Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.
28 июня в рамках выставки RosUpack состоялась конференция «Цифровая трансформация во флексографской типографии: эффективное производство этикетки любыми тиражами», которую журнал Publish провёл совместно с «ITE Москва». Её посетили более 190 слушателей.
На конференции речь шла об эффективной цифровой трансформации флексографских типографий.
К сожалению, на конференцию не прибыл один из докладчиков — генеральный директор типографии «Интеллсервис» (Алматы, Казахстан) Александр Костин. Но шоу должно продолжаться, поэтому за него выступил ведущий конференции — Игорь Терентьев, который не так давно посетил эту типографию с визитом (см. Терентьев И. География экспансии Ricoh // Publish № 6, 2018).
«Интеллсервис» имеет большой набор офсетного оборудования и занимается в основном производством упаковки. Но в последние годы в типографии задумались о диверсификации бизнеса и стали оглядываться по сторонам. В результате был создан отдел флексографской печати, в котором на рулонной флексографской машине производится печать на специально подготовленном в типографии ламинированном картоне.
И. Терентьев указывает полиграфистам верный путь: «Как говорил один умный человек, если сейчас вы делаете то же самое, что делали двадцать лет назад, то будьте готовы к тому, что потеряете в эффективности и конкурентоспособности по сравнению с коллегами, которые делают что-то новое»
|
Одно из направлений работы «Интеллсервис» — производство одноразовой бумажной посуды. Нарастив объёмы производства этой посуды, в типографии задумались, что ещё можно делать в этом секторе. И придумали: делать такую же посуду, но малыми тиражами — в основном для различных мероприятий. И это направление бизнеса довольно активно растёт. Образец такой посуды был сделан специально для выставки и пущен по рядам посетителей конференции.
Естественно, запечатывать подобные продукты, которые выпускаются тиражами в сотни штук, а не тысячи или десятки тысяч, разумно цифровым способом, поэтому Костин пришёл к решению создать ещё и цифровое подразделение, которое сейчас оснащено ЦПМ марки Ricoh: монохромной Pro 8200s и цветной Pro С7100.
Неожиданное сочетание
«Интеллсервис» оправдывает своё название: там умело пользуются не только широко известными технологиями, но и изобретают собственные. Например, модернизировали способ декорирования отпечатков Cast & Cure, изобретённый несколько лет назад для офсетной печати: отпечаток в нужных местах покрывается УФ-лаком, а затем его поверхность соприкасается с плёнкой, на поверхность которой нанесён нужный микрорельеф. Он отпечатывается на поверхности лака, который затем отверждается, и в результате получается очень тонкий узор, который любят, в частности, производители упаковки, потому что он играет роль защитной технологии.
В казахстанской типографии пошли другим путём: плёнка с микрорельефом прижимается к цифровому отпечатку с помощью предназначенного для Cast & Cure ламинатора, который в этом случае нагревает запечатанный материал, но УФ-сушка не задействуется. При нагреве сухой тонер на поверхности бумаги оплавляется и, когда к нему прижимается плёнка, на поверхности тонера остаётся рельеф — весьма заметный, как было хорошо видно по представленным гостям конференции образцам. Получается тот самый продукт с дополнительной ценностью, которую ищут полиграфисты, и та уникальность, которую можно предложить клиентам и дорого продавать.
«Интеллсервис» — многопрофильная типография, и в ней, помимо прочего, есть подразделение, которое занимается издательской деятельностью. Среди книжных тиражей встречаются и довольно короткие: например, в Казахстане есть программа «Национальный учебник» для школ, в которых имеются курсы обучения на национальных языках для небольшого количества учеников. Соответственно, тиражи учебников для этих школ обычно находятся в пределах одной-трёх сотен штук. Это довольно объёмные издания, в которых используется как цветная, так и монохромная печать. Разумеется, печатать такие книги офсетом было бы гораздо менее эффективно, чем на «цифре».
Каждая из ЦПМ уже сделала примерно полтора миллиона отпечатков — вполне заметный объём для цифровой типографии.
