Необходимость упорядочить взаимоотношения в цепочке «фабрика-производитель—оптовик—типография» назрела давно. Неурегулированность отношений между участниками рынка обуславливалась несовместимостью устаревших отечественных подзаконных актов (в частности, инструкций Госарбитража по приёмке товаров по количеству и качеству № П6 и П7) и Международных правил торговли бумагой (которыми руководствуются зарубежные производители); устаревших отечественных ГОСТов образца 60-70-х гг. прошлого столетия, регламентирующих качественные показатели продукции, и современных технических условий заводов-изготовителей.
Всё это приводило к тому, что участники рынка по-разному трактовали свои права и ответственность при осуществлении поставок бумаги и материалов для печати.
Содружество бумажных оптовиков (СБО) взяло на себя миссию по приведению взаимоотношений между поставщиками и потребителями бумаги к единому стандарту, учитывающему реалии сегодняшнего дня. Вводимые в действие «Общие правила торговли бумагой и картоном» едины и обязательны для всех фирм-участников Содружества. Документ прошёл экспертизу и получил одобрение Центрального научно-исследовательского института бумаги и зарегистрирован в качестве Стандарта общественной организации.
Поясним, чем мы руководствовались при составлении документа. Основой юридических аспектов «Общих правил торговли бумагой и картоном» послужили договорные взаимоотношения между производителями и поставщиками бумаги. При составлении контрактов обе стороны руководствуются едиными общеевропейскими Правилами торговли (в отдельных странах есть незначительные отличия, отражающие местную специфику, но по принципиальным положениям всё идентично).
Но есть и технические условия, на основании которых производится продукция. И мы, поставщики, и вы, потребители, не можем непосредственно влиять на них, равно как и на допускаемые отклонения, заложенные при проектировании производящего бумагу оборудования. Наша задача как оптовиков — наиболее полно донести до вас информацию о характеристиках и особенностях товара, помочь сделать правильный выбор, исходя из ваших потребностей, и обеспечить своевременную поставку товара. Именно эта цель лежит в основе как проверенных временем европейских Правил торговли, так и вводимого в действие нового российского стандарта.
Задача предприятий оптовой торговли — прежде всего, предоставление потребителям сервисных услуг: поддержание большого ассортимента на складах, осуществление поставок на заказ, логистика, хранение заказанного товара, доставка его покупателю своим автотранспортом. Всё это чрезвычайно затратные процедуры, требующие не только чёткого взаимодействия структурных подразделений фирм-оптовиков, но и понимания этих механизмов и однозначной постановки задач покупателем.
Основные положения
В документе упорядочены, собраны воедино те термины и понятия, которыми приходится оперировать при работе с бумагой и картонами, т. к. подчас недопонимание между сторонами возникает уже на этом элементарном уровне. Возможно, для кого-то это окажется своеобразным «ликбезом». Так, например, приведены обозначения машинного направления (преимущественного направления волокон на листе), принятые в англо- и германоязычной маркировках, описаны правила определения машинного и поперечного направления, исходя из указанного в заказе (в т. ч. и на упаковке) размера листа.
Процедура заказа и поставки
Одним из основных разделов Правил стало описание процессов заказа бумаги. Ведь при заказе материала приходится сталкиваться с недосказанностью или недопониманием достаточно важных деталей.
Очень часто при заказе рулонной бумаги не учитывается общий диаметр намотки и максимально возможный вес рулона, а впоследствии предприятие имеет проблемы при его размотке. Крайне редко оговаривается направление намотки (при том, что в ряде случаев этикеточная бумага может быть намотана мелованным слоем наружу и вовнутрь).
Ещё одно принципиальное правило — рулонная бумага всегда оплачивается по массе брутто, т. е. покупатель должен знать, что в цену входят масса втулки и упаковочной бумаги.
Надеемся, что подробное описание нюансов позволит избежать неожиданностей в тот момент, когда материал уже изготовлен и доставлен по назначению.
Допуски
Чаще всего споры между поставщиком и покупателем возникают вокруг возможных отклонений параметров бумаги и материалов для печати от «желаемых» значений. Ещё раз подчёркиваем: все отклонения и допуски обусловлены особенностями оборудования и условий производства фабрикиизготовителя.
Один из наиболее тонких моментов при оформлении заказа — определение точного количества поставляемой бумаги. Поскольку сухой канцелярский язык сложен для восприятия, остановимся на этом пункте подробнее. Допустим, покупатель заказал 10 т бумаги. Вероятность того, что изготовленное количество бумаги будет точно соответствовать этой цифре, ничтожно мала — оно будет чуть больше или меньше (естественно, что покупатель оплачивает точное количество поставленного материала, например, 9,5 или 10,5 т). Допускаемые отклонения в данном случае обусловлены шириной бумагоделательной машины (БМ) и кратностью этой величины размеру бумаги. Например, при ширине БМ (соответственно, и мастер-роля) 3,5 м можно получить 5 рулонов шириной 700 или 620 мм (в последнем случае — с большим отходом) или 4 рулона размером 840 мм. Вес каждой упаковки (паллеты или рулона) также нестабилен. Для покупателя важно знать этот допуск, чтобы определить, достаточно ли будет поставленного количества бумаги для печати тиража или, наоборот, не превысит ли сумма оплаты заложенной при калькуляции заказа.
