Чтобы создать красивую, богато оформленную художественную продукцию, которая будет притягивать к себе множество покупателей, дизайнерам изданий приходится разрабатывать множество вариантов оформления, из которых лишь один получит заветную фразу - “в печать”. Однако любая идея может так и остаться только в воображении, если программное обеспечение не позволит ее реализовать. Новая, девятая версия популярного редактора векторных изображений - CorelDRAW направлена на то, чтобы предоставить дизайнерам максимум возможностей и удобства в своей работе.
Итак, что же новенького нас ожидает в девятой версии?
Интерфейс
Поскольку теперь CorelDRAW выпускается одновременно под РС и под Масintosh с явным намерением потеснить Illustrator, то в последней версии были учтены все особенности конкурента. В новый DRAW добавлены подсказки по применению инструментов (tooltip), которые в сокращенном виде появляются в поле Info Line панели Status Bar. Их полный текст можно прочитать при непродолжительном задерживании курсора на этом поле.
Гибкость DRAW по настройке под нужды конкретного пользователя не имеет себе равных среди других программ для дизайна. Теперь ее настраиваемость расширена еще больше за счет возможности назначения клавиатурных сокращений любым, даже интерактивным инструментам.
В новом Draw уже нет привычных свитков (Roll-ups) - их полностью заменили Dockers, которые успешно дебютировали в предыдущей версии. Поэтому тем, кому они не очень нравятся, можно посоветовать в максимальной мере пользоваться интерактивными инструментами (в этом случае Dockers на экране не появляются).
Для нового пакета характерна более тесная интеграция всех программ, входящих в него. Например, для превращения растрового изображения в векторный объект достаточно выделить его и выбрать пункт Trace Bitmap из меню, всплывающего при нажатии на правую кнопку мыши. Все остальное - дело техники. Кстати, сам OCR Trace теперь показывает значительно лучшие результаты, чем раньше.
Существенной переработке подверглось и ядро программы. С помощью новых оптимизирующих алгоритмов DRAW теперь достаточно быстро отображает даже сложные Postscript-заливки, что позволило использовать режим Enhanced View по умолчанию. (Вспомните, сколько раньше требовалось времени для их отображения на экране!) Я уже не говорю о скорости перерисовки градиентных заливок (любого их количества и любых размеров), в чем новая версия может дать фору любой из существующих программ. В принципе, я не заметил ускорения работы только при использовании различных растровых эффектов, таких, как прозрачность, тень, и т.д.
Инструменты для творчества
Многие эффекты и инструменты, появившиеся в прошлой версии программы, в девятой версии приобрели дополнительные возможности. Так, теперь тень от создаваемых объектов может быть не только плоской, но и иметь перспективные искажения, при этом плавно растворяющаяся вдали за объектом тень создает иллюзию освещения его далеким источником света, способствуя воссозданию максимальной натуралистичности макета.
Больше реализма — людям это нравится. Теперь тень от объектов может быть абсолютно натуральной! |
Также расширены возможности DRAW по выполнению операций комбинирования (weld, trim, intersect) с несколькими объектами сразу - для этого достаточно их сгруппировать, и программа будет рассматривать все объекты в группе как один объект.
В новой версии наконец-то появилась долгожданная возможность превращения окантовки объекта в отдельный объект - она получила название Convert outline to object. Непонятно только, почему это не случилось гораздо раньше, ведь в некоторых случаях она просто незаменима.
Сдвинулось дело с мертвой точки и в отношении запоминания суммарного угла, на который объект был повернут в процессе работы, что позволяет в любой момент вернуть его в исходное положение (с углом 0o) без кропотливого выравнивания “на глаз”.
Интерактивность и еще раз интерактивность!
Ясно понимая преимущества от использования интерактивности при создании макета и его дальнейшем редактировании, разработчики дополнили девятую версию новыми интерактивными инструментами. Одним из них стала операция создания объектам контура. При выборе Interactive Contour Tool появляется стрелка-указатель направления распространения контура (Inside, Outside, Center), а положение движка на ней соответствует шагу между контурами. Но тут есть небольшая недоработка: прямого соответствия положения движка величине шага нет, поэтому для установки нужной величины шага приходится сделать несколько попыток.
Полку интерактивных инструментов прибыло: операция Interactive Contour позволяет быстрее добиться нужного эффекта. |
Еще один, но теперь уже совершенно новый интерактивный инструмент в DRAW 9 - Connector Tool. Его назначение - автоматически отслеживать установленные вами один раз линии связи между объектами, что значительно облегчит создание блок-схем и диаграмм любой степени сложности. Ведь в случае внесения в них каких-либо изменений, программа сама продлит, удлинит и даже изогнет (если это понадобится) соединительные линии. Вам останется только следить за тем, чтобы они не создавали путаницы, поскольку программа всегда находит кратчайший путь между объектами, что может привести к потере наглядности.
Новые козыри
Бесспорно, самые существенные новинки DRAW 9 - появившиеся интерактивные инструменты Interactive Mesh Fill, Object Sprayer и Brush Tool.
Новый инструмент «сетка» (mesh) позволяет делать такие заливки, какие раньше были недостижимы... |
Interactive Mesh Fill (Интерактивная “сетчатая” заливка) позволяет выполнять заливку объектов принципиально новым методом. Суть его заключается в том, что на любом объекте можно определить сколько угодно отдельных областей, каждая из которых может иметь свой цвет. Цветовые зоны формируются вокруг точек, которые можно создать в любой части объекта, причем область распространения указанного цвета зависит не только от взаимного расположения точек, но и от направляющих, которые соединяют эти точки. Раньше для создания объекта со сложной заливкой приходилось создавать несколько профилей с нужными цветами и применять к ним операцию Blend, а в случае дальнейшего редактирования (что практически всегда и происходит) нужно было разбираться в джунглях образовавшихся кривых. В отличие от этого метода, Mesh Fill дает возможность создать только один объект (но с многоцветной заливкой) и редактировать цвета отдельных точек, что значительно облегчает работу с ним. Справедливости ради нужно признать, что для работы с Mesh Fill нужен определенный навык - не так-то просто получить с его помощью то, что ты действительно хочешь.
Теперь можно любое изображение пускать по нужному пути. |
Object Sprayer (Распылитель объектов) и Brush Tool (Растягивающая кисть) стали расширением существовавшего ранее инструмента Natural Pen, в связи с кардинальными изменениями поменявшего свое название на Natural Media (Естественный носитель). Кисть Brush позволяет растягивать любое изображение вдоль всего контура кривой, а Object Sprayer дает возможность располагать копии одного или нескольких изображений вдоль выбранного пути. Поставляемая вместе с программой библиотека изображений поможет за пару минут создать луг, лес, небо в облаках - да мало ли еще найдется применений! Изменяя последовательность появления изображений в списке Play List, который используется при применении инструмента, можно создавать самые разные изображения.
Кроме того, в 9-й версии программы инструменту Natural Pen (в режиме Preset) возвращены возможности, которые были у него в 7-й версии. Теперь после создания объекта снова можно редактировать его толщину, способ наложения и форму, чего был лишен DRAW 8.
Кому не хочется создавать вручную подобные изображения — может воспользоваться интерактивным инструментом распылитель (spray). Вы увидите, что программа это делает гораздо быстрее. |
Говоря о принципиально новых инструментах, появившихся в DRAW 9, нельзя обойти вниманием Eyedropper (Пипетка) и Paint Bucket (Ведерко с краской). Eyedropper позволяет узнать цвет в любой части изображения, будь оно растровое или векторное. Он незаменим, если нужно узнать цветовые компоненты промежуточных цветов, появившихся, например, после операций Blend или же использования градиентных заливок. Для определения цвета в растровом изображении есть возможность определить площадь усреднения цвета: 1 х 1, 3 х 3, 5 х 5 пикселов или же в пределах выбираемой области (selection).
Работа с кривыми - конек программы
Конечно же, DRAW не был бы самим собой, если бы в нем не произошло изменений там, где он силен традиционно - в возможностях работы с кривыми.
Теперь стало легче находить выделенный объект из множества других, расположенных возле него, поскольку программа может подсвечивать его желтым цветом. Чтобы включить этот режим, достаточно установить опцию Highlight outline for selected object командами Options•Workspace•Display.
Кроме того, появилась возможность менять местами начальную и конечную точки кривой (reverse path), что позволяет менять направление расположения текста вдоль вертикальной кривой (Fit text to path). Пример использования этого режима - создание карт городов, когда нужно изменить направление текста в названиях улиц на противоположное - раньше для этого приходилось удалять старую кривую и создавать новую, поскольку в DRAW направление текста всегда совпадает с направлением кривой.
Нужно отметить и возможность интерактивного сглаживания кривых, позволяющую увидеть предварительный результат упрощения их формы путем удаления избыточных точек. Управляя степенью детализации кривой при помощи специального движка Smooth (Гладкость) на панели Property Bar, можно быстро получить оптимальный результат.
Достаточно интересна возможность сохранения в одном документе страниц разного формата. Причем любая страница держит связь с мастер-страницей до тех пор, пока ее размеры не будут изменены: в этом случае связь с мастером теряется.
В новой версии DRAW можно привязывать любые объекты к определенному месту в тексте (аналогичная возможность в QuarkXPress называется anchoring), при этом in-line-объект ведет себя как самый обыкновенный символ: можно изменить его цвет, повернуть на любой угол и так далее. Однако, в отличие от XPress, “привязанная” графика всегда масштабируется до размеров текста, чего, в принципе, достаточно для большинства потребностей.
Импорт/экспорт
В операциях импорта/экспорта тоже произошли достаточно существенные изменения. Теперь при импорте растровых изображений, записанных в формате Encapsulated PostScript, DRAW сохраняет их цветовую модель. Раньше же все CMYK-изображения всегда преобразовывались в модель RGB, что при обратной операции приводило к искажениям цветов. Поэтому сейчас файлы EPS можно без потери качества растрировать непосредственно в программе.
Семь раз отмерь и лишь один отрежь, особенно когда идет ответственная печать... |
В новой версии DRAW принят ряд мер по снижению вероятности получения неправильного результата при печати. В окне диалога Print добавлена закладка Preflight Warnings, в которой программа сообщает о возможных проблемах при печати документа. В ней появляются предупреждения о присутствии смесевых цветов, слишком большом количестве загружаемых шрифтов и другая полезная информация. Кроме того, DRAW 9 стал запоминать настройки для печати каждой страницы, что облегчает работу при выводе на принтер документа со страницами разного формата.
Не секрет, что любые полезные функции, появившись в какой-то одной программе, мгновенно перекочевывают во все конкурирующие продукты. В постоянной борьбе за пользователей разработчики векторных редакторов уже не ограничиваются заимствованием идей из аналогичных программ, теперь они начинают перенимать их у программ для верстки. К одной из таких новинок относится возможность сокращения размера растровых изображений, отсылаемых на печать за счет предварительного понижения их качества (downsampling). Причем для каждой цветовой модели (CMYK, RGB или Grayscale) можно устанавливать любые значения, что позволяет получать приемлемое для конкретных целей качество за кратчайшее время. Например, часто достаточно уменьшить разрешение картинок до 72 dpi - при этом они остаются вполне разборчивыми, зато в 16 (!) раз уменьшается размер файла, отсылаемого на принтер.
А почему бы не перенять полезное у программ для верстки — зато теперь можно сэкономить много времени при печати |
Еще один атрибут программ для верстки появился в новом DRAW. Теперь информация о “присоединенных” (linked) растровых изображениях отображается в отдельной панели Link Manager, из которой можно следить за тем, какие из них были изменены, и даже переназначить путь тем, которые изменили свое расположение на диске.
Увеличено и количество типов “присоединяемых” файлов, поддерживаемых программой. Теперь без проблем можно импортировать даже psd-файлы (являющиеся “родными” для PhotoShop), что позволяет экономить место на вашем жестком диске, поскольку уже нет необходимости создавать flatten-копию изображения (со сведенными слоями). (К сожалению, осталась пока нереализованной возможность экспорта файла из формата CDR в формат PSD с сохранением слоев.)
Кроме того, в DRAW 9 предусмотрена возможность уменьшения физического размера обрезанной иллюстрации (Crop Bitmap), что также сокращает на диске размер файла макета.
Следуя общей тенденции использования ICC-профилей при работе с цветными изображениями, DRAW 9 теперь может как считывать, так и записывать информацию об использованном профиле в макет, сохраняя его цветопередачу при выводе на различные устройства.
Стараясь расширить сферу применения своего продукта, разработчики включили в новую версию DRAW средства для создания PDF-файлов. Те, кто раньше этим не занимался, могут использовать предопределенные опции, оптимизированные для вывода конечного результата на принтер, экран и даже для размещения в Internet. Для профессиональных пользователей предусмотрен широкий набор дополнительных функций и настроек, позволяющих наиболее оптимально скомпоновать файл.
Выводы
Даже из такого неполного обзора новинок DRAW 9 становится очевидным, что этот продукт продолжает оставаться в числе ведущих редакторов векторных изображений. Программа в очередной раз подтвердила свою репутацию редактора с очень богатыми возможностями, позволяющими в максимальной мере реализовать самые смелые фантазии дизайнеров. ?
Михаил Николенко работает художником-дизайнером в Издательском доме Dans (Киев). С ним можно связаться по e-mail mnikolenko@usa.net
Шум за сценой
Во время работы над данной статьей мне показалось интересным немного приоткрыть завесу таинственности над процессом создания и отладки такой крупной программы, как DRAW, чтобы читатели сами “почувствовали”, насколько это долгая, кропотливая и трудоемкая работа, и поэтому с пониманием относились к возможным недочетам в новых версиях.
Во-первых, DRAW - один из нескольких пакетов канадской компании Corel. Все программы и утилиты разрабатываются одновременно и поэтому вполне естественно, у них есть некоторые общие модули (например, операции ввода-вывода, фильтры обработки изображения, генерирования PostScript, вывода на печать и т.п.). Во всем же остальном каждая программа - это совершенно отдельное направление разработки, за которым стоит напряженный труд многих программистов.
Как же обстоит дело с тестированием новых версий, более громоздких, а значит, и более подверженных разным “Illegal operation”? Сразу же после “сдачи” очередной версии программы начинаются работы над следующей. На этом этапе определяются основные приоритеты, учитываются уже существующие наработки, пожелания тестеров и пользователей, изучаются конкурирующие продукты (как же без этого!) и взвешиваются свои силы. Но, конечно же, окончательный объем новых возможностей формируется, исходя из поставленных сроков выхода программы. При этом иногда в процессе работы в программу включаются ранее не предусмотренные возможности, обычно это какие-то несущественные дополнения, которые никак не сказываются на общем графике работы. В то же время выполнение некоторых сложных операций может растянуться на несколько версий, особенно если они затрагивают изменения в самом ядре программы.
На этом этапе программу разбирают на отдельные части, которые доводятся “до ума” разными группами программистов, и какой-либо более или менее функциональной ее версии в природе просто еще не существует. Но проходит время, эти части собираются в одно целое, появляется множество внутренних выпусков - релизов (альфа-тестирование) и программа начинает приобретать свои будущие очертания. Когда появляется на свет то, что хотя бы отдаленно похоже на программу и что можно тестировать более глубоко, она высылается бета-тестерам. К этому времени количество ее внутренних выпусков переваливает за сотню.
Бета-тестирование длится несколько месяцев. В нем дорабатываются основы, заложенные на стадии разработки, и параллельно ведется работа по поиску и исправлению ошибок. Существует несколько категорий бета-тестеров. Те из них, кто ранее зарекомендовали себя хорошими “охотниками за ошибками”, получают больше промежуточных версий, имеют больший авторитет и занимаются в основном поиском ошибок в какой-то конкретной области. Это может быть формирование формата EPS, PDF и так далее. Другие тестеры “прочесывают” всю программу и отсылают свои отзывы в координационный центр. В нем все полученные отчеты классифицируются по степени важности; проверяется, действительно ли то, о чем сообщено, является ошибкой (“багом”), или же это - ограничение, накладываемое возможностями программы. В случае обнаружения ошибки уточняются условия ее появления на разных платформах (Windows 95, 98, NT), после чего ее описание с необходимыми комментариями передается команде разработчиков.
Бывает, что сообщение, заявленное как ошибка, оказывается ложным, - обычно это происходит по причине недостаточной компетентности бета-тестера в данном вопросе. В особо ответственных случаях приходится контактировать непосредственно с самим программистом, работающим над устранением этой ошибки. Иногда, вместо того, чтобы описывать ошибку или реакцию программы на какие-то действия словами, приходится даже создавать небольшие анимационные ролики, которые иллюстрируют шаги, приводящие к ее возникновению.
Бета-версий всегда несколько, в зависимости от количества обнаруженных ошибок. В каждой следующей версии ошибок все меньше, а новых возможностей все больше. И вот, наконец, бета-стадия тестирования подходит к завершению. Выпускается несколько предпоследних версий (release candidate), и после завершающих штрихов появляется тот самый окончательный вариант программы.
Хочется дать несколько советов тем, кто любит приобретать новинки, только что появившиеся на развалах. Очень часто на рынке появляются нелегальные копии программ, причем обложка на диске гласит, что внутри - самый настоящий полнофункциональный “финал-релиз” и для солидности приводится даже его внутренний номер (build), хотя на самом деле там находится далеко не лучшая бета-версия. Было очень смешно, подойдя к лотку, выяснить, что, оказывается, на Тайване (или в Болгарии) уже вышел финальный вариант DRAW, build 418... Хотя на самом деле, в то время в природе существовала только самая первая бета-версия, абсолютно сырая и непроверенная. Разумеется, внутренний номер у нее был поменьше - чуть более сотни. Неудивительно, что вскоре после этого появились разговоры о том, что новая версия Draw опять имеет “кучу” “багов”...