Организаторы секции:
Межрегиональная ассоциация полиграфистов
Московский полиграфический союз
Содружество бумажных оптовиков
Гильдия издателей периодической печати
Заслушав и обсудив сообщения докладчиков, участники секции констатируют:
1. О тенденциях бумажно-полиграфического рынка в 2010 году
- Загрузка типографий к уровню 2009 года
На рынке полиграфических работ продолжает сохраняться дисбаланс «спроса-предложения» и, как следствие, усиление конкуренции, снижение рентабельности производства и применение демпинговых цен на выполняемые работы.
В первом полугодии 2010 года средний показатель использования производственных мощностей ведущих газетно-журнальных полиграфических предприятий не превышал 50% (для сравнения в первом квартале 2009 года – 45%), а на большинстве региональных типографий он составил еще более низкую величину. В этой связи в секторе газетно-журнального производства печатной продукции возникает объективный вопрос о консервации части производственных мощностей и возможной диверсификации производства.
Тем не менее, сегодня можно говорить об определенной адаптации производства большинства типографий к реальным условиям рынка печатной продукции и в некотором роде – о стабилизации ситуации. По ряду наиболее успешных предприятий можно говорить об осторожной тенденции роста. В числе основных причин, способствующих улучшению ситуации в отрасли, наблюдается относительное выравнивание положения на издательском рынке, пересмотр таможенно-тарифной политики в стране и, как следствие, повышение конкурентных преимуществ отечественной полиграфической базы. Это подтверждается улучшением ряда основных показателей в отрасли по сравнению с положением типографий в первом полугодии 2009 года.
- Импорт книжно-журнальных мелованных бумаг и периодических изданий к уровню 2009 года
В первом квартале 2010 г. импорт книжно-журнальных мелованных бумаг и тиражной печатной продукции составил 40 тыс. тонн (+45% к тому же периоду 2009 года) и 30,5 тыс. тонн (-5% к тому же периоду 2009 года) соответственно. По бумагам это объясняется, прежде всего, тем, что сокращение рынка периодики в 2009 году происходило, в основном, за счет изданий, печатающихся в России. Кроме того, в первом квартале 2009 года было пройдено максимальное «дно» кризиса в отрасли. Очевидно, что соотношение производства и импорта периодических изданий может измениться, в том числе благодаря тиражам, уже переведенным на печать в Россию.
- Производство / экспорт / стоимость отечественной газетной бумаги
В первом квартале 2010 года объемы производства, экспорта и продаж на внутренний рынок газетной бумаги составили 498 тыс. тонн, 336 тыс. тонн и 162 тыс. тонн соответственно. Средняя экспортная цена газетной бумаги в первом квартале 2010 года составила 460 долл., для внутреннего рынка в апреле 2010 года – 15 700 руб.
2. О снижении ввозных таможенных пошлин на мелованные бумаги
Решение Комиссии таможенного союза №196.1 от 26 февраля 2010 г. «О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа таможенного союза в отношении отдельных видов бумаги и картона» опубликовано 22 апреля и вступило в действие с 23 мая. Согласно Решению, ввозные таможенные пошлины снижены с 15% до 5% сроком на 9 месяцев по кодам ЕТТ ТС: 4810 13 8009 – мелованные чистоцеллюлозные бумаги в рулонах, прочие (WFC), 4810 19 9000 – мелованные чистоцеллюлозные бумаги прочие (в листах) (WFC), 4810 22 1000 – мелованные бумаги с древмассой легковесные (до 72 гр.) в рулонах и листах (LWC), 4810 29 3000 – мелованные бумаги с древмассой прочие (более 72 гр.) в рулонах (MWC).
Снижение таможенных пошлин позволит снизить ввозную стоимость данных видов бумаг на 10%. Это, согласно экономическому обоснованию, должно способствовать снижению издержек и росту производства печатной продукции на издательско-полиграфическом рынке в стране.
3. О переводе заказов на печать журнальной продукции в российские типографии
Снижение ввозных таможенных пошлин на мелованные бумаги с древмассой позволило типографиям предложить в 2010 году издателям конкурентные цены на производство журнальной продукции в России. Учитывая, что рост стоимости мелованных бумаг происходит во всех странах, относительно равное конкурентное положение России будет сохраняться.
Необходимо отметить, что стоимость производства высокотиражной журнальной продукции фиксируется долгосрочными контрактами, которые заключаются, как правило, осенью. Поэтому новыми ценовыми предложениями большинство крупных издательских домов смогут воспользоваться с началом печати первых выпусков журналов в 2011 году. Соответственно, определенный приток тиражей на печать в Россию возможен не ранее первого квартала 2011 года.
