101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

УФ-печать на листовом офсете *

  • Маю Мишина
  • 5 мая 2004 г.
  • 7390
Окупаются ли затраты на внедрение УФ-технологии?

У офсетных типографий масса причин, чтобы перейти на УФ-технологии. Первая — качество готовой продукции. В процессе печати специальные краски под действием УФ-излучения высыхают (отверждаются) на поверхности запечатываемого материала. Результат — качественное глянцевое или матовое покрытие, натуралистичные цвета и проработанные детали, привлекающие внимание даже на популярной ныне немелованной бумаге. Добавим, что краски отверждаются мгновенно, увеличивая производительность и скорость печати по невпитывающим материалам, — и вот она: воплощённая голубая мечта любого печатника.

Обычный и УФ-офсет: на образце, предоставленном типографией American Printing, хорошо заметны более насыщенные цвета и проработанные детали в правой части листа, отпечатанного УФ-способом (немелованная бумага)

Многие УФ-типографии уверены, что именно за счёт этого они получают заказы, с которыми традиционные печатные машины просто не справляются. «УФ-печать выводит вас на качественно новый уровень, особенно когда вокруг множество типографий, оснащённых полноформатными машинами», — говорит Трой Ланкор, управляющий производством в Bruce Offset.

УФ-технология требует особого подхода — здесь многое устроено иначе, чем в обычной офсетной печати. «Есть множество УФ-опций — и все они изрядно дороги», —поясняет Боб Лотенбах, владелец и президент американской типографии Challenge Printing, в которой установлены две печатные УФ-машины. При этом скорость износа машины и печатных форм выше, чем в традиционном офсете. Типография, планирующая установить подобное оборудование, должна знать строгие требования относительно производственных площадей, подачи электричества и фильтрации воздуха.

Подойдёт ли вам УФ-технология? Анализируя сложившуюся ситуацию и намеченные цели, примите во внимание опыт некоторых американских типографий.

УФ-лак и краски — собственными силами

Коммерческая типография полного цикла American Printing инвестировала средства в гибридную УФ-технологию в конце 2001 г. «Типография приобрела устройство для УФ-лакирования в линию, чтобы расширить список предлагаемых услуг, — объясняет производственный директор Шон Велч. — Мы сочли это более эффективным, чем выполнять УФ-лакирование на стороне: нам необходимо было строго контролировать сроки выполнения заказов. Но мы быстро поняли, что открывшиеся перед нами возможности намного шире». Сегодня более 40% поступающих в American Printing заказов выполняются на УФ-машинах.

Типография с парком оборудования стоимостью 11 млн в основном специализируется на полноцветных годовых отчётах, брошюрах и маркетинговых материалах, оформлении торговых точек для корпоративных клиентов и агентств. Тиражи колеблются от 2500 до 100 000 оттисков. УФ-работы выполняются на 8-красочной Mitsubishi 3F-16 с шириной листа 105 см, оснащённой межсекционными УФ-сушками, камерной/анилоксовой установкой для нанесения лака и удлинённой приёмкой (4 м). Сдвоенные лампы мощностью по 200 Вт/см с водяным охлаждением разработки компании Grafix LLC можно помещать после второй, четвёртой, седьмой или восьмой печатной секцией. На выходе установлены три УФ-лампы мощностью по 150 Вт/см каждая.

Кроме того, в типографии стоят полноформатные 5-красочная Heidelberg Speed-master и 2-красочная Heidelberg Speedmaster с переворотом. Не так давно к ним добавилась 6-красочная Mitsubishi Diamond 1000 LS (ширина листа — 67 см) с устройством лакирования башенного типа, заменившая две старые печатные машины чуть меньшего формата.

Расширяя границы возможного

Типография American Printing в основном выполняет сложные заказы: запечатку тисненных фольгой листов, печать «по сухому» по металлизированным краскам или получение комбинаций глянцевых и матовых элементов без припрессовки плёнки. В типографии УФ-краски применяют для печати на разнообразнейших материалах: пластике, фольге, синтетике и даже тонких плёнках, закрепляющихся за счёт статики. «Расширяя границы возможного и экспериментируя с УФ-секциями, мы находим возможность предложить заказчикам больше, чем конкуренты», — подчёркивает руководитель типографии.

