С 14 по 17 марта в выставочном комплексе «Сокольники» прошла XI международная выставка материалов, машин, оборудования и технологий для изготовления этикеточной продукции «Этикетка/Label Show-2005». Она отразила ситуацию на рынке, показала его основных игроков, выявила лучших.
Ещё перед открытием, на торжественном банкете, состоялось награждение победителей II международного конкурса на лучшую этикетку «ГрандЭтикет-2005». Бронзовый диплом генерального спонсора конкурса, компании Avery Dennison, получила «Унифлекс» (Беларусь), серебряный – Vox Design (Молдова), золотой – «Тафлекс» (Россия). Специальный диплом генерального спонсора за функциональную защитную этикетку достался фирме «ЭПО».
Машины флексографской печати
Хотя техники на выставке было показано немного, все машины действовали, что, как всегда, вызывало большой интерес специалистов.
Стенд «Итрако». В памяти блока управления машины LeoMat Overprinter могут храниться настройки 150 печатаемых заданий |
«Итрако» сообщила о начале сотрудничества с LeoMat. Дебютом взаимоотношений стала презентация 1-красочной флексографской машины LeoMat Overprinter (27 000 евро, ширина печати до 310 мм), позиционно надпечатывающей уже готовые самоклеящиеся этикетки по фольге или бумаге. Компактная машина оснащена системами электронного управления, продольной резки ножами-лезвиями, выравнивания полотна с помощью боковых ограничительных колец, а также датчиком приводки к предварительно отпечатанному материалу. Используются обычные флексографские клише, спиртовые (рекомендуются) и водные краски.
Менеджеры «ТерраПринт» сообщили о начале поставок на российский рынок рулонных машин трафаретной печати итальянской компании Sam Meccanica. В комплектации – УФ-сушки, секции для горячего тиснения фольгой и высечки. Запечатываются стойкие к растяжению материалы – «самоклейка», тонкий картон, бумага.
Стенд «Огард». Стандартная функция машины ConverPress-S – электронная система равнения кромки полотна |
На стенде «Огард» было несколько машин. Усовершенствованная 6-красочная ConverPress-S (150 000–200 000 евро в зависимости от комплектации): промежуточные ременные приводы на секции теперь заменены шестерёнчатыми, отходящими от единого приводного вала. Максимальная конфигурация – 8 печатных и 5 отделочных секций: модуль резки в листы, секции плоской высечки, ламинирования, холодного тиснения. Скорость печати 100 м/мин. А также малогабаритные – однокрасочная Sohn 6500 (ширина печати 125 мм) и 4-красочная Sohn 4400 (42 000 долл., 40 м/мин, макс. ширина печати б– 108 мм) – для печати самоклеящихся этикеток и высечки по любому контуру (1–3 секции). Здесь же демонстрировалась намоточная машина Omega SR с функциями инспекции полотна – важный компонент оборудования флексографской типографии.
Машины элитного класса были представлены печатной секцией Effective Flexo от MPS – ширина печати 330 мм, технология Crisp.Dot для чёткого воспроизведения растровых точек (обрезиненный, не связанный с приводом, «холостой» печатный цилиндр).
Украинские коллеги из «Булат» показали компактную 4-красочную машину «Сигма» (18 000 долл.) с ИК-сушкой, выполняющую полный цикл изготовления этикеток, наклеек и др. (печать, высечка, холодное ламинирование, продольная разрезка, смотка остатков ленты на отдельный вал, обрезка краёв ленты). Печатает по бумаге, самоклейке, фольге, плёнке и колбасной оболочке, на которой достигается наилучшее качество. Скорость плавно регулируется от 0 до 80 м/мин. Модульная конструкция обеспечивает разные варианты комплектации.
Стенд «Булат». 4-красочная флексографская машина «Сигма» оснащена электронным счётчиком отпечатанной продукции |
Традиционный экспонат на стенде «ВИП-Системы» – 4-красочная Edale Alpha для этикеточной и упаковочной продукции (112 000 евро в выставочной комплектации). Помимо печатных, оснащена отделочной и высекальными секциями. Макс. мех. скорость 100 м/мин, макс. ширина рулона б– 250 мм.