Тем не менее, в ожидании снижения пошлин на бумагу, многие издатели уже начали переводить производство тиражей на отечественную полиграфическую базу. С конца 2009 года в Россию на печать были переведены следующие издания:
- Еженедельник «7 дней», ИД «7 Дней», тираж 1 100 000 экз.
- Еженедельник «Браво», ИД «Бауэр», тираж 220 000 экз. (+ спец.приложения)
- Ежемесячник «Cosmo Магия», ИД «Индепендент Медиа», тираж 125 000 экз.
- Каталоги «Ив Роше», тираж 6 000 000 экз.
- Ежемесячник «Discovery», ИД «Дискавери», тираж 140 000 экз.
- Ежемесячник «Мой ребенок. Мамочкина Школа», ИД «Бурда», тираж 350 000 экз.
- Ежемесячник «4х4 Полный привод», ИГ «Жизнь», тираж 115 000 экз.
- Ежемесячник «ТНТ-реалити», Издатель «7+7», тираж 450 000 экз.
- Ежемесячник «Я покупаю», ИД «Абак Пресс», тираж 33 000 экз.
- Журнал «BBF», ИД «БиБиЭф Паблишинг», периодичность один раз в два месяца,
- тираж 100 000 экз.
- Ежемесячники «100% Кухни и Ванны», «100% Офис», ИД «Форвард Медиа Групп», общий тираж около 65 000 экз. и др.
4. О росте цен на мелованные бумаги
Снижение ввозных пошлин совпало по времени с повышением всеми мировыми производителями цен на мелованные бумаги, анонсируются очередные волны повышения из-за форс-мажорных обстоятельств на мировом рынке целлюлозы, удорожания сырья и иных факторов:
- на чистоцеллюлозные мелованные бумаги в январе-апреле цены повышены в среднем на 10%, сообщается об увеличении их стоимости в июле-августе еще на 10%. Таким образом, фактический рост цен на чистоцеллюлозные мелованные бумаги в России по итогам трех кварталов 2010 г. с учетом снижения пошлин может составить до 10%.
- на мелованные бумаги с древмассой основные производители сообщили о повышении стоимости с июля 2010 года на 10%. Предполагается, что данный рост будет компенсирован сниженной ставкой ввозных таможенных пошлин.
5. О возможном росте цен на газетную бумагу
Вызывает опасение возможная тенденция повышения цен на российскую газетную бумагу вслед за ценами на мелованную бумагу. Рыночных оснований для этого мы не видим, кроме того, что цены в кризис не повышались, и производители могут инициировать их повышение на волне начавшегося роста рынка. Это означает, что в отличие от чистоцеллюлозной мелованной бумаги, на которую цены растут по объективным причинам удорожания сырья – целлюлозы, возможное повышение цен будет направлено не на погашение дополнительно возникших убытков, а на получение дополнительной прибыли в условиях только начавшего расти рынка.
Ситуация осложняется наличием в России высоких ввозных таможенных пошлин на газетную бумагу, что делает импортную бумагу по цене не конкурентоспособной на российском рынке. Таким образом, конкуренции российским газетным бумагам на внутреннем рынке практически нет, потому цены не регулируются под воздействием естественных рыночных механизмов.
6. О создании системы технического регулирования полиграфической отрасли
Исполнение Федерального закона «О техническом регулировании», введенного в действие в 2003 году, применительно к издательско-полиграфической отрасли признано неудовлетворительным. Система отраслевой стандартизации продолжает базироваться на ГОСТах, ОСТах и ТУ, разработанных двадцать и более лет тому назад и в подавляющем большинстве не соответствующих требованиям современного издательско-полиграфического производства. Таким образом, в отрасли отсутствует современный механизм воздействия на все субъекты рынка полиграфических работ в сфере технического регулирования, который обеспечивает функционирование издательско-полиграфического комплекса. Взаимоотношения между исполнителями и заказчиками полиграфической продукции в настоящее время не регулируются из-за отсутствия необходимых нормативных документов, которые должны быть отправной точкой и основой при выполнении работ, как со стороны предприятий-исполнителей, так и предприятий-заказчиков.
До настоящего времени в отрасли не определены задачи по формированию новой системы стандартизации, не создан отраслевой координационный орган по этому вопросу, отсутствуют план реализации ФЗ «О техническом регулировании» и представление о структуре системы. Нет определенного мнения о параметрах специального отраслевого технического регламента как основы системы стандартизации, содержащего обязательные требования на уровне безопасности печатной продукции и процессам ее производства. Нет рассчитанного бюджета, необходимого для разработки технического задания, технического регламента, национальных стандартов и свода правил.
