В хорошем годовом отчёте финансовые показатели гармонично сочетаются с интересным графическим оформлением и оригинально подобранной бумагой.
Годовой отчёт уже давно стал способом взаимодействия компании с акционерами и инвесторами, финансовыми аналитиками и рейтинговыми агентствами, поставщиками и клиентами, кредиторами и партнёрами. Это выгодная форма демонстрации своих ежегодных достижений специализированной прессе и широкой общественности. Продуманный и грамотно оформленный отчёт — неоспоримое конкурентное преимущество, с помощью которого можно привлечь дополнительный капитал на льготных условиях, используя некоммерческие показатели.
Осознавая важность документа, многие компании из года в год привлекают к его созданию не только технических специалистов, но и профессионалов иной области: дизайнеров, фотографов, художников и т. д.
Привязка к месту
Взаимоотношения заказчиков с сотрудниками организаций, занимающихся разработкой годовых отчётов (рекламных агентств, типографий и т. п.), своеобразны. Не стоит умалять влияние личных предпочтений управляющего лица компании, а также деятельность рекламного отдела заказчика.
Фотографии архитектурных фрагментов и графики отчёта «Новинком банка» размещены так, что «идейные» и деловые иллюстрации уравновешивают друг друга |
Чаще всего годовой отчёт — результат совместной работы нескольких специалистов; каждый занимается своим делом: разрабатывает идею, подбирает печатный материал, иллюстрирует, собирает информацию и т. д. Однако организовать их деятельность совсем непросто.
По мнению дизайнера Дмитрия Мордвинцева, доцента кафедры «Коммуникативного дизайна» МГХПУ им. Строганова, чем меньше людей привлечено к созданию отчёта, тем ощутимее единство дизайна и концепции. Идеальный вариант — сотрудничество двух-трёх специалистов со схожим мышлением, способных выполнить весь комплекс работ вплоть до готового макета для типографии.
В практике Мордвинцева было несколько таких проектов. Например, «Новинком банк» разработку идеи и визуальной части годового отчёта в 2002 г. полностью (от подбора бумаги для обложки до типографики) доверил дизайнерам.
Бумага должна соответствовать определению: годовой отчёт — специальное корпоративное СМИ, призванное выделить заказчика и показать наилучшим образом его экономические и финансовые результаты. Поэтому вариант с внутренним блоком из мелованной бумаги отпал изначально, хотя очень удобен для типографий и исключает неприятные сюрпризы в печати. Выбрав в качестве обложки бумагу Nettuno verde pino (280 г/м╡), по цвету максимально соответствующую корпоративному оттенку зелёного, для внутреннего блока дизайнер решил использовать Tintoretto crema (140 г/м╡), ненавязчивая фактура которой хорошо гармонирует с ярко выраженным рельефом обложки. Для сокращения расходов обложку и блок печатали в разных типографиях.
Поскольку «Новинком банк» находится в Замоскворечье, славящемся обилием памятников архитектуры (офис занимает один из них), дизайнер предложил, а заказчик утвердил идею привязки оформления к местоположению компании. Вообще говоря, тема «Замоскворечья» неисчерпаема; возможно, в будущем появятся отчёты, повествующие о его истории, храмах, людях и т. п.
Заметим, что на суд заказчика были представлены сразу два готовых варианта отчёта, разные по тематике. Во втором случае разработчики на образах великих русских учёных обыграли идею «русского изобретательства». Выбор для заказчика был непрост, но в итоге учёных оставили для отчётов следующих лет.
На этот раз в фокусе оказалась Московская городская усадьба. Иллюстративный ряд отчёта включает фотографии архитектурных фрагментов и графики. Подписи под фото (справка об архитектурном объекте) и графическими изображениями (краткий анализ данных) сделаны в виде выключки в красную строку и набраны разными шрифтами — это способствует разделению жанров. Вся информация на листе располагается в три колонки, две ближайшие к сгибу разворота занимает текст, а крайняя предоставлена иллюстрациям, симметрично расположенным графикам и фото. Интересно, что литературный материал в колонке напечатан флаговым набором, а абзацы отделены знаком нижнего подчёркивания, выделенного полужирным шрифтом.
Отчёт «дышит» за счёт намеренно оставленного «воздуха» — не менее трети каждой страницы: материал начинается с внушительного подвала. Дополнительное свободное пространство появляется и вследствие оригинального размещения иллюстраций: они занимают треть своей колонки.
