Воспользуйтесь этими советами при дизайне и выводе на печать изображений большого формата
Создание любых изображений большого формата - от плакатов до щитовой рекламы и рекламы на транспорте - всегда требовало особых навыков от художника, а также наличия специального печатного оборудования. Сегодня вы можете выводить изображение на широкоформатные устройства вывода нового поколения и использовать для этого обычную настольно-издательскую систему. Это дает в руки художникам, до этого никогда не работавшим с форматами больше чем А3, действительно огромную палитру возможностей.
Но (внимание!) богатый опыт в создании офсетной продукции небольшого формата и других повседневных полиграфических форм не означает, что вы автоматически приобретаете способность разрабатывать и выводить на печать изображения большого формата. На самом деле эта область имеет свои секреты мастерства как в дизайне (художественные), так и в выводе на печать (технические), которые нужно знать дизайнеру малых форм, чтобы перейти к большому формату. Что именно вам придется учитывать, зависит от того, где будет размещена работа - на улице или в помещении. Советы в каждом случае будут немного различаться.
В помещении
Хотя сегодня все большую популярность приобретают принтеры, применяющие метод термопереноса, все же самым распространенным устройством для вывода изображений большого формата остается широкоформатный струйный принтер. Большие, отдельно стоящие машины типа Xerox Vivagrafx, LaserMaster DisplayMaker, Encad NovaJet и Hewlett-Packard DesignJet 755CM могут печатать на листах бумаги шириной от 0,9 до 2,25 м (в зависимости от модели) и длиной до 45 м. Однако на практике изображения редко бывают длиннее 2 м. Разрешение, обеспечиваемое этими принтерами, сравнимо с разрешением настольного струйного принтера (от 150 до 300 точек на дюйм, некоторые новые модели обеспечивают разрешение 600 точек на дюйм, по крайней мере, для одного цвета), да и цена этих моделей вполне приемлема - от 7 до 3 тыс. долл.
Но у этих принтеров есть и свои недостатки; некоторые из них уже хорошо известны пользователям настольных принтеров, а другие почти незнакомы. Самая главная проблема - как обеспечить соответствие цветов.
По словам Шина О"Лири, консультанта и редактора The Big Picture - приложения к журналу Signs of the Times, которое рассказывает о печати на больших форматах - немалые проблемы связаны с изменчивостью каждого компонента в процессе печати. При печати эти принтеры используют много чернил и бумаги, и часто один картридж красного цвета может отличаться от другого. Тем, кто хочет узнать, что же может произойти, О"Лири предлагает в качестве эксперимента напечатать плакат, разобрать рабочую конфигурацию, снова точно так же собрать ее и напечатать то же изображение. Вы увидите, что цвета нового и старого изображений не совпадают.
Однако причина несоответствия цветов кроется не только в самих красках. Материал, на котором печатают такие принтеры, не совсем похож на обычную бумагу. Как правило, бумага для широкоформатных струйных принтеров покрыта специальным составом, который контролирует процесс прилипания краски и растискивание, уменьшает время высыхания и обеспечивает глянцевую или матовую поверхность. О"Лири просит не забывать, что "это покрытие - еще одна переменная величина". Он советует при выполнении не очень срочных заказов поэкспериментировать с материалами: "Вы вряд ли захотите воспользоваться новым материалом при выполнении срочного заказа".
Все обычные системы управления цветом, знакомые по работе с маленьким форматом, можно использовать и при работе с большими форматами. Но, по мнению О"Лири, некоторые цвета просто нельзя передать при печати на струйном принтере - неважно на большом или маленьком формате. Итак, в этом случае рекламные агентства и другие компании, ревниво относящиеся к цвету и привыкшие получать точные цвета при офсетной печати, попадают в "совершенно новый мир, где они, возможно, не смогут получить то, что хотят".
Трудности с настройкой цветов приводят к проблемам при совмещении нескольких оттисков. Часто изображения большого формата составляются из нескольких частей. Задачу деления большого изображения на маленькие кусочки можно легко выполнить с помощью специальных программ, таких как S. H. Pierce"s PosterWorks и Wasatch Computer Technology"s PosterMaker. Но добиться того, чтобы цвета отдельных кусков точно соответствовали один другому, по вышеприведенным причинам уже не так просто. Заметная разница между выведенными подряд изображениями, не говоря уже об изображениях, выведенных в разные дни, иногда приводит к несоответствию, которое заметно невооруженным глазом. Если вам нужно напечатать 15 копий одного плаката, то лучше всего напечатать их за один день и применять при этом чернила из одной канистры для каждого цвета. (При печати больших тиражей вполне окупаются емкости большого объема, которые можно приобрести у таких производителей принтеров, как Encad и LaserMaster или у других поставщиков, поскольку они обеспечивают более точное соответствие цветов и их нужно реже перенаполнять.)
