В конце прошлого года представительство концерна Koenig & Bauer AG (KBA) в России было преобразовано в ООО «КБА-РУС». Новая компания, являющаяся 100% дочерней фирмой KBA, приняло на себя все функции представительства. Но это российская фирма, и символично, что её руководителем стал россиянин — Владимир Андреевич Мельниченко. Мы встретились с ним в офисе «КБА-РУС» всего через несколько дней после окончания Drupa-2004 и попросили ответить на несколько вопросов. Первый напрашивался сам собой.
По-видимому, в KBA считают, что простой реализации олимпийского принципа «главное — участие» для Drupa явно недостаточно. Компания представила на выставке новинки во всех классах оборудования, включая совершенно новые машины, а не улучшенные модификации существующих. Каковы их перспективы на рынке полиграфоборудования?
Владимир Мельниченко |
Мы очень напряжённо готовились, и нам приятно, что усилия не прошли незамеченными. В конце марта в Радебойле собрали клиентов, представителей прессы, продавцов оборудования и продемонстрировали им новинки на заводе KBA и в действующей типографии. Но главным событием стала сама выставка.
Продолжая работу по продвижению машин сухого офсета, KBA разработала и представила Rapida 74 G с новым красочным аппаратом Gravuflow без регулировки красочных зон, впервые применённым на цифровой офсетной 74 Karat. Машина демонстрировалась в «Центре сухого офсета» фирм Toray и Marks-3zet.
На стенде KBA можно было ознакомиться с одной секцией гигантской Rapida 205 формата 151х205 см, для которой разработаны многочисленные функции автоматизации. Была показана и обновлённая Rapida 162 в 6-красочном исполнении с секцией лакирования. Rapida 105, достигшая скорости 18 тыс. отт./ч, оснащена подачей без боковых выравнивающих упоров, избавляющей от множества проблем с бумагой. Высокоавтоматизированные офсетные машины, в т. ч. оснащённые технологией прямого экспонирования форм, были представлены в рамках «Фабрики малых тиражей»: 74 Karat, Genius 52 и 46 Karat Plus. Стоит отметить, что последняя — премьера KBA в малом формате, где мы намерены действовать более активно.
Вообще, о новинках KBA, демонстрировавшихся на собственном стенде компании площадью 3500 м2, а также стендах наших партнёров и в работающих типографиях, можно рассказывать долго. Это касается всех направлений — от поддерживающих JDF систем управления техпроцессами и машин листового офсета до рулонного сектора, где мы располагаем отличными наработками в газетной и журнальной офсетной и глубокой печати, а с недавнего времени — и флексографской.
Главное, что представленные на выставке продукты заинтересовали клиентов. Это подтверждает объём подписанных в ходе выставки договоров о поставке, вопреки пессимистичным прогнозам, превысивший аналогичные показатели Drupa-2000 (по листовому офсету — более чем вдвое), проходившей на фоне подъёма рынка полиграфоборудования. Это, а также итоги первого квартала, позволяют руководству компании прогнозировать получение прибыли в 2004 г.
Находившиеся на стенде KBA представители «КБА РУС» не имели ни минуты свободного времени — так велик был натиск клиентов из России и СНГ. На выставке распространялось подготовленное с нашей помощью и посвящённое KBA специальное приложение к одному из российских полиграфических журналов. Мы заключили ряд соглашений и с российскими заказчиками, в т. ч. о поставке двух очень серьёзных машин. По мере того, как новая техника будет устанавливаться в российских типографиях, мы с удовольствием расскажем об этом вашим читателям.
Единственное, что может ограничить поставки всего заказанного оборудования — план завода. Но большинство наших клиентов, уже знающих возможности машин KBA, готовы подождать.
Есть ли у российских клиентов интерес к уникальным машинам KBA сверхбольшого формата?
Честно говоря, мы сами были удивлены. Но не проявленным интересом, а его направленностью. Дело в том, что основная сфера применения «гигантов» — печать плакатов и афиш, где фактор качества, особенно в передаче мелких деталей, не является ключевым — ведь эта продукция обычно рассматривается с большого расстояния. Однако российские покупатели очень придирчивы в отношении качества печати: они посмотрели машины на заводе и производстве и теперь просят нас выполнить серьёзное тестирование (сейчас мы занимаемся его организацией). Их интересует и устройство продольной резки, устанавливаемое в линию Rapida 205 и обеспечивающее работу сразу на два стапеля. Оказалось, что потенциал сверхбольшого формата не исчерпывается рынком афиш и плакатов. По-видимому, такие машины могут найти спрос и на упаковочном рынке.