Для одной из работ необходимо было отпечатать в несколько слоёв белую кроющую краску по голографической фольге. На высохшую краску нанесли шесть цветов Hexa-chrome и высокоглянцевый (требовалось обеспечить не менее 95% глянца) УФ-лак. В другом случае печатники залили дополнительную серебряную УФ-краску во вторую секцию. За ней следовали краски CMYK и ещё две дополнительных. Печать по сухому серебру придала изделию, как описывает Велч, «необычный металлический оттенок». Готовая работа покрывалась популярным среди клиентов American Printing водным лаком.

«Все операции выполнялись за один прогон, — вспоминает Велч. — Межсекционные УФ-лампы позволили добиться отличного краскопереноса на серебро. При любом другом способе нам понадобилось бы два прогона». Он подчёркивает, что при выполнении столь сложных работ надо постоянно учиться. «Современное оборудование, краски и лаки позволяют практически с ходу выполнять УФ-печать по бумаге в линию, — говорит он. — Но когда сталкиваешься с необходимостью запечатать двумя слоями белой кроющей и ещё шестью цветами тиснённый фольгой полиэтилен, добавив к этому за один прогон УФ-лак, приходится поломать голову».

Гибкая комплектация оборудования

Компания Bruce Offset, в которой трудится 130 человек, приобрела УФ-оборудование в расчёте поднять качество обслуживания. Круг заказчиков типографии весьма широк (бумажные фабрики, рекламные и дизайнерские агентства, компании, оперирующие в сфере розничной торговли, здравоохранения и страхования), и многие отлично разбираются в графическом дизайне. «У нас репутация качественной типографии, мы всегда идём навстречу требованиям клиента, — рассказывает президент Bruce Offset Стив МакГрат. — Новая машина позволит выполнять заказы, которые ранее были нам не под силу».

Компания Versatile Card Technology уже давно работает с УФ-технологиями. На печатной УФ-машине Man Roland 700 производится широчайший спектр карт, отвечающих принятым для подобной продукции жёстким стандартам

Управляющий производством Ланкор поделился впечатлениями о недавно установленной в типографии Heidelberg CD 102: по его мнению, у новой машины идеальная для УФ-системы конфигурация — док-станции расположены на каждой из восьми печатных секций. Четыре УФ-сушки от IST можно установить в линию на любом участке.

При переходе от стандартного заказа к УФ-печати в гибридной технологии требуется смена офсетных полотен. Из-за этого, по оценке Ланкора, переналадка затягивается примерно на час-полтора. Тем не менее, он считает способ более эффективным, чем полный набор дорогостоящих межсекционных УФ-сушек. Да и гибкость сохраняется — точную последовательность наложения красок диктует не машина, а печатник.

Ранее типография Bruce Offset принадлежала компании Moore Wallace (последняя сейчас часть RR Donnelley). У дочерней типографии Hoechstetter Printing опыт работы с УФ-оборудованием, несомненно, больше, но установленная машина оснащена только двумя устройствами сушки и меньшим количеством док-станций. Именно поэтому недавний заказ на печать интернет-игры всё же получила Bruce Offset. Игровое поле, задуманное как часть маркетинговой кампании по привлечению клиентов к сайту, нужно было держать перед монитором и с его помощью читать зашифрованные сообщения. Прозрачный пластик запечатывался полноцветом, после чего шли три слоя кроющей белой краски, и, наконец, серым наносились правила и инструкции. «Белая краска должна была скрыть полноцветную печать на обороте. Сложнее всего было добиться практически полной непрозрачности», — поясняет Ланкор.

Высохла или нет?

Но все эти проекты были потом. А после установки первой УФ-машины в типографии Bruce Offset задумывались над прозаичными вопросами: «Как узнать, успевает ли краска полностью отверждаться? Вдруг она сухая только сверху, а нижние слои ещё влажные?» Ланкор вспоминает, что поначалу печатники отказывались пользоваться маскирующей лентой и, чтобы убедиться в том, что краска просохла, скребли её ногтем. В конце концов, совместно с поставщиками оборудования, УФ-сушек и красок, типография нашла способы тестирования.