При печати на струйном принтере продукции, предназначенной для использования в помещении, нельзя забывать об устойчивости к ультрафиолетовым лучам (UV) или светопрочности, которая, как правило, равна 90 дням, даже если на изображение не падают прямые солнечные лучи. Если плакат нужен вам на более длительный срок, его придется время от времени заменять (вспомните о проблеме соответствия цветов). Можно также напечатать плакат для установки в помещении, используя более светопрочные технологии, предназначенные для наружных работ.
О"Лири советует новичкам в широкоформатной печати сначала пользоваться чернилами и бумагой, рекомендованными производителями принтеров, а затем уже пробовать все остальное. "Они говорят, что хотят продать вам расходные материалы, чтобы защитить вас от самих себя, и они правы",- заключает он.
Разрешение зависит...
В отличие от того, что говорилось вначале о разрешении, когда речь идет о широкоформатной печати, меньше значит лучше. На принтере с растрирующим PostScript-процессором, текст и векторные изображения печатаются с максимальным разрешением. Но даже на плакате, который будут рассматривать с расстояния вытянутой руки (например меню, висящее в кафе за спиной кассира), фотографии и растровые изображения будут отлично выглядеть при линиатуре 150, 100 или даже 75 lpi, а печать таких изображений с низким разрешением занимает гораздо меньше времени.
Когда речь идет о разработке плаката, который должен висеть в помещении, то важно представлять себе, как люди будут смотреть на него. В отличие от щитовой рекламы, которую глаз обычно воспринимает целиком, дизайн внутренних плакатов или стендов предполагает "разглядывание". Это мнение Лайзы Отсуки из фирмы Sozo Design (Санта-Клара, шт. Калифорния). "Если плакат висит на стене длиной шесть метров, то он должен восприниматься одинаково хорошо с обеих сторон. Нельзя допускать, чтобы его можно было рассматривать только слева направо", - заметила она.
"Кроме того, - продолжает Отсуки, - люди смотрят на изображение в определенной позе, а именно стоя. Значит, первое, что увидит человек - это будет информация, расположенная на уровне глаз, поэтому не следует помещать что-то важное у самого пола или под потолком". Отсуки описывает проект, который она делала для компании, производящей водку. Компания недавно открыла представительство в США и хотела продемонстрировать свою историю в фотографиях. "Я планировала, разместить фотографии в ряд по-середине плаката, а заказчики предлагали расположить снимки сверху вниз. Но я обратила их внимание на то, что в таком случае самые последние снимки - на которых изображены они сами - будут располагаться на уровне коленей".
Снаружи
Художественные и производственные критерии кардинально меняются, если ваше изображение предназначено для использования на улице. К этой категории работ относятся традиционная щитовая реклама, недавно появившиеся обтяжки автобусов и других транспортных средств (пленки полностью закрывают бока автобуса), плакаты на остановках и стенах зданий.
Для вывода этих изображений следует выбрать большой электростатический принтер, например Xerox серии 8900. На этих машинах стоимостью от 34 до 40 тыс. долл. и выше можно выводить изображения разрешением до 400 точек на дюйм. Практически во всех случаях основной печатный материал - виниловые листы, хотя электростатические устройства, как правило, не печатают непосредственно на виниле. Вместо этого изображение печатается в зеркальном отображении на донорном материале (специальной бумаге), затем наплавляется под действием давления и высокой температуры на длинный рулон винила шириной обычно 0,9 м.
О"Лири замечает, что обычно используется больше электростатического винила, чем требует формат изображения, и это нужно учесть при планировании бюджета. Только для того, чтобы начать загрузку донорного материала в ламинатор, нужно, по словам О"Лири, нужно 3 м винила. Представитель 3М, в свою очередь, утверждает, что более реальная цифра - 0,5-1 м винила и 0,6-1,2 м донорного материала.
Получившиеся в результате самоклеющиеся виниловые листы собираются воедино там, где они должны находиться, будь это автобус, щит, стена здания или даже пол магазина. Светопрочность таких изображений велика - 3М например, гарантирует устойчивость своих пленок к ультрафиолетовым лучам в течение пяти лет.
Щитовая реклама обычно печатается на виниле или специальной влагоустойчивой бумаге, которая сохраняет свою форму и не расползается под дождем. (Для печати на плакатной бумаге необходимы дорогие принтеры, как правило, имеющие пьезоэлектрические печатные головки. Эта технология печати стремительно устаревает.)
Обычно для печати наружных изображений достаточно еще меньшего разрешения, чем при печати на струйном принтере. Некоторые плакаты, которые будут рассматриваться с расстояния 50-100 м, могут быть напечатаны с линиатурой 6 lpi (да-да, 6), более распространенный диапазон - 12-25 lpi. Хотя эти цифры и кажутся смешными для печати маленьких форматов, на расстоянии человеческий глаз легко заполняет пустое пространство между точками. Так что печать с высоким разрешением может стоить дорого и потребовать много времени, не давая при этом никакого видимого преимущества.
