101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Время пришло<A HREF="#01">&sup1;</A>

  • Игорь Кистенев
  • 4 февраля 2004 г.
  • 8455
Спектрофотометрический контроль цвета и построение ICC-профилей печатных машин — современная реальность, а не модные темы статей полиграфической прессы.
Koeth KE Studio Gekko GretagMacbeth SpectroEye

Возможно, для кого-то этостанет открытием, но в российских типографиях цветовые профили печатных машину же строят и активно внедряют в технологический процесс. Дело доходит до того, что самые "отчаянные" готовы бесплатно передавать их заказчикам, ибо понимают: это сэкономит время, снизит затраты на приладку и, в конце концов, убережёт обе стороны от конфликтов.

X-Rite 939 Techkon SP 820

Впрочем, переход на передовые технологии не означает, что вам придётся выбросить на свалку привычные денситометры. Наоборот, приобретение спектрофотометра (или спектроденситометра) повышает эффективность работы с денситометрическими показателями, порядок нормирования которых для различных пар "запечатываемый носитель—краска" становится предельно чётким и ясным.

Подобрать портативный прибор для спектрофотометрических измерений, в общем то, нетрудно — российские дистрибьюторы предлагают технику четырёх производителей: GretagMacbeth, Koeth KE,Techkon? и XRite. В статье рассматриваются портативные устройства, измеряющие цвет в значениях координат трёхмерных цветовых пространств.

Больше данных — выше качество

Спектрофотометр — прибор для цветовых измерений, определяет отношение отражённого от образца (либо пропущенного им) светового потока к падающему в нескольких точках видимого спектра. Чем их больше, тем точнее информация. Из таблицы видно, что большинство устройств оснащено дифракционной решёткой, расщепляющей отражённый от объекта свет не менее чем на 30 полос. Установленный за решёткой массив фотодиодов преобразует световую энергию в цифровые значения, на основе которых формируется кривая спектра отражения, пропускания или излучения.

Коренное отличие спектрофотометра от колориметра и денситометра — в качестве и количестведанных.

Колориметр, который также выдаёт результат в виде цветовых координат, работает лишь с тремя спектральными каналами цветности (RGB). Денситометр имеет упрощённую схему, вычисляя оптическую плотность на базе интегральных значений коэффициента отражения или пропускания, рассчитанного для светового потока, пропущенного через один или несколько (в цветных приборах) узкополосных фильтров

Разные задачи

Заметно упрощают выбор приборатребования к функциональности. С этой точки зрения, представленныев таблице аппараты делятся на:

  • универсальные - производящиеи змерения не только на отражение, но и на просвет (Spectrolino от GretagMacbeth и XRite DTP41T) или испускание (EyeOne Photo, EyeOne Publish и Spectrolino компании GretagMacbeth);
  • автоматические - для пакетной обработки цветовых шкал (iCColor,Spectrolino SpectroScan/SpectroScanT от GretagMacbeth, ATS, ATSPublication и Spectrofiler II от XRite);
  • для оперативного контроля качества - в эту категорию не попадаютустройства предыдущей группы.

Деление отчасти условно, ибо системы оперативного контроля могутбыть запрограммированы на серийные измерения, как, например, EyeOne Pro от GretagMacbeth (в таблице представлены его комплектации EyeOne Photo и EyeOne Publish), 820 и 830 от Techkon, либо поставляться без стола для сканирования, как GretagMacbeth Spectrolino.

Существенен универсализм: решение прибором нескольких задач технологического процесса заметно снижает систематическую погрешность, помогает стандартизовать условия печати и контроля оттисков. Отличный пример: как рассказал директор типографии «Базил» Сергей Бачурин, его технологи, используя функцию измерения освещённости, которой при необходимости оснащается GretagMacbeth EyeOne, привели к единым условиям параметры освещения на печатных машинах и столе контроля цветопроб.

