101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

В Москве открылась выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой»

  • 5 августа 2024 г.
  • 1051
21 октября 1894 года родилась Варвара Федоровна Степанова — советская художница, график, дизайнер и поэтесса, модельер, представительница конструктивизма, жена и соратница Александра Родченко.

В октябре 2024 года исполнится 130 лет со дня ее рождения. Пушкинский музей к этой

В октябре 2024 года исполнится 130 лет со дня ее рождения. Пушкинский музей к этой дате открыл выставку в Галерее искусства стран Европы и Америки на Волхонке 14 — «Подруги. К юбилею Варвары Степановой».

Главные героини экспозиции — Варвара Степанова и ее подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер, художницы из более широкого круга — Вера Мухина, Надежда Ламанова, Эсфирь Шуб, а также представительницы младшего поколения — Анастасия Ахтырко, сестры Ольга и Галина Чичаговы, Людмила Санина, Елизавета Игнатович и другие. Их связывали дружба, совместные интересы, они преподавали или учились во ВХУТЕМАСе, вместе работали в театре, модных ателье, различных журналах и участвовали в общей художественной деятельности.

дате открыл выставку в Галерее искусства стран Европы и Америки на Волхонке 14 —

Экспозиция в Пушкинском отчасти продолжает тему, показанную Музеем Москвы в рамках выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», которую еще можно успеть посмотреть до 25 августа, в целом, складывая более полную картину о том периоде и творчестве художниц.

«Эта выставка никоим образом не является выставкой амазонок», — отмечает Алексей Савинов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. «Амазонки — это страшные воинственные женщины, культуру они не создали. Наши героини — созидатели, они создавали новый мир».

дате открыл выставку в Галерее искусства стран Европы и Америки

Варвара Степанова часто оставалась в тени мужа, поэтому одной из задач этой экспозиции было показать именно женщин — новаторов русского авангарда, объем и разнообразие их работы, вклад в формирование принципов конструктивизма. Сама Степанова говорила: «Наш конструктивизм отличается от конструктивизма художественного, потому что мы говорим именно про образ мышления, а не про художественный прием».

дате открыл выставку в Галерее искусства стран Европ

Если выделять хронологические рамки, то они идут от 1921 года с выставки «5 х 5 = 25», из пятерых ее участников были три героини — Варвара Степанова, Любовь Попова и Александра Экстер. В своих текстах они говорят об отходе от станкового искусства и переходе к экспериментам в области дизайна.

Экспозиция выстроена по разделам, совпадающим с областями художественного творчества героинь, где им суждено совершить часто тихую и незаметную, но радикальную революцию. Начиная с экспериментов в живописи, идет переход в театральную область с новаторскими решениями в оформление сцен и костюмов, а далее в направление текстильной промышленности, полиграфии и кино.

дате открыл выставку в Галерее искусства стран

Варвара Степанова и Любовь Попова откликнулись в 1923 году на призыв руководства Первой ситценабивной фабрики (бывшей мануфактуры товарищества «Эмиль Циндель) разработать эскизы новых советских тканей и совершили настоящую революцию. Их требованием к руководству фабрики стало знакомство с процессами работы над тканью и художественный контроль за реализацией эскизов на всех этапах. Художницы в разработке эскизов исходили из возможностей производства: набойка в два-три клише, максимальная простота, рациональность узора, экономия средств. Меньше чем за год было разработано несколько сотен орнаментов, двадцать запущенно в массовое производство. Удивительно, как в эскизах проявляется темперамент их создательниц: «яркая» Степанова, «структурированная» Попова. Уже в тканях художницы стараются учитывать особенности кроя будущей одежды.

дате открыл выставку в Галерее искусства

Совместными усилиями подруг-единомышленниц создаются новые доступные фасоны одежды для советской женщины, разрабатываются идеи платьев-трансформеров, помогающие современной женщине быстро менять свой наряд и превращать рабочий костюм в вечерний.

дате открыл выставку в Галерее

Следующая большая область — дизайн плакатов, обложек, книг и полиграфия в целом. С 1918 — 1919 Варвара Степанова начинает эксперименты с книгой, разрабатывая графическую серию визуальной поэзии. С 1922 года активно занимается полиграфией и сотрудничает с огромным количеством печатных журналов. Она создает обложки для журналов, оформляет книги, формирую новую необычную графическую структуру: крупные буквы, контрастные геометрические элементы, броский фотомонтаж. Ее идеи подхватываю и продолжают студентки ВХУТЕМАСа, где Степанова и Родченко преподавали, дальше развивая идеи конструктивизма в печатной графике. Так, например, сестры Ольга и Галина Чичаговы вместе с поэтом Николаем Смирновым создают новый жанр детской производственной книги, использую фотографию и фотомонтаж для иллюстрации изданий для детей.

дате открыл выставку

Конец 1920-х — начало 1930-х ознаменованы еще одним важным открытием русского конструктивизма — широкое распространение получает увлечение монтажом. Фотография и кинохроника теперь важный инструмент создания новой реальности. В периодической печати, агитационной литературе, рекламе все больше фотомонтажа, разновидности коллажа с использованием фотоматериалов. Варвара Степанова была одним из основоположников использования этого метода в полиграфии, а режиссер Эсфирь Шуб, одна из «подруг», создает новое направление в документальном кино.

дате открыл

Творчество подруг можно назвать лабораторией русского конструктивизма: дружественное общение, обучение, совместная деятельность — циркуляция идей приводили к созданию новой модели искусства. Каждая художница в своей области создавала новый пластический язык, обогнавший время.

В последние годы наблюдается интерес, где-то возврат и переосмысление идей конструктивизма. Лучше всего это делать, опираясь на твердый фундамент. Познакомится и погрузиться в тему глубже можно в стенах Пушкинского музея. Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» открыта для посетителей в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков до 20 октября 2024 года.

дате

Редакционно-издательским отделом ГМИИ им. А.С. Пушкина к выставке выпущен каталог, подготовленный ABC design.

Текст и фото: Ирина Паялина

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
Выставка современной печатной графики пройдет в галерее Ходынка

С 15 ноября по 8 декабря в Москве в галерее Ходынка пройдет выставка «Конструкции и штампы города», которая знакомит с образами городской среды в современной печатной графике.

С 5-9 ноября в Зверевском центр свободного искусства пройдет выставка «Театр графики»

В рамках параллельной программы Глобальной биеннале графического дизайна «Золотая пчела 16» пройдет групповая выставка работ мастерской Михаила Соркина и Петра Перевезенцева «Пространство графики».

Избранное «Степанова 130. Посвящение художнице»: для тех, кто не успел

На разных площадках Москвы и не только проходит Глобальная биеннале графического дизайна «Золотая пчела 16». В этом году в программе 16 номинаций.

В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге»

В музее-заповеднике «Коломенское» по адресу: Москва, пр. Андропова, д. 39, стр. 69, Дворец царя Алексея Михайловича, Хоромы младших царевен, вход 7, открылась выставка «Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге». Выставка работает до 16 февраля 2025 г.

Третьяковская галерея открыла новый корпус на Кадашевской набережной выставкой «Передвижники»

30 октября открылся для посетителей новый корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной 12. Это современное экспозиционное пространство площадью более 35 тыс. кв.м.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38