В исследовании приняли участие 153 типографии из разных регионов страны – от Калининграда до Новосибирска. Традиционно больше всего ответов было получено из Москвы и Санкт-Петербурга.
Более 65% всех принявших участие в опросе – коммерческие типографии, почти пятая часть – упаковочные, по 8% – книжные и рекламные (street-print). Две трети участников опроса составили малые предприятия с численностью сотрудников до 50 человек, более 15% – типографии с численностью более 100 сотрудников.
Более 60% всех принявших в опросе предприятий оценивают свое экономическое состояние скорее как позитивное, чем на уровне «выживания». Причем, многие типографии из сегмента коммерческой и рекламной печати, наиболее пострадавшего из-за локдауна начала года, постепенно начинают преодолевать кризисное сокращение производства.
Распределение ответов на вопрос о сопоставимости оборотов предприятия с тем же периодом 2019 г. свидетельствует о постепенном восстановлении производственных показателей, особенно с учётом результатов первого и второго опросов, проведённых в середине 2020 г. 31% участников опроса работают без снижения оборотов и ещё почти 20% уже восстановились или сократили оборот немногим более чем на 10%. В основном это – типографии, выпускающие упаковку, хотя около 10% успешных предприятий составляют коммерческие. Опрос подтверждает, что больше всего от кризиса пострадали предприятия, выпускающие коммерческую рекламную продукцию, сразу за ними – книжные.
Почти 90% опрошенных сохранили свои коллективы, что, конечно, потребовало, даже при определённом снижении уровня оплаты некоторых категорий персонала, привлечение значительных финансовых ресурсов. Почти 70% компаний предпочли ценовую стабильность и не пошли по пути даже временного снижения цен. Более 70% компаний уверенно смотрят в будущее и надеются на скорое восстановление спроса на их продукцию, и только 13% участников, исключительно из коммерческого сектора, не видят перспектив полиграфического бизнеса и готовы сменить сферу деятельности. Также 70% опрошенных считают, что на полное восстановление рынка потребуется не менее года, если учесть, что целый ряд отраслей российской экономики, такие как туризм, пассажирские перевозки, гостиничный, ресторанный, выставочный и некоторые другие бизнесы, находятся под большим давлением введённых властями ограничительных мер.
30% компаний стали более активно вести себя на рынке, более 20% серьёзно сократили производственные затраты. Именно управленческие решения вместе с опорой на наработанную финансовую «подушку», позволили предприятиям не закрыться и пережить последствия локдауна. Среди руководителей полиграфических предприятий доминируют позитивные настроения. Только около 20% руководителей предприятий готовы закрыть свой бизнес. Все эти предприятия с численностью персонала менее 15 человек работают в секторе коммерческой и рекламной полиграфии.
В целом, на основании опроса очевидно, что происходит постепенное восстановление спроса на услуги полиграфических предприятий, особенно на фоне традиционно «горячего сезона» в конце года. Однако очевидны и возможные риски введения властями очередного пакета ограничительных мер, что неизбежно приведёт к затормаживанию или определённому падению спроса на полиграфическую продукцию.
Источник: Национальный союз полиграфистов