно недостаточно.
Тем не менее, сейчас печатающие головки Kyocera предлагает Dilli — и для формирования конкуренции это очень хорошо. Теперь другим поставщикам придётся либо разрабатывать более качественные и быстрые решения, и с повышенным разрешением, либо снижать цены. В любом случае, активизация конкуренции со стороны Kyocera стала положительным фактором.
Epson | Компания не скрывает, что предпочитает работать со своими печатающими головками сама, а за последний год цены на печатающие головки Epson выросли вдвое. В результате Ricoh сможет постепенно заменить Epson в качестве поставщика печатающих головок для китайских принтеров базового уровня.
Mimaki ещё два года назад дальновидно перешла на печатающие головки Ricoh. Как только Mutoh и Roland окончательно поймут, что Epson претендует на их долю рынка латексных и УФ-принтеров, они тоже сменят поставщика печатающих головок.
Следовательно, приобретая сейчас принтеры с печатающими головками Epson, нужно реалистично смотреть на происходящее на рынке и за его кулисами. Один из владельцев принтера Mimaki с печатающими головками DX5 рассказал, что ещё в начале 2013 г. не смог получить комплект на замену. Многие пользователи техники с головками Epson отмечают, что расходы на их замену серьёзно выросли.
Если Ricoh или Konica Minolta предложат технологии с разрешением на уровне Epson и выше (плюс меньше склонные к забиванию и полошению, чем принтеры как минимум одного производителя, работавшего с головками Epson последние 10 лет), у сегмента широкоформатной печати появится отличный выбор.
Быстрая печать длинных полотен на выставках — эффектный способ демонстрации достоинств решений на базе Memjet. Однако технологии ещё предстоит оправдать себя в реальных производственных условиях |
Потенциал Memjet | Разработки Memjet на базе микроэлектромеханической технологии MEMS пока работают только с водными чернилами на основе красителей. Есть надежда, что после выхода печатающей головки второго поколения совместные усилия OWN-X, FujiXerox, Oce и Xante дадут нам достойный принтер. Уверен, что системы с печатающими головками третьего поколения будут ещё качественнее.
Простаивает принтер и при замене изношенных печатающих головок, которые, напомню, не пьезоэлектрические, а термальные.
По крайней мере Silverbrook (родительская компания Memjet) уже не забрасывает нас горой одинаковых пресс-релизов об одном и том же — скорость, скорость, скорость. Обсуждения технологии Memjet нужно вернуть в практическую плоскость, не ограничиваясь демонстрациями на выставочных стендах. MEMS-технологии в печатающих головках и разработки Memjet в частности — это хороший шаг для отрасли. Даже учитывая тот факт, что первое поколение головок MEMS (не Memjet, а других производителей) полностью провалилось за пределами лабораторий. Закрылись два производителя принтеров (текстильное подразделение Yuhan Kimberly и остатки L&P, купленные WP Digital). Ещё две компании, не оценившие вовремя разницу между пресс-релизами и реальной ситуацией, потерпели миллионные убытки из-за простоев.
Остаётся надеяться, что в последующие пять лет MEMS-технология будет усовершенствована (а тон заявлений в пресс-релизах станет, наконец, реалистичнее).
Инновации в печати по текстилю
На текущий момент основная часть принтеров базового и среднего класса предназначена для полиэфирных тканей. Причин тому множество, но основные — простота техпроцесса и впечатляюще яркие цвета. Думаю, печать пигментными чернилами по хлопку тоже постепенно будет набирать популярность, поскольку пигментные чернила для этих тканей уже дают более яркие цвета (например, от Hongsam). Отличных цветов удалось добиться Kornit, в чём я сам убедился на ShanghaiTEX 2013 и FESPA Digital в Лондоне.
Новым направлением стали сублимационные чернила не только для полиэфирных тканей, но и для хлопка. Кроме того, прямая печать по тканям по яркости цветов уже приближается к сублимационным технологиям с использованием бумаги для термопереноса и каландра. В целом, печать по текстилю становится ярче и проще.
Сдерживающим фактором для этой отрасли выступает дорогостоящее оборудование для работы с кислотными и активными красителями. Так, например, на фабрике печати по текстилю мне довелось ознакомиться с полным техпроцессом на базе активных красителей (это были чернила Hongsam). Независимо от марки, все чернила этого типа требуют паровой обработки, промывания и сушки. Вся немалая площадь предприятия была заполнена необходимой техникой.
