Центр визуальной культуры BÉTON открылся в Москве на Якиманской набережной апреле 2022 года. Основное направление деятельности — изучение и пропаганда фотоискусства.
До 26 мая в стенах центра проходит выставка «Алфавит. Советская фотография 1920-1930-х годов», где можно увидеть более 120 уникальных авторских аутентичных отпечатков того периода пятидесяти фотографов. Авторы представлены в алфавитном порядке — как дань истории. В 1937 году в Пушкинском музее экспонировалась первая выставка «Фотоискусство», участники которой были представлены в алфавитном порядке, чтобы не выделять заслуги кого-то отдельного, а показать все творческое поле того периода.
В центре визуальной культуры можно увидеть как работы очень известных авторов: Александра Родченко (1891-1956), Алексея Темерина (1889-1977), Александра Хлебникова (1897-1979), Аркадия Шайхета (1898 – 1959), Бориса Игнатовича (1899-1976), так и гораздо менее громкие имена, среди которых, например, Кудояров, Кислов, Шиманский.
Это уникальные подлинники, некоторые чудом сохранившиеся. Кроме фотографий, представлены оригинальные журналы «СССР на стройке», «Советское фото», «Пролетарское фото», детские книги, иллюстрированные фотографиями мастеров этого периода в витринах, а на интерактивной панели можно посмотреть все развороты журналов и книг в оцифрованном виде.
Центр готовит к изданию большую книгу-фотоальбом, куда будут включены не только представленные на выставке авторы и фотографии, но и другие, хранящиеся в фондах центра BÉTON. В альбом войдут также высказывания фотографов друг и друге, о творчестве, о том, что такое фотография в тот период времени.
Каждая фотография несет в себе свою историю.
Например, «Портрет летчика Михаила Громова» Роберта Диамента (1907-1987). На изображении Михаил в костюме-тройке облокотился на рояль. Этот портрет сделан для каталога международной выставки в Нью-Йорке 1939 года. И там эта фотография представляла летчика для американского зрителя. В каталоге, выпущенном для советских граждан, этой фотографии уже не было. Отечественной публике Громов будет позировать в гимнастерке с орденами в лётной форме. Вот такое было точное позиционирование в 1939 году «для разных целевых аудиторий», как сейчас скажем мы.
Еще одна представленная на экспозиции фотография Роберта Диамента «Первенец» была выбрана американским фотографом и критиком Эдвардом Стейхеном в 1955 году для своей знаменитой выставке «Род человеческий» (англ. The Family of Man) в Нью-Йоркском музее современного искусства. Изначально было почти два миллиона изображений, из них Стейхен отобрал десять тысяч, а в финале выбрал пятьсот три из шестидесяти восьми стран и уже их демонстрировали в экспозиции. Снимки рассказывали о человеческой жизни во всех ее проявлениях. «Первенец» олицетворял момент счастья. После своего первого показа в Музее современного искусства в 1955 году, выставка гастролировала по всему миру в течение восьми лет и была показана в тридцати семи странах на шести континентах. В 1959 году экспозиция посетила Советский Союз, была представлена в Сокольниках в рамках знаменитой американской выставки. Если не знать историю этого снимка, то он мог бы показаться банальным.
Еще один интереснейший экспонат принадлежит руке Александра Житомирского (1907-1993) — советского художника-графика, создателя фотомонтажей, плакатиста и карикатуриста. Во время ВОВ он делал фотографические листовки, которые разбрасывались на территории противника. Геббельс (сподвижник Гитлера, с 1933 по 1945 год — министр пропаганды) занес его в список «поймать и повесить» на третье место после Ильи Эренбурга и Юрия Левитана. Житомирский гордился такой высокой оценкой своего труда. На выставке в BÉTON представлена его рекламная фотографическая листовка «Самые удобные лампы для работы» (оригинальный фотомонтаж, 1930-е гг). Еще интересно, что на плакате изображено издание «Беломор-строй», которое через несколько месяцев после публикации было изъято из продажи.
Есть отпечатки Ильи Ильфа, который увлекся фотографией уже после написания с Петровым «Двенадцати стульев». Евгений Петров вспоминал, что практически год они ничего не писали, так как Ильф все время снимал.
Есть две фотографии из серии «Сталин с детьми». Оказалось, на одной из фотографий у девочки репрессированные родители. Не понятно, как сохранился этот отпечаток, потому что девочку потом заменили, и на известной фотографии уже другой ребенок.
На выставке представлена самая известная фотография Сталина. Она интересна тем, что это оригинал с печатями цензуры, и уже с этой фотографии делали формы для последующей печати портретов вождя.
Внимания заслуживает один из знаменитых фотомонтажей Эль Лисицкого (1890-1941) и Макса Альперта (1899-1980) «Рабочий и крестьянин» 1932 года. Слева изображена уходящая история, а справа – развитие и прогресс.
Можно увидеть уникальную фотографию Героя Советского Союза, летчика Сигизмунда Леваневского у самолета на аэродроме Свердловского авиа-гарнизона 1936 года. Это его перелет из Лос-Анжелеса в Москву с остановкой в Свердловске. В августе 1937 года Леваневский со своим экипажем полетит через Северный полюс и пропадет. Тайна гибели не разгадана до сих пор, хотя с того времени прошло почти 90 лет.
Можно рассказывать про каждую фотографию, в завершении короткого обзора хочется отметить работу известного фотохудожника Александра Хлебникова (1897-1979) «Шарф» 1937 года. Это знаменитая рекламная серия, сделанная с помощью технологии фотограммы, то есть съемки без фотоаппарата. Это силуэт, запечатлённый предмет, в данном случае шарф, на фотобумаге. В серии были еще перчатки и чулки.
Все эти уникальные отпечатки, повлиявшие в дальнейшем на развитие не только самой фотографии, но и на оформление газет, журналов, книг и СМИ в целом можно увидеть до 26 мая в Центре визуальной культуры Béton.
Адрес: Москва, Якиманская набережная, 2, стр. 1. Вход по билетам. Вторник — пятница с 14:00 до 21:00, суббота – воскресенье с 12:00 до 20:00, выходной: понедельник. Возрастных ограничений нет.
Текст и фото: Ирина Паялина