Терентьев демонстрирует один из продуктов, которые выпускает «Интеллсервис» с помощью цифровой печати и высечки
|
Конечно, «Интеллсервис» нельзя назвать компанией, типичной для флексоиндустрии. Но это хороший пример того, что типография, вступающая на путь цифровой трансформации, должна думать о том, где она зарабатывает деньги сейчас и где она будет их получать в дальнейшем. Планируя развитие предприятия, надо полагаться на проектный подход: покупая новую технику, надо заранее знать, какие именно проекты будут на ней выполняться. Тогда её приобретение не приведёт к разочарованиям, а принесёт компании не только опыт, но и деньги.
Kodak: не только печать
Когда говорят о «цифровизации» в полиграфической индустрии, то, как правило, имеется в виду внедрение цифровой печати. В действительности этот процесс включает в себя все производственные и бизнес-процессы.
Генеральный директор компании «НЦ Лоджистик» Екатерина Макеичева в первую очередь задала присутствующим вопрос: «Чего ожидают полиграфисты от внедрения автоматизации и цифровой трансформации и кто среди присутствующих уже движется в этом направлении?»
Е. Макеичева выразила уверенность, что заронит в слушателях зерно интереса к цифровизации и предложила рассматривать любые решения с точки зрения того, какую прибыль они принесут, какую нишу позволят занять: «Любая автоматизация, сокращающая ваши издержки, позволит вам повысить производительность, снизить себестоимость и, как следствие, повысить продажи и прибыль» |
Екатерина обратила внимание слушателей на тот факт, что для оптимизации печатного процесса требуются очень серьёзные инвестиции: цены на печатную технику исчисляются сотнями тысяч долларов и более. Если же говорить об операционных издержках, то сумма инвестиций здесь — например, на ПО — намного меньше. Однако эффекты от этих инвестиций будут вполне сопоставимы. Именно поэтому «НЦ Лоджистик» в последние годы делает акцент на автоматизацию производства: новые продукты и решения в этом секторе дают возможность снизить себестоимость готового продукта.
В частности, ПО Kodak Prinergy имеет модуль для оптимизации расхода краски (подробнее о модуле Kodak Ink Optimizing Solution см. Захаржевский Ю. Большой эффект от маленького модуля // Publish № 11, 2015; http://www.publish.ru/articles/201511_20013494). Макеичева уверена, что экономия краски за счёт оптимизации цветоделения — не миф: из практики, которая основана на растущем числе инсталляций этого ПО, известно, что достигается экономия около 10% краски. Кроме того, улучшается проработка изображения в тенях, что можно использовать как конкурентное преимущество.
Также типографии-пользователи Prinergy могут создать клиентский портал, через который заказчики смогут загружать и одобрять задания на печать (заодно отказавшись от FTP-сервисов). Практика показывает, что клиентский портал сокращает время оформления нового заказа от дней до часов за счёт согласований. Конечно, внедрение новых модулей в системе управления рабочим потоком потребует серьёзных усилий, но Макеичева уверена, что они оправдаются: например, если клиенту надо отпечатать срочный заказ, экономия времени при его оформлении позволит сделать это, не нарушая производственный график.
Среди предлагаемых Kodak технологий — не только ПО и ЦПМ, но и такая, на первый взгляд, вполне «аналоговая» вещь, как формы для флексографской печати. Но этот производитель считает технологию получения форм Flexcel NX именно цифровой.
На этой иллюстрации, на которой показан участок формы в увеличенном виде, можно видеть, как отличается перенос краски на различных формах. Как рассказала Макеичева, экономия краски может достигать 10%, а белил — даже до 20%. И дело не только в экономии краски как таковой: типографиям часто приходится сталкиваться со случаями, когда клиент приносит образец и просит сделать такой же. И если перенос белил недостаточен, то типография, стараясь удержать клиента, вынуждена печатать в два прогона, что, естественно, создаёт проблемы и значительно повышает себестоимость заказа |
Среди прочих достоинств форм Flexcel NX — минимальное время приладки и максимальная скорость печати. Но когда речь заходит о стоимости квадратного метра пластин, у клиентов возникают сомнения: стоит ли тратиться на такие новшества? Однако в структуре обычного заказа пластины занимают полтора, максимум — три процента, что гораздо меньше стоимости других материалов и машинного времени.
Технология позволяет не только понизить расходы, но и повысить качество печати. Например, с таких форм можно печатать микротекст, в том числе вывороткой.
