«Занимаемся ли мы защищённой печатью? Да нет, ещё не созрели», — шутливо ответил директор одной типографии, с которым пришлось встретиться во время подготовки номера. Незамысловатый ответ таил в себе суть происходящего на рынке упаковочной и этикеточной продукции, выпускаемой отечественными типографиями.
Как известно, любая защита подразумевает нападение, в данном случае — подделку. И речь идёт о превентивной защите, в расчёте на вероятную «агрессию». Как в один голос подчёркивали выступавшие на недавней конференции Security Printing в Москве, необходимо ещё условие — потребность в такой защите у потребителя или изготовителя продукта, несущего на себе отпечатанную информацию.
Несомненно, мы её испытываем, открывая дверь валютно-обменного пункта. Она должна быть (но, увы, не всегда есть) при покупке лекарств или спиртных напитков. И уж вряд ли возникает в супермаркете при оплате пакета молока или пачки чая. Впрочем, если это произойдёт, человек останется неудовлетворённым, ибо получить у кассира или продавца информацию о признаках настоящей, а не поддельной упаковки потребительского товара — пока маловероятно.
Активно начинают решать проблему крупные производители, заказывая специальные краски, голографические вставки или фольгу. Но это одна сторона медали, недоступная потребителю, лишённому возможности посмотреть на этикетку в УФ-лучах или определить подлинность товара тестовым маркером. Как говорил один докладчик на конференции, наличие голографической этикетки ничего не говорит покупателю. Эксперимент, в ходе которого людям показывали подлинную и поддельную голограммы, закончился эффектно — никто не смог найти отличия.
А необходимость такая действительно есть. Но появляется при осознанном и практически осуществляемом желании иметь дело с подлинным товаром. Около моего дома закрылся магазин, где я всегда покупал сменные фильтры для очистки воды. Проблему удалось быстро решить — походя, на строительном (!) рынке. Правда, упаковка вызвала сомнения, но победу, естественно, одержал привычный дефицит времени. Результат, увы, был втайне ожидаемым… Звучит смешно, но через два дня та же история произошла с чаем.
Ничего удивительного, что директор типографии «Контур Плюс», о которой идёт речь в этом номере, рассказывая о действительно серьёзных возможностях своего производства по выпуску защищённой полиграфической продукции, сказал примерно следующее: «Мы можем напечатать, сделать тиснение, всё что захотите… Но заказов таких маловато».
Получается, производство защищённых этикеток пока нужно лишь поставщикам товаров, действительно терпящим огромные убытки от контрафакции. И остаётся практически незадействованным, возможно, самый важный сегмент видимой защиты упаковки, ориентированный на рядового потребителя. Уровень его развития, по сути, — показатель культуры общественного сознания, степени нашего самоуважения.
Армия защитных технологий, о которых идёт речь в этом номере, способна решить (и уже решает) самые сложные задачи. Но активное внедрение в стандартную типографскую практику и повсеместная адаптация к среднему уровню покупателя супермаркета требует немалой подготовительной работы, в первую очередь, со стороны поставщиков продукции.
Благодарным потребителям останется только оплатить покупку, не забыв, на всякий случай, проверить наличие на этикетке нужной голограммы. Или найти на ней микротекст, вытащив из кармана предусмотрительно захваченную из дома 30-кратную лупу. Если конечно, очередь не слишком большая…