Приехала на выставку канадская ETI Converting Equipment, информационно представившая линии производства самоклеящихся этикеток Cohesio (до 2-х красочных секций) и Labeline (до 12-ти красочных секций), а также флексографские машины Albator и Metronome с автоматическим модулем отделения облоя. Среди возможностей комплексных линий – печать и производство самоклеящейся основы в одну операцию, выпуск этикеток без подложки, рельефное тиснение до ламинирования.
Машины трафаретной и тампонной печати
Специальные виды печати на выставке представляли две компании – «Эзапринт» (с набором трафаретного оборудования) и дебютант на российском рынке, итальянская GTO, специализирующаяся на выпуске тампонных станков. Как рассказал её президент, г-н Рито Сколаро, в использующих только закрытую красочную систему станках, согласно лицензионному соглашению с Morlock, применены запатентованные ею технические решения.
Ярко-красные тампонные станки серий Evo и Bico привлекли всеобщее внимание. Было представлено 5 машин, различающихся по красочности, формату, скорости печати: Colibri Evo (4000 долл.), EVO 5C (12 000 долл.), Bico Slider, Bico Blevo (5500 долл.) и Evo Slider 2C (22 000 долл.).
Стенд «Эзапринт». Стоимость ручной карусельной трафаретной машины Esa-Carousel от Codas – 5600 долл. |
Эргономичное оборудование разработано с учётом нужд оператора, оснащено электронным контролем опускания тампонов с дифференциальным ходом, регулируемым по трём координатам устройством перемещения изделия, размещённом на плавающем держателе, что облегчает печать на предметах с косой поверхностью. Во время выставки одна из машин была продана.
Стенд компании GTO. 4-красочный тампонный станок в действии |
На стенде «Эзапринт» демонстрировалось две печатные линии: по текстилю, в составе ручной карусельной 6-красочной Esa-Carousel от Codas и туннельной ИК-сушки Mini IR от EMA (общая стоимость 18 000 евро), и для графической печати на бумаге, плёнке или пластике (40 000 евро) в составе трафаретного полуавтомата Codas Seristar (500x700 мм, 1100 цикл./ч) и УФ-сушки EMA SC 800 L. Отдельный экспонат – трафаретный полуавтомат Argon Unostar (500x700 мм, 900 цикл./ч).
Оборудование для тиснения, высечки, изготовления обюёмных этикеток
Этикетку важно не только напечатать, но и красиво отделать, защитить от подделок. Оригинальное решение предложили «ВИП-Системы» – машину для высечки и тиснения голограмм MY320B от SPPM. В базовой конфигурации (35 000 евро, с функцией резки на ручьи) две башни: в первой происходит тиснение, во второй – высечка (третья устанавливается по желанию для, например, ламинирования). Макс. скорость тиснения – 10 000 цикл/ч. Полотно подаётся сервоприводной системой переменного тока. Есть устройство для его равнения перед входом в машину. Точность приводки б– 0,15 мм.
Другой вариант для защиты продукции голограммой – термопресс для припрессовки голограмм TDS 2 – на стенде Solid PS. Машина создана на базе хорошо известного устройства для нанесения этикеток и радует ценой – 14 300 евро. Оборудована двумя башнями для нанесения голограмм, производительность – до 7000 тиснений в час на каждый привод. Для точного позиционирования голограмм – система поиска метки и коррекция позиций тиснения. Размеры голограмм от 6x6 мм до 30x30 мм, бумага 60-450 г/м,sup>2.
Валковый пресс ПВ-1800 для вырубки из гофрокартона (скорость высечки 30 м/мин, длина рабочей части валов 1800 мм) располагался на стенде «Полиграфспецсна». Здесь же – небольшие высекальные прессы ПГВ-БГ (площадь высечки 180x220 мм). Система поворота штампа повышает удобство работы. Другие конструкционные особенности – прецизионная настройка высечки на рисунок, воздушное охлаждение. Производительность 360 000 шт./ч (при оснащении ИК-барьером, позволяющим работать в полуавтоматическом режиме, возрастает до 500 000). Аналогичные компактные станки привезла на выставку «АВС-Центр».