Компактная «цифра»
Коммерческий директор «Русском-логистик» Светлана Бутенко рассказала о цифровой этикеточной рулонной системе LABELROBO LCX1000 от японской Graphtec. Она состоит из двух частей: цифровой рулонный этикеточный принтер LABELROBO DLP1000 и многофункциональный модуль послепечатной обработки LABELROBO DLС1000. О данной системе Graphtec LCX 1000 мы подробно рассказывали год назад (см. обзор в Publish № 9, 2017; https://www.publish.ru/articles/201709_20013771).
Вкратце напомним, что за печать в этом комплексе отвечает электрографический принтер. Финишный блок вызывает даже больший интерес, чем печатающий: на нём можно делать надсечку самоклеющихся материалов, ламинацию, удаление отходов, намотку или резку на листы. Процесс надсечки, как и процесс печати, является цифровым и не требует штампов для высечки.
С. Бутенко рассказала о преимуществах Graphtec LABELROBO LCX1000 Graphtec и пригласила на стенд «Русском-логистик», где машина демонстрировалась «вживую» и можно было задать технические вопросы. Стоимость комплекса — 39 500 евро |
Бутенко рассказала о потенциальных нишах для продукции этого комплекса: на нём можно изготавливать этикетки для маркировки продуктов фермерских хозяйств и других мелких производителей, которым в день необходимо от 1000–2000 этикеток. Это может быть мёд, лимонад, молочные продукты, орехи, сухофрукты, хлебобулочные изделия. Также можно использовать эту систему для этикетирования подарков.
Один из потенциальных покупателей этой системы занимается упаковкой дисков для шлифовки стоматологических пломб. Другой производит аккумуляторы, третий — оборудование для теплиц, которое нужно маркировать… В целом можно сказать, что поле цифровой печати этикетки для LCX1000 Graphtec имеется.
Этикеточная система LCX1000 Graphtec вызывает большой интерес у владельцев офсетного производства, так как сейчас ежедневно они сталкиваются с большим количеством мелкотиражных заказов. Если же типографии не захотят заниматься такими «мелочами», то потенциальные клиенты, рано или поздно, приобретут такое оборудование сами.
Руководитель проекта по индустриальным решениям Konica Minolta Максим Барабанов рассказал, что этой компании уже более ста лет, но в «большую полиграфию» она пришла только в 2003 г. И за это сравнительно недолгое время стала европейским лидером по продажам производительных ЦПМ.
Партнёрами Konica Minolta в секторе ЦПМ для печати и отделки этикетки выступают GM (Grafisk Maskinfabrik), которая делает послепечатное оборудование, и MGI, выпускающая цифровое отделочное оборудование.
Прототип первой этикеточной ЦПМ Konica Minolta был показал на LabelExpo 2015. А в 2016 г. компания выпустила bizhub PRESS C71cf — рулонную этикеточную ЦПМ с сухим тонером. Машина получилась настолько удачной, что за год продаж по Европе разошлось 100 единиц, из них 4 — в России.
Разница между ЦПМ Konica Minolta bizhub PRESS C71cf (слева) и новой рулонной машиной AccurioLabel 190 очевидна с первого взгляда. В новой модели также появилась единая консоль, разработанная совместно с GM |
В прошлом году Konica Minolta осуществила глубокую модернизацию своей рулонной ЦПМ: новая модель называется AccurioLabel 190. В ней изменилась система протяжки материала, добавлены такие полезные опции, как система равнения и контроля натяжения полотна, просмотровый стол с подсветкой, бесконтактный модуль очистки полотна (работает как пылесос), пневматический привод для фиксации рулонов. Диаметр рулонов в модулях размотки и намотки (их теперь поставляет не Miyakoshi, a GM) увеличен до 620 мм. В машине имеется встроенный компрессор: помимо держателя рулонов, сжатый воздух нужен для опции продольной резки.
О качестве печати на ЦПМ Konica Minolta М. Барабанов предпочёл не распространяться: он просто раздал образцы. Они вызвали интерес не только у потенциальных клиентов, но и у конкурентов: отпечатки были изучены даже под лупой |
Для быстрого спуска, генерации переменных данных и управления печатным процессом используется ПО Accurio Label Impose.
Для отделки этикеток после печати можно воспользоваться аналоговыми устройствами GM, которые предлагает Konica Minolta на российском рынке: DC330NANO и DC330MINI.