Каждый производитель УФ- и сольвентных принтеров готов выпускать и модели для печати по текстилю. Но успешных проектов не слишком много. Необходима 100 % специализация на текстильной печати — только тогда из затеи выйдет толк. Хорошим производителем текстильных принтеров можно назвать компанию ATPColor, расположенную недалеко от Милана (Италия). Уже много лет она специализируется именно на этой технике.
Среди многочисленных производителей принтеров для печати по тканям отмечу американскую DigiFab. На снимке — StampaJet Bp64 |
Упомяну также американскую DigiFab, португальскую MTEX, австрийскую Zimmer и некоторых итальянских производителей принтеров класса high-end. Даже если в вашем ассортименте есть высокотехнологичные принтеры УФ-отверждения, это ещё не гарантия успеха в печати по текстилю.
Сегмент текстильной печати определённо растёт. На выставке SGIA в Орландо (Флорида, США) было представлено рекордное количество марок текстильных принтеров. Больше, чем обычно, их было и на FESPA-2013.
Наработки в сфере запечатываемых материалов
Самой яркой тенденцией стал уход от ПВХ в сторону ПЭ.?Один из многочисленных примеров подобных материалов — Aria от YJ |
Достижениям в сфере носителей и запечатываемых материалов за прошедшие годы можно смело посвящать отдельную статью. Самой яркой тенденцией стал уход от ПВХ в сторону ПЭ (например, материал Aria от YJ). Стоит отметить, что оптимальный вариант для ПЭ — это не сольвентные чернила, а латексные и УФ-принтеры светодиодного отверждения.
Прогресс реально тормозят бесконечные псевдоэкологические инициативы: достаточно оформить стенд зелёным пластиковым газоном — и можно уверять, что ПВХ у вас самый экологически чистый. Аналогичная ситуация складывается и с чернилами: главное, побольше пластиковых цветов и травки вокруг принтеров и под бутылками с чернилами.
Называть УФ-чернила экологичными по меньшей мере глупо. Да, действительно: при светодиодном отверждении отсутствуют ртутные лампы, снижается расход энергии. Но входящие в их состав химикаты (как и в состав большинства других чернил) природе отнюдь не на пользу.
Из положительных впечатлений отмечу более активную работу с инновационными материалами и в частности — с сотовыми сендвич-панелями. Хотелось бы также упомянуть успешных международных дистрибьюторов запечатываемых материалов — 3M, Arlon, Ultraflex, Flexcon.
Параллельно с совершенствованием формул УФ-составов растёт рыночная доля латексных технологий. Появляются и другие принципиально новые чернила. Учитывая это, работы для химиков, разрабатывающих составы, будет предостаточно. В сегменте запечатываемых материалов каждый год будут появляться оригинальные разработки, хотя они не так заметны, как новые чернила или улучшенные печатающие головки.
Производители всё чаще становятся дистрибьюторами
В качестве решений Fujifilm я уверен после долгих лет знакомства с камерами Leica и Hasselblad. Цвета у Fujifilm всегда были ярче, чем у Kodachrome. Это единственный производитель традиционной плёнки, который выжил и преуспевал в цифровую эпоху: Kodak объявила о банкротстве, торговую марку Ilford продали, Agfa уже не занимается плёнками. Один из секретов успеха Fujifilm в том, что это не только успешный производитель, но и хороший дистрибьютор (Fujifilm, в частности, принадлежат права на печатающие головки Dimatix Spetra). В ряде регионов Fujifilm представляет под собственными торговыми марками принтеры Océ и Matan.
Ещё один пример — Drytac: вначале компания сама производила основную часть продукции. Когда торговая марка завоевала известность, они решили предлагать не только ламинаторы, но и расходные материалы, а также множество других товаров.
Тенденция будет прослеживаться и дальше: производителей становится меньше, дистрибьюторов — больше.
Светодиодные технологии как часть рекламного рынка будущего
В наружной рекламе используют светодиодную подсветку двух типов: светодиоды для освещения я отнёс уже к пройденному этапу. В 90-х гг. я жил и путешествовал по Японии — несколько раз у меня была возможности оценить рекламу в Токио. В центре города светодиодная подсветка рекламы действительно эффектна. Более подробную информацию можно получить на веб-сайте Allanson.
