Три дизайнерские компании «обкатывают» новый взгляд на предприятия общественного транспорта.
Выполняя заказ на разработку комплексного дизайн-проекта, определяющего имидж компании, разработчики сталкиваются с отнюдь не простой задачей — им необходимо учесть пожелания клиента или выразить характер деятельности компании с помощью соответствующего логотипа, либо тщательно сбалансированного шрифтового решения. А теперь представьте, как такая реклама будет смотреться на проносящемся со скоростью 90 км/ч пассажирском автобусе. Все вышеперечисленное — это лишь небольшая часть критериев, по которым оценивались экспонаты конкурса Grand Makeover 1999, проведенного журналом Publish.
Каждый год редакция Publish предлагает трем дизайнерским компаниям некое подобие игры в редизайн. При этом устранены обычные проблемы, связанные с регистрацией разработанных логотипов, бюджетными ограничениями и требованиями клиентов (их просто нет) — налицо лишь чистая игра в дизайн и возможность показать миру свое мастерство.
В «поездку» на автобусном и других видах общественного транспорта Отделения Общественного Транспорта города Шампань-Урбана (Champaign-Urbana Mass Transit District, CUMTD — региональная сеть общественного транспорта в г. Шампань-Урбана, шт. Иллинойс) были приглашены компании McElfish&Co., Sametz Blackstone Associates и Frog Design.
CUMTD не совсем привычное транспортное предприятие — многие ли транспортные агентства в небольших городах имеют собственные узлы Web? Дело в том, что Шампань-Урбана — необычный город. Приютив на своей земле Иллинойский университет и Национальный центр прикладных программ для суперкомпьютеров, Шампань-Урбана также стал родиной Mosaic, первого в мире Web-браузера с графическим интерфейсом, и многих других технологических новинок.
Учитывая эту эклектическую смесь из истории высоких технологий и привычных городских достопримечательностей, дизайнерским коллективам-участникам было предложено разработать комплект, включающий в себя все — от логотипов и эмблем, до узлов Web и наружной автобусной рекламы — многое из того, что совершенно необходимо предприятию общественного транспорта в городе, значительную часть населения которого составляют обитатели университетского кампуса.
А теперь пора на автобус и в путь!Более подробная информация о процессе эволюции каждого проекта-конкурсанта размещена на узле http://www.publish.com, где каждый посетитель может также проголосовать за понравившийся ему дизайн.
До... | |||||||||||||
Редакция попросила три компании выполнить редизайн логотипа CUMTD, автобусного билета, нашивки водителя, узла Web, книжечки с расписанием и знака автобусной остановки. Дополнительные баллы начислялись за проектирование фирменного бланка компании (справа) и вариантов графического оформления транспорта.
|
McElfish & Co.
Дизайнеры
В рабочую группу проекта CUMTD вошли: Поль Айюто, директор по дизайну; Джулиус Де Чейвиз, главный дизайнер; Мэт Лэйноу, дизайнер; Линда Сальва, художник, и Курт Басчинг, дизайнер Web. Контакт: McElfish &Co., http://www.mcelfish.com. Инструментарий
Аппаратное обеспечение: Power Macintosh G3/300 с 256 Мбайт оперативной памяти; |
Поль Айюто, дизайн-директор компании McEflish, начинает каждый проект с предварительного обсуждения, а не с черновых набросков или эскизов. Он так описывает процесс коллективного обсуждения проекта CUMTD: «За отправную точку мы приняли ключевые слова со схожей общей концепцией — средний американец, университетский, открытость и благополучие.» Он отметил, что последние два понятия особенно важны, так как основная часть пассажиров CUMTD — это люди старшего поколения. Каждый из трех графических дизайнеров — а всего в команде Поля Айюто пять человек — получил задание на разработку своего логотипа. Окончательный вариант был выбран благодаря его простоте и эффективному использованию двух цветов (важный финансовый момент при исполнении реального заказа). В связи с тем, что цвета переднего плана и фона легко взаимозаменяются, «получается как бы два логотипа по цене одного», — комментирует Айюто.
«В этих цветах были тонко завуалированы те, которые используются в дорожных знаках», — говорит он. Айюто изначально рассчитал, как реализованный проект будет выглядеть на обочине дороги, а не только на бумаге или во «Всемирной Паутине». «Мы хотели, чтобы эти цвета были яркими и насыщенными, думая прежде всего об оформлении автобусных остановок, — рассказывает он, — с другой стороны, мы не хотели раздражать людей банальными оранжево-черными дорожными стойками для указателей».
В результате группа дизайнеров создала стойку для автобусной остановки, не требующую особого ухода, путем совмещения крытой конструкции остановки с практичным автомагистральным указателем. «Стойка содержит логотип и, кроме того, ее можно использовать для размещения всех видов рекламно-информационной атрибутики, особенно если карты маршрутов вырезать из цветной пленки», — говорит Айюто.
Для команды McElfish самым привлекательным в проектировании была работа над созданием узла Web. Web-дизайнер Курт Басчинг поставил перед собой задачу максимальной простоты навигации и представления информации: ролловеры* на Java дают изящные световые эффекты, обеспечивая более «живую» атмосферу общения с пользователем, а анимационный GIF-файл создает впечатление сияния вокруг логотипа на странице открытия — и все это рождает общее ощущение дружественности и уюта. «Мы делаем для своих клиентов множество утилитарных проектов и создаем немало графики, которая используется для обучения, — говорит Басчинг, — так что это как раз наш профиль». (С узлом компании можно ознакомиться по адресу http://www.mcelfish.com/mtd.)