Но отделка может быть и цифровой: в этом случае следует выбирать оборудование MGI, о котором мы уже неоднократно рассказывали. На нём можно производить лакирование и даже тиснение, при этом не нужно будет заботиться о трафаретных сетках и клише для фольги.
Директор по развитию цифровых технологий компании B2PRINT Антон Коваль считает, что флексографская и офсетная печать ещё долго будет задействована при производстве этикетки. Поэтому важно оценить, востребованы ли цифровые решения в общем пакете заказов предприятия, и заранее подумать об организации рабочего потока для большого количества малотиражных работ.
А. Коваль считает, что производство цифровой этикетки без отделки не имеет смысла: «Посмотрите на ведущие типографии, которые используют цифровую технологию: они зарабатывают не только на возможности печатать короткие тиражи, но и, в большей степени, на дополнительных эффектах, которые даёт послепечатная отделка» |
B2PRINT является эксклюзивным представителем струйных решений Xeikon, в числе которых струйные ЦПМ нового поколения Panther РХ2000 и РХ3000 и добавленные к ассортиментному ряду после поглощения бизнеса EFI Jetrion «проверенные в боях» струйные ЦПМ Jetrion 4900 и 4950 (7 инсталляций в России и около 400 — в Европе).
Panther отличаются от Jetrion скоростью (до 50 м/мин), прогрессивной системой подачи и подготовки чернил с подогревом, высокой насыщенностью красок, в том числе белил, имеют систему автоочистки головок, исключающую ошибки оператора, а также RIP с высокой степенью автоматизации. Именно на струйной машине Panther был напечатан раздаточный материал, который получили гости конференции.
Тонерные ЦПМ Cheetah CХ3 и СХ500 обеспечивают высочайшее качество и самую высокую скорость печати среди машин с сухим тонером. Важно, что тонер сертифицирован для прямого контакта с пищевыми продуктами.
Несмотря на все замечательные качества представленных ЦПМ, главное внимание Коваль сосредоточил не на печатном, а на отделочном оборудовании. B2PRINT — эксклюзивный представитель послепечатных решений Grafotronic в странах СНГ. Этот производитель выпускает много моделей, из которых Коваль представил четыре.
Суперкомпактный отделочный комплекс Grafotronic SCF включает ротационную флексосекцию с УФ-сушкой для лакирования, полуротационную высечку и продольную резку. Как показывает практика, это минимально необходимый набор функций для выпуска цифровой этикетки. В стандартную конфигурацию входит также флексосекция и УФ-сушка.
Отличающийся высоким уровнем автоматизации модульный отделочный комплекс Grafotronic DCL2 — флагманская модель, в которую можно встроить практически любые существующие сегодня функции по отделке.
Перемоточно-инспекционная машина для фармацевтики и защищённой продукции Grafotronic PHARMA2 совместима со всеми известными системами контроля.
Перемоточно-инспекционные машины Grafotronic HI2 — широко распространённое устройство, так как ни одно цифровое и традиционное флексопроизводство без перемотки не обходится. На нём также возможна установка систем контроля.
Все эти модели могут использоваться как после ЦПМ, так и после флексографских печатных машин.
Практически во всех типографиях, где есть цифровые участки, послепечатное оборудование устанавливается автономно, а не в линию. Коваль рассказал, что у него был опыт установки оборудования в линию, но через некоторое время клиент сам попросил разъединить печатную и послепечатную машины, поскольку у них обычно разные производительность и загрузка.
Как показывает опыт Антона, самое сложное в организации цифровых типографий — перестройка системы приёмки и прохождения заказов.
Девиз Screen: каждая этикетка должна быть отпечатана на нашей машине!
Этикеточных ЦПМ Screen L350UV пока в России нет, хотя первая была установлена в британской типографии ещё в 2012 г. Затем в ней было запущено ещё четыре ЦПМ более поздних модификаций. Региональный директор Screen Europe Франц Копс и директор по развитию партнёра Screen на территории России NLC Service Дмитрий Токманцев представили печатную машину Screen нового поколения, оснащённую светодиодными УФ-сушками. Для этой ЦПМ существуют чернила с низкой миграцией, которые имеют сертификат для прямого контакта с пищевой продукцией. В случае использования таких чернил УФ-сушки оснащаются камерами от Atlas Copco, в которых закрепление производится в азотной среде, что обеспечивает более полное отверждение.