Всем, кто задумывается о внедрении УФ-технологии, Ланкор советует составить подробнейший бизнес-план. «Это значительные капиталовложения — дополнительное УФ-оборудование обошлась нам в 300 000 долл., — говорит он. — Если не можете обеспечить полноценную загрузку машины, лучше сэкономить». Чтобы все сотрудники были в курсе преимуществ УФ-технологии, в Bruce Offset провели обучение не только печатников, но и работающих с заказами менеджеров.

Ранняя УФ-пташка

«Пользователи и производители красок должны постоянно работать над новыми компонентами формул, которые помогут расширить возможности печати в пределах стандартов ISO», — утверждает Деррик Селевиц, управляющий производством Versatile Card Technology. Компания VCT считает важным соблюдение производственных стандартов: к этому обязывают сертификаты серии ISO 9000 по менеджменту качества и на печать банковских и кредитных карт MasterCard и VISA.

Иллюстрация из каталога Wausau Papers отпечатана полноцветом на УФ-машине с выборочным УФ-лакированием. УФ-технология даёт тёмные насыщенные цвета (как на скатерти), сохраняя при этом яркие краски фруктов

Versatile Card Technology (оборот — 60 млн долл., 260 сотрудников) специализируется на различных типах пластиковых карт толщиной 0,25–0,76 мм, с ламинированием или УФ-лакированием. По желанию заказчика карты дополняются магнитными лентами, голограммами или встроенными чипами. Изначально предприятие ориентировалось на обслуживание сферы прямого маркетинга, но теперь работает также в области финансов, страхования, сотрудничает с предприятиями розничной торговли.

У VCT недюжинный опыт по внедрению УФ-технологий: первое УФ-оборудование они приобрели ещё в 1986 г. «В то время поставщиков можно было пересчитать по пальцам, и мы остановили свой выбор на IST», — вспоминает Пуш Венкитасами, вице-президент VCT.

Быстрее, дешевле, экономнее

Но это ни в коем случае не означает, что вначале всё проходило без сучка и задоринки. «Когда мы начинали печатать УФ-способом, многое пришлось делать впервые, особенно чтобы приноровиться к выбранной марке красок, — признаёт Венкитасами. — Необходимо было выяснить все тонкости, касающиеся высыхания краски, её вязкости и плотности, совместимости с процессом ламинирования, особенности поведения при печати, растискивание и многое другое».

Сейчас в трёх типографиях компании работают печатные машины MAN Roland 700 в двух вариантах: с межсекционными УФ-сушками IST и системой охлаждения Tri-Service либо с межсекционными УФ-сушками Spectral UV и системой охлаждения Nordson. Есть и шелкотрафаретные машины Sakurai, на которых, в зависимости от заказа, используют УФ-, обычные или краски на водной основе.

За основу обложки этого каталога типография American Printing взяла тиснение голографической фольгой на белой бумаге. Затем — два слоя белой краски под северным оленем и снежинками, полноцветная печать и УФ-лакирование. Вся работа делалась в линию на 8-красочной гибридной Mitsubishi

Выполняя последние работы, компании пришлось добиваться эффекта объёма на многослойном прозрачном пластике, печатать невидимыми в обычном свете, флуоресцентными и светящимися красками, наносить защитные гильоши высокого разрешения (гильош — рисунок из тонких переплетающихся линий, образующих сложный узор, как на банкнотах). Типичный тираж — 8000 экземпляров.

Типография в Downer's Grove оснащена двумя УФ-машинами, работающими в три смены семь дней в неделю. «За счёт снижения отходов мы предложили клиентам сокращённые сроки выполнения работ и оптимальную цену, — отмечает Венкитасами. — Качество, которое обеспечивают эти машины, удовлетворит любого заказчика».

Новое направление на рынке

Парку оборудования, установленному в производственном цеху компании Color Ink площадью 82 000 м2, позавидует любая типография: две полноформатные 6-красочные Komori Lithrone L-640 с лакировальными секциями, несколько многокрасочных Heidelberg, малоформатная Ryobi 3302. В 2001 г. появилась 6-красочная KBA Rapida 105 с секцией водного и УФ-лакирования в линию и межсекционной системой Grafix CoCure.

Брошюра Heidelberg Beyond Visible («Вне поля зрения»), отпечатанная в типографии Williamson Printing, даёт наглядное представление о потенциале УФ-технологии, включая стереопечать (вверху). Пластик толщиной 0,46 мм запечатан в два слоя белой кроющей и в два — зелёной красками, затем покрыт сплошным УФ-лаком. Синяя обложка находится под пластиком

«Мы внедрили УФ-печать, чтобы развиваться, — поясняет Джей Завершник, вице-президент и генеральный директор Color Ink. — УФ-оборудование позволило выполнять сложные работы на упаковке и пластике, запечатывать POS-материалы». Типография работает почти с любой продукцией — от напольной графики до нестандартных коробок. «Мы выбрали эту печатную машину за широкий ассортимент запечатываемых материалов, вплоть до пластика и картона толщиной 1,24 мм», — рассказывает руководитель компании. Сейчас в Color Ink печатают на гофрокартоне, виниле, полиэтилене высокой плотности (HDPE), стироле, полиэфире и даже на тонких плёнках, закрепляющихся за счёт статики, с нанесением матового и глянцевого УФ-лака. По желанию заказчика возможно водное лакирование — глянцевое, матовое или полуглянцевое. И по картону, и по пластикам типография печатает одними красками.

Средний тираж для УФ-работ — от 5000 до 50 000 оттисков, чаще всего 10 000. Среди многочисленных клиентов в основном рекламные агентства и производители.

Требования к запечатываемому материалу

Чтобы сократить время выполнения заказа и снизить процент брака, компания Color Ink выбрала 10 стандартных сортов пластика, приобретаемых непосредственно у производителя. Так сохраняется максимальная активизация поверхности (величина дины), что крайне важно для машин, работающих по гибридной технологии. У типографии есть своя лаборатория, где все материалы проходят тестирование на значение дины и красочную адгезию. Учитывается и послепечатная обработка: намеченное лакирование или ламинирование.

«Поскольку абсолютно сухие оттиски можно отправлять в послепечать намного быстрее, чем при обычном офсете, — говорит Завершник, — в день мы успеваем отпечатать больше заказов. Внедрённая система контроля качества делает работу типографии ещё эффективнее».

Больше готовых заказов 40% заказов компании Rainier Color's приходится на допечатную подготовку, но это не помешало бывшему препресс-бюро приобрести в 2002 г. УФ-машину. В то время компания печатала издания для модных магазинов сухим офсетом на полуформатной 6-красочной Komori. Её сменила гибридная полноформатная 8-красочная печатная Komori с четырьмя УФ-лампами от IST, переставляемыми между печатными секциями. При лакировании задействуются три сушки на удлинённой приёмке. «Объёмы заказов постоянно растут, и мы делаем всё, чтобы предложить клиентам лучшее качество, — говорит Глен Риппер, менеджер по работе с клиентами (ранее печатник и менеджер на производстве). — Мы считаем, что УФ-технология позволит нам это осуществить».

УФ-работы печатаются красками Hy-Bryte (Sun Chemical). Но гибридная технология настолько эффективна, что в Rainier Color's её используют для работ с плотным красочным слоем на немелованной бумаге, в частности, буклетов. «Так быстрее, — объясняет Риппер. — Никакой сушки, никакого отматывания и лакирования». Он признаёт, что переналадка с обычного офсетного процесса на гибридный занимает на час больше обычного. Но за счёт убыстрения производственного процесса и меньшего количества задействованных секций общие затраты оказываются ниже даже с учётом стоимости гибридных красок. «Печатать УФ-красками ничуть не сложнее, чем обычными. Исключение — некоторые краски Pantone, которые в гибридных вариантах оказываются слегка нестойкими, — добавляет Риппер. — Для УФ-работ мы всегда проводим тестирование, а поставщик красок вносит необходимые изменения».

Опережать рыночные требования

Типография Challenge Printing недавно внесла вклад в развитие поп-культуры, выполнив сложнейшую работу с использованием УФ-технологий: печать четырёх обложек для журнала TV Guide с персонажами из фильма «Властелин колец» (полноцветная работа с голографическими элементами плюс белая краска и УФ-покрытие).

Первую печатную УФ-машину типография установила в 1999 г., осознав необходимость выйти за рамки печати стандартных заказов. «Мы расширили диапазон услуг и начали развиваться в новом направлении, — рассказывает владелец типографии Лотенбах. — Впоследствии типография увеличила парк УФ-оборудования, чтобы всегда идти навстречу заказчикам».

Сейчас в типографии две УФ-машины: полноформатная 6-красочная Heidelberg CD с анилоксовым устройством для нанесения покрытий производства H&B. Машина оснащена полной системой межсекционных УФ-сушек от компании IST и удлинённой приёмкой. Вторая — 7-красочная печатная машина Heidelberg с лакировальной секцией и полной системой межсекционных УФ-сушек от IST. Это первый в США пресс с новым вакуумным ленточным подающим устройством Heidelberg, по словам Лотенбаха, отлично зарекомендовавшим себя в работе с пластиками. Ещё есть 7-красочная KBA 162 (ширина листа — 162 см) с лакировальной секцией и несколько полноцветных Heidelberg с шириной листа 105 и 52 см. В III квартале текущего года компания закупит полноформатную 6-красочную KBA Rapida 105 с лакировальной секцией, а в конце года на очереди KBA 205 сверхбольшого формата (152х205 см) с секцией лакирования.

Полная загрузка

По оценке Лотенбаха, в этом году на УФ-машинах будет выполнено 15% всех заказов Challenge Printing. Машины печатают в три смены с одним выходным — от стереопечати и POS-материалов на полистироле и ПВХ до складных картонных коробок. Встречаются заказы на голографических материалах и фольге.

Рост спроса на широкоформатную печать по пластикам подтолкнул типографию к мысли добавить УФ-сушку и к KBA 162. Вероятнее всего, будут заказаны сушки между секциями и на приёмке.

Новичкам в сфере УФ-технологий Лотенбах советует начать с подробных исследований, ознакомиться с рынком оборудования, поставщиками, материалами и затратами на УФ-технологию. Что касается собственно печати, он предлагает «выяснить, какие краски эффективны для определённых материалов, понять, сколько УФ-излучения нужно для качественного отверждения, и, в конце концов, пройти через стандартный для любого нового оборудования процесс внедрения».

«Выбирая печатников для нового оборудования, учитывайте терпение работника и его способность к обучению. Эти качества могут оказаться не менее важны, чем опыт и навыки», — добавляет руководитель компании.

Об авторе: Маю Мишина (mmishina@primediabusiness.com), ответственный редактор журнала «Американский печатник».


Перспективы УФ-печати

Мы попросили читателей электронного бюллетеня InRegister высказаться об УФ-печати. Большая часть откликнувшихся упомянула, что собирается приобрести подобное оборудование в ответ на запросы клиентов. «УФ-технология становится настолько популярной, что вскоре каждая типография обязана будет иметь такое устройство, — написал Билл Эваско, президент Aloma Printing. — Сейчас мы обдумываем включение УФ-оборудования в наш производственный процесс в линию или как автономное».

Типография Motheral Printing недавно приобрела 8-секционную двухстороннюю Mitsubishi с секцией двойного лакирования. Среди основных её преимуществ исполнительный директор Дэвид Мотерал называет повышение скорости производства. «Теперь все отпечатанные у нас издания будут готовы за один прогон, включая лакирование», — замечает Мотерал. Он добавляет, что типография решила инвестировать средства в лакировальную секцию, поскольку это простейшее, но крайне необходимое для производства дополнительное оборудование.

