101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

ЖУРНАЛ ГОТОВ - где печатать?

  • 15 апреля 2004 г.
  • 21364
Количество глянцевых журналов постоянно растёт, но от этого читательский интерес не снижается, а рекламодатели по-прежнему видят в них эффективный выход на потенциальных потребителей. И вот, творческая подготовительная работа по созданию нового издания проведена, остаётся только выбрать типографию…

Качество, сроки, цена…

Что такое хорошая типография? Достойное качество за разумную цену и в сроки, указанные заказчиком. А если она печатает великолепную продукцию почти даром и в рекордно короткие сроки, но… на другом континенте? Рентабельность сомнительна — доставка тиража выльется в круглую сумму за счёт транспортных (и не только) издержек.

Для начала надо выстроить иерархию ценностей — цена, качество, сроки — в зависимости от целей и сложности производства конкретного журнала. Сегодня всё чаще первенствует качество, но постепенно у издателей появляются и специфические требования к типографиям: сделать в разумные сроки спецвставку из нестандартных материалов, дополнительную обработку (конгрев, лакирование сплошное и выборочное, вырубку, тиснение, каширование и т. п.). Исходя из тиража, типа бумаги, периодичности и предназначения журнала выбирают типографию с подходящим оборудованием: листовым или рулонным офсетным (превалирующие), для глубокой печати. Количество полос и плотность бумаги учитывают при определении способа брошюрования (клей или скрепка).

Производственная база (допечатное, печатное и послепечатное оборудование), затраты времени на каждую операцию, расположение типографии относительно региона распространения тиража — всё это определяет сроки получения готового журнала. И ещё — любимые рекламодатели. Иногда они влияют даже на содержание — это касается вклеек, вкладок бумажных и небольших предметов (пробники) с креплением и без (диски под индивидуальной упаковкой).

Учитывая, что заказчики, не торгуясь платящие за суперкачество, — вид исчезающий, рассмотрим варианты экономии. Стоимость печати журнала с параметрами, изначально установленными издательством (тираж, объём, периодичность и т. п.), можно уменьшить за счёт бумаги и красок. Найти достойный компромисс удаётся лишь досконально разобравшись в производственных тонкостях.

А уж тогда имеет смысл обращаться в ту или иную типографию.

Выбираем способ печати

Случается, что даже самая современная типография не способна воплотить неординарные идеи рекламодателя — существуют ТУ, определяющие размещение в журнале рекламной полосы из спецматериала и (или) пробника на ней: например, пробник расположен слишком близко к краям листа, имеет формат или объём больший, чем необходимо для сохранения эстетики и эргономики журнала

Офсетный или глубокий? Возможно, кого-то удивит сама постановка вопроса — ведь ещё недавно офсет в цветной журнальной печати для России был единственно возможным. Обратимся к опыту отечественных издательств.

Девять изданий одного из крупнейших в России ИД Hachette Filipacchi Shkulev печатаются офсетом (в т. ч. ежемесячные глянцевые журналы ELLE, Marie Claire, Premiere, «Максим»), и только для ELLE Business выбрана глубокая печать. ИД Independent Media (Cosmopolitan, Men’s Health, Yes!, «Домашний очаг») на данный момент с глубокой печатью не работает. Журнал «National Geographic Россия» издательства «Премьера» (входит в состав ООО ИД «АСТ») напечатан офсетом. ИД «Семь Дней» выбрал глубокую печать для еженедельника «7 Дней ТВ-программа».

Чем же руководствоваться при выборе способа печати, и почему основная масса журналов печатается офсетом?

Специалисты-производственники всех упомянутых ИД сходятся во мнении, что каждая печать хороша по-своему. Различия — в скорости, срочности и частоте выполнения заказов (печать ежемесячника не так жёстко привязана к срокам производства тиража, как еженедельника), форматах издания (на рулонном офсете оптимальный формат с минимумом обрезков зависит от ширины рулона и характеристик фальцовки; на листовом, которым обычно печатаются тиражи в тысячи и десятки тысяч экземпляров — от формата машины). Для примера, журналы Cosmopolitan и Harper’s Bazaar имеют формат 215х275 мм, Marie Claire — 225х230 мм, «Караван историй» — 230х295. Издания, отпечатанные глубоким способом, из-за различных параметров установленных фальцаппаратов существенно отличаются по форматам — от 265х337 мм («7 Дней ТВ-программа») до 170х225 мм (ELLE Business).

Глубокая печать не предназначена для малых и средних тиражей. Она сэкономит время и деньги заказчика при печати нескольких сот тысяч экземпляров. Однако некоторые перечисленные издания превышают трёхсоттысячный порог, а переводить их на глубокую печать производственники не торопятся. Почему?

Начнём с того, что в превалирующей ныне офсетной технологии нормализация процесса печати проще. Проблематична не наладка машины (процессы сопоставимы при обоих способах печати, хотя офсет и гибче в плане регулирования печатного процесса), а предварительной цветокоррекции.

Читатели благосклонно относятся к упакованным журналам: и держать в руках приятно, и все спецвставки на месте (чего в России, даже если типография поработала на совесть, гарантировать нельзя). Пакетирует журналы чаще всего типография, а вот в Польше это обычно происходит на почте

Глубокая печать ограниченно варьирует цвета: установленное при допечатной подготовке соотношение красок изменить можно, но из-за отсутствия позонной регулировки это отразится на целой стороне печатного полотна (половина тетради), что крайне неудобно, особенно если тетрадь многополосная (32–64 полосы). Незначительные светлые оттенки часто забиваются, и в светах изображения нет плавных переходов. Тени же прорабатываются хорошо (например, на чёрном фоне хорошо видны чёрные же брюки, не сливающиеся с пиджаком и туфлями того же цвета).

Хотя формные процессы сложны и дороги, глубокая печать стабильнее (не наблюдается разнооттеночности от первого оттиска до миллионного); на длинных тиражах она удобнее, быстрее, проще и дешевле офсета, но текст выглядит хуже: растр заметен даже невооружённым взглядом, а это может вызвать недовольство не столько читателя, сколько рекламодателя. Глубокая печать хороша для больших тиражей изданий, где приоритет отдаётся качеству фотографий (каталоги одежды, косметики и т. п.).

Офсетная технология имеет большую гибкость, дифференциацию цветов, возможность управления ими, позволяет уходить от первоначальных установок в процессе печати: затемнённые участки осветляются, а светлые насыщаются в регулируемых пределах. Она точно воспроизводит полутона, даже едва заметные оттенки.

Иллюстрации, напечатанные глубокой печатью ярче, контрастнее и насыщеннее, а офсетные — мягче.

Hachette Filipacchi Shkulev Как говорит директор по печати Борис Каган, глубокую печать для ELLE Business выбрали, принимая во внимание не только тираж (порядка 300 тыс. экз.), но и формат, почти вдвое меньший, чем у традиционного ELLE. А печатать нестандартные полосы так бывает значительно удобнее и проще, чем рулонным офсетом (хотя это определяется сочетанием ширины бумажной полосы и возможностей фальцаппарата. — Прим. ред.). К тому же в ELLE Business не так много рекламы.

Толщина журнала зависит от количества рекламы. Согласно Закону «О рекламе», не более 40% объёма одного номера периодического печатного издания, специализирующегося на материалах нерекламного характера, может быть отведено под рекламу. Следовательно, законопослушный издатель вынужден добавлять редакционный материал, если рекламы заявлено много. Лишних рекламодателей, как правило, не бывает

Independent media У издательства достаточный и успешный опыт работы с глубокой печатью: в Голландии она использовалась для производства Cosmopolitan в 1997–2000 гг. Сегодня предпочтение отдаётся отечественной типографии и офсетной технологии. По словам начальника отдела координации печати Ольги Замуховской, «Алмаз-пресс», на которую приходится основная доля заказов, поддерживает должное качество печати, брошюровки и отделки.

National Geographic Андрей Пронин, директор по производству журнала «National Geographic Россия» считает, что 200 тыс. экз. — недостаточный тираж для глубокой печати. Кроме того, условия производства нового для России журнала (выходит с октября 2003 г.) во многом диктует National Geographic Society.

«Семь Дней» «7 Дней ТВ-программа» всегда печатался глубокой печатью. Для журнала, стабильно выходящего каждую неделю вот уже более пяти лет со средним тиражом 1150 тыс. экз. (!), по производственным возможностям и ценовому фактору глубокая печать не только оптимальна, но и единственна.

Удачное воплощение типографией идей издателя и рекламодателя (нестандартное художественно-техническое оформление обложек, вставок и других элементов) — ежемесячный журнал «Штаб-квартира»

А «Штаб-квартира» (самый молодой (выходит с 2002 г.) и амбициозный журнал издательства) изначально задуман как немассовый, у него определённая целевая аудитория. Очевидно, что для глубокой печати 20-тысячный тираж недостаточен.

Директор по развитию производства Игорь Свирин отмечает, что в глубокой печати их ИД привлекает воспроизведение цветных полутоновых изображений, на суперкаландрированной бумаге плотностью 56 г/м2 выглядящих весьма ярко и насыщенно. А стабильность обеспечивает предсказуемые результаты — не требуется постоянного присутствия специалистов издательства на печати тиражей еженедельников.

Печать в России: пока только офсетом

Нестандартные форматы журналов зачастую привязаны к печати в конкретной типографии: производство «National Geographic Россия» в немецкой типографии MOHN Media (г. Гютерсло) во многом вынужденная мера — необычный формат журнала (175х255 мм) обязателен для всех изданий ассоциации. Поэтому для печати используется одна из двух машин MAN Roland, специально сконструированных под этот размер

Все издания Independent Media производятся в России, а у нас глубокая печать журналов только зарождается (один проект осуществляется в типографии «Медиа-Пресса». — Прим. ред.). Типографии постепенно приобретают оборудование, но, как правило, не новое и не столь производительное, как у крупных западных концернов, например, у Helprint-Quebecor (Финляндия), где печатаются ELLE Business и «7 Дней ТВ-программа». В России даже крупные ежемесячные тиражи пока печатаются офсетом.

Итак, если выбрать офсет, то листовой или рулонный? Для тиражей менее 10 тыс. экз. последний невыгоден. Например, тираж Publish, традиционно печатающегося этим способом, немного превышает границу рентабельности.

Для печати внутренних блоков большинство массовых журналов применяет рулонный офсет, а для обложек — почти всегда листовой. Элитный журнал Mercury (Hachette Filipacchi Shkulev) для взыскательной публики с высокими доходами целиком печатается листовым офсетом на плотной бумаге 130–150 г/м? (обычно её используют для обложек). Это придаёт журналу солидность, а некоторое удорожание производства ощутимой роли не играет — читатель готов платить за эксклюзив.

В России или за рубежом?

Напечатать в России журнал тиражом несколько тысяч экземпляров просто. Есть и типографии, печатающие офсетом несколько сот тысяч. А вот Hachette Filipacchi Shkulev и «Семь Дней» все журналы печатают в Финляндии… Работать с отечественными типографиями — многолетняя мечта Кагана. Но, к сожалению, технологически это невозможно.

«Мартовский номер ELLE составил 650 страниц, — рассказывает Борис. — Где в России переплести подобный журнал? Негде. Допустим, он напечатан здесь и собирается из 16-полосных тетрадей (что уже нонсенс!), которых потребуется, как минимум, 40. Не забудем о вставках нестандартных листов с пробниками, купонами и т. п. Естественно, всё должно вкладываться автоматически: маловероятно, что типография рискнёт использовать ручной труд для вставки 5-6-ти листов в каждый журнал при большом тираже. Количество станций для подборки журналов из 16-полосных тетрадей редко достигает 30-ти. 40 не ставит уже ни одна наша типография. Печатая толстый журнал, ей придётся работать с разностраничными тетрадями — от 16-ти до 64-х полос (вклейки и вложения делаются только между двумя соседними тетрадями). Кто в России справится с этим на должном уровне и в приемлемые сроки?»

Мнение И. Свирина: «Мы внимательно следим за развитием российского полиграфического рынка, за обновлением парка оборудования и внедрением современных технологий. Но, объективно оценивая ситуацию, каждый раз убеждаемся: с нашими заказами здесь пока работать некому. А с финнами нас связывает многолетнее сотрудничество — менять хорошего партнёра без весомых причин неразумно. Финские типографии хорошо оснащены, развиваются вместе с рынком. Отработанная система передачи и корректурного обмена электронными макетами журналов между издательством и типографией сокращает производственный процесс, а транспортные расходы не столь значительны, чтобы определять выбор типографии.

«Штаб-квартира» содержит множество редакционных и рекламных вкладок, для производства обложки нужны сложные технологии: многоуровневое тиснение, вырубка, конгрев и т. п. Мы также практикуем печать на индивидуальной упаковке — типография должна справляться со всеми нестандартными работами. Ежемесячный журнал «Караван историй» при среднем тираже 300 тыс. экз. и полосности более 300 страниц производится офсетным способом. Его печать в России, с учётом тиража, объёма, сложности послепечатных работ и сроков производства, представляется затруднительным. «Итоги» (85 тыс. экз.) — еженедельный журнал с жёстким производственным графиком. Теоретически, тираж можно отпечатать в современных офсетных российских типографиях. Но у нас нет абсолютной уверенности, что перемещение производства обеспечит качество, надёжность всего производственного цикла и цены, аналогичные финским. Если говорить о журнале «7 Дней ТВ-программа», то сейчас ни одна российская типография не в состоянии выполнить эту работу в нужные сроки».

«Independent Media начал переносить производство в Россию с конца 1998 г., — рассказывает Замуховская. — Первым нашим изданием, напечатанным в типографии «Алмаз-пресс», был февральский номер Yes! за 1999 г. Результатами остались довольны и с тех пор поддерживаем тесное сотрудничество с российскими типографиями».

Производство журнала предполагает контроль со стороны издательства: технологи подписывают в печать каждую тетрадь, что проблематично, если типография расположена на территории другой страны. Да и отследить печать ежемесячника проще, чем еженедельника, — последний требует постоянного присутствия технолога «на машине». Иногда технологи устанавливают подходящие параметры печати для нескольких тиражей, а за печатью следят сотрудники типографии.

Был бы журнал, типография найдётся

Вы ещё не отказались от самой идеи выпуска журнала? Если нет — постарайтесь тщательно спланировать не только подготовительный этап, но и производство издания, включая график выпуска. Хотя потребности некоторых крупных изданий пока удовлетворяют западные полиграфисты, российские журнальные типографии в состоянии качественно выполнять достаточно сложные заказы и печатать большие тиражи в установленные сроки и за приемлемую цену. К тому же вскоре должны быть реализованы крупные проекты в области журнальной печати, и Publish обязательно об этом расскажет.

Понимая, что в статье затронута лишь малая часть сложной и многогранной проблемы выбора журнальной типографии, мы рассматриваем публикацию как первый шаг. Продолжение следует…

Помимо лиц, упомянутых в статье, автор благодарит за помощь Г. Блохину («Открытые системы»), В. Чёрного («Семь Дней»), А. Цирельникову (Independent Media).


При подготовке статьи мы общались с представителями следующих издательств (здесь и далее компании и выпускаемые ими журналы перечислены в алфавитном порядке):

Издательский дом Hachette Filipacchi Shkulev
В России с 1996 г., выпускает 10 цветных журналов. Минимальный тираж — 20 тыс. экз. (Mercury), максимальный — 222 тыс. экз. (ELLE). Минимальное количество полос — 100 (Premiere), максимальное — 650 (ELLE).

Издательский дом Independent Media
Основан в 1992 г., выпускает около 30 изданий. Минимальный тираж — 55 тыс. экз. (Harper’s Bazaar), максимальный — 600 тыс. экз. (Cosmopolitan). Количество полос цветных журналов: минимальное — 100 («Формула здоровья», «Магия Cosmo»); максимальное — 460 (Cosmopolitan).

National Geographic Society (Национальное географическое общество), США
Всемирная организация, около 11 млн членов, 20% — читатели 25 региональных изданий журнала National Geographic (в России выходит с октября 2003 г., тираж — 200 тыс. экз., среднее количество полос — 170).

Издательство «Открытые системы»
На российском рынке 11 лет, выпускает 15 цветных журналов. Минимальный тираж — 7,5 тыс. экз. («Директор информационной службы»), максимальный — 85 тыс. экз. («Классный журнал»). Количество полос: минимальное — 24 («Классный журнал»); максимальное — 160 («Мир ПК»). Среди изданий — журнал Publish (10 тыс. экз., 10 раз в год, 112–128 полос). Рулонная офсетная печать. Типография — ОАО «АСТ — Московский полиграфический дом».

Издательский дом «Семь Дней»
Основан в 1995 г., выпускает 4 цветных журнала: еженедельные — «7 Дней ТВ-программа» (максимальный тираж — 1260 тыс. экз., объём — до 112 полос), «Итоги» (средний тираж — 85 тыс. экз., объём — до 112 полос); ежемесячные — «Караван историй» (тираж — 320 тыс. экз., объём — до 440 полос), «Штаб-квартира» (20 тыс. экз., 208 полосы).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что поможет до пожара

Всем известная крылатая фраза оптимистично утверждает, что рукописи не горят. Но, увы, бумага — один из самых пожароопасных материалов, а полиграфическое производство, где применяются горючие расходные материалы и легковоспламеняющиеся краски, представляет собой зону повышенного риска пожароопасности. Как с этим жить — читайте прямо сейчас.

Автоматизация:ожидания vs реальность

С каждым днём всё меньше руководителей предприятий выступают за сохранение привычных, но устаревших технологий в производстве. Приверженцы консервативных взглядов имеют ложные убеждения о том, что автоматизация процесса управления предприятием — это затратное мероприятие, которое не сможет принести очевидной выгоды для компании. Надо ли говорить, насколько глубоко они заблуждаются?

Типография, которая поверила в свои возможности

Большие пространства и много книг — это первое, что бросается в глаза при посещении Дома культуры «ГЭС-2». Самой привлекательной и интересной литературой для меня стала серия детских книг, выпущенная в рамках издательской программы V–A–C. Это известные классические сказки, оформленные современными художниками. В серии вышли книги Х. К. Андерсена, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Виктора Драгунского.

Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40