Две главные выставки Китая в этой сфере демонстрируют все мыслимые варианты светодиодных решений для рекламы. Но будущее — и в частности следующие пять лет — за светодиодными электронными экранами.
Здесь лидерами выступают всё те же Япония, Корея и Китай. Они же удерживают ведущие позиции в переходе от традиционного освещения к светодиодным технологиям. Актуальные предложения в этой сфере можно увидеть на тех же двух выставках в Китае (Guangzhou весной; APPPEXPO в июле). Плюс в начале каждого года в Лас-Вегасе проходит выставка CES, где принимают участие LG, Samsung и другие ведущие компании. Помимо мероприятий, посвящённых широкоформатным струйным принтерам, FLAAR посещает все эти выставки — нет никаких сомнений, что чистая электроника уже стала и останется частью рекламного рынка.
Что станет с широким форматом после распространения ЖК- и светодиодной рекламы?
Сейчас типографии в основном настолько заняты печатью рекламы, что они не всегда замечают очевидного — для передачи визуальной информации всё чаще используют цифровые экраны. Они заменяют самые разные носители — от рекламных щитов до POS-конструкций. Примерно то же происходило, когда старые репросалоны (работавшие со светокопиями и диазотипами) внезапно поняли, что клиенты уже хотят более высокого качества, причём в цвете. За последнее десятилетие в Северной Америке разорилось уже множество салонов оперативной печати. То же будем наблюдать и в следующие 10 лет, если типографии, рекламно-производственные фирмы и студии широкоформатной печати не начнут задумываться о технологических тенденциях. Вот почему этот журнал публикует советы от FLAAR: мы хотим помочь вам сохранить бизнес, обеспечить себе успешное и доходное будущее.
Типографии, специализирующиеся на широкоформатной печати, начинают понимать, что их услуги не должны ограничиваться наружной рекламой: это может быть печать по текстилю для интерьеров и модной индустрии — не останавливайтесь на банальных вариантах типа сублимационной печати по полиэфирным тканям.
Хороший пример диверсификации — Durst. Компания выпускает cамые известные из популярных промышленных принтеров, но у неё есть и модели для печати по керамической плитке, имитации деревянных панелей, стеклу, а теперь и для модной одежды (принтер анонсировали в конце сентября на текстильной выставке ITMA в Барселоне).
Другими словами, чтобы пережить переход от рекламы на ПВХ-носителях к ЖК- и светодиодным панелям, нужно уже сейчас думать о расширении ассортимента полиграфических услуг. Именно поэтому уже несколько лет FLAAR рассматривает в своих отчётах печать по текстилю. Ранее мы начали изучать печать по дереву и стеклу, а в 2011–2012 гг. представили отчёты по сегменту печати по керамике. Одним из крупнейших направлений для струйных печатающих головок являются модели для печати по керамической плитке в линию — прямо перед обжигом в печи. Это огромный рынок для печатающих головок Xaar. Кроме того, есть принтеры для печати по плитке после обжига. Популярностью пользуется также печать по стеклу и другим нетрадиционным для рекламы материалам типа резины (напольные покрытия для детских игровых комнат — лишь один из примеров). Основная часть компаний, обращающихся в FLAAR за консультациями, просит помочь им в подборе надёжного принтера для нестандартных запечатываемых материалов. Кроме того, у меня есть личный интерес к принтерам для интерьерной печати — я вырос в семье архитекторов.
Наши
Всё, что написал Хельмут, довольно полно раскрывает картину струйного рынка и прогноз на будущие годы. Хотя реальность, как всегда, может отличаться от наших прогнозов и планов. Вполне возможно, что план развития общемировой и российский будут несколько отличаться друг от друга. Так, например, если экспансия китайского оборудования в Европе, мягко говоря, не удалась, и на европейских выставках почти нет представителей китайских производителей струйных принтеров, то в России ситуация как раз обратная: на рекламном рынке на всех выставках всё практически заполнено китайским оборудованием. Боюсь, что такая тенденция продолжится и в будущем. Мы уже видим, что за многие годы китайские жёстко-сольвентные принтеры просто убили всех зарубежных конкурентов. Вполне возможно, что в будущие 5 лет на рынке экосольвента лидирующие сейчас Roland, Mimaki и Mutoh будут оттеснены конкурентами. И не исключаю, что это будут производители из Китая. Я не думаю, что новые технологии, вроде латексных, которые применяются сейчас, полностью заменят экосольвент. Скорее всего, он станет более «экологичным», ярким и стойким на более широком спектре материалов.