Находкой дизайнера оказалось оформление колонтитулов. Верхний — расположенные в ряд пункты содержания с указанием номеров страниц. Номер страницы, а также раздел, в котором находится читатель, отмечается своеобразным бегунком, как будто передвинутым на нужное место. Взгляд привлекает и необычное выделение непосредственно номера страницы, это касается верхнего колонтитула и нумерации в нижней части листа: номер помещён в скобки, причём отрывающая — круглая, а закрывающая — квадратная.
Классика жанра
СК «Интеррос Согласие» использовал для обложки отчёта бумагу Keaykolour metallic, хорошо известную российским потребителям. А «Внешагробанк» выбрал Stardream — представителя относительно новой коллекции, появившейся лишь в 2001 г. |
В качестве оригинального дизайна годового отчёта с использованием классической комбинации бумаг (дизайнерской на обложке и мелованной для внутреннего блока) можно рассмотреть два похожих по оформлению отчёта, разработанных Мордвинцевым для СК «Интеррос Согласие» в 2000 г. и «Внешагробанка», совместно с дизайнером Зоей Мордвинцевой, в 2002 г.
Обложки сделаны из плотной бумаги с золотым отливом — Keaykolour metallic (300 г/м╡) цвета Rusted и Stardream (285 г/м╡) бронзового цвета, соответственно. Эти марки схожи: имеют зернистую фактуру и металлический отблеск, используются, как правило, для небольших тиражей, где хорошо зарекомендовала себя трафаретная печать. К недостаткам материалов с металлизированной поверхностью можно отнести плохую склеиваемость между собой, но необходимость в этом возникает редко. Сфера их использования, как и большинства дизайнерских коллекций, по сравнению с универсальной мелованной бумагой, достаточно узка. Из Stardream и Keay-kolour metallic, помимо изысканных обложек для различных изданий (от каталогов до ресторанных меню), изготавливают конверты, визитки, пакеты, открытки и т. п.
В кальке, на уровне иллюстрации обложки, через вырубленное отверстие проглядывает та же иллюстрация, напечатанная на мелованной бумаге внутреннего блока отчёта «Межрегионального инвестиционного банка». Так разработчики плавно перешли от броской обложки непосредственно к годовому отчёту |
Десятый, юбилейный год «Внешагробанка» нашёл отражение на обложке в виде надписи «10 лет» золотистой, в тон отблеска бумаги, краской, а также крупно выведенного конгревом года — «2002». Плотная золотисто-коричневая бумага, отказ от каких бы то ни было иллюстраций и нанесение минимума информации, придали всему отчёту желаемый роскошно-консервативный вид.
Интересно, что во внутреннем блоке отчёта страховой компании, вопреки распространённому правилу «деловая информация всегда важнее дизайнерского оформления», акцент намеренно смещён с содержательной стороны (графиков и цифр) на иллюстрации и подобранные к ним исторические тексты. Взгляд неизбежно останавливается на коллажах из ретро-фотографий и комментариях к ним, полностью занимающих левую сторону почти каждого разворота. Информация о компании находится как бы на втором плане.
Для обработки иллюстрации обложки использованы конгрев и выборочная лакировка. Цветовая гамма репродукции перекликается с цветами фона |
При работе над проектом «Внешагробанка» дизайнеры оформили идею, сформулированную заказчиком: отчёт должен был соответствовать слогану «Время вперёд!» и демонстрировать развитие транспорта. Поэтому он иллюстрировался фотоколлажами его видов, от старинного веломобиля до современной легковушки. Но в данном случае решили вернуться к золотому правилу: подобных полосных иллюстраций в отчёте всего несколько (по количеству распространённых видов транспорта), всё остальное — деловая информация, размещённая в двух колонках: русская и английская версии текста.
В обоих отчётах, для придания выразительности, между обложкой и титульным листом вклеена калька GSK (90 г/м╡) с печатью. Страховая компания вынесла на первый план лейтмотив отчёта («Русское экономическое чудо»), сквозь кальку ненавязчиво проглядывает изображение титульного листа. «Внешагробанк» добавил к слогану фотографию с изображением здания банка, напечатанную в один цвет (коричневый). Подкладывание под обложку кальки — приём не новый, но до сих пор
В верхнем правом углу отчёта СК «Интеррос Согласие» расположена фотография, напечатанная на плашке светло-зелёного цвета чёрной краской и связывающая обложку с общей идеей, определённой как «русское экономическое чудо» |
Обложка, калька и первый лист часто оформляются настолько нетривиально, что отчёт сразу приобретает оригинальный, яркий, нарядный вид, и это позволяет избежать дополнительных бумажных изысков, вроде фактурной или цветной бумаги в блоке — перебор роскоши смотрится вычурно и безвкусно.
