Опыт выпуска этого цветного ежемесячного журнала доказывает, что технология прямого вывода форм имеет право на жизнь.
Технология прямого вывода форм с компьютера (Computer-to-plate, CTP) известна уже довольно давно. Первые прототипы CTP-устройств появились около 20 лет назад, и в некоторых компаниях, преимущественно в типографиях, печатающих газеты, эксперименты по использованию новой технологии начались еще в 1981 году. Но до тех пор, пока не появились надежные и относительно недорогие составляющие для CTP - покрытия для форм, чувствительные к свету лазера; устройства экспонирования алюминиевых форм; программы для электронного спуска полос; цифровые цветопробные устройства и другие, - широкое коммерческое использование технологии было невозможно.
По общему мнению, этот долгожданный момент наступил на последней выставке Drupa, проходившей в 1995 году в Дюссельдорфе (ФРГ) - теперь следует ожидать бурного внедрения CTP в издательские и печатные технологические процессы (см. статью "Формальный подход к цифровой печати", Publish №3, 1996 г.). Однако, в связи с этим возникает извечная проблема технологического процесса 90-ых годов: как новую технологию ввести в сложившееся рабочее окружение реального полиграфического предприятия? В конечном итоге, преимущество в скорости вывода, обеспечиваемое CTP, останется голой теорией, если вы не сможете эффективно организовать подготовку файлов для вывода.
Arabian Horse World ("Мир арабских скакунов") - ежемесячный журнал для владельцев лошадей, конезаводчиков и любителей, который издается в Пало-Альто (шт. Калифорния) - имеет опыт успешного внедрения новой технологии. Журнал, средний объем которого составляет около 400 страниц, пересылает файлы, готовые для вывода, в типографию Publishers Press из Шепердсвилля (шт. Кентуки), где они выводятся на CTP-устройствах Gerber Crescent 42. (И авторские, и рекламные материалы готовятся в редакции журнала - от рекламодателей не требуют ни пленок, ни цветопроб.)
Вы можете остаться противником технологии прямого вывода форм, и вероятно, никогда не будете выполнять такой объем допечатных работ, который характерен для Arabian Horse World, но опыт построения технологического процесса в этом журнале будет полезен любому профессиональному издателю. Главное здесь - сохранение простоты организации процесса. Используйте подходящие инструменты. И тщательно контролируйте работу на всех этапах технологического процесса.
Жизнь до CTP
В редакции журнала Arabian Horse World, который издается тиражом около 10 000 экземпляров, всегда выполняли допечатную подготовку своими силами. "Мы прошли путь от монтажа оригинал-макета вклейкой - снимая макеты горизонтальной камерой, а также создавая составные оригиналы из фрагментов готовых пленок и экспонированных макетов - до применения пакета QuarkXPress и вывода готовых составных пленок на фотонаборном автомате, - рассказывает Санни Рикасата системный инженер журнала. - Для нас был огромным облегчением переход от ручной выклейки составных макетов из вырезанных фрагментов к работе с четырьмя пленками, не требующими резки и монтажа".
До внедрения CTP отдел подготовки изображений Arabian Horse World выполнял сканирование всех картинок - около 1000 в месяц - на барабанных сканерах Hell и Screen. Изображения сохранялись на сервере Color Central Open Prepress Interface (OPI); для верстки испльзовались файлы с низким разрешением, а файлы с высоким разрешением оставались на сервере до вывода макетов на фотонаборный автомат. Дизайнеры верстали страницы в пакете QuarkXPress и выводили четыре цветоделенных пленки каждой полосы на Agfa SelectSet. Затем монтажист должен был вручную смонтировать эти пленки для вывода по восемь полос на каждую форму, с которых в редакции на собственных пневматических копировальных рамах экспонировались алюминиевые формы.
Вдумайтесь, что это значит: в среднем, через день редакция Arabian Horse World должна отправлять четыре 16-страничных, по 8 полос на форму, тетради. Это 32 алюминиевых листа форматом 635 x 914 мм, которые должны сопровождаться таким же количеством больших составных макетов на пленке (на тот случай, если какая-либо форма будет испорчена) - и все это должно быть выведено за одну ночь.
В журнальном производсте найдется немного издательств, которые сами экспонируют формы. Но бывший владелец и издатель Нат Горам (в прошлом году он продал Arabian Horse World издательству K-3 Magazine) считает, что это позволяет лучше контролировать расходы на печать, которые составляют львинную долю всех издательских расходов. Когда тесть Горама Джей Шулер в 1958 году основал журнал, он был даже владельцем печатных машин, на которых издание печаталось. "Наше предприятие было уникальным, поскольку мы контролировали весь производственный процесс - от начала до конца, - рассказывает Горам. - Мы вставали с первыми петухами и трудились, не покладая рук".