Очень маленький размер капли — 3 пл — позволяет получать изображение высочайшего качества на скорости до 60 м/мин и на материалах толщиной от 40 мкм.
Эта ЦПМ оснащается устройством очистки полотна, кроме того, Screen удалось автоматизировать систему очистки печатных валов.
ЦПМ интегрируются с послепечатным оборудованием, что позволяет создать гибкую систему, на которой можно печатать не только обычные этикетки, но и, например, многостраничные.
Собственное ПО Screen позволяет автоматизировать как приёмку работ, так и обработку файлов.
Даже в случае печати на четырёхкрасочной ЦПМ Screen цветовой охват составляет примерно 85% палитры Pantone. Есть и вариант машины с дополнительным оранжевым — в Screen считают, что пяти цветов вполне достаточно.
Ф. Клопс (на фото — слева) и Д. Токманцев рассказали о возможностях и преимуществах ЦПМ Screen L350UV |
По мнению Клопса, рынок цифровой печати в ближайшие годы будет расти: по данным FINAT, в 2019 г. в Европе прогнозируется установка 2000 этикеточных ЦПМ. При этом на тонерные машины, согласно этому прогнозу, придётся 76% инсталляций, а на струйные и гибридные — лишь 24%. Однако количество продаж струйных ЦПМ растёт опережающими темпами и будет так расти как минимум до 2022 г.
Больше цвета!
Следующий выступающий — директор по развитию компании «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов — по поводу вышеназванных цифр заметил, что согласно тому же докладу FINAT рост доли струйных машин — лишь прогноз, а рост доли ЦПМ с жидким тонером — факт.
Михаил не согласен с тем, что для работы в секторе этикетки и гибкой упаковки достаточно одного дополнительного цвета: у полиграфистов, работающих с HP Indigo, уже давно имеется возможность печати в семь цветов, включая оранжевый, фиолетовый, зелёный, белила и смесевые (по заказу). Заказывать смесевые краски можно у поставщика, но в Москве уже есть владелец НР Indigo, имеющий собственную станцию смешения.
М. Кувшинов считает, что тема использования этикеток для напитков в качестве рекламных носителей на различных мероприятиях сейчас даже актуальнее, чем обычная «сувенирка», и привёл пример этикетки для воды, отпечатанной специально к выставке для «НИССА Центрум» одним из её партнёров |
Дополнительные цвета как таковые точно не являются новинкой, они использовались пятнадцать лет назад и тем более актуальны сегодня, считает Кувшинов. Новинкой же 2018 г. стала серебряная краска, обеспечивающая, совместно с цветными, передачу всего спектра металликов
Что же касается толщины запечатываемого материала, то, по мнению Кувшинова, действительно тонкие плёнки — это материалы толщиной 12–15 мкм, с которыми могут работать HP Indigo.
Михаил согласился с тем, что рынок цифровой печати упаковки и этикетки в ближайшие годы удвоится. Но объём цифровой печати пока что составляет всего 3% от всей упаковки и этикетки. Это означает, что у цифровой печати в этом секторе рынка хорошие перспективы роста.
В России первую рулонную ЦПМ для печати этикетки запустили в 2005 г. в типографии «Цифровая упаковка» — и это была Indigo. С тех пор среди клиентов «НИССА Центрум» появилось ещё немало типографий, которые занимаются цифровой этикеткой и упаковкой. Компания подготовила к выставке сборник с рассказами о своих клиентах и решениях.
Такой гибрид нам не нужен
Часть выступления Кувшинов посвятил гибридным машинам: он твёрдо убеждён, что это тупиковое направление развития. Это подтверждает практика: «НИССА Центрум» установила 38 рулонных HP Indigo в России, Белоруссии и Казахстане, также в стране работает более десятка рулонных ЦПМ других производителей. Но среди них нет ни одной гибридной.
Гибридные машины любят показывать на выставках, но в реальности на инсталляции таких машин в общем объёме ЦПМ приходятся единицы процентов, причём это касается всех производителей. Почему же они так мало распространены? Кувшинов считает, что они решают не ту задачу, которая в реальности стоит перед полиграфистами. Гибридная машина эффективна на заказе с впечатыванием переменной информации в статичную картинку. Но таких заказов не так много. В реальности типографиям нужно эффективно выполнять как большие, так и маленькие заказы. Но на коротких и тем более вариативных заказах гибридная машина проигрывает цифровой. А на длинных — аналоговой. Получается, что полиграфисты практически не нуждаются в гибридной технике 1.
