В вульгарном изложении этот фундаментальный закон, описывающий поведение газа в сосуде или толпы в метро, звучит следующим образом: "энтропия возрастает".
Подчиняясь универсальному правилу, мокрое сохнет, сухое увлажняется, горячее остывает, холодное теплеет. Если перейти от абстрактных примеров к более близким нам издательским технологиям, то проявления третьего начала легко усмотреть, скажем, в стирании граней между программами для работы с векторной и растровой графикой.
Возможность включения в векторные иллюстрации растровых объектов никого не удивляет. Векторная графика с каждым годом становится все "человечнее": для векторных редакторов созданы фильтры, появился пакет Expression, нарисованные в котором векторные иллюстрации неотличимы от растровых изображений.
С другой стороны, разработчики все активнее продвигают на рынок векторные редакторы "в связке" с растровыми. Так, FreeHand поставляется в комплекте с xRes. С CorelDraw пользователи получают Artisan. Дальше всех пошли создатели пакета Canvas, объединив функции растрового и векторного редакторов со средствами для верстки.
На рынке планшетных сканеров эта же тенденция приводит к стиранию граней между моделями для дома, офиса и издательства. Возможности недорогих сканеров постепенно подтягиваются к системам старшего класса. Если раньше перечень сканеров с разрешением 600 dpi ограничивался тремя-четырьмя марками, то в прошлом году практически все производители выпустили модели с такими характеристиками. Понятно, что различие в качестве сканирования между условно "дорогими" и "дешевыми" сканерами по-прежнему существует, но с каждым днем разрыв становится все меньше. Уровень характеристик (разрешение 600 dpi, глубина цвета 30 бит, оптическая плотность порядка 3D) уже превышает потребности большинства пользователей. Представители компаний-производителей, с которыми я беседовал, считают, что в обозримом будущем не следует ждать улучшения этих параметров - основные усилия будут направлены на снижение цены существующих систем. Исключением здесь являются компании Umax, Agfa и Linotype-Hell, выпустившие модели сканеров с разрешением 1000 dpi.
Причем последняя компания в течении ряда лет переносит свои технологии, созданные для моделей старшего класса, на рынок недорогих решений.
Аналогичные процессы происходят и с компьютерными технологиями. Машины становятся все дешевле и работают все быстрее. Подняв тактовую частоту до 500 МГц, создатели ПК вплотную приблизили быстродействие своих моделей к уровню недорогих рабочих станций. Как и в других случаях, встречное движение наблюдается и со стороны производителей систем старшего класса. Думаю, что модель O2 компании Silicon Graphics - только первый шаг в этом направлении. Да и само понятие "персональности" компьютера под влиянием стремительно прогрессирующих сетевых технологий постепенно теряет содержание.
Границы стираются не только между устройствами разных классов, но и между профессиями. В этом номере мы публикуем обзор, посвященный новому поколению полноцветных копиров. Цены на старшие устройства этого типа приблизились к ценам недорогих офсетных машин. При этом стоимость отпечатка, выполненного цифровым способом, зачастую оказывается ниже, чем при офсетной печати, а качество, которое демонстрируют новые копиры, перекрывает потребности широкого круга задач коммерческой полиграфии. Так что в недалеком будущем, выбрав из меню File команду Print, верстальщик сможет превратиться в полиграфиста.
Издательское оборудование дешевеет, системы для точной цветопередачи почти работают, технологии, которые вчера стоили десятки тысяч долларов, сегодня поставляются с дешевыми сканерами. Кажется, не сегодня-завтра всюду - от сканирования до офсетной печати - будут править бал "drag-and-drop" и "plyg-and-play". Пока до этого еще далеко. Но помните: "энтропия возрастает".