Стенд Solid PS. Отечественный вариант пресса для нанесения голограмм – TDS 2 |
На стенде «ВИП-Системы» демонстрировался тигельный пресс Kluge с системой самонаклада – Kluge EHD для высечки, тиснений блинтового, конгревного и фольгой. Особенность – запатентованная система Delayed Dwell, так изменяющая цикл работы, что время прижима плиты при тиснении увеличивается вдвое за счёт уменьшения времени на холостой ход. Это повышает качество тиснения, за один проход можно делать несколько операций.
Стенд «ВИП-Системы». Машина для высечки и тиснения голограмм MY320B оснащена датчиком положения наносимой голограммы с точностью 0,15 мм |
«Итрако» показала Medesa-320 от немецкой Mendel для каландрирования и вырубки крышек и этикеток из фольги, ПЭТ, валкелида, металлизированной и обычной этикеточной бумаги. Шаговые двигатели и система управления позволяют точно настраивать, позиционировать вырубку отпечатанной рулонной продукции. Также демонстрировавшаяся Newfoil-3500 британской фирмы Newfoil Machines выполняет горячее тиснение фольгой, конгрев и высечку рулонной этикеточно-упаковочной продукции.
Встроенные высекальные секции – неотьемлемая часть любой флексографской машины. «Огард» показала на своём стенде восемь разновидностей мощных станций немецкой компании Schober, устанавливаемых в печатные машины любых производителей.
Компания «Эзапринт» представила ручную установку для изготовления обюёмных этикеток LCE Start-Up (8650 евро) фирмы Demak для смешивания и подачи смолы точными дозами. Вакуумная система дегазации смеси предотвращает образование пузырьков. Специальная композиция смолы высокой устойчивости с низкой пропускной способностью к УФ-излучению позволяет использовать этикетки вне помещений.
Расходные материалы
Одной из самых популярных тем были краски для УФ-печати (см. врезку «Смотр этикеточных технологий»). ATDeSign представила краски UVivid УФ-отверждения от Sericol для узкорулонной печати флексографским и трафаретным способами, а также новое ПО РРР (Process Performance Program) для них. Концепция РРР подразумевает полный перечень ручных рецептур смешения красок для различных параметров печати этикеток. Преимущества системы – экономия времени за счёт быстрого определения рецептуры и уменьшения отходов.
Эксперты Sericol рекомендуют готовую цветовую лабораторию (31 000 евро): спектрофотометр, цифровые весы, просмотровое устройство, пробопечатный станок IGT Orange Proofer, устройство для смешения красок (шейкер), сушильное устройство. Центральный компонент – Easytint Infomaster со встроенным компьютером и прецизионными весами, хранящий в памяти готовые и вновь созданные рецептуры.
Всё актуальнее технологии защиты печатной продукции. «ХолоГрэйт» представила новин-ку – технологию HoloPhantom для создания голограмм с тёмным фоном и без яркого металлического блеска.
«Полиграфспектр» сообщила о начале поставок на российский рынок нового запечатываемого материала для изготовления этикеток для шампуней и гибкой тары. Материал ClearFlex от Ritrama – двуориентированный полипропилен толщиной 50 мкм. Предлагается два типа: на основе пергамина и PET.
Сертификат для этикетки
В рамках выставки прошёл семинар ГК «Легион» на тему «Конкурентное преимущество при печати этикетки. Внедрение системы ArtPro». Менеджер по продажам ArtWork Systems Пол Виллемс рассказал о сути новой концепции PA:CT (Packaging Certified Products), реализованной в составе программы ArtPro для проектирования упаковки и этикетки. Её задача – решение ключевых проблем допечатного производства: отсутствия сквозной стандартизации технологических процессов и обюективно невