Тема одновременного использования нескольких печатных технологий побудила выяснить положение дел на производствах, оснащённых офсетной и флексографской техникой. Увы, одновременно работающих с узкорулонным офсетом и флексо пока не так много, да и они оказались не очень-то склонны к общению.
Наиболее распространённый вариант — листовая средне- или малоформатная офсетная и узкорулонная флексографская техника. Как рассказал директор «Полиграф-Центр» из Новочеркасска (планетарная флексомашина Gramex и офсетная Polly 54) Сергей Ковалёв, объём офсетных тиражей с начала года упал в 2–3 раза, а на флексографском участке снижение не превысило 20%. Большая часть выпускаемой продукции — бумажная и плёночная самоклеящаяся этикетка. Причину столь радикального различия по двум направлениям бизнеса Ковалёв назвать затруднился, хотя не отрицал, что многие заказчики в этом году приняли решение перейти с бумажных этикеток на плёночные.
Резким диссонансом прозвучало заявление коммерческого директора «ВМС-Принт» Николая Золотарёва (Московский регион, флексомашины Combat и Nilpeter, офсетные Speedmaster 74 и Speedmaster 102): «Никакого спада тиражей ни на офсетном, ни на флексографском участках не имели». Главная причина — работа на специфическом рынке фармацевтической этикетки и упаковки, на котором кризис, по его словам, не сказался: «У фармацевтов вообще всё не так, как у остальных: наибольший объём заказов они размещают в конце и в начале года, ибо хотят уйти на новогодние и православные рождественские каникулы с хорошими запасами на складах». Интересная деталь: хотя на офсетных машинах здесь печатают около 60% заказов, рентабельность флексографии вдвое выше. «Дело в том, — объяснил Золотарёв, — что цены на офсетную продукцию на рынке сильно занижены, плюс к тому резко выросла стоимость картона и бумаги. А поскольку во флексографии стоимость материалов всегда была достаточно высока, получаемая маржа даже помогает жить офсетному направлению». Один из самых интересных примеров — рижская типография Olderly, оснащённая листовой офсетной (Heidelberg, Komori), флексографской (Arsoma) и полуротационной рулонной офсетной (Codimag) техникой. Её директор Янис Локмелис рассказал, что уровни падения офсета и флексографии с начала года оказались одинаковыми — около 50%. Зато на коне оказалась машина Codimag, объединившая способность оперативно справляться с широким спектром заказов на плотных материалах и обеспечивающая заметно более высокое качество, чем во флексографии. «За последнее время нам удалось перетянуть заказы по выпуску пластиковых этикеток из Германии, Швеции и Эстонии, — говорит Локмелис. — И это несмотря на более высокую стоимость красок и не очень большую тиражестойкость печатных форм (как правило, два комплекта на 600 000 этикеток)».
Итоги бесед не удивили, доказав очевидную истину: правильно спланированная стратегия диверсификации бизнеса в нужный момент не замедлит сыграть роль палочки-выручалочки в жёстких условиях экономических проблем.