Следующее поколение владельцев в 80-х годах перевело печать журнала в стороннюю типографию, но печатные формы продолжали изготавливаться в редакции. До тех пор, пока технологии настольных издательских систем и допечатной подготовки не были доведены до промышленного уровня, Горам неохотно вкладывал в них средства. "Мне хотелось полностью контролировать весь процесс производства журнала, - признается он. - Довольно долгий период времени, цифровые технологии казались не очень подходящими для настоящего промышленного применения. После того, как я убедился в повышении качества конечной продукции, понижении ее себестоимости и увеличении гибкости, средства на техническое перевооружение были выделены".
На пороге перемен
В 1994 году в редакции Arabian Horse World узнали, что типография Publishers Press приобрела CTP-устройство, после чего компании начали обсуждать, каким образом журнал сможет использовать преимущества новой технологии. Рикасата и Горам быстро поняли, что технология CTP поможет не только понизить затраты, но и повысить эффективность производства.
"Мы осознавали, что внедрение CTP не за горами, и хотели оказаться в числе первых ее пользователей, - говорит Рикасата. - Потом мы поняли, что после внедрения CTP сможем избежать затрат на приобретение расходных материалов, подобных пленке Mylar, маскирующим материалам и химикатам, а также фоточувствительной пленке и формам".
Однако, Рикасата уточняет, что экономия пока незначительна: сокращение затрат редакции на расходные материалы и пересылку форм частично компенсируется оплатой услуг компании Publishers Press за изготовление форм. По его словам, сэкономленные средства были вложены в приобретение жестких дисков, компьютеров и развитие сетевой инфраструктуры, поэтому вложения в CTP следует рассматривать как долгосрочные.
Рикасата считает, что главный выигрыш от внедрения новой технологии заключается в следующем: полностью цифровой технологический процесс CTP упрощает производство. "Когда что-то обрабатывается на компьютере, нет необходимости занимать еще одного работника, чтобы он делал тоже самое на монтажном столе, - объясняет Рикасата. - Экспозиция форм отнимает много времени. А служба доставки FedEx закрывается в 6 часов вечера, поэтому нам всегда приходится торопиться, чтобы успеть туда вовремя. Теперь планирование выпуска облегчается, подготовка только файлов занимает меньше времени, поэтому все завершается уже к 16 часам. А вместо больших деревянных ящиков мы посылаем коробки с дисками, которые лишь немного больше коробок из-под обуви".
Верстка и спуск полос
С момента перехода на технологию CTP процесс допечатной подготовки Arabian Horse World несколько изменился. Сканирование выполняется на планшетном (Agfa DuoScan), а не на барабанном сканере; верстка все так же делается в пакете QuarkXPress; сканированные изображения CMYK TIFF по прежнему сохраняются на сервере Color Central, а для верстки полос в XPress дизайнеры используют версии этих изображений с низким разрешением. Но вместо того, чтобы посылать одностраничные файлы с сервера OPI на фотонаборный автомат, страницы теперь вырезаются и спускаются на форму электронным способом при помощи пакета Preps компании ScenicSoft.
Производственный отдел журнала создает один файл PostScript для каждой страницы, сверстанной в XPress, и, в качестве имени, присваивает ему номер страницы. После этого страницы импортируются в пакет Preps и используются для создания файлов "спуска" PostScript для каждой из четырех 8-полосных цветоделенных форм. "Это то, что от нас хотят получить в компании Publisher Press, - говорит Рикасата. - Мы передаем им файлы для голубого, пурпурного, желтого и черного цветов, а каждый из этих файлов включает в себя восемь страниц. Печатник должен лишь правильно разместить файл на форме и выполнить экспонирование".
Но до того, как файлы попадают в распоряжение работников Publisher Press, над ними еще нужно потрудиться.
Цветопроба
Во время верстки страниц в пакете XPress дизайнеры выводят как черно-белые, так и цветные пробные отпечатки. Монохромные пробные страницы печатаются на принтере Apple LaserWriter, а цветные оттиски - на принтере с твердыми чернилами Tektronix 300i. "Дизайнеры выводят черно-белые отпечатки до тех пор, пока не получают желаемый результат, - поясняет Рикасата. - Лишь тогда делается цветопроба".