Схема построения колориметра

Другой важнейший параметроценки спектрофотометра — геометрия его измерительной схемы (см. врезку «Геометрические аспекты»). Традиционно, большинство аппаратов для полиграфических задач работают по схеме 45/0. Вариант d/8 вбольшей степени применяется приоценке цвета тканей или окрашенных поверхностей в текстильной, автомобильной и других индустриальных сферах. Но развитие флексографской печати на металлизированных этикетках и активное использование фолиевых металлизированных красок и фольгированных материалов в офсете кардинально меняет ситуацию.

Поэтому в обзор включены GretagMacbeth ColorEye XTH и серия портативных устройств SP от XRite сапертурами диаметром до 10 мм. Преимущество построения d/8 — учётзеркального отражения света от поверхности образца, полностью игнорируемого в приборах с геометрией 45/0. Как рассказал Алексей Искоростинский, заместитель директора попроизводственным вопросам «Типографии Чернологовка», имеющийся у них прибор со схемой 45/0 не позволяет контролировать процесс печатина металлизированной этикетке. Об этом же говорит Сергей Бачурин – вего типографии активно используют фолиевые краски.

Сканирующий спектрофотометр X-Rite ATS в типографии «Вива-Стар» позволяет быстро настроить печатную машину и поддерживать стабильный цвет в процессе тиража

К сожалению, найти адрес российской типографии, имеющей положительный опыт использования спектрофотометров со сферической геометрией, не удалось. Подтвердить их преимущества смогли лишь сотрудники компании Alpack (Сербия, г. Суботица), специализирующейся на флексографской печати по металлизированным плёнкам. По словам Эдварда Кирбуса, эксперта отдела допечатной подготовки, взятый натестирование в GretagMacbeth прибор ColorEye XTH полностью оправдал ожидания — помог скорректировать рецептуру красок, обеспечил оперативный контроль цвета с заданной точностью в 3 dE. Правда, каких-либо денситометрических измерений устройство не выполняет.

А нужен ли спектрофотометр?

Специфика темы такова, что простым анализом технических характеристик спектрофотометров не обойтись. Необходимо чёткое обоснование их использования в современных типографиях, в технологическом оснащении которых давно и прочно заняло место денситометрическое оборудование.

Схема построения спектрофотометра

Понять это помог визит в типографии — «Базил», «ВиваСтар», «Черноголовка Типография». Как рассказал Бачурин, работа с огромным числом мелких заказчиков требует стандартизации производства —раз и навсегда оговорённых требований к качеству продукции. И определять их должен не мифический «Евростандарт» или местечковыеизобретения, а вполне определённый документ — ISO 12647 (в частности, его вторая часть — для офсетного производства).

Учитывая многообразие существующих запечатываемых материалови триадных красок, стандарт задаёт нормативные отклонения в параметрах цветового различия dE — формируемого в координатах пространства CIELab. Это также закладывает основу для сравнения оттисков с цветопробой, чьи нормативные значения цветовых различий оговорены. И именно спектрофотометр, а неденситометр (что, увы, случается) должен служить в этих случаях инструментом контроля, подчеркнул Бачурин.

О необходимости стандартизации спектрофотометрического контроля цвета говорил и Сергей Красавцев, заместитель начальника лаборатории компании «Sun Chemical Московские печатные краски», чья станция смешения красок эксплуатируется в Черноголовке. По его словам, голое знание координат CIELab и величины dE само по себе не имеет никакойценности, когда чётко не оговореныпараметры измерения — угол полязрения стандартного наблюдателя,источник освещения и тип стандарта на цветовые фильтры. «Оченьважна, — сказал он, — согласованность показаний используемых в работе приборов».

Подобные требования и легли в основу положений ISO 12647 (источник света D50, угол поля зрения стандартного наблюдателя — 2°, наличие чёрной подложки под образцом на отражение), где информативно определены значения оптических плотностей и растискивания для некоторых видов печатных носителей и триадных красок. Базируются же они на чётко оговоренных значениях цветовых координат и различий в пространстве CIELab — методологическом фундаменте данного стандарта.