Более того: особая, запатентованная конструкция захватов бумаги «кошачья лапа» обеспечивает работу с очень широким диапазоном материалов, включая тонкую бумагу. А это значит, что возможна журнальная и книжная печать — фактически, Rapida 205 конкурирует с рулонными машинами. Это решение экономичнее: листовая машина не требует обязательного оснащения газовой сушкой при печати на мелованной бумаге.
Давайте вернёмся к российским делам. Как повлияло на отношения с клиентами преобразование представительства в «КБА РУС»?
Идея зрела давно и была реализована, как только объём продаж достиг необходимого уровня. Кстати, начиная с 1999 г., когда только в Россию было поставлено оборудования примерно на 3,5 млн евро, каждый последующий год объём продаж почти удваивался, достигнув 40 млн евро в 2002 г.
Главное — российская компания может обеспечить лучшие условия поставок и сервиса, удобные финансовые схемы. Типографии России и Белоруссии (сфера ответственности «КБА РУС») получили возможность платить за оборудование рублями, не заключая внешнеторговые контракты. Сейчас практически все наши клиенты переведены на рублёвые схемы оплаты за сервис и запчасти. Мы открыли дополнительный офис в удобном месте в центре Москвы на Петровке, работает филиал в Санкт-Петербурге, расширили складские площади для запчастей (сейчас складов два), организовали горячую линию поддержки, увеличили численность сотрудников «КБА РУС» — их более 30-ти человек. В планах — до конца года увеличить на порядок площади складов, о чём мы ведём переговоры с крупными полиграфическими предприятиями и компаниями, занимающимися поставками бумаги.
Расскажите о самых интересных инсталляциях последнего времени.
В апреле в Санкт-Петербурге в издательско-полиграфическом холдинге «Иван Фёдоров» завершена инсталляция 4-красочной машины Rapida 130а. Сейчас в одном из полиграфических предприятий Москвы идёт монтаж 10-секционной Rapida 142 с двумя лакировальными секциями — это будет самая большая «Рапида» на территории России.
Сосредоточившись на выпуске печатной техники, KBA не располагает собственными продуктами для допечатной подготовки. Какие компании вы рекомендуете клиентам в качестве поставщиков решений в этом секторе?
Да, мы не выпускаем оборудование для формных процессов, поэтому выбрали двух производителей, в надёжности решений которых не сомневаемся — это Agfa и Creo. У нас есть опыт успешного сотрудничества с российскими дистрибьюторами этих фирм: c группой компаний «Нисса» — по оборудованию Creo, с фирмами «Комлайн» и «Терем» — по Agfa. Естественно, мы никому не навязываем то или иное оборудование — окончательный выбор всегда делает клиент.
Кстати, с компанией «Нисса» нас также связывает соглашение, по которому она является поставщиком машин серии Karat. Пока у нас нет опыта инсталляций подобной техники в России, но мы надеемся, что рано или поздно это случится. Определённые намётки есть, тем более теперь KBA располагает малоформатной машиной 46 Karat Plus, в принципе, это идеальный выбор для новичков в печатном бизнесе. Как ни странно, в первую очередь машиной заинтересовались в странах СНГ. В серии Karat сочетаются оперативность цифровой полиграфии с настоящим офсетным качеством, которое можно смело продавать самым придирчивым клиентом. Но в России для машин Karat я вижу больший потенциал в типографиях, уже располагающих офсетной техникой, опытом работы и клиентской базой — в противном случае риск слишком велик. Хочу подчеркнуть: соглашение с компанией «Нисса» предусматривает только право поставки серии Karat и не распространяется на другие машины KBA.
Самая большая в мире листовая офсетная машина KBA Rapida 205 |
Каковы перспективы продвижения флексографской машины KBA Corrugraph?
Это листовая машина для печати на гофрокартоне флексоспособом. Она новая, первая инсталляция прошла в Америке, на Drupa-2004 не демонстрировалась, и мы пока не располагаем достаточной информацией о ней. Но я точно знаю, что интерес к подобным решениям в России есть, особенно учитывая привлекательную себестоимость флексопродукции. Как только будем располагать исчерпывающими данными о возможностях Corrugraph, обязательно предпримем активные действия по её продвижению.
Koenig & Bauer AG: только факты
Концерн KBA (Германия) — третий по величине производитель печатной техники в мире.
Основные производства расположены в Вюрцбурге (газетные рулонные офсетные машины), Радебойле (листовые офсетные машины, включая DI), Франкентале (офсетные рулонные акцидентные и газетные машины одинарной ширины; машины глубокой печати). Вспомогательные — в Треннфельде и Кузеле.
Объём продаж в 2003 г.: 1231,8 млн евро (2002 г. — 1353,8)
Убыток в 2003 г.: 1,9 млн евро (2002 г. — прибыль 46,6)
Численность персонала: 7303 чел.