По статистике, чаще всего возникают споры вокруг количества листов в упаковке. Дело в том, что ВСЕ без исключения производители ведут учёт материалов по массе. Соответственно, и взаиморасчёты между производителем и оптовиком строятся исключительно на массе поставленных материалов. Исключение составляют разве что самоклеящиеся материалы, учитывающиеся в листах или квадратных метрах. Когда оптовик по согласованию с покупателем реализует материал полистно, он предоставляет лишь соответствующую сервисную услугу, беря на себя связанные с этим риски.
На упаковке, как правило, указывается количество листов (для рулонной бумаги — длина полотна). Но эта величина условная — это та цифра, которая получалась бы при условии, что бумага или картон имеют плотность, точно соответствующую указанной. К сожалению, при массовом производстве добиться абсолютно точного соответствия плотности заданной цифре практически невозможно.
На основании усреднённых производственных допусков, можно говорить, что эта величина колеблется в пределах ±5%. Например, при заданных 80 г/м╡ реальная плотность составит 76–84 г/м╡ (к слову, отечественный ГОСТ допускает ещё больший разброс этой величины — до 8%, особенно для плотных сортов бумаги и картона). Поэтому при заданной массе паллеты и большем значении плотности (т. е. когда масса листа оказывается чуть больше) количество листов окажется меньше. Соответственно, при меньшей массе каждого листа количество листов в упаковке пропорционально увеличивается.
При заказе можно ограничить минимальное или максимальное значение этого показателя. В приведённом примере опорное значение 80 г/м╡. Клиент при оформлении заказа может потребовать, чтобы оно не было превышено. В этом случае указанный допуск удваивается: минимальное значение массы будет составлять уже 72,2 г/м╡, а «опорным значением» становится 76 г/м╡
(76 – 5% = 72,2 г/м╡; 76 + 5% = 80 г/м╡).
Заметьте, что контролируется масса целой паллеты, а не отдельных пачек, а количество листов в нижних пачках, как правило, превышает количество листов, лежащих в верхней части паллеты. При превышении условно-расчётной массы паллеты лишние листы просто снимаются с поддона. На это следует обратить внимание, если для печати используется лишь часть паллеты (или приобретаются всего несколько пачек бумаги или картона). Устройство, упаковывающее листы в пачки, контролирует её высоту, а не массу или количество листов! Справедливости ради надо сказать, что по реальной статистике разброс значений массы 1 г/м╡ не так велик и составляет не более 2-3%.
Споры вокруг несоответствия размеров бумаги возникают крайне редко (по рулонной бумаге нам вообще не встречались) и связаны обычно с тем, что размер бумаги (а чаще — картона) колеблется внутри одной упаковки (паллеты). Таким образом, этот раздел нормирует как колебания размеров листа внутри одной упаковочной единицы, так и отклонения от номинальных размеров. Приведённые в документе допуски также соответствуют усреднённым заводским значениям.
Разрешение споров по качеству материалов
Производство есть производство, пусть даже самое совершенное, — рано или поздно на нём возникают сбои, и часть продукции может оказаться дефектной. Конечно, существует и многоступенчатый контроль качества на фабрике, и входной контроль у оптовиков, но всё же какая-то часть некондиционной продукции имеет шанс попасть к потребителю.
До сих пор едва ли не единственными документами, регулирующими подобные споры, были инструкции Госарбитража (разработанные в СССР в начале 70-х) по приёмке товаров по количеству и качеству. К сожалению, они не учитывают особенностей и требований зарубежных партнёров и международных правил. Усложнённые правила документооборота, приведенные в инструкциях, почти неприменимы в реальных условиях хозяйственной деятельности предприятий, и попытки клиента компенсировать потери от фабричного брака становятся практически бесперспективными.
На наш взгляд, в новом стандарте, с одной стороны, устранены лишние бюрократические формальности, принятые в отечественных положениях, а с другой — чётко описаны все требования к документам и «доказательной базе», действительно необходимые для быстрого и объективного решения проблем.
Заключение
Подчеркнём: новый стандарт разрабатывался с целью упрощения многочисленных процедур и достижения взаимопонимания между участниками рынка в вопросах, связанных с заказом и поставкой бумажной продукции.
Об авторе: Сергей Чурусов, главный технолог компании «Регент-Арт».