Только имея спектрофотометр, подчёркивает Бачурин (в «Базил» и «Черноголовка Типография» используется GretagMacbeth SpectroEye), грамотный технолог сможет линеаризовать печатный процесс — от фотонабора до печатной машины, рассчитать конкретные значения денситометрических показателей, контроль которых печатник будет осуществлять привычным денситометром.

Мало того, существенно упрощается процесс приёма и исполнения заказов: имея исчерпывающую информацию о цветовом охвате своей печатной машины, технологам «Базил» не требуется гадать на кофейной гуще, а печатникам — демонстрировать чудеса манипулирования воднокрасочным балансом. Один взгляд на трёх координатный график CIELab — и решение о том, брать ли заказ на печать сложного смесевогоцвета, принято.

На встроенном в GretagMacbeth SpectroEye дисплее — результат сравнения измеренного образца с цветовым эталоном, хранящимся в памяти прибора

Аналогичный подход практикуется в «ВиваСтар». Как рассказал специалист по допечатной подготовке Юрий Громов, в типографии с помощью XRite DTP41B проводится активная работа по построению цветовых ICC профилей печатных машин. Она стимулируется и тем, что в составе Ryobi 755D+L — сканирующий спектрофотометр XRiteATS, встроенный в систему управления красочными аппаратами машины.

ПО прибора X-Rite ATS Publication отслеживает изменение оптических плотностей по красочным зонам печатной машины, обеспечивая обратную связь в алгоритме управления красочным аппаратом

По словам Громова, процесс практического профилирования печатной техники стал возможен после появления программ редактирования и создания контрольных цветовых шкал. Как известно, в самых подробных шкалах — максимум 1485 полей (шкала ECI, Europian ColorInitiative). Но для создания профиля, точно описывающего печать на конкретной машине, печатном носителе и краске, необходима индивидуальная корректировка цветовой шкалы и расширение числа полей сканируемого эталона. В той же типографии «Базил», например, количество цветовых полей специально разработанной шкалы — 3200.

Неудивительно, что поставщики спектрофотометров предлагают вместе с оборудованием специальное ПО длясоздания цветовых шкал. Например, утилиту в составе XRite ATS Publication.

Разумеется, за внешней простотой контрольных процедур, как всегда, кропотливый труд и солидные знания. Работа с цветовым профилем печатной машины подразумевает стабильность условий на всех стадиях производства. Это — климатические установки, обеспечивающие в «Базил» стабильные параметры по температуре и влажности. Это — регулярное техническое обслуживание техники, гарантирующее стабильность растискивания искольжения при печати. Это, наконец, периодические калибровки ФНА и копировальной рамы, результаты которых должны укладываться в интегральную характеристику печатного процесса.

Большое значение имеют повторяемость и точность межприборного согласования спектрофотометров, приведённые в сводной таблице. Хотя недостаток места не позволил указать условия, при которых они рассчитаны, следует иметь в виду, что значения dE могут приводиться для различных алгоритмов и условий расчёта. В данном случае (если не оговорено иначе) это средние величины CIELab dE, рассчитанные при помощи эталонных белых керамических пластин BCRA (Британской ассоциациикерамики). Значения допустимых вариаций оптической плотности, как правило, приведены для случая серии измерений белой пластины с интервалом в 10 секунд.

Цвет по стандарту

Первейшая задача спектрофотометра — точное измерение цветовых координат образца и его цветового отличия dE от эталона. В ходе многолетних исследований было разработано около 400 различных цветовых моделей, и каждая претендовала на точное соответствие человеческому восприятию цвета. Реально в полиграфии, как оговорено в ISO 12647, используется цветовое пространство CIELab и параметр цветового различия dECIELab. В ряде случаев практикуется CIELch, а также системы расчёта цветовых различий dECMC и dE*94 (см. врезку «Немного о главном»).

Далеко не все рассматриваемые приборы способны выдавать в явном виде значение dE, что, в первую очередь, объясняется их предназначением — сбор массива информации о цветовых координатах, с последующей его передачей в программы обработки. Среди таковых — TechkonSP 810, DTP41 и Spectrofiler от XRite.

Наиболее мощные, используемые в оперативном и аналитическом контроле аппараты хранят в памяти десятки, сотни, а порой и тысячи значений базовых цветов вместе с граничными допусками на них: ColorEyeXTH и SpectroEye от GretagMacbeth,528, 530, ATS и ATS Publication от XRite, в которые могут «прошиваться» библиотеки цветов Pantone; приборы 820 и 830 от Techkon (ёмкость памяти — 500 эталонных цветов); устройства 939 и серия SP компании XRite (до 1024 эталонных оттенков).

«Складирование» координат цветов в памяти спектрофотометров было бы не столь эффективным безфункций Match, обеспечивающих быстрый поиск вариантов, наиболее близких к измеренному (имеются в приборах 528, 530, ATS и ATSPublication от XRite, в GretagMacbeth SpectroEye). В SpectroEye функция примечательна тем (её оригинальное название — BestMatch), что выдаёт на экране прибора рекомендации по корректировке вязкости краски, с целью достижения требуемых координат цветности.

Подобная функциональность, в частности, востребована в работе по смешению и изготовлению печатных красок, которая активно ведётся многими типографиями.

Хороший пример — «Черноголовка Типография», где один из компонентов печатного процесса — станция смешения красок Sun Chemical. Как сказали Искоростинский и Красавцев, роль спектрофотометра в технологическом замкнутом цикле «смешение краски — изготовление печатной формы — печать — контроль отпечатков» трудно преуменьшить.

Определив с его помощью денситометрические и колориметрические характеристики печатного носителя, а также изготовленной на месте краски, технолог может оперативно контролировать оттиски в процессе печати. Мало того, производя выборочную сушку оттисков в термошкафу,он объективно контролирует печатьтиража, исключая погрешность измерения с поляризационным фильтром(см. врезку «Фильтровать или не фильтровать?»).

Работа на результат

Итак, спектрофотометр — необходимое и обязательное дополнение кпарку денситометрического оборудования в типографии. Но чтобы его показания были максимально согласованы с уже используемыми приборами, требуется ряд условий. Во-первых, поддержка стандартного источника освещения и угла поля зрения стандартного наблюдателя, характеристики которых приняты за базовые. Во-вторых, совместимость состандартом цветовых фильтров, по которым работают денситометры, — одна из разновидностей «статусов» ANSI (как правило, E, наиболее близкая к немецкому стандарту DIN16536, с которым работают приборы GretagMacbeth и Techkon).

Опытным пользователям пригодится возможность создания собственных программных фильтров, реализованная в SpectroEye и EyeOneот GretagMacbeth, а также в приборах Techkon. Это позволяет производить прямые денситометрические измерения смесевых красок, что в принципе невозможно в денситометрах.

Поддержка денситометрических функций имеет большое значение — их расчёт в спектрофотометре, по определению, более точен и подходит вкачестве эталона. Но полный их набор есть далеко не у всех. Среди универсалов — SpectroEye от GretagMacbeth, SP 820 и SP 830 от Techkon, 528, 530, 939, ATS и ATSPublication от XRite. При работе с программой KeyWizard широкий спектр денситометрических расчётов доступен в EyeOne Pro и Spectrolinoот GretagMacbeth. Но целый ряд специализированных устройств, предназначенных, например, для передачи данных в программы профилирования (XRite DTP 41, GretagMacbethiCColor), а также приборы со сферической геометрией вообще не считают денситометрию, даже оптическую плотность. В ряде устройств (XRiteDigital Swatchbook, GretagMacbethEyeOne Pro) это возможно только силами соответствующего ПО.