Решение есть: гибридные типографии
Какой же вывод можно сделать из сложившейся ситуации с гибридными машинами?
В качестве примера Михаил привёл стратегию «самого успешного полиграфиста РФ в упаковочном сегменте» — Дениса Окулова, который сумел с нуля построить крупнейшее предприятие в России, продал его иностранному инвестору, а сейчас продолжает развивать. Цифровые машины в типографии «Окил» используются очень активно: на них приходится 70 заказов из 100. Но при этом по деньгам эти 70% заказов дают только 15–16% оборота. И главный вывод, к которому пришёл Окулов за 15 лет, заключается в том, что без флексографских машин «цифра» не работает: Типография должна стать гибридной, то есть иметь как флексографское, так и цифровое оборудование.
На практике все типографии, которые используют ЦПМ, являются именно гибридными (например, флексографскую технику приобрела и типография «Цифровая этикетка»). Да, цифровая печать упаковки имеет широкие перспективы, но это не значит, что наличие цифровой печати позволит типографии отгородиться от конкурентов. Гибридная типография — единственный вариант, который продолжает серьёзно развиваться.
Как развиваться в будущем
Технологические проблемы цифровой печати во многом уже решены. И теперь следует преодолеть ментальный барьер: доказать владельцам брендов полезность цифровой печати. Впрочем, они и сами уже начинают понимать это. В качестве примера Кувшинов привёл свой разговор с топ-менеджером одного из крупнейших клиентов.
Когда у одного из заказчиков типографии длина цифрового тиража выросла до 12 км (!), ему, естественно, предложили перевести эту работу на флексопечать. И получили ответ: «Мне не надо чуть дешевле, мне надо, чтобы я в любой момент мог изменить содержание, потому что я вывожу товар на рынок». При этом собеседник вспомнил, что при выборе ЦПМ ему об этом рассказывали продавцы HP Indigo, но тогда верилось не очень. А теперь это же самое говорит клиент!
Следующее выступление было, несомненно, самым оригинальным и массовым за всю историю мероприятий Publish, да ещё и с демонстрацией мультфильма о светлом цифровом будущем. Его возглавил Владимир Шлямин — президент ГК «Танзор». Ему помогали специалисты по разным видам печати: Олег Потураев — по флексографской, Вальдемар Новак (Польша) — по офсетной и Пётр Носков — по цифровой, а также Алексей Анисенин, представляющий этикеточные ЦПМ Durst в России.
Самая большая команда, выступавшая на нашей конференции. Слева направо: Владимир Шлямин, Алексей Анисенин, Вальдемар Новак, Олег Потураев, Пётр Носков |
Шлямин честно предупредил, что представленное вниманию зрителей «действо» под названием Simply Label является провокационным, а его цель — заставить полиграфистов задуматься. Провокация удалась: а как ещё назвать сделанное им заявление, что «флексография больше не нужна»?
Нажми на кнопку — получишь результат… | Герою мультфильма, который показали гостям конференции, требовалось разместить заказ на печать этикеток в традиционной типографии. И при этом он столкнулся с «ужасами», которые действительно встречаются в жизни полиграфистов и их клиентов. К счастью, герой просыпается — и оказывается, что он живёт в светлом будущем, в котором царствуют цифровые технологии. В результате заказ вовремя размещён, выполнен и доставлен по назначению, а герой успевает всё — и на работе, и на личном фронте. Он счастлив, а вкалывают роботы…
Насколько же реально такое счастье в ближайшем будущем? Шлямин признался, что долгие годы ему самому было трудно смириться с тем, что комбинацию компьютера и принтера называют печатной машиной. Но сюжет мультфильма выглядит фантастически только сегодня, а завтра, уверен Владимир, всё именно так и будет: люди хотят и будут получать результат нажатием кнопки.
Будь проще — и к тебе потянутся | Как же достичь этой волшебной простоты, о которой мечтают клиенты и производственники? Для этого нужна ЦПМ, которая может делать то же, что флексографская, но просто! Её представил Анисенин — это Durst Tau 330 RSC, которая, по его мнению, может вытеснить «классические» флексомашины благодаря высокому качеству печати, а также широкому цветовому охвату за счёт использования восьми цветов и высокой кроющей способности белых чернил. Durst обещает стабильность цвета как в процессе печати заказа, так и при повторе тиражей.