В плане печатающих головок многими производителями уже реализованы довольно интересные решения. Эти разработки будут широко внедряться в течение следующих 5 лет. Основное направление развития — дальнейшее совершенствование чернил и химии для печати. В первую очередь — в УФ-индустрии, а именно — в развитии праймеров, которые будут наноситься не вручную, а печатающей головкой. Чернила будут более стабильные при эксплуатации на печатающих головках с маленьким размером капли (4 пл и ниже). В ближайшие 5 лет рост УФ-рынка в России однозначно будет не менее 20 % в год — все предпосылки для этого есть. А развитие технологии и количества предложений на нашем рынке это только подтверждает. А вот сольвент уже не будет активно расти. — Сергей Белокуров, директор по маркетингу «Времена года»
Контрактное производство
В Южной Корее | Производители принтеров из Северной Америки и Европы напрямую обращаются к FLAAR с просьбой посоветовать азиатские заводы для выпуска принтеров следующего поколения. Бывает, что производители принтеров просят нас в частном порядке порекомендовать чернила. Интересуются надёжными партнёрами и дистрибьюторы (а также производители). Поэтому FLAAR всегда с готовностью принимает приглашения заводов по выпуску чернил, резаков, ламинаторов, принтеров. На основании собранных нами данных мы обобщаем информацию о производственном потенциале.
Поскольку производство в Корее на 50–100 % дороже, чем в Китае, здесь целесообразно выпускать только принтеры более высокого качества: это обойдётся чуть дешевле, чем в Европе или Северной Америке. Пока самым успешным и долгоиграющим проектом здесь оказалась марка Jetrix. Другой корейский производитель УФ-принтеров потерпел за семь лет полное фиаско с тремя разными моделями.
Большие надежды подаёт Scorpion, хотя в 2013 г. они чуть не ушли из этого бизнеса. Зато позже, на выставке APPPEXPO-2013 в Шанхае, принтеры Scorpion выглядели весьма впечатляюще.
Лучшими корейскими принтерами УФ-отверждения остаются Dilli. На снимке — скоростной рулонный УФ-принтер Dilli Neo RTR 3204D-W2 UV |
Лучшими корейскими принтерами УФ-отверждения остаются Dilli — так будет и дальше, поскольку в их активе отличные технологии и уверенные ведущие позиции. DGI выигрывает от работы с печатающими головками Konica Minolta — у компании скромный потенциал в сегменте текстильных принтеров. Скромный, поскольку здесь уже много (и даже излишне много) конкурентов. Плюс каждый год на рынок выходят новые марки текстильных принтеров.
На Тайване | Тайвань выпускает отличные чернила, но пока не слишком преуспел в производстве инновационных принтеров. Китай предлагает более низкие цены, Корея — более передовые технологии и, соответственно, более высокое качество. Плюс Корея представляет собой более перспективную площадку для инноваций. Если Dbe удастся выпустить конкурентоспособные латексные модели, они станут первой маркой принтеров из Тайваня, которой удастся противостоять китайским ценам и корейским технологиям.
В Китае | У Mimaki два завода в Китае, выпускающих неплохие принтеры. Китайское предприятие Epson не справилось с выпуском достойного прототипа SureColor. Но если они усовершенствуют конструкторский отдел и систему контроля качества, постепенно смогут вывести недорогие модели на приемлемый уровень.
Знаю один завод в Китае, который способен выпускать технику международного уровня. Ещё у одного предприятия есть для этого потенциал — дело за желанием. С каждым годом в Китае будут выпускать всё больше принтеров, и их качество будет расти.
К сожалению, сейчас в стране множество производителей принтеров, чернил и материалов, работающих с низкосортными комплектующими — они не заменят вам принтер, если через пару месяцев тот откажется работать. Многие уже повысили качество продукции, но не все. А в результате страдает имидж китайской продукции в целом. FLAAR регулярно посещает производства в Китае, отмечая тех, чьё качество действительно этого заслуживает.
