К двум извечным бедам нашей «необъятной и бескрайней» классик опрометчиво забыл добавить ещё одну — погоду. И считаться с ней приходится не только гипертоникам…
Зимой холод под -40 °С, летом такая же жара, дожди, местами переходящие в тропические… Всё это (помимо двух известных проблем) испытывают и материалы, добирающиеся до типографии через пол-Европы, а то и полмира. Увы, вопреки расхожему мнению, бумага не всё стерпит. Как же довезти не самый дешёвый груз в нормальном состоянии? Давайте проследим путь, который проходит бумага, пока попадает в руки печатника.
Там, где рождается бумага
В процессе производства бумаге, в зависимости от назначения, придаются определённые свойства, в т. ч. и уровень влажности (обычно около 5%). Он подбирается так, чтобы при соблюдении несложных требований к климату бумага и воздух сохраняли баланс, при котором поверхность листа оставалась бы плоской. Поэтому в производственном цехе и создаются условия, аналогичные типографским: температура 20-22 °С, относительная влажность воздуха 50-55%. Они называются кондиционными, а заданная влажность бумаги — равновесной (ГОСТ 13523-78 «Полуфабрикаты волокнистые, бумага и картон. Метод кондиционирования образцов»).
Кондиционные климатические условия обеспечиваются до момента упаковки бумаги. Наилучшая сохранность достигается для бумаги в листах, упакованной в пачки. Как правило, упаковочная бумага имеет пропитку или покрытие, препятствующие проникновению влаги внутрь пачки, и небольшие повреждения палет при транспортировке (у нас почти неизбежные) не влекут серьёзных последствий. Сейчас распространена и упаковка бумаги стопой, без пачек. При надёжной упаковке (в стретч или термоусадочную плёнку) и крепеже, предотвращающем смещение листов относительно поддона, груз остаётся сохранным, и экономится от 50 до 80 долл. на одной тонне — стоимость упаковки в пачки. Идеальный вариант: деревянный поддон, по размеру чуть превышающий формат бумаги; листы, упакованные в бумажные пачки с водоотталкивающим покрытием; края стопы прикрыты картонными уголками, а верхняя плоскость палеты — плёнкой (страховка от протекания воды или конденсата) и крышкой из досок или ДСП. Палета упакована в термоусадочную плёнку и скреплена бандажными лентами. Но это в идеале… По мере «модернизации» производства фабрики упрощают упаковку, мотивируя это сокращением издержек. Увы, ввести дополнительные операции в автоматизированную линию практически невозможно. Но часть оптовиков за свой счёт производит в терминалах дополнительное крепление палет.
С рулонной бумагой ситуация иная. Как правило, упаковка идентична на большинстве фабрик: несколько слоёв бумаги или плёнки. Но! Во-первых, бумага в рулонах, в силу специфики рулонной печати, имеет пониженный уровень влажности (соответственно, будучи порезанной на листы в кондиционных условиях, активно впитывает влагу из воздуха, приподнимая края стопы). Кстати, это одна из причин того, что претензии по печати на рулонной бумаге, порезанной на листы, как правило, не принимаются. Во-вторых, принято считать, что верхние слои бумаги в рулоне (которые вследствие слабой намотки могут оказаться волнистыми) также являются частью упаковки, поэтому не предназначены для печати и должны быть заранее срезаны.
После дальней дороги
Итак, бумага готова к отгрузке. Дорога от фабрики до склада потребителя занимает не меньше двух-трёх недель, за которые груз проходит «огонь и воду». Естественно, зимой, когда разность температур на улице и в помещении достигает 40-50 °С, а влажность воздуха на улице падает до 25-30%, приходится труднее всего. Многие региональные типографии хранят бумагу по несколько месяцев, подчас в условиях мало отличных от уличных. Бумага с неповреждённой упаковкой переносит эти погодные катаклизмы без необратимых последствий.
В принципе, строгих требований к хранению бумаги в ненарушенной заводской упаковке не предъявляется. Материал должен быть защищён от осадков, прямого солнечного света и находиться на достаточном — не менее 1,5 м — удалении от отопительных приборов. При «плотном» складировании материалов желательно оснастить отопительные батареи экранами.
Что происходит с бумагой, попадающей «с улицы» в помещение с «комнатной» температурой? Воздух вблизи палеты или рулона охлаждается, в нём конденсируется влага и немедленно оседает на упаковке. Или на самой бумаге, если из-за «горящего» тиража упаковка вскрывается сразу и печать идёт «с колёс».