Одна из рулонных типографий написала о недостатках УФ-печати. «Эта технология решает множество проблем, но породить может ещё больше, — считает её представитель. — Добавьте к стоимости красок электричество для ламп, необходимые для корректной работы раскатные цилиндры с водяным охлаждением, быстрейший, чем при традиционных способах печати, износ форм и офсетных полотен, точную настройку валов. Лично я предпочитаю технологию тепловых сушек».


УФ-дополнения

Мы уже писали об особенностях офсетной УФ-печати. См. статьи С. Оллер «Универсальный ультрафиолет» (Publish ? 7, 2003, с. 45) и В. Шлямина «УФ-лакирование в линию по традиционным офсетным краскам: особенности и перспективы» (Publish ? 8, 2003, с. 54). Применение УФ-отверждения в цифровой широкоформатной печати рассматривается в статьях М. Добровенского «Внедорожники для струйной печати» (Publish ? 10, 2003, с. 45) и «Широкоформатная печать по-новому…» (Publish ? 3, 2003, с. 64).


«Линия График» осваивает УФ-печать

Первая в России офсетная печатная машина Heidelberg Speedmaster CD 74-6+LX UV введена в эксплуатацию в типографии «Линия График» (Москва). Как отметил Игорь Егоров, продукт-менеджер по листовому офсету Группы компаний «Гейдельберг», осуществлявшей проект, машина выпускается с 2001 г. и предназначена для рынка высококачественной упаковки и рекламных материалов. Модель для УФ-печати от Heidelberg — первая, получившая специальный сертификат безопасности и экологичности. По словам Егорова, рынок УФ-печати устойчиво растёт примерно на 10% в год (в поставках машин — 7%, УФ-сушек — 10% и УФ-красок и лаков — 14%). Представители «Линия График» поблагодарили поставщиков и подчеркнули три важнейшие особенности УФ-технологии: мгновенное высыхание оттисков, стойкость к истиранию и беспроблемная работа с невпитывающими материалами. Как следствие, сложные заказы, на которые ранее уходило 5 дней и более, теперь могут исполняться за один день.

Станислав Ищенко из «Линия График» предвкушает УФ-перспективы

Особенности УФ-версии Speedmaster CD 74: для всех печатных секций реализовано темперирование красочного аппарата, используются УФ-валики и офсетная резина, специальные УФ-смывки, отсос красочного тумана. Между секциями сделана подготовка для перестановки УФ-сушек (в «Линия График» межсекционных сушек три) и защита от УФ-лучей. На удлинённой приёмке с УФ- и ИК-сушками также установлены УФ-защита, модуль охлаждения воздухом и отсос запаха. Машина оснащена для работы с пластиком.

Говорить об опыте работы со Speedmaster CD 74-6+LX UV в «Линия График» пока рано (машина только введена в эксплуатацию), но на ней уже отпечатаны некоторые сложные работы: рекламные материалы самой типографии и коммерческие заказы. — И. Т.


* Журнал "Американский печатник", март 2004.American Printer,a PRIMEDIA publication. All rights reserved.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Автоматизация:ожидания vs реальность

С каждым днём всё меньше руководителей предприятий выступают за сохранение привычных, но устаревших технологий в производстве. Приверженцы консервативных взглядов имеют ложные убеждения о том, что автоматизация процесса управления предприятием — это затратное мероприятие, которое не сможет принести очевидной выгоды для компании. Надо ли говорить, насколько глубоко они заблуждаются?

Типография, которая поверила в свои возможности

Большие пространства и много книг — это первое, что бросается в глаза при посещении Дома культуры «ГЭС-2». Самой привлекательной и интересной литературой для меня стала серия детских книг, выпущенная в рамках издательской программы V–A–C. Это известные классические сказки, оформленные современными художниками. В серии вышли книги Х. К. Андерсена, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Виктора Драгунского.

Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.

drupa в поисках себя

Индустриальные выставки — и drupa не исключение — проекты коммерческие. Их процветание или упадок связаны с тем, насколько успешно они решают задачи своих клиентов — экспонентов и посетителей. И в последние годы мы можем видеть здесь глубокие изменения.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38