В Малайзии | HP уже много лет успешно выпускает здесь свою технику. Но это скорее исключение, нежели правило: производители принтеров в Сингапуре и Малайзии практически не присутствуют. Отчасти это объясняется высокими затратами, особенно в Сингапуре. Тем не менее, в этой стране есть инновационный производитель чернил Sam Ink.
Проблемы с качеством | В 2001 г. сделанные в Китае сольвентные принтеры наводнили США и другие страны мира. Но в последние годы (в частности, на выставке VISCOM Paris) присутствовал лишь один китайский производитель. В ряде европейских стран у 90 % техники Made in China возникли настолько серьёзные проблемы с качеством, что дистрибьюторы от неё просто отказались.
Схожий пример — камеры и объективы Nikon. Оптика Nikon (Nikkor) японского производства безупречна. Объективы Nikon из Таиланда — дешёвка, которая через год разваливается на части. Сделанные в Германии объективы Zeiss и Leica работают по 20, 30, 40 лет. Ни один из моих объективов Made in Thailand не продержался и четырёх. При ежедневной эксплуатации этот срок сокращается до года.
Каждый год всё новые торговые марки из Китая принимают меры по повышению уровня продукции. Однако японской печатающей головки с качественным мотором недостаточно, чтобы сделать хороший принтер.
Буклеты пестрят названиями печатающих головок и марками моторов, как будто одно их присутствие заставит принтер работать, как надо. Но на корпусе их фиксирует дешёвый крепёж — и японские, и германские комплектующие попросту отваливаются.
Китайские инженеры достаточно квалифицированы. Принтеры разваливаются из-за подхода к выбору компонентов. Остаётся надеяться, что с каждым годом их качество будет выше.
Кроме того, должен существенно вырасти уровень электроники и прошивок. Мы видим, что реклама дешёвых принтеров делает акцент на престижных марках печатающих головок. Но ни реклама, ни пресс-релизы, ни буклеты не упоминают, что работу этих чудесных головок контролируют программные компоненты и электроника, уровень которых варьируется от непонятного до откровенно ненадёжного.
Было бы прекрасно, если бы компания из Китая, Тайваня, Кореи, Сингапура или Малайзии предложила электронику и ПО на уровне передовых печатающих головок из Японии, но по более скромной цене.
Наши
В материале упоминается только один производитель УФ-принтеров, использующий в своих моделях печатающие головки Kyocera. Восполняя пробел, стоит упомянуть итальянского производителя NEOLT, хорошо известного в России по одноимённым электрическим широкоформатным резакам. Однако производством резаков компания не ограничивается и много лет успешно производит ламинаторы и широкоформатные УФ-принтеры.
Итальянские производители печатного оборудования хорошо известны во всём мире своей ориентированностью на клиентов. Именно так и поступает NEOLT при производстве своих УФ-принтеров, предлагая клиенту при заказе оборудования сделать выбор, на каких печатающих головках будет работать принтер. На выбор предлагаются Xaar 1001 или Kyocera, что соответственно влияет на окончательную стоимость оборудования. Также заказчику предоставляют возможность выбора производителя УФ-чернил.
Стоит отметить, что в статье обсуждается стоимость печатающих головок Kyocera, вскользь упоминается качество печати и совсем ничего не говорится об их ресурсе. Именно об этом аспекте, учитывая популярность головок Kyocera среди известных производителей печатного оборудования, интересно было бы подробнее узнать от специалистов научно-исследовательского института FLAAR. — Наталия Ануфриева, начальник отдела маркетинга «Фирмы ЛИР»
Резюме
На каждой выставке дистрибьюторы и владельцы типографий спрашивают меня о «новинках»: они хотят увидеть, узнать, а потом и приобрести что-нибудь новое. Вполне объяснимо, что инвестиции в «старые технологии» их не интересуют.
Но через пять лет УФ-принтеры по-прежнему останутся стандартом, разве что большинство перейдёт на светодиодное отверждение. Скорости станут выше, размер капель меньше. Качество определённо будет лучше.
Печатающие головки эволюционируют каждый год: так, например, Konica Minolta уже предлагает резервные сопла — забитые или дефектные сопла переключают без остановки оборудования.