Поскольку волокна целлюлозы обладают высочайшей гигроскопичностью, распакованная бумага или картон немедленно впитывают влагу (причём не равномерно по листу, а по открытым краям стопы). Особенно сильно — бумага с разными типами покрытия лицевой и оборотной сторон (например, упаковочный картон с односторонним мелованием и этикеточная бумага). Волокна целлюлозы увеличиваются в ширину на 20-30%, и лист неизбежно деформируется (как правило, края загибаются вверх). Но это ещё не всё. Частенько влажность воздуха в печатных цехах наших типографий не регулируется, и хотя оказывается несколько выше, чем у наружного воздуха, но существенно ниже кондиционной. Через некоторое время бумага, приняв температуру, близкую к окружающей, начинает отдавать набранную влагу в воздух, что приводит к короблению всей её поверхности. В большинстве случаев она становится непригодной для качественной полноцветной печати. Следствием нарушения условий подготовки бумаги к печати бывают затруднения при её прохождении через печатную машину, неприводка, дублирование изображения, длительное время высыхания краски. Сухость воздуха приводит и к накоплению статического напряжения, из-за чего лист бумаги не отделяется от стопы на подаче.
Извечный вопрос: что делать?
Принять несложные меры по акклиматизации. Прежде всего, раз и навсегда забыть о «печати с колёс». Что толку в отпечатанном в последнюю ночь тираже, если утром вы пустите его под нож?
Готовящаяся к печати бумага должна быть заблаговременно завезена в помещение цеха и находиться в заводской упаковке. Для лучшего доступа воздуха допускается подрезать снизу плёнку, в которую упакована палета. Желательно, чтобы бумага, выбираемая для тиража, была из одной партии и поставлена в одно время — это гарантирует, что её поведение при подготовке и печати тиража будет одинаковым. Опытным путём установлено минимальное время, при котором бумага принимает температуру окружающего воздуха (см. таблицу).
Безусловно, таблица носит только рекомендательный характер, на практике температура стопы должна контролироваться приборами со щупом-зондом, измеряющим параметры внутри палеты.
Естественно, производители бумаги рассчитывают, что условия в печатном цехе будут соответствовать кондиционным. Увы, у нас за климатом в печатном цехе чаще всего не следят вовсе. Зимой показатель влажности в цехе порой падает до 30%, а летом температура составляет 35-38 °С, плюс настежь открытые ворота и окна… Безусловно, полноценные климатические устройства дороги, но иногда достаточно недорогих увлажнителей воздуха и элементарных бытовых устройств, измеряющих температуру и влажность воздуха внутри помещения.
Вскрываться упаковка должна непосредственно перед печатью и только после того, как температура и влажность бумаги и окружающего воздуха сравняются. Если типография производит предварительную подрезку на необходимый формат или режет рулоны на листы (и то, и другое нежелательно), стопа бумаги обязательно должна прикрываться специальным чехлом, препятствующим неравномерному высыханию листов. Нарезанная из рулонов бумага в силу описанных выше причин не хранится и должна быть использована в кратчайшие сроки. Точно так же укрывается стопа бумаги в ожидании дополнительного краскопрогона или с отпечатанным тиражом, а иногда и с готовыми изделиями. Это особенно важно при работе с относительно тонкой бумагой (до 115 г/м╡) и материалами, имеющими разную структуру или покрытие лицевой и оборотной сторон.
Особо внимательными надо быть типографиям, работающим с этикеточной бумагой. Сочетание низкой массы 1 м╡ (70–90 г) и различных покрытий (следовательно, впитывающей способности) лица и оборота вызывает мгновенную реакцию на малейшее изменение климата. Производство этикеточной продукции обычно связано с многочисленными этапами послепечатной обработки: тиснением фольгой, вырубкой, приклейкой. В промежутках «полуфабрикаты» нередко лежат в цеху открытые всем ветрам. Вероятность, что стопа этикеток, заряжаемая в кассету клеящего аппарата, будет деформирована, огромна. Большинство проблем с отклеиванием этикеток от бутылок вызваны именно этим.
Если деформация уже началась, неизбежно встаёт ещё один вечный вопрос: что делать? То есть насколько обратим процесс? Выручает всё та же климатическая установка: повышая или снижая уровень относительной влажности воздуха в цехе, подчас удаётся заставить переувлажнённые или пересушенные края листа принять исходное положение. При отсутствии такого оборудования помогают специальные увлажнители или обычные ванночки с водой, расставленные вокруг пострадавшей бумаги. Мне известен случай, когда переувлажнённую бумагу «смекалистые» печатники вывозили из цеха… на улицу, на сухой морозный воздух!!!
Управляем погодой
Увы, пренебрежение элементарными технологическими требованиями и культурой производства стало у нас рядовым явлением. В статье описаны характерные ошибки и их последствия. Все они вызваны несоблюдением одного принципиального момента. Поверьте, если обратить на него внимание, «третья российская беда» не поставит вас перед неразрешимой проблемой.
Об авторе: Сергей Чурусов, главный технолог компании «Регент-Арт».
Из недорогих специализированных устройств контроля климата рекомендуем приборы серии ИВТ-7 от «Практик НЦ» (г. Зеленоград). При стоимости менее 200 долл. они высокоточны и имеют сертификат государственной проверки. Бывают стационарные и носимые, оснащаются выносным зондом. Импортные аналоги стоят не менее 1000 долл.