После перехода на технологию CTP Arabian Horse World несколько упростил процесс проверки результатов верстки. Раньше для вывода из XPress черновых цветных отпечатков использовался принтер Tektronix Phaser 300i, сублимационные пробы печатались на Phaser 480X, а затем создавались цветопробы наложением пленок. Еще до перехода на CTP ожидалось, что цветопробы с наложением пленок больше не понадобятся, но после сравнения пробных отпечатков с принтера 300i и свежеотпечатанных экземпляров журнала, обнаружилось, что плотность цветов пробного отпечатка вполне удовлетворительна, поэтому редакция Arabian Horse World посчитала возможным отказаться и от сублимационных цветопроб (за исключением обложки).
Предварительная проверка электронного макета
Перед тем, как любая электронная тетрадь покидает стены Arabian Horse World, она проходит двухэтапную процедуру предварительной проверки. "На первых порах, - вспоминает Рикасата, - нам иногда звонили из Publishers Press и сообщали, что один из цветов не растрируется. Когда возникал такой сбой, они не могли найти его причину; они видели только то, что форма не растрируется. Поэтому мы ввели процедуру предварительной проверки при помощи утилиты Transverter Pro".
Утилита Transverter Pro компании TechTools конвертирует файлы PostScript в редактируемые форматы изображений. Перед спуском полос специалисты из производственного отдела конвертируют каждый одностраничный файл PostScript в составное изображение формата JPEG и просматривает его на экране при помощи пакета Adobe Photoshop. Затем изображение печатается и сравнивается с пробным отпечатком, выведенным ранее из пакета XPress. Специалисты проверяют правильность загрузки шрифтов и просматривают каждый слой CMYK, точно также, как проверяют цветоделенные пленки перед отправкой в типографию. "Мы должны быть уверены, что файлы PostScript выглядят точно также, как исходный макет, сверстанный в пакете XPress, - объясняет Рикасата. - Мы проверяем точность воспроизведения всех элементов полос и правильность треппинга. Такой метод работы позволяет исправлять обнаруженные ошибки еще до того, как файлы будут размещены на формах".
После того, как все одностраничные файлы PostScript успешно пройдут проверку, в производственном отделе их импортируют в пакет Preps и выполняют спуск полос PostScript. Затем полученные файлы обрабатывают утилитой Transverter Pro - такие изображения представляют собой не что иное, как экранные синие копии. Этот второй шаг предварительной проверки не отнимает много времени. По словам Рикасаты, файлы растрируются с разрешением экрана; просмотр каждой формы занимает около минуты; все ошибки легко заметны - обычно это очевидные вещи, типа нарушенной последовательности раскладки страниц.
Синие копии
Кроме экранных синих копий, которые в редакции Arabian Horse World просматривают при помощи утилиты Transverter Pro, выводятся также и настоящие синие копии. В производственном отделе миниатюрную копию каждой спущенной тетрадки выводят на фотонаборном автомате Agfa SelectSet 5000; затем они экспонируются с обеих сторон на мелованную бумагу, из которой составляется буклет. Полученная твердая копия синих пленок отправляется в Publisher Press, где она играет роль пробного отпечатка, по которому можно контролировать правильность спуска страниц PostScript. Кроме этого, чтобы можно было проверить правильность отпечатков каждой страницы, в типографию отправляют и цветопробы Tektronix, выведенные из файлов изображений JPEG.
"Это единственный элемент старой технологии, от которого мы не отказались, - отмечает Рикасата. - Это отличное промежуточное решение, тем более, что оборудование для его реализации у нас уже установлено. Поэтому мы решили - почему бы и нет?" Однако Рикасата предпочитает настоящие цифровые синие копии, и ясно представляет себе, как они должны выглядеть. "Это должно быть что-то подобное фотонаборному автомату, только без необходимости обработки фотоматериала. Вы должны просто экспонировать одну сторону, перевернуть бумагу и напечатать оборотную сторону. Такие копии должны печататься без вывода пленки и их последующей обработки", - считает он.
Простота - гарантия надежности
Допечатная подготовка издания Arabian Horse World выполняется с использованием открытого программного и аппаратного обеспечения, выбранного редакцией по принципу простоты и надежности. В производственном отделе 15 компьютеров Apple Power Macintosh связаны локальной сетью Ethernet, а для ускорения передачи файлов применяется пакет RunShare компании Run-Rad. "У нас практически не бывает задержек при обмене данными, - отмечает Рикасата. - Организация системы очень проста и ее легко сопровождать".
Он сравнивает современную организацию с установленной в редакции ранее специализированной системой набора Magna и устройством вывода Linotronic, которые нередко тормозили работу всего отдела. В то время, по словам Рикасата, "был сервер, и никто не знал, как с ним обращаться. Когда он останавливался, приходилось вызывать технического специалиста, а остальные работники были вынуждены отдыхать до конца рабочего дня - а иногда и на следующий день - потому что никто не знал, когда приедет специалист и устранит неполадку".
Теперь дизайнеры страниц в Arabian Horse World имеют в своем распоряжении жесткие диски Rorke Data объемом 2 Гбайт, подключенные к каждой рабочей станции. Вся работа дизайнеров сохраняется на этих дисках, поэтому в случае поломки компьютера можно перенести диск на другую машину и продолжать работу на ней до тех пор, пока Рикасата не восстановит работоспособность неисправного компьютера.
Страницы путешествуют
Наконец, когда страницы проверены и спущены, файлы PostScript пересылаются на съемных жестких дисках Rorke в типографию Publisher Press; 16-страничная тетрадь занимает в среднем от 400 до 500 Мбайт. Однако, вывод на пленки в редакции Arabian Horse World не был прекращен одномоментно. Переход на технологию CTP был постепенным: начиная с нескольких цифровых тетрадок и заканчивая всем содержимым номера. Последним "оплотом" пленки остались передняя и задняя обложки: они до сих пор делаются с пленок, но вскоре также будут переведены на CTP (Рикасата предполагает, что это произойдет летом текущего года, до того, как редакция журнала переедет в Южную Калифорнию - тогда можно будет избежать перевозки процессора пленки).
Для компании Publisher Press переход прошел гладко. "Журнал Arabian Horse World всегда был впереди большинства наших заказчиков, - отмечает технический представитель типографии Джо Лакетт. - Многие из них просто не располагают ни знаниями, ни аппаратным и программным обеспечением, ни другими вещами, необходимыми для выполнения спуска полос".
"Все прошло великолепно, - согласен с ним Горам, - однако, быть первым всегда трудно". Он отмечает, что экономия, которая достигнута на стадии допечатной подготовки журнала, составляет почти одну треть, но расходы на полиграфию пока не уменьшились. "Когда технология CTP станет обыденной, максимальное снижение затрат будет достигнуто именно за счет сокращения расходов на печать", - считает он. Но когда это произойдет? По мнению Горама этот срок может составлять от шести месяцев до пяти лет, хотя он тут же добавляет, что "это должно было стать реальностью еще десять лет назад".
Рикасата тоже ждет коммерческого признания технологии прямого вывода форм, но по другой причине: "Когда она получит широкое распространение, многие проблемы будут решены", - считает он.
Самое большое беспокойство Рикасате доставляют ошибки PostScript. "Каждый раз эти ошибки различны", - говорит он. Даже после двойной проверки некоторые файлы могут не растрироваться в типографии Publisher Press, ошибка может быть где угодно - от сбоев в файлах PostScript и неправильной установки съемного диска до проблем конвертирования файлов Macintosh в PC. Однако, Лакетт неустрашим; иногда редакции Arabian Horse World приходится посылать файлы повторно, говорит он, но наличие подобных проблем в файлах, готовых к выводу, не является чем-то необычным в допечатной подготовке изданий. "Мы привыкли действовать в условиях очень жестких сроков производства", - объясняет он.
Однако, Рикасата надеется, что среди новых разработок, таких как PostScript 3, Переносимый Формат Документов (Portable Document Format, PDF) компании Adobe и формат TIFF/IT, он сможет выбрать более надежный способ подготовки файлов. Сейчас он рассматривает вопрос о приобретении растрового процессора (RIP) предварительной проверки публикаций, построенного на базе системы Harlequin, а, поскольку в типографии Publishers Press используется Harlequin RIP, то количество ошибок должно уменьшиться. Ему хотелось бы также приобрести программный пакет, позволяющий выполнять проверку на экране растрирования полутонов, наличия муара и качества треппинга.
Однако, оценивая CTP, Горам, Рикасата и Лакетт сходятся во мнении, что переход на эту технологию полностью оправдал себя. "Она стоит того, - считает Рикасата. - Чем больше вы с ней работаете, тем легче получить нужный результат". А Лакетт добавляет: "Это новый уровень технологии. Вы продвигаетесь вперед как можно дальше, а затем, даже если немного отступаете назад, все равно остаетесь первыми."
Питер Джонстон - писатель из Нью-Йорка; в своих публикациях он постоянно затрагивает темы допечатной подготовки изданий. В подготовке этой статьи ему помогала старший редактор Анита Деннис.