Первый плакат коллектива художников был создан на рубеже 1939—1940 годов и представлял собой новогоднее поздравление советским воинам, сражавшимся на Карельском перешейке в период советско-финской войны. Тогда же сложился узнаваемый логотип «Боевого карандаша», воплотивший знаменитые стихотворные строки Владимира Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку прировняли перо!». На фоне палитры выступал заострённый карандаш, до 1945 года он был дополнен изображением винтовки. Но окончательно творческий союз сатириков сложился в осаждённом блокадном Ленинграде. Артистический подход художников к работе сохранился и в послевоенные годы.
Ранние плакаты печатались в экспериментальной мастерской Ленинградского отделения Союза художников. Сам облик плакатов сформировался благодаря условиям работы литографской мастерской в блокадном городе и способу распространения небольших по формату листов, которые в основном размещали не на улице, а в бомбоубежищах, блиндажах, госпиталях.
С наступлением мирной жизни в 1945 году творческое объединение прекратило своё существование. Однако в 1956 году было принято решение о возрождении коллектива. Наряду с художниками-фронтовиками в объединение пришли и молодые мастера, которые поддерживали и развивали традиции творческого союза. Именно в это время в объединении появились ставшие известными художники — Владислав Кюннап, Владимир Меньшиков, Матвей Мазрухо, Фёдор Нелюбин, Дмитрий Обозненко, Виктор Травин; поэты — Вера Капралова, Вольт Суслов, Генрих Тумаринсон, Владимир Хочинский, Александр Шкляринский. Работа коллектива была продолжена на базе издательства «Художник РСФСР» в Ленинграде и осуществлялась до 1990 года.
На выставке представлены работы «Боевого карандаша» 1960—1970-х годов — периода наиболее активного развития объединения. В это время отряд «карандашистов» включал более пятидесяти ленинградских сатириков. За эти десятилетия было создано свыше 1300 плакатов, общий тираж которых превысил семь миллионов экземпляров.
Продолжая сатирические традиции, заложенные «Окнами РОСТА», «Боевой карандаш» соединил в своих работах стиль смелого политического плаката и краткое, меткое стихотворное высказывание. Являясь по сути массовой формой советской агитационной графики, произведения коллектива сочетали черты плаката, лубка и эстампа. Несмотря на изменения, которые со временем происходили во внешнем облике графической продукции «Боевого карандаша», разнообразие приёмов и пластических решений, неизменным оставались глубокая человечность образов и доступность художественного языка. Вне зависимости от индивидуальной манеры разных «карандашистов» и форм повествования (изо-басня, лаконичная карикатура или многокадровый рассказ) работы объединяет позитивный, даже оптимистичный взгляд, стремление смехом победить любые проблемы и сложные явления.
Несмотря на массовый характер и популярность графических произведений «Боевого карандаша», созданных в послевоенное время, они практически не известны современной публике, так как сравнительно редко, в отличие от военных листов, демонстрируются на выставках.
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, главное здание, Розовый зал, вход по читательскому билету.
Источник: rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/boevoj-karandash