Один из существенных аспектов — размер используемой для измерений апертуры. Удобно, когда есть выбор: большого диаметра для крупных растров (например, в широкоформатной печати) и меньшего — для полиграфических. В частности, согласно ISO, для измерений линиатуры 120 lpi рекомендуется апертура диаметром от 2,1 мм (на практике — от 3,0 до 4,0). По словам Олега Дадабаева, технического директора компании «ВитринаА», они планируют закупку прибора, оснащаемого апертурой диаметромне менее 8 мм, что позволит измерять крупные растры на биллбордах. Приборы с большими апертурами (свыше 10 мм) в обзор включены не были, учитывая специфическую сферу применения.

Следует иметь в виду, что далеко не всегда возможна замена или установка дополнительной апертуры. Например, для приборов EyeOne и Spectrolino от GretagMacbeth или XRiteSP62 доступен только один вариант, заранее выбранный.

Быстрые приборы

Одна из важнейших характеристик любого измерительного устройства — работа в автоматическом режиме. Здесь на первый план выходят GretagMacbeth iCColor, ATS, ATSPublication, DTP41 и Spectrofiler отXRite, оснащённые специальным столом (или внутренней направляющей в ICColor и DTP41) для двухкоординатного сканирования. Основное назначение iCColor, DTP41 и Spectrofiler — обработка цветовых шкал для создания профилей, целевая область ATS и ATS Publication — оперативный контроль линейных цветовых шкал печатного процесса. Важен и размер сканируемой области: для XRite ATS Publication это сразу 5 вариантов (длина стола — от 710 до 2040 мм), версия XRite DTP41W9 обрабатывает шкалы до 255x1400 мм, GretagMacbeth iCColor — 127x740 мм.

Устройство GretagMacbethSpectrolino (версии SpectroScan — на отражение, SpectroScan T — на просвет и отражение) также оснащается столом двухкоординатного сканирования, где можно размещать шкалы размером 320x240 мм.

Заметно облегчает работу ПО, обеспечивающее пакетную передачу и обработку результатов измерений в компьютер (в т. ч. для создания цветовых профилей и красочных рецептур). Для GretagMacbethEyeOne Pro — MeasureTool, ColorQuality Lite, SpectroChart Lite, EyeOne Match, Ink Formulation и ProfileMaker,для приборов Techkon — бесплатная программа EXChange и более мощные — QSPro, PhotoLab, ColorManager Print, для XRite — QAMaster, ColorMaster Formulation, MonacoProof, MonacoProfiler.

Подход к поставке ПО различен. В большинстве случаев право выбора предоставляется заказчику. Иногда прибор идёт в комплекте с программным пакетом, как, например, EyeOnePro, два варианта поставки которого — EyeOne Photo (базовый, для измерения оттисков и построения профилей мониторов) и EyeOne Publish (с возможностью создания профилей печатных устройств) — включены в сводную таблицу.

Отдельная «песня» — встроенныев печатные машины системы спектрофотометрического контроля. Компании Komori и Ryobi базируют их на аппаратных решениях XRite, Heidelberg — GretagMacbeth, MANRoland и Mitsubishi пользуются собственными разработками, Sakurai поддерживает приборы всех производителей.

Оттиск на экспертизу

Точный контроль за цветом жизненно необходим обеим заинтересованным сторонам — типографии и заказчику. Это доказывает подход, практикуемый одной из крупнейших российских информационных компаний — «Консультант Плюс». По словам Елены Косоротовой, руководителя сектора полиграфической и упаковочной продукции, использование спектрофотометра для них — обычное дело. «При заключении договора с типографией оговаривается величина цветового отклонения dE, контроль которой мы выполняем собственноручно во время печати тиража. Имея в виду, что в ISO 12647 оговорены конкретные значения «разнотона» отпечатков в тираже, компания оставляет за собой право возврата «выпавших» из допуска оттисков. «Мировым судьёй» служит откалиброванный спектрофотометр и значения допусков, согласно договора стипографией» — рассказывает она.

