С 2003 г. в российских учебных заведениях начала внедряться болонская система образования. Она подразумевает двухступенчатую структуру, в рамках которой студент может стать бакалавром по одной специальности и магистром по другой. Это существенно расширяет возможности будущей профессиональной деятельности выпускника за счёт комбинирования знаний из различных областей. Благодаря новой системе российское образование будет стандартизировано по европейскому образцу, можно начать обучение здесь, а закончить в любой стране, придерживающейся болонских принципов. Но внедрение в наших вузах идёт не так скоро, как хотелось бы. На то есть причины, в основном, касающиеся различий в методиках образования других стран и финансов. Эти и многие другие проблемы обсуждались на форуме, организованном ведущим образовательным учреждением в России Московским государственным университетом печати им. Ивана Фёдорова (МГУП) и специалистами рынка полиграфии.
Антипов объяснил, почему ему не нравится сложившаяся ситуация: «Нам нужны полнофункциональные лаборатории для обучения студентов, а не шоу-румы» |
«В течение последних 20-ти лет мы постоянно слышим, что высшая школа существенно оторвана от реального рынка, — отметил и. о. ректора МГУП Константин Антипов. — Да, проблема существует, но её устранит болонская система. Именно она создаст механизм эффективного взаимодействия с отраслью, так как основным заказчиком образовательного процесса выступает реально действующее предприятие. Любой институт способен отразить в учебном плане потребности конкретной компании и будет подстраиваться под неё. А госзаказ сохраняет значение лишь в очень узких областях. Предприятиям пора научиться формулировать бриф-задания для вузов, в частности для МГУП. А мы обещаем быстро реагировать на них».
Как сегодня взаимодействует МГУП с производителями полиграфической техники? Несколько ведущих компаний разместили демонстрационное оборудование на территории университета, что, по мнению Антипова, больше напоминает так называемые шоу-румы, а не лаборатории для полноценного обучения студентов. Это неэффективно, так как весьма сужается круг компетенций будущих специалистов. Примером позитивного взаимодействия с университетом, Антипов считает компанию «Альфа-Дизайн», где студенты развивают свои умения по всему производственному циклу. И пусть они порой обучаются не на самом новейшем оборудовании, но обретают действительно ценный опыт. Наиболее эффективным должен стать формат технопарка, позволяющий полностью формировать производственные цепочки. В начале этого пути в лабораториях МГУП был произведен аудит имеющегося на кафедрах оборудования. «Наш университет оснащён технически как никакой другой, — прокомментировал директор департамента развития лабораторной базы Григорий Куликов. — Другое дело, что большая часть оборудования устарела». Другие представители МГУП отметили, что важным моментом в образовании является не только оснащение лабораторий необходимыми машинами, но и расходными материалами, которых не хватает. Важно и желание самих предприятий иметь в штате высококлассных специалистов. Для этого необходимо чётко и ясно формулировать требования. Стоит заметить, что болонская система позволяет подготовить не только специалистов широкого и узкого профилей, но и рабочие специальности.
Инициативу МГУП всячески поддерживают крупнейшие игроки на полиграфическом рынке. Например, сотрудничество с «Гейдельберг-СНГ» имеет давние корни. Кроме предоставленного кафедрам оборудования, компания самостоятельно обучает студентов по программе «Гейдельберг курс», предоставляет возможность учёбы всем желающим в рамках Heidelberg Print Media Academy. Как рассказала менеджер по связям с общественностью и рекламе «Гейдельберг-СНГ» Ольга Волкова, с апреля по сентябрь 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество желающих обучиться увеличилось практически вдвое.
Hewlett-Packard уже несколько лет активно помогает студентам МГУП, оснащая лаборатории всем необходимым оборудованием, готовит и преподавателей. На территории университета базируется Институт технологии НР — один из 20-ти центров, действующих по всему миру. «Мы готовы оказать МГУП любую помощь, — говорит ведущий менеджер по работе с образовательными, исследовательскими и государственными учреждениями НР в России Игорь Белоусов. — Нам необходимо лишь поставить задачу». Предложила помощь и «ЯМ-Интернешнл»: организовать на базе компании курс для студентов последнего года обучения. — Т. Фархат