Ситуация, сложившаяся с ценами на расходные материалы для цифровой печати, препятствует взрывному росту этого рынка.
Цифровая печать — везде. Люди привыкли: удобно, быстро, а с недавних пор — очень качественно. Если взглянуть на перспективы полиграфической отрасли, то именно в сфере цифровой печати наблюдается самый большой рост. Но есть одна проблема…
Что такое цифровая печать? Практически, всё это различные принтеры большие и маленькие — электрографические, светодиодные и струйные (офсетные машины с прямым экспонированием форм, представляющие собой симбиоз традиционной и цифровой технологии — разговор отдельный). Устройства цифровой печати создают изображение с помощью тонера или чернил. В традиционной печати для получения оттиска используется краска. А сколько стоит обычная триадная офсетная краска? В среднем, около 10 долл. за килограмм. Тот же килограмм самого недорогого черного тонера для обычного принтера обойдется уже долларов в двадцать, а для цифровой печатной машины класса Xeikon — больше сотни. Чернила для струйной печати тоже «кусаются»: начальная цена — 15 долл. за литр (практически тот же килограмм). Цветные тонер и чернила существенно дороже.
Но это еще цветочки. А теперь ягодки: для большинства устройств цифровой печати расходные материалы продаются в виде различных картриджей, содержащих многочисленные «примочки» в виде пластиковых корпусов, печатающих головок, барабанов, валов. Приведенные выше цены для тонера и красок (при продаже в тубах или банках) можно смело умножать на 2, 3 или существенно большие числа — именно во столько обойдутся большинству покупателей расходные материалы для принтеров в пересчете на килограммы.
Интересно, что эта ситуация вполне устраивает ведущих производителей принтеров, многие из которых выпускают очень широкий диапазон печатающих устройств, ориентированных как на рынок SOHO, так и на высокопроизводительную корпоративную и коммерческую печать. Более того, компании прилагают массу усилий к защите собственных, «оригинальных» расходных материалов от подделки, мотивируя это заботой о нуждах потребителей. Огромные деньги тратятся на разработки методов защиты, и, в конечном итоге, закладываются в стоимость каждого проданного картриджа.
Стремление производителей самим продавать расходные материалы для своей техники понятно и часто оправданно: им действительно лучше всего известны все особенности их продуктов, что должно гарантировать максимальную совместимость и качество печати.
Но дело здесь не только в том, что «расходники» обходятся дорого покупателям. На мой взгляд, сложившаяся ситуация препятствует по-настоящему взрывному росту цифровой печати в мире. Попробую привести близкую мне аналогию из совсем недавней истории компьютерной индустрии: компания IBM придумала персональный компьютер на процессоре Intel. Компьютер IBM PС был не первым и практически во всем уступал «персоналке» от Apple. Но руководители IBM приняли действительно судьбоносное решение открыть архитектуру своего продукта, и сейчас мы имеем то, что имеем: мир, где платформа Wintel превалирует над всеми остальными. Сумела бы IBM заработать те же деньги в одиночку, не допуская до своего детища многочисленных производителей клонов? Скорее всего, нет, а мы могли бы оказаться в параллельной ветви истории, где самым часто встречающимся сочетанием в спецификации ПК было бы не 80x86, а 68x0.
Так может быть, производителям цифровых устройств печати пришло время сместить акценты в своей деятельности и поменять приоритеты? Как отреагировали бы на кардинальное расширение предложений «расходников» и снижение цен на них потребители, абсолютно ясно.