Не смотря на то, что во всем мире цифровая печать по темпам роста опережает все остальные направления полиграфии, в России до последнего времени развитие «цифры» протекало весьма неторопливо. В чем причины отставания?
Какие факторы препятствуют быстрейшему росту цифровой печати? Что можно сделать для их преодоления? Эти и другие вопросы мы решили обсудить с президентом Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) Борисом Кузьминым.
Publish: Борис Александрович, МАП уделяет много времени решению проблем российской полиграфии, однако раньше развитие цифровой печати не входило в круг вопросов, требующих пристального внимания ассоциации. Что изменилось?
Б. Кузьмин: Я бы сказал так: «Лучше поздно, чем никогда». С одной стороны, много времени уже упущено, с другой — вместо того, чтобы рвать на себе волосы и сокрушаться о несделанном, пора приступать к реальной работе.
Приведу пример: в 50-60-е годы советская полиграфия базировалась исключительно на высокой печати. Технологи и ученые-полиграфисты с пеной у рта доказывали, что «новомодный» офсет не в состоянии обеспечить качество печати, которого могут добиться опытные печатники и граверы, на глаз доводящие формы до максимального соответствия репродуцируемому оригиналу. В то время как во всем мире офсет занял лидирующие позиции, наши предприятия полиграфического машиностроения и отраслевые НИИ разрабатывали все более скоростные и совершенные машины для высокой печати. Итог — жизнь все равно взяла свое, общемировые тенденции оказались справедливыми и для нас, а большинство машин высокой печати превратились в груды никому не нужного металла. Но каждый год, месяц, день упущенного времени вылились в колоссальные затраты ресурсов, которые стоило направить в более продуктивное русло. Примерно то же самое может произойти и сейчас, когда технологии цифровой печати существуют, открыта ниша для продукции, полученной цифровым способом. Поэтому мы ни в коем случае не должны опоздать.
Publish: И что МАП должна сделать в этой ситуации?
Б. Кузьмин: Прежде всего — выставочная деятельность. К сожалению, нынешняя форма организации полиграфических выставок, даже таких больших и интересных, как «ПолиграфИнтер-2001», имеет существенный недостаток: нет четкого структурирования однотипных экспонатов, фактически рассеянных по стендам различных компаний. Это не всегда удобно для посетителей. Гораздо более интересной (и надеемся, более полезной) для потенциальных покупателей систем цифровой печати может оказаться новая международная выставка DigiPrintMedia, которую мы в конце марта 2002 года проведем совместно с КВЦ «Сокольники» при активной поддержке ассоциации IFRA и компании Xerox. Важно, что вместе будут собраны не только новейшие образцы оборудования, но и показаны в деле готовые решения для выпуска печатной продукции, охватывающие все этапы современного технологического процесса — от допечатной подготовки и печати до послепечатной обработки. Плюс к этому, представители издательского и рекламного бизнеса смогут ознакомиться с особенностями продажи услуг цифровой печати.
Publish: Какие сдерживающие факторы — психологический, технологический и финансовый — имеют наибольшее воздействие на темпы развития цифровой печати в России?
Б. Кузьмин: Я думаю, эти факторы равнозначны и взаимосвязаны, причем каждый имеет ряд составляющих. Психологически многие наши полиграфисты пока просто не готовы к переходу на цифровые способы печати или даже к работе с современными офсетными машинами, оснащенными различными системами автоматизации. Многие владельцы типографий считают, что к работе с новым оборудованием нельзя допускать печатников, выросших на машинах предыдущих поколений. А где брать новых специалистов? Увы, негде. На практике, выпускники полиграфических учебных заведений чаще всего не готовы к работе на самой современной технике. Доучивать их на своем оборудовании никто не хочет, поэтому типографии вынуждены переманивать немногочисленных специалистов друг у друга.
Мы понимаем остроту кадровой проблемы, поэтому планируем совместно с московским правительством и Фондом поддержки предпринимательства организовать подготовку специалистов для современной полиграфии. Если эти планы воплотятся в жизнь, можно будет пойти и дальше.
Как ни странно, технологический барьер для внедрения «цифры» тоже существует, и связан он прежде всего с недостаточной сервисной поддержкой. Производители не всегда идут на развертывание широкой сервисной сети, пока невелика установленная база, а потенциальные клиенты не готовы покупать достаточно дорогое оборудование, не подкрепленное квалифицированным и своевременным сервисом. Получается замкнутый круг. Существенную помощь могли бы оказать наши крупные компании-интеграторы, хорошо знакомые с реалиями российского рынка. Мы рассчитываем на них.
Рассуждать о важности финансового барьера особенно не нужно. Однако опыт показывает, что он преодолим — существуют и работают схемы кредитования, лизинга. Важно, чтобы владельцы цифровой техники научились правильно продавать свои услуги и нашли для себя подходящую нишу. Основная продукция, которую выгодно изготавливать цифровым способом, — рекламные материалы, короткие тиражи этикетки и упаковки, бизнес-документация и пригласительные билеты. Для издателей окажется особенно интересен выпуск пробных тиражей книг — для оценки потенциального спроса.
Publish: Давайте немного отвлечемся от цифровых технологий и поговорим о российской полиграфии вообще. Каковы наиболее перспективные технологии печати, оборудование для которых будет пользоваться особенным спросом?
Б. Кузьмин: Увы, в последние несколько лет выпуск книг, журналов и черно-белых газет практически не растет. Зато наблюдается настоящий бум на рынке многокрасочных газет. Следовательно, на первое место по перспективности я бы поставил многокрасочную рулонную газетную печать. Рекламодатели, безусловно, предпочитают видеть свои объявления в цвете, а издатели хотя удовлетворить этот спрос, но печатная база пока отстает.
Далее идет флексография, устойчивый рост которой в последние годы обусловлен повышением объемов этикеточной и упаковочной продукции. Преимущества флексографии перед офсетом — высокая производительность и более широкий выбор запечатываемых материалов.
И, конечно, цифровая печать, которая в России пока еще находится в самом начале пути. Впрочем, у нас уже существуют типографии, в которых наряду с традиционной установлена цифровая техника. Это позволяет расширить перечень услуг, а также оптимально использовать имеющееся оборудование, выбирая для выполнения каждого заказа наиболее эффективный и экономически выгодный способ. Однако цифровая техника может быть еще более интересна тем компаниям, которые сейчас вообще ничего не печатают сами, заказывая продукцию «на стороне», — издательствам, рекламным агентствам, издательским отделам крупных предприятий. Возможность более оперативного и эффективного выпуска печатной продукции для таких компаний — еще один веский аргумент в конкурентной борьбе.