Конкуренция между KM, Spectra и Ricoh исключительно благоприятна для всех представителей отрасли — каждые два года мы получаем улучшенные печатающие головки. Через пять лет вполне реально рассчитывать на прогресс в электронике: широкоформатные принтеры станут быстрее, точнее и вообще намного качественнее. Если производители чернил смогут улучшить цветовой охват УФ-отверждаемых и латексных составов, широкоформатные принтеры по-прежнему будут иметь преимущество перед динамическими светодиодными экранами.
Латексные чернила не смогут полностью вытеснить экосольвентные составы, пока не будет значительно улучшен их цветовой охват. Ещё одно обязательное условие — доступные составы от сторонних поставщиков. Чем старательнее производитель блокирует вторичный рынок латексных чернил, тем меньше производств рассматривают их в качестве достойной альтернативы. Другими словами, продавать латексные принтеры HP поможет именно вторичный рынок.
У Epson и Canon с традиционными водными принтерами дела идут хорошо. Если HP откажется от водных принтеров серии Z и перейдёт исключительно на латексные чернила, Epson и Canon получат возможность вернуть себе серьёзную долю рынка. А всё потому, что пресс-релизы, презентации в PowerPoint и заявления относительно латексных чернил не соответствуют реальности. Реальность же такова, что модели Seiko для мягко-сольвентных чернил, водные модели Canon и Epson и даже многие экосольвентные принтеры (например, Seiko M-64 перевели с мягких составов на инновационные экосольвентные) убедительно превосходят их по цветовому охвату.
Кроме того, в последующие пять лет появятся более экологичные материалы. Так, например, полиэтилен заменит ПВХ. Примером использования полиэтилена для рекламных щитов и оформления зданий является материал ARosie Hardy производства Yeong Jeou. Надеюсь также, что «псевдоэкологии» станет меньше. Подумать только, они заявляют об экологичности чернил УФ-отверждения! Да и вообще, принтеры, по их мнению, очень даже экологичные устройства. Если для отверждения чернил требуется подключить систему больше, чем к одной розетке, ни о какой природоохранной политике и речи быть не может.
Ещё одной желанной переменой для широкоформатной отрасли стало бы обсуждение фактических достоинств и недостатков технологий. Нужны списки недоработок и проблем, перечень того, на что реально способен принтер. Производители принтеров и чернил получат более позитивно настроенных покупателей. Более того, и чернила, и принтеры будут продаваться активнее, если не преувеличивать их возможности. Каждый год отчёты FLAAR читают свыше миллиона человек. И одна из причин этому — перечень веб-страниц и PDF-список необходимых улучшений.
Сейчас достаточно близки к реальности предложения от Mimaki. При этом любые заявления об экологически чистых УФ-чернилах граничат с абсурдом. А заявлять о молниеносной скорости просто глупо. За 15 лет анализа принтеров я заметил, что любой технологический недостаток пресс-релизы пытаются прикрыть громкими заявлениями о высоких показателях именно там, где у принтера самое слабое место!
В прошлом году мне написала типография, купившая струйный принтер для печати по упаковке больше чем за миллион долларов. Работал он не больше четырёх часов в день, после чего ломался. Ещё один пример полной неадекватности — пресс-релизы по печатающим головкам на базе технологии MEMS. Названия компаний тактично перечислять не буду.
Вывод прост: если бы будем реалистичнее освещать технологии, чернила, запечатываемые материалы и системы для управления техпроцессами, таких ситуаций можно будет избежать. MEMS — отличная технология, у неё есть потенциал. Но на фоне громких восхвалений от PR-агентств за кадром часто остаются её недостатки.
Все мы часть одной индустрии. У нас общие цели — предлагать качественный продукт по приемлемой цене. Чтобы типографии и их клиенты были в выигрыше, нам нужны повышение скоростей и надёжности за счёт более совершенных технологий и не самых дешёвых комплектующих, постоянная модернизация печатающих головок Fujifilm Dimatix Spectra, Ricoh, Konica Minolta, Xaar и Kyocera, более надёжная электроника и ПО, высокотехнологичные RIP от Caldera, ErgoSoft, Onyx, Wasatch плюс системы управления цветом и АСУП.
Об авторе: Николас М. Хельмут — основатель и руководитель FLAAR Reports, независимой консалтинговой организации в области широкоформатной печати.
* Окончание. Начало в Publish № 12, 2013 (http://www.publish.ru/articles/201312_20013166). Публикуется с разрешения FLAAR Reports. Все права защищены. (c) 2014