Неуклонный рост профессионализма отечественных полиграфистови понимание необходимости стандартизации говорит о том, что будущее за объективным подходом, исключающим спорные ситуации, когда заказчику «просто не нравится» цвет на оттиске. Об этом, в частности, говорит и недавно опубликованное исследование Seybold, в рамках которого опрашивались технические специалисты типографий США: почти половина респондентов уверены в неизбежном переходе полиграфии на рельсы управления цветом и ICC профилирования. И далеко не последний компонент этого перехода — успешное овладение печатниками спектрофотометрическим оборудованием.

Автор глубоко признателен сотрудникам европейского офиса XRite, представительств GretagMacbeth и Sericol в Москве, специалистам компаний Alpack, Legion Group, HGSGroup, «Sun Chemical Московские печатные краски», Tecsa, YAM International, «Анимар Графипресс», «Апостроф Принт», «Базил», «Вива-Стар», «Витрина А», «Гейдельберг СНГ», «Комлайн», «Консультант Плюс», «Мак-Центр», «Омегаграф», «Терем» и «Черноголовка Типография» за помощь, оказаннуюпри подготовке статьи.


? В статье использованы материалы книги «Цвет в промышленности», редакция Родерика Мак-Дональда, М.: Логос, 2002.
? Перед сдачей номера в печать, компания Techkon объявила о смене модельного ряда: вместо устройств серии SP с января 2004 г. будет выпускаться аппарат SpectroDens (см. сводную таблицу).


Фильтровать или не фильтровать?

Использование оптических фильтров при спектрофотометрических измерениях — отдельная история. Как видим, для большинства приборов предлагается тот или иной вариант фильтров. Иногда комплектация нужным фильтром возможна только на заводе и является отдельной модификацией прибора (iCColor и Eye-One от GretagMacbeth, DTP41 и Spectrofiler от X-Rite). Назначение поляризационного — нивелирование различий между измеренными коэффициентами отражения, полученными для сырого и сухого оттисков. Сырой — более глянцевый, потому его оптическая плотность больше из-за потери прибором с линейной геометрией (45/0 или 0/45) зеркально отражённых световых лучей.

Ультрафиолетовый применяется при измерении оптических плотностей бумаг, в которых используются флюоресцентные оптические отбеливатели, переводящие часть падающего УФ-излучения в синюю часть видимого спектра. Результат — резкое повышение коэффициента отражения, приводящего к визуальному повышению белизны поверхности. Поскольку диапазон измерения отражательной способности приборов (фотометрический диапазон) не ниже 120%, потребность в УФ-фильтрах возникает в специфических ситуациях. Например, при сравнении цветопробы, напечатанной на специальной бумаге, с офсетным оттиском.

Дабы исключить путаницу в понимании принципа работы УФ-фильтра (обрезание ультрафиолетовой части спектра излучаемого и принимаемого спектрофотометром светового потока), поставщики из GretagMacbeth присвоили ему название UV-cut.


Немного о главном

Международная комиссия по освещению (CIE, Commission Internationale de l’Eclairege) — МКО — в 1931 г. сделала важный шаг, приняв стандарт численного представления цвета в координатах XYZ, побозначавших три абстрактных цвета, вычисляемых из базовых красного, синего и зелёного с помощью четырёх линейных уравнений с тремя переменными. В целях удобства отображения, пространство было преобразовано в систему xyY, где Y — значение светлоты, а x и y — относительные координаты, вычисляемые из XYZ. Как известно, её основной недостаток в неравномерности: равнозначно воспринимаемым человеком цветовым различиям соответствуют неодинаковые изменения координат. Причина — строение сетчатки глаза, на которой неравномерно распределены фоторецепторы (колбочки), отвечающие за восприятие синей, зелёной и красной частей видимого спектра.