В конце 2009 г. Государственной думой РФ были приняты поправки в ФЗ «О техническом регулировании», существенно упрощающие процедуру принятия современных международных технических регламентов и стандартов. Особое место в законе занимают положения, направленные на установление в качестве одного из основных принципов технического регулирования возможности применения международных стандартов, региональных стандартов и сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств в целях соблюдения требований технических регламентов. Работа по принятию современных технических стандартов и регламентов началась уже в целом ряде отраслей страны.
7. О развитии издательско-полиграфического производства в условиях изменяющегося мультимедийного рынка
Серьезные изменения, происходящие в бизнесе печатных СМИ и связанные с все более широким использованием цифровых платформ, отражаются и на бизнесе полиграфистов, бумагопроизводителей и бумажных оптовиков. В связи с объективной тенденцией сокращения совокупных бумажных тиражей печатных СМИ, а также с новыми запросами издателей по полиграфическому исполнению изданий и новых способов упаковки, вложений и пр., возникает вопрос об экспертном прогнозе развития индустрии печатных СМИ на короткую, среднюю и долгосрочную перспективу. Необходимы рекомендации издателей для определения параметров развития полиграфической базы, одновременно издатели должны иметь представление о современных возможностях отечественной полиграфии и стратегиях ее развития.
В связи с вышеизложенным, участники мероприятия считают необходимым:
1. Отраслевым общественным организациям совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям РФ продолжить работу по подготовке обоснования снижения ввозных таможенных пошлин на ввоз мелованных картонов и введению с февраля 2011 г. 5% ставки пошлины на ввоз мелованных бумаг на постоянной основе, в том числе, по мелованным картонам.
2. Направить от Национального координационного совета прессы совместное обращение в адрес производителей мелованных бумаг с выражением обеспокоенности по поводу существенного повышения цен на бумагу в контексте временного (в течение 9 месяцев) применения 5% пошлины на ввоз мелованных бумаг и необходимости получения экономического эффекта от данной меры для дальнейшего обоснования введения сниженной ставки пошлины на постоянной основе.
Направить совместное обращение в адрес отечественных производителей газетных бумаг с выражением обеспокоенности в связи с ожидаемым ростом цен и просьбой осторожно подходить к вопросу ценообразования, а также заблаговременно сообщать о повышении цен, чтобы можно было корректно выстраивать клиентскую политику и планировать бюджет. Повышение цен на бумагу – основную и существенную составляющую себестоимости изданий – может привести к росту цен на прессу.
3. Экспертам Национального координационного совета прессы провести опрос участников российского рынка с целью унификации бумажного ассортимента. Собрать и представить возможные предложения от бумажных производителей и оптовиков, а также от полиграфистов, по специальным условиям закупки бумаги и экономичным вариантам печати.
4. В целях повышения качества полиграфической продукции и конкурентоспособности российской издательско-полиграфической отрасли считаем целесообразным разработку и внедрение в РФ современных технических регламентов. Для разработки системы технического регулирования и стандартизации издательско-полиграфической отрасли, отраслевым общественным организациям на основании законодательных актов и актов Правительства РФ в рамках Национального координационного совета прессы подготовить Предложения по созданию системы, включающие в себя:
- перечень необходимых отраслевых документов: технических заданий, технических регламентов, стандартов, правил и инструкций;
- бюджетную оценку стоимости работ;
- состав общественного отраслевого совета по стандартизации для организационного обеспечения выполнения Федерального закона «О техническом регулировании»;
- состав экспертной группы или наименование подрядной организации по разработке документации.
В рамках деловой программы Форума «Издательский бизнес» в ноябре 2010 года обсудить данные Предложения, возможные механизмы и методы их реализации. Направить Предложения для согласования в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. В соответствии с Постановлением Правительства от 12.08.2009 г. №656 обратиться в Министерство с просьбой оказать финансовую поддержку для разработки системы технического регулирования и стандартизации издательско-полиграфической отрасли.
5. Для определения прогноза развития отечественной издательско-полиграфической индустрии в условиях меняющегося рынка сформировать на базе Национального координационного совета прессы постоянно действующий совет отраслевых экспертов. Провести тематический круглый стол с участием издателей, бумажников и полиграфистов в рамках Форума «Издательский бизнес 2010» и выработать решения по возможности проведения системного исследования и регулярных прогнозных оценок.
Кузьмин Б.А.
Президент, Межрегиональная ассоциация полиграфистов
Сулейков А.В.
Вице-президент, Московский полиграфический союз
Сенаторов В.Ю.
Президент, Содружество бумажных оптовиков
Страхов А.П.
Президент, Гильдия издателей периодической печати
Источник: ГИПП