В качестве примера «классического состава» (обложка — дизайнерская бумага; калька; внутренний блок — «меловка»), где акцент сделан на обложку и первые листы, рассмотрим годовой отчёт-2002 «Межрегионального инвестиционного банка».
Обложка из бумаги Comet при различном освещении переливается лёгким серебристым инеем. Сама по себе фактура ненавязчива, отлив не столь очевиден (по сравнению с предыдущими отчётами), а офсетная печать в виде светлых разводов-мазков преимущественно лиловым, а также салатовым и, в меньшей степени, коричневым цветами делает всю палитру приятной, не конкурируя по насыщенности с красочным рисунком и связуя обложку с общим оформлением отчёта, иллюстрированного яркими картинами импрессионистов.
С помощью конгрева на обложке, титульном листе и на страницах смежных разделов отчёта ОАО «Электросвязь» выдавлено название издания — «Годовой отчёт» |
По словам Татьяны Федодеевой, руководителя сектора дизайнерских бумаг группы компаний «Дубль В», к Comet применимы разные способы отделки — от конгрева до тиснения фольгой. Не возникает проблем при биговке и вырубке. «Изюминка оформления данного отчёта в том, что глянцевым лаком покрыты лишь выпуклые из-за конгрева элементы рисунка: парусники и дома в порту. Обычно лак наносится на ровную матовую поверхность. Море же и небо блестят только за счёт перелива бумаги», — рассказывает Татьяна.
Интересно, что в отчёте присутствует только деловой текст, он главенствует, поэтому не подписаны даже имена художников и названия картин, встречающихся практически на каждой странице.
Творческий эксперимент
Обложка отчёта «Ленэнерго» представляет собой папку, украшенную карикатурой и оборачивающую альбом с рисунками и текстами, скреплёнными металлической пружиной |
Необычный годовой отчёт представило инвесторам и акционерам в 2002 г. ОАО «Ленэнерго». При первом же взгляде на обложку из Couverture тёмно-бежевого цвета (300 г/м╡) можно догадаться, что ожидает внутри. Карикатура художника Виктора Тихомирова, вклеенная в тиснёное окошко на обложке, анонсирует деятельность компании. Картинка привлекает внимание, заставляет разглядеть образы и изучить надписи. Ознакомившись с обложкой, читатель непременно захочет раскрыть отчёт и найти в нём подобные рисунки. И ожидания оправдаются! Именно художник придал отчёту индивидуальность, его рисунки с забавными подписями занимают значительную часть издания, и за их изучением с удовольствием проведёт время любой поставщик, клиент, кредитор или финансовый аналитик.
Примечательно, что в отчёте «Ленэнерго» нет ни одной фотографии. Даже традиционные портреты сотрудников компании — всего лишь лёгкие карандашные наброски, расположенные на одном листе разворота. На втором — краткая биография и описание рода деятельности каждого. Все рисунки и тексты отлично легли на бумагу внутреннего блока Couverture (170 г/м╡) светло-бежевого цвета. Её кремовый оттенок не раздражает глаз и выгодно тонирует карикатуры. Привлекает и нарочитая небрежность оформления не только рисунков, графиков и таблиц, но и подрисуночных подписей, расположенных на соседнем листе параллельно пружине или на уровне нижнего колонтитула. Надписи, раскрывающие ценность электричества для современного человека, сделаны крупным неуверенным почерком и гласят примерно следующее: «Развитие городского транспорта без электричества повернёт вспять!» или же «Создание шедевров без энергии практически невозможно!». Что на карикатуре? Лысый художник в тельняшке, рисующий с обнажённой натуры в убогой мастерской, где к одному удлинителю подключено несколько радиаторов, согревающих модель, и светильников, помогающих художнику установить освещение.
