24 ноября около 200 представителей ведущих типографий России и СНГ собрались на мероприятии «Будущее печати», организованном «Гейдельберг-СНГ» для своих партнёров. Мероприятие началось с торжественной церемонии присвоения статуса «Гейдельберг Предприятие-партнёр»: за активное сотрудничество и освоение инновационных технологий Heidelberg этот статус получили «ВМС-Принт» (Подольск), «Принттайп-Полиграфия» (Москва) и «Куна» (Москва).
Продолжением стала открытая дискуссия на тему «Будущее печати», к участию в которой были приглашены известные руководители типографий и полиграфических ассоциаций, а также представители прессы. В обсуждении потенциала цифровых и полиграфических технологий равнодушных не было: разделившись на защитников и оппонентов печатных технологий, свои позиции смогли высказать и разработчики цифровых решений, и представители традиционной полиграфии.
Несмотря на прогнозируемое в течение последующих 5 лет снижение общих тиражей печатных СМИ на 50%, даже представители цифрового направления признают, что определённый сегмент печатных изданий никогда не сдаст своих позиций — в первую очередь это подарочные книги, детская литература, коллекционные экземпляры. Более того, участники рынка цифровой печати отметили перспективность и прибыльность издания книг по требованию: это направление даёт возможность объединять лучшие традиции книгоиздания с преимуществами цифровых технологий.
Безусловно, проблемы есть. Книжный бизнес и СМИ констатируют: с реализации возвращается до 50% продукции. При этом некоторые представители издательств акцентировали внимание на том, что вызванное кризисом падение в книжном сегменте оказалось меньше общеотраслевого. Вывод однозначен — нужно работать, нужно увеличивать собственные конкурентные преимущества.
На фоне громадных объёмов нелегальных цифровых материалов интернет-каналы пока не слишком привлекательны для правообладателей. Но при этом нельзя не учитывать, что за время кризиса в России доля Интернета как канала коммуникации выросла на 50%. Очевидно, что наиболее широкие перспективы открываются перед теми, кто сможет грамотно использовать Интернет для развития собственного бизнеса. Так, например, выпускающие электронные и печатные версии журналов издательства отмечают, с одной стороны, сокращение тиражей, с другой — увеличение наименований.
В отличие от издательского сегмента относительно спокойно на фоне цифровых перипетий чувствуют себя упаковка, этикетки, коммерческая реклама. У них проблемы иного плана, ведь ценообразование напрямую зависит от стоимости расходных материалов, которые по большей части приходится импортировать. Кроме того, на рынке упаковки начинает ощущаться давление Китая и близлежащих стран. Вывод — необходимо развивать технологии, строить собственные производства полиграфических материалов, чтобы печатная продукция становилась доступнее.
Резюмировал всё вышесказанное Владимир Соловьев, модератор дискуссии, теле- и радиоведущий, писатель и блогер: «Сегодня мы говорили о будущем полиграфии на фоне падения рынка. Но в том, что было сказано, нет привязки к общему падению экономики. Да, снизились тиражи печатной продукции, но и вся экономика в целом серьезно просела. Причем по отдельным отраслям падение намного больше, чем 20%. Что касается победы Интернета над полиграфией, то сегодня в нашей стране не все районы газифицированы, не говоря уже о повсеместной «интернетизации». А если печатные издания и будут умирать, то только те, которые никому не интересны. Так же, как и в других отраслях, с рынка уходят слабые игроки».
Источник: «Гейдельберг-СНГ»