Типография, которая решится на такое серьёзное приобретение, кардинально упростит себе жизнь: не нужно будет тратить время и материалы на приладку, уменьшатся проблемы с климатом (внутри ЦПМ он поддерживается автоматически), проще обучить персонал. Наконец, просто иметь дело с одним поставщиком сервиса и расходных материалов.
Да, было время, когда цифровые технологии критиковали за ограниченные возможности по отделке. Сейчас Durst предлагает Durst 330 LFS — систему лазерной высечки, которая работает в линию с любой из печатных машин этого производителя. Также на эти ЦПМ могут быть установлены опции: флексосекция, модули ламинирования, холодного тиснения, полуротационной высечки.
Поэтому на вопрос, нужна ли ещё сегодня флексографская печать, Анисенин твёрдо ответил «нет».
Его поддержал Носков: печать этикеток на ЦПМ Durst Tau 330 RSC — это удобно, качественно и просто. Не требуется отдел по выводу форм, нет расходов на приладку. Этикетка, напечатанная УФ-чернилами, не нуждается в дополнительном лакировании, потому что имеет высокую стойкость к механическому воздействию, химическим веществам, солнечному свету. Специализирующийся на офсете Новак признаёт, что на сегодняшний день офсетом производится только так называемая «сухая» этикетка: для пива, шампанского и т. п. Что касается самоклеющейся, то производить её офсетом оказывается дороже, чем на флексомашинах. Но и Новак согласился: если в типографии есть правильная ЦПМ, флексографская уже не нужна.
Разумеется, столь категоричное мнение разделяют не все. Например, Потураев уверен, что флексография ещё способна постоять за себя: хотя этот способ печати действительно неизбежно связан с потерями на приладку, но на больших заказах они нивелируются.
А в чём сила, брат? В вариативности!
Какие преимущества даёт ЦПМ типографии? Кувшинов не согласен с широко распространённым мнением, что одним из главных преимуществ цифровой печати является персонализация. По его мнению, персонализация — это один из наиболее переоценённых моментов цифровой печати.
На практике людям просто не нравится, когда кто-то пытается заполучить их личные данные. И эта тенденция становится массовой, поскольку интернет «перекормил» нас персонализацией. Возможности обработки персональных данных населения ограничивает и государство.
Зато набирает популярность вариативность дизайна: человек выбирает некий продукт, который «не лезет в душу», но является уникальным. В качестве иллюстрации Кувшинов привёл тираж упаковки для нескольких десятков тысяч шоколадных батончиков, которые российский пользователь HP Indigo напечатал к Чемпионату мира по футболу в России с помощью ПО HP Indigo SmartStream Mosaic.
Как считать будем?
Поднятый Потураевым вопрос о себестоимости печати — один из ключевых. Сейчас считается, что «цифра» выгодна лишь на коротких тиражах.
Однако Шлямин предлагает подойти к расчёту себестоимости внимательнее. Все ли факторы учитывают полиграфисты при сравнении? Надо помнить, что большое и сложное оборудование требует сложной логистики, большого количества персонала, который будет обслуживать здание и производственную площадку.
Сам себе дизайнер?
Шлямин считает, что скорость работы можно увеличить не только за счёт производственных факторов. Да, большую роль играют высокоскоростное оборудование, оптимизация логистики и мотивация сотрудников. Но есть и ещё один важный резерв: нужно привлекать к созданию продукта самого заказчика. Пусть он сам рисует свою этикетку! По мнению Владимира, он это сделает просто и быстро и не потребуется гуру дизайна, который в мультфильме напугал заказчика. В конце концов, главное в продукте — не этикетка, её назначение — лишь донести до покупателя необходимую информацию. Тогда зачем каждый раз создавать произведение искусства?
Потураев с таким мнением не согласен: сложный дизайн — это требование заказчика, типография не может его игнорировать. К тому же этикетка выделяет продукт на полке среди товаров этой же группы и, следовательно, позволяет клиенту типографии успешнее конкурировать.
В завершение Шлямин напомнил, что это выступление — провокация. Но уже сейчас надо думать о том, встраивается ли работа типографии в ментальную конструкцию, в которой результат достигается единственным нажатием на кнопку: «Главные требования заказчика будущего — не цена этикетки или оборудования, а цена его свободного времени. И наша задача — соответствовать этому требованию».
Какие составляющие наиболее важны при внедрении цифровой печати во флексотипографии?
Такой была тема круглого стола в конце конференции.
Анисенин считает, что при внедрении цифровых технологий во флексотипографию самым важным параметром является близость выпускаемой продукции к виду, который уже привычен потребителю. Но это условие важно сейчас, что будет в будущем — ещё неясно. Может быть, действительно придёт время, когда требования к характеристикам печати станут мягче.
Коваль не согласился с мнением коллеги: каждая цифровая технология имеет свои особенности, и результаты печати будут отличаться. Поэтому, в зависимости от технологии, одни этикетки лучше применять в химической промышленности, а другие, например, — в пищевой.
Коваль добавил, что в результате развития цифровых технологий концепция о том, что цифровое производство должно выигрывать за счёт лучшей цены на малых тиражах, уже устарела. Сейчас ведущие цифровые типографии печатают длинные тиражи и зарабатывают, создавая эксклюзивную этикетку.
Конечно, после внедрения цифрового решения во флексотипографии потребуются перемены в организации продаж. Решают эту проблему по-разному: где-то создают специальный отдел по цифровой этикетке, но есть и опыт, когда одни и те же менеджеры продают как цифровую этикетку, так и флексографскую. Обе схемы работают, хотя, по мнению Антона, более правильной является вторая.
По мнению Барабанова, любое новое оборудование, предоставляя новые возможности, должно органично, быстро и просто интегрироваться в существующую производственную среду и давать прогнозируемое качество, чтобы заказчики не замечали «подмены». Поэтому печатное решение должно быть простым, чтобы быстро стартовать с минимальными инвестициями: ведь никто не знает, как в реальности будет «отбиваться» оборудование.
Кувшинов напомнил, что важно определить, до какой степени внедряемые типографией процессы соответствуют существующим и планируемым потребностям её клиентов. На этом этапе можно совершить даже технологические ошибки: например, купить машину, которая не может печатать белым, потому что недооценили долю заказов с белилами. Их в этикеточном сегменте расходуется очень много: например, на машинах HP Indigo — в среднем столько же, сколько чёрного.
По части важности белого цвета с Михаилом согласились остальные участники дискуссии. Коваль привёл данные из своего опыта: во многих типографиях с применением белил выполняется до 60% работ. Иначе типографии придётся исключить из числа запечатываемых материалов все прозрачные и металлизированные.
После выбора технологического решения самая важная составляющая — организовать систему продаж, которая будет окупать поставленное оборудование.
Токманцев по опыту посещения множества компаний пришёл к выводу, что необходимость в цифровой печати есть у любой флексографской типографии. Более того: сами заказчики (например, косметической продукции) уже требуют именно «цифру». И в этой ситуации типографии либо внедряют цифровую печать, либо придумывают причины, как уклониться от этого.
Цифровая трансформация как неизбежность
В целом выступления участников конференции произвели оптимистическое впечатление. Рынок растёт, и на нём востребованы самые разнообразные технологии, включая пока доминирующую флексографию. Но при этом без развития цифровой части производства типографии рискуют отстать в конкурентной гонке. Выбирая цифровые решения, важно смотреть максимально широко, обращая внимания не только на ЦПМ и послепечать, но и на специализированное ПО, использование которого способно повысить эффективность любых технологий печати.
1 Тезис о простых дизайнах, которые будет «ваять» клиент в свободное от своих прямых обязанностей время, кажется довольно спорным. Разумный клиент всё равно обратится к профессионалу, который разработает дизайн, действительно привлекающий покупателя, — это не так-то просто. А неразумный, как показывает практика, самостоятельно нарисует такую «картинку», что печатники потом хватаются за головы. С другой стороны, и «произведение искусства», то есть достаточно сложное с виду изображение, можно подготовить к печати так, что работать с ним будет легко. Но даже профессионал лучше всего работает, хорошо зная возможности производства. Пример — компания «Азимут-Принт», в которой применяется несколько способов цифровой печати, и дизайнеры, работающие в типографии, умело пользуются их особенностями. То есть этап создания дизайна лучше всё же доверить специалистам.