Отчёт и средства связи
При всём разнообразии рисунков, содержательная часть отчёта ОАО «Связьинвест», включающая, как и положено, цифры, графики, таблицы, результаты и выводы, явно превалирует над изобразительной |
Обложка годового отчёта 2002 г. ОАО «Связьинвест» выполнена из Couverture (300 г/м╡) и одновременно напоминает таксофон без диска, почтовый ящик и, плюс ко всему, включает эффект грубой некачественной пожелтевшей бумаги, достигнутый с помощью обычного офсета. На страницах из бумаги Zeta (150 г/м╡) — история средств связи, от «стартстопного телеграфного аппарата типа пишущей машинки» до нынешнего телефона. Отчёт иллюстрирован старинными картинками нелёгкого процесса передачи информации: отправки, шифровки, приёмки, декодирования сообщений с помощью азбуки Морзе. Показаны детальные чертежи средств связи разных времён, схемы верного и неверного положения при работе с аппаратами и т. п.
Портреты руководящего состава выполнены в стиле ретро с соблюдением всех обязательных атрибутов старых фотографий: одежда, мебель и, самое главное, телефонный аппарат полностью соответствуют выбранной для каждого члена правления эпохе. Вернее, лица руководства подходят к интерьеру, поскольку именно они вмонтированы в старинное фото. Карточки вклеены с помощью уголков в старый альбом, при этом разработчики отчёта предпочли создать фактуру только за счёт печати, оставив в стороне конгрев и тиснение.
В 2001 г. «Остраух дизайн студия» для своего заказчика ОАО «Электросвязь» подготовила вариант годового отчёта с использованием для обложки бумаги Grand Style с односторонней фактурой «верже» цвета «Ганновер» (своеобразный оттенок бежевого). Обложка — соединённая с листами внутреннего блока папка для бумаг с тонким ярлычком, прочно закрывающим папку-обложку. Интересен способ скрепления листов — это не клей, не пружина, а три металлические клёпки. Блок выполнен из Havanna цвета «Арена» (по тону идентичен обложке) и «Каскара» («Слоновая кость»). Серия бумаг оригинальна фактурой, имитирующей поверхность табачного листа. Для них характерно аккуратное глубокое тиснение и чёткий конгрев, при оформлении отчёта эти свойства успешно использовались, что придало изданию солидный вид.
В тиснённое окно первого листа содержательной части вклеена единственная фотография — полноцветный портрет генерального директора компании. В отчёте же использовалась печать в два цвета: красно-оранжевым и зеленовато-коричневым. Это не только позволило избежать лишних затрат на многокрасочную печать, но и избавило лицо от фактуры табачного листа. К сожалению, составители годовых отчётов зачастую забывают, что фактура бумажной поверхности может сыграть злую шутку при печати фотографий. В итоге, на лицах появляются характерные блестящие крапинки, штрихи, полосы и т. д. Но когда дизайнерам удаётся заставить поверхность работать на общий стиль издания, достигаются превосходные эффекты. Так, на схематичной зеленоватой карте с отметками филиалов «Электросвязи» фактура бумаги смотрится очень выигрышно, создавая подобие вида земного рельефа из космоса.
Сочетание цветов бумаги обложки, блока и красок достаточно необычно, кремовые оттенки бумаги играют в этом не последнюю роль. Ещё одно нестандартное решение «Остраух дизайн студии»: листы блока вырублены так, что сверху появляется нумерация разделов, аналогичная расположению букв записной книжки. Как таковые номера страниц отсутствуют, они подписаны только внутри раздела (3.2.2).
Подходы к оформлению годовых отчётов разнообразны. Одни компании стремятся с помощью сдержанных цветов, ограниченного числа иллюстраций, не относящихся к отчётным показателям, и эффектных дизайнерских бумаг придать изданию вид серьёзного финансового документа. Другие, наоборот, пытаются разбавить сухую цифровую информацию забавными картинками и весёлыми текстами. Третьи ищут золотую середину, делая отчёт интересным и привлекательным за счёт удачного сочетания бумаги, цветов, типографики, не умаляя его основного предназначения.
Проработанный годовой отчёт (не только в части финансового состояния компании, но и по оформлению), несомненно, свидетельствует о стабильности предприятия, профессионализме руководства, создавая фирме необходимый имидж и выделяя из числа конкурентов. Корпоративная культура прогрессивных компаний развитых стран уже давно предполагает ежегодную скрупулёзную работу по созданию отчёта, в результате чего все заинтересованные лица получают максимально подробную информацию о фирме, представленную на оригинальном бумажном носителе, где деловой расчёт, по возможности, гармонирует с интересным дизайном. И в России постепенно перенимают эту традицию: всё больше игроков отечественного рынка используют годовой отчёт как один из бизнес-инструментов.
Помимо лиц, упомянутых в статье, автор благодарит за помощь В. Докторова и С. Волоскова («Берег»), Т. Генерозову («Регент-Арт»).