После... | |||||||||
|
Sametz Blackstone
Дизайнеры
Группу дизайнеров проекта CUMTD составили Роджер Саметс, основатель компании; Эрик Норман, дизайнер; Боб Бирман, дизайнер; и Дина Рэйдика, менеджер по связям с общественностью. Контакт: Sametz Blackstone Associates, http://www.sametz.com. Инструментарий
Аппаратное обеспечение: Apple Power Macintosh 8600/200 с 64 Мбайт оперативной памяти и жестким диском на 2 Гбайт; |
«Мы начали с проектирования элементов, которые участвуют в уличном оформлении и будут ассоциироваться с компанией CUMTD», — продолжает Эрик Норман, управляющий дизайнер проекта. «Хотя CUMTD оказывает необходимые людям услуги, она, по своей сути, не является уникальной», — отмечает он. Решая задачу повышения информированности населения, команда дизайнеров опиралась на парадоксальный факт: использование в названии обычного слова привлекает больше внимания к оказываемым компанией услугам. «Мы изменили название CUMTD на the bus», — говорит Саметс. — Оно созвучно идее о том, что это сервис для каждого и избавляет от необходимости использовать в названии сложную аббревиатуру».
Согласно этой концепции, Норман добавил к названию упрощенное символическое изображение автобуса. Эти два элемента объединяются вместе за счет унификации цветов. По мнению Нормана, бело-голубая цветовая гамма и шрифт Adobe Myriad укрепляют идею об открытости и эффективности.
Эти же принципы легли в основу проектирования Web-узла. В Java-ориентированной бегущей строке новостей, в дополнение к повторяющимся через определенные интервалы времени сообщениям и описаниям различных событий, отражаются изменения в маршрутах и расписании. На странице «Водитель Месяца» можно поближе познакомиться с «представителями компании», — отмечает Саметс. Узел поддерживает технологию чтения содержания экрана, которая позволяет компьютерам озвучивать информацию для людей с ослабленным зрением.
Однако стержнем программы является символ автобусной остановки. Как и большинство других визуальных элементов на общественном транспорте, знаки на остановке должны быть легко узнаваемы и понятны. Норман снова вспоминает о цвете: «Ярко-голубой и фиолетовый хорошо заметны на фоне других дорожных знаков, — объясняет он, — к тому же окружность выделяется в море прямоугольников даже на заднем плане».
«Основным итогом разработки новой системы дизайна может стать более тесная связь предприятия общественного транспорта с пассажирами, — считает Саметс. — В любом случае, если новая система символов и знаков поможет пассажирам в дороге — значит мы работали не зря».
После... | ||||||||||||
|
Frog Design
Дизайнеры
В группу дизайнеров проекта CUMTD из г. Саннивэйл (шт. Калифорния) вошли Грегори Хома, творческий директор; Жан-Франко Де Бурен, дизайнер; и Роджера Хсиу, дизайнер. Контакт: Frog Design, http://www.frogdesign.com. Инструментарий
Аппаратное обеспечение: Power Macintosh 9500/200, PowerTower Pro 250, Power Computing PowerCenter Pro 210; |
«Мы много повидали, — говорит он, — пока разрабатывали логотипы для более чем тридцати подобных систем общественного транспорта и даже подыскивали цвета для символики Иллинойского университета».
После обмена мнениями, каждый из трех работающих независимо дизайнеров Frog попробовал свои силы в разработке логотипа. «Важно выявить различия в восприятии, — говорит Хом. — Способность разных людей воспринимать различные вещи. Вот где мы действительно демонстрируем свою силу: для нас главное не стиль, а умение человека понимать окружающий мир».
Затем Хом провел голосование за каждый из трех вариантов (показанных слева). «Сине-оранжевый логотип весьма незатейлив. Некоторым пришелся по душе серо-коричневый вариант только потому, что эти цвета хорошо различаются между собой, но это еще не значит, что работа сама по себе удачная», — говорит он. Окончательный вариант логотипа, который был выбран за свою лаконичность, декларируемую им идею доступности, все-таки не традиционен, хотя вполне отвечает своему назначению. «Три окружности на логотипе символизируют надежность системы, — объясняет Хом. — Мы повторили их всюду — на знаках, на транспорте».
«Настоящая работа начинается при использовании логотипа для оформления реальных вещей», — продолжает он. Так как хорошие дизайнеры являются хорошими психологами, команда Хома тщательно подгоняет каждый элемент проекта в соответствии с его конкретным мысленным представлением. Например, «где бы пассажиры ни сталкивались с фирменной символикой — на остановках или в автобусном расписании — логотипу отводится центральное место. А на фирменных бланках или визитках, предназначенных для корпоративных контрактов, логотип располагается слева от центра, что обусловливает более серьезное восприятие». Но, по словам Хома, информационный дизайн должен быть строгим: «В случае с автобусной остановкой, например, необходимо обдумать, как один знак может повлиять на целую систему. Схожая ситуация складывается и при проектировании узла Web: нельзя сделать одну страницу и надеяться, что этого будет достаточно. Придется пройти весь путь от начала до конца».
Для Хома финальная часть работы над проектом — самая интересная. «Каждый дизайнер берется за работу индивидуально, добавляя частицу своей индивидуальности. Так бывает на спортивных соревнованиях, когда все команда стартует по свистку судьи. Это по-настоящему увлекательно».
После... | ||
«Три окружности на логотипе - ключевой элемент дизайна, — поясняет Хом. Закругленные углы фирменного бланка (вверху) и книжечки с расписанием (справа) соответствуют радиальной направленности логотипа. |