101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Польза от ВТО: как долго ждать обещанного?

  • 11 сентября 2012 г.
  • 2207

6 сентября в Общественной палате РФ состоялись слушания на тему «Нарушение Российской Федерацией обязательств по присоединению к ВТО: кризис для полиграфии». К участию были приглашены члены Общественной палаты России, представители органов власти и ассоциаций полиграфистов России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, издатели, дистрибьюторы и производители мелованной бумаги и картонов, эксперты.
Суть проблемы, которая касается практически всей полиграфической отрасли, заключается в следующем. 21 июля 2012 г. президент РФ подписал Федеральный закон РФ № 126-ФЗ о ратификации Протокола о присоединении РФ к Всемирной торговой организации. На большинство сортов мелованной бумаги и картонов в Протоколе установлена 5% ввозная таможенная пошлина с нулевым переходным периодом. Однако в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС), утверждённом решением Совета Евразийской экономической комиссии №5 4 от 16 июля 2012 г. на 16 кодов данной товарной группы размер ставок ввозных пошлин увеличен в три раза — до 15%. ЕТТ ТС вступил в действие с 23 августа. Это повышение пошлин привело к срыву коммерческих договоров, поставок, высоким издержкам и прямым убыткам.

П. Гусев: «Из-за повышения пошлин я уже начал переговоры о переводе печати трёх журналов в Финляндию»

Председатель собрания, генеральный директор Издательского дома «Московский комсомолец», главный редактор одноимённой газеты Павел Гусев напомнил собравшимся, что не так давно у нас уже была кризисная ситуация, когда из-за пошлин на мелованную бумагу многие заказчики уходили в зарубежные типографии. После многолетних усилий издателям и полиграфистам удалось переломить ситуацию, снизить пошлины до 5%, после чего сразу увеличилось количество заказов. Ольга Широкова (исполнительный директор Содружества бумажных оптовиков) напомнила, что в 2010 г. была снижена пошлина, а уже в 2011 г. в Россию вернулось заказов на 70 000 т бумаги, загрузка журнальных типографий выросла на 13%.
Гусев считает, что 15% пошлина возвращена в угоду одному предприятию, собирающемуся выпускать бумагу с неизвестным качеством и в количестве, которое ничего не решит.
Впрочем, кое-что уже известно. В проекте обращения к президенту, обсуждавшемся на слушаниях, было заявлено, что повышение пошлин — преднамеренный шаг, связанный с реализацией проекта по выпуску в России офисной и мелованной бумаги (последней — всего лишь до 70 000 т в год). Причём данное производство организовано на основе старой бумагоделательной машины с отдельной меловальной установкой, что обеспечивает заведомо более низкое качество по сравнению с мелованием в линию.
Председатель подчеркнул, что не только полиграфия, но и государство понесёт большие финансовые потери. Он планирует довести ситуацию лично до президента, Общественная палата готова поддержать обращение.
Чиновники, которые должны были объяснить собравшимся причину происшедшего, не только не внесли ясность, но, скорее, усугубили мрачные предчувствия. По их словам, произошла ошибка. Только вот ошибкой они считают то, что в Протокол ВТО была внесена пошлина 5%, а не 15%. Разумеется, такой подход не обрадовал пострадавшую сторону.
Несмотря на призыв председателя к меньшей эмоциональности, сохранить внешнее спокойствие удалось разве что Ниеми Сеппо — главе российского представительства Stora Enso. Он выразил удивление сложившейся ситуацией и захотел узнать, в курсе ли произошедшего ВТО. В свою очередь, Широкова хотела узнать, почему нет ответа на запрос Содружества бумажных оптовиков, который сразу же был направлен в Минэкономразвития. Представитель министерства, разумеется, пообещал ответить в ближайшее время и сослался на 4-летний период, который даётся на переход к условиям ВТО. Также было сказано, что действия по исправлению ошибки (а оно может быть произведено совсем не в ту сторону, которая желательна для нас) можно было начать только после вступления в ВТО. На это Анастасия Минаева (начальник отдела печатных изданий и полиграфии Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России) возразила, что ошибки, напротив, должны были быть исправлены до вступления в ВТО: «Только два года отрасли дали подышать и снова резко изменили условия работы. А долгосрочные контракты уже заключены, зарубежные поставщики их пересматривать не будут. Все планы в отрасли сорваны».

Борис Кузьмин (на заднем плане) не скрывал скепсиса к доводам представителя Минэкономразвития

Борис Кузьмин (президент Российской межрегиональной ассоциации полиграфистов) напомнил, что вступление в ВТО сопровождается опасениями отечественных производителей, которые боятся наплыва импорта. Казалось бы, для полиграфии членство России в этой организации пойдёт на пользу, поскольку наша отрасль очень сильно зависит от поставок из-за рубежа. Получается, и в этом случае надежды оказались напрасны.

В. Горшков делает упор на патриотические чувства: полиграфисты должны желать, чтобы в России было собственное производство бумаги

Владимир Горшков (вице-президент Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности) отстаивал позицию бумажников: в проект вкладываются большие деньги, а рассчитывался он на 15% пошлины. Эти доводы, однако, не нашли понимания ни у полиграфистов, ни у издателей. Кузьмин даже задал вопрос: «Кто же пропустил проект с таким расчётом?»
Гусев заявил, что надо сначала ввести в строй производственные мощности, а потом менять пошлину. За 20 лет ни одного проекта в этой области не доведено до конца. Ждать можно ещё 20 лет.

С. Радванецкий: «Ещё хорошо, что у нас не придумали выпускать оборудование. А то бы… Это эмоции, но мы говорим об этом 20 лет!»

 

Сергей Радванецкий (президент Ассоциации полиграфистов Санкт-Петербурга) на призывы к патриотизму ответил, что мы не против своей бумаги, но где она? Та, что есть — некачественная, к тому же выпускается мало видов.
Гусев согласился, что полиграфистам необходимо много сортов, а наши бумажники не в силах это обеспечить. Клиенты выбирают бумагу определённой плотности и качества для печати рекламы, от которой сейчас зависят издательства. Поэтому одна бумажная машина не сможет изменить рынок, тем более, даже выпускаемая ею бумага обеспечит только 15% от потребности.

Борис Каган (директор по производству медиахолдинга «Эксперт»): «Я сам поборник выпуска мелованной и легкомелованной бумаги в нашей стране. Но я видел первые результаты по производству такой бумаги. Она здорово отличается от финской. Мы печатаем наши издания в Финляндии. После отмены пошлины можно было перенести печать в Россию, но я решил подождать. Я знаю нашу таможню…»

Андрей Харьков (генеральный директор полиграфического комплекса «Экстра М») поднял вопрос о 15% пошлине на газетные бумаги, хотя больше половины такой бумаги экспортируется. В результате цена на газетную бумагу в Европе движется вниз, а в России — вверх.
Представителям министерства припомнили и абсурдные пошлины на упаковку (15% на картон и 10% — на готовую упаковку), в результате чего всё больше упаковки выпускается в других странах.
В финальной части встречи было высказано мнение, что надо не просить о возврате 5%, а требовать выполнения закона, подписанного президентом, в котором чётко сказано именно о такой пошлине.
А нам остаётся надеяться, что обращение к правительству не останется без внимания. — Ю. Захаржевский

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
Ничего не найдено.


Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59