Следующим шагом стала система CIE L*a*b* (CIELab), предложенная МКО в 1976 г. Её суть — использование цветового пространства, в котором ось «a» отвечает за изменения в направлении красный — зелёный, «b» — в направлении жёлтый — синий (обе цветовые пары «несовместимы» — нельзя получить их смесь с сохранением первоначальных оттенков), «L» — за светлоту. Цветовое различие dE, соответственно, выражается в виде суммы квадратов отклонений по каждой из трёх осей (т. е. в виде элементарного куба).

Перейдя к цилиндрическим (в плоскости — полярным, круговым) координатам, было получено цветовое пространство CIE L*c*h* (CIELch), интуитивно более понятное — радиальная координата «c» соответствует интенсивности (насыщенности) или глубине цвета (chroma), угловая «h» — оттенку (hue). Высоту цилиндра сформировала вертикальная ось уже знакомой светлоты, на которой расположились ахроматичные, c нулевой интенсивностью цвета, оттенки (от абсолютно белого до абсолютно чёрного).

Цветовой круг в координатах ch, разбитый на эллиптические области чувствительности человеческого глаза к цвету. В оранжевой области эллипсы уже и длиннее, в зелёной — шире и круглее

Исследования Мак-Адама, специалиста лаборатории Eastman Kodak в Нью-Йорке, показали, что элементарные области цветовой чувствительности человеческого глаза на цветовом графике xyY должны быть описаны эллипсами (а не кубиками, как в CIELab), различающимися по размеру и ориентации главной оси. Именно на основе этого подхода пространство XYZ было преобразовано в систему CIE L*u*v* (CIELuv), в ещё большей степени обеспечившей приближение к уровню нашего восприятия.

Преобразованное по алгоритму CMC цветовое пространство CIELch

Для получения равноконтрастной системы оценки цветовых различий с точки зрения человеческого глаза Комитет по цветовым измерения (Colour Measurement Commitee) общества красильщиков и колористов Великобритании (Society of Dyers and Colourists) предложил одноимённый алгоритм расчёта цветовых отклонений — CMC в координатах CIELch. Исходя из неравномерности восприятия человеком отклонений по трём цветовым составляющим: сначала оттенок (h), затем насыщенность (c) и только потом яркость (L), — сферическое пространство Lch было масштабировано в определённом соотношении координат L:c. Общепринятое его значение и указывается в обозначении метода: CMC 2:1. Выигрыш и в том, что, при необходимости, соотношение можно менять: при измерении цвета на пластиках, например, рекомендован масштаб 1,37:1.

Удобство метода, в частности, подтвердил Красавцев, рассказавший, что именно CMC 2:1 используется при оценке результатов смешения красок для одного из крупнейших заказчиков колористической лаборатории «Черноголовка Типография».

Позже, по тем же принципам, в частности, были разработаны системы расчёта цветовых различий dE*94 и dE FMC II.


Геометрические аспекты

Геометрия освещения исследуемого образца по схеме 45/0

Воспринимаемый нами цвет в значительной степени зависит от того, как освещается и наблюдается образец, т. е. от способа и углов освещения/наблюдения. МКО рекомендует для использования четыре типа геометрии — 45/нормаль (45/0), нормаль/45 (0/45), диффузное/нормаль (d/0), нормаль/диффузное (0/d). Поскольку во всех случаях угол между направлением наблюдения и нормалью (перпендикуляром) к образцу не должен превышать 10°, большинство приборов со сферической схемой построения имеют реальную геометрию d/8. Во всех вариантах цифры обозначают углы наклона осей источника и приёмника излучения относительно нормали к поверхности образца, соответственно.

Геометрия d/8. Особенность большинства приборов со сферической геометрией — наличие «ловушки блеска», которая, будучи закрытой, позволяет включить в расчёт зеркально отражённый от поверхности образца свет.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38