В советские времена было почти невозможно найти книгу, сверстанную с обилием «воздуха». Все делалось очень плотненько, абзацы выделялись красными строками (а не отбивками сверху и снизу, пришедшими к нам из западной типографики), иллюстрации — в оборку к тексту. Макеты, где можно было найти значительные незапечатанные площади, браковались, виновные беспощадно наказывались. Потому что «воздух» — это неэкономное использование бумаги. И правильно — экономика, как говаривал классический персонаж, должна быть…
Советские времена канули известно куда, но актуальность экономии расходных материалов, коими является не только бумага, но и пленки, краски, формы, растворы и проч., отнюдь не стала меньше. Даже наоборот — настоящий хозяин своего дела никогда не перестает думать о том, как бы снизить себестоимость продукции.
Здравый смысл подсказывает, что экономность работы печатного цеха зависит исключительно от возможностей оборудования, профессионализма печатников и специалистов-снабженцев, выбирающих оптимальные расходные материалы.
Но свой вклад в это достойное дело могут и должны внести дизайнеры и верстальщики. Как? Например, вспомнить опыт советских времен — совсем не обязательно копировать «воздушный» стиль верстки переводного издания. «Там» издают роскошные и дорогие книги на мелованной бумаге, где обширные незапечатанные пространства действительно уместны, лишний раз подчеркивая избранность читателя-профессионала, выложившего за свой экземпляр несколько десятков долларов. А здесь все печатается на газетной (в лучшем варианте — офсетной) бумаге. Думаю, в этом случае можно смело вернуться к традициям русской типографики — удобочитаемость не пострадает, заметно сократится объем книги и количество затраченной на ее печать бумаги. Впрочем, об этом еще можно поспорить.
Зато есть и другие примеры: большая часть рекламной продукции печатается в четыре краски. Но ведь на CMYK свет клином не сошелся? Существуют отличные примеры работ, напечатанных в две и три краски. И не только штриховых — технология двух- и трехцветных полутонов позволяет получать очень интересные эффекты. Более того, подобные работы часто выгодно выделяются в ряду полноцветных собратьев. Опять же экономия: на формных процессах, на печатной краске, на приладке.
Еще один, я бы сказал, экзотический способ экономии. Если вы хотя бы раз видели фирменную рекламу Apple (это не реклама компании, это пример), то наверняка запомнили ее стиль: белое поле, а в центре — рекламируемый продукт и небольшой текст. Никаких плашек. Но можно легко представить и другую рекламу, почти такую же, где вместо белого незапечатанного пространства будет большая, занимающая всю доступную площадь, плашка. С точки зрения затраченных «расходников», разница лишь в проценте красочного заполнения. Умножим ее на тираж и получим разницу в стоимости затраченной на печать краски. Экзотичность этого способа в том, что мне не известно о его практическом применении. Поясню: не знаю ни одной типографии или печатного салона, которые бы ставили цену на печатную работу в зависимость от процента заполнения красками. Хотя эта связь совершенно очевидна. Возможно, подобные вещи могут быть реализованы в компаниях, занимающихся цифровой печатью, — многие ЦПМ и даже просто цветные принтеры позволяют очень точно рассчитывать расход тонера на печатный лист для определенной работы. Существуют и специализированные программные продукты, дающие возможность с высокой точностью оценить расход тонера, чернил или красок для конкретного заказа.
Думаю, есть и другие способы заложить снижение себестоимости изготовления заказа еще на этапе дизайна и верстки, без ухудшения потребительских свойств продукции. Было бы желание! Интересно, есть ли директора, поощряющие подобную изобретательность дизайнеров хотя бы в размере процента от стоимости сбереженных материалов?
Впрочем, главный рецепт наибольшей экономии за счет дизайна известен давно — просто нужно делать свою работу профессионально, чтобы ее можно было вывести и отпечатать с первого раза.