В октябре 2024 года исполнится 130 лет со дня ее рождения. Пушкинский музей к этой дате открыл выставку в Галерее искусства стран Европы и Америки на Волхонке 14 — «Подруги. К юбилею Варвары Степановой».
Главные героини экспозиции — Варвара Степанова и ее подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер, художницы из более широкого круга — Вера Мухина, Надежда Ламанова, Эсфирь Шуб, а также представительницы младшего поколения — Анастасия Ахтырко, сестры Ольга и Галина Чичаговы, Людмила Санина, Елизавета Игнатович и другие. Их связывали дружба, совместные интересы, они преподавали или учились во ВХУТЕМАСе, вместе работали в театре, модных ателье, различных журналах и участвовали в общей художественной деятельности.
Экспозиция в Пушкинском отчасти продолжает тему, показанную Музеем Москвы в рамках выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», которую еще можно успеть посмотреть до 25 августа, в целом, складывая более полную картину о том периоде и творчестве художниц.
«Эта выставка никоим образом не является выставкой амазонок», — отмечает Алексей Савинов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. «Амазонки — это страшные воинственные женщины, культуру они не создали. Наши героини — созидатели, они создавали новый мир».
Варвара Степанова часто оставалась в тени мужа, поэтому одной из задач этой экспозиции было показать именно женщин — новаторов русского авангарда, объем и разнообразие их работы, вклад в формирование принципов конструктивизма. Сама Степанова говорила: «Наш конструктивизм отличается от конструктивизма художественного, потому что мы говорим именно про образ мышления, а не про художественный прием».
Если выделять хронологические рамки, то они идут от 1921 года с выставки «5 х 5 = 25», из пятерых ее участников были три героини — Варвара Степанова, Любовь Попова и Александра Экстер. В своих текстах они говорят об отходе от станкового искусства и переходе к экспериментам в области дизайна.
Экспозиция выстроена по разделам, совпадающим с областями художественного творчества героинь, где им суждено совершить часто тихую и незаметную, но радикальную революцию. Начиная с экспериментов в живописи, идет переход в театральную область с новаторскими решениями в оформление сцен и костюмов, а далее в направление текстильной промышленности, полиграфии и кино.
Варвара Степанова и Любовь Попова откликнулись в 1923 году на призыв руководства Первой ситценабивной фабрики (бывшей мануфактуры товарищества «Эмиль Циндель) разработать эскизы новых советских тканей и совершили настоящую революцию. Их требованием к руководству фабрики стало знакомство с процессами работы над тканью и художественный контроль за реализацией эскизов на всех этапах. Художницы в разработке эскизов исходили из возможностей производства: набойка в два-три клише, максимальная простота, рациональность узора, экономия средств. Меньше чем за год было разработано несколько сотен орнаментов, двадцать запущенно в массовое производство. Удивительно, как в эскизах проявляется темперамент их создательниц: «яркая» Степанова, «структурированная» Попова. Уже в тканях художницы стараются учитывать особенности кроя будущей одежды.
Совместными усилиями подруг-единомышленниц создаются новые доступные фасоны одежды для советской женщины, разрабатываются идеи платьев-трансформеров, помогающие современной женщине быстро менять свой наряд и превращать рабочий костюм в вечерний.
Следующая большая область — дизайн плакатов, обложек, книг и полиграфия в целом. С 1918 — 1919 Варвара Степанова начинает эксперименты с книгой, разрабатывая графическую серию визуальной поэзии. С 1922 года активно занимается полиграфией и сотрудничает с огромным количеством печатных журналов. Она создает обложки для журналов, оформляет книги, формирую новую необычную графическую структуру: крупные буквы, контрастные геометрические элементы, броский фотомонтаж. Ее идеи подхватываю и продолжают студентки ВХУТЕМАСа, где Степанова и Родченко преподавали, дальше развивая идеи конструктивизма в печатной графике. Так, например, сестры Ольга и Галина Чичаговы вместе с поэтом Николаем Смирновым создают новый жанр детской производственной книги, использую фотографию и фотомонтаж для иллюстрации изданий для детей.
Конец 1920-х — начало 1930-х ознаменованы еще одним важным открытием русского конструктивизма — широкое распространение получает увлечение монтажом. Фотография и кинохроника теперь важный инструмент создания новой реальности. В периодической печати, агитационной литературе, рекламе все больше фотомонтажа, разновидности коллажа с использованием фотоматериалов. Варвара Степанова была одним из основоположников использования этого метода в полиграфии, а режиссер Эсфирь Шуб, одна из «подруг», создает новое направление в документальном кино.
Творчество подруг можно назвать лабораторией русского конструктивизма: дружественное общение, обучение, совместная деятельность — циркуляция идей приводили к созданию новой модели искусства. Каждая художница в своей области создавала новый пластический язык, обогнавший время.
В последние годы наблюдается интерес, где-то возврат и переосмысление идей конструктивизма. Лучше всего это делать, опираясь на твердый фундамент. Познакомится и погрузиться в тему глубже можно в стенах Пушкинского музея. Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» открыта для посетителей в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков до 20 октября 2024 года.
Редакционно-издательским отделом ГМИИ им. А.С. Пушкина к выставке выпущен каталог, подготовленный ABC design.
Текст и фото: Ирина Паялина