Некоторые дизайнеры настаивают на использовании более высокого разрешение для текста, чем для фотографий. В ряде случаев они используют традиционные режущие плоттеры для создания очень резких букв и вклеивают их прямо в электростатический макет. Иногда при установке щита буквы рисуют вручную.
Хотя растровые изображения и фотографии можно печатать с низким разрешением, ни в коем случае не забывайте о качестве. "Когда речь идет о больших размерах, работа дизайнера становится очень сложной, - считает О"Лири. - Чтобы сделать невероятное очевидным, нужно здорово поработать над оригиналом и еще больше повозиться со сканером. Все это может сильно повлиять на конечный результат. Я убедился в этом на собственном опыте".
"Пожалуй, основное, о чем все забывают, это то, какой объем информации у вас должен быть в начале работы", - делится опытом Эмерсон Шварцкопф, технический редактор журнала The Sign Business. - По мере того как изображение становится все больше и больше, у вас начинаются проблемы с тем, как сохранить более или менее приличный вид картинки. Вам сразу требуется больше информации, чтобы заполнить пустое пространство, если же информации не хватает, изображение становится зернистым".
Брайан Лабади, президент компании SuperGraphics (Саннивейл, шт. Калифорния), которая выполнила более 1000 автобусных обтяжек, утверждает, что стандартный слайд 35 мм не дает достаточного разрешения для хорошей обтяжки автобуса. Наиболее подходящий источник - слайды среднего формата.
"Проблема возникает, когда вам приносят что-то напечатанное в газете с разрешением 100 dpi и просят, чтобы вы это увеличили, - говорит Брюс Хервиг, менеджер по маркетингу сервисного бюро, специализирующегося на работе с изображениями большого формата. - У нас это происходит постоянно".
Необходимы сканированные изображения очень высокого разрешения. Хотя различные компании, работающие в этой области, имеют свои формулы разрешения при сканировании, приведем типичную формулу, которой пользуется Мелисса Мод из 3М Scotchprint Electronic Graphics: ширину конечного изображения умножить на выходное разрешение и разделить на ширину оригинала, и получим разрешение при сканировании. Начнем, скажем, со слайда размером 2х3 дюйма, вырезанного из большего по размеру оригинала, и конечного продукта, который нужно получить - изображение 20х30 футов (240х360 дюймов), которое будет напечатано с линиатурой в 25 lpi; считаем (360х25)/3, получаем 3000 точек на дюйм. Вы обнаружите, что разрешение при сканировании 4000 точек на дюйм совсем не является чем-то из ряда вон выходящим, поэтому рекомендуется использовать барабанный сканер.
Транспорт "в обтяжку"
Одно из наиболее ярких зрелищ на улицах сегодняшних городов - автобусы и такси, похожие на банки из-под газированной воды, лес или печенье. Средства передвижения, обтянутые винилом, на котором напечатаны изображения, представляют собой новый, растущий рынок для печати большого формата.
Автобусные обтяжки могут печататься при 100-200 линиях на дюйм (для задней части автобуса, поскольку водитель машины, едущей за автобусом, находится близко к изображению) и до 25 линий на дюйм по бокам, на крыше и спереди. Хотя есть много сортов непрозрачного винила (самых разных цветов), стандартным материалом для автобусных обтяжек является белый винил Controltac фирмы 3М. Этот переносимый материал бывает двух видов: один - сплошной непрозрачный, используемый для обтяжки корпуса автобуса, а другой - содержащий отверстия, покрывающие половину поверхности (он применяется для обтяжки окон, чтобы оставить пассажирам немного света). Лабади полагает, что "изображение выглядит как сплошное, поскольку вы смотрите на него с расстояния, достаточного для того, чтобы отверстия стали незаметны. Вы просто видите все изображение целиком".
Хотя в теории Controltac легко переносим, Лабади утверждает, что на практике "этот материал хуже, чем обои. Он похож на огромную переводную картинку, типа наклейки на бампер, и для того, чтобы его наклеить, нужен немалый опыт".
Большая картинка
Если вы решили "расширить свой репертуар" и включить в него изображения большого формата, то абсолютно ясно, что те навыки, которые у вас уже есть в цветной печати, сканировании и работе с изображениями, будут по-прежнему служить вам верой и правдой. Но не пренебрегайте знаниями и опытом, накопленными в специализированных фирмах и агентствах по наружней рекламе. Обсудите все детали, проверьте каждый цвет, запланируйте процесс печати и работайте с наиболее качественными из доступных оригиналов. Если вы выполните все эти условия, то обнаружите, что создать изображения размером с вагон метро сейчас ничуть не сложнее, чем десять лет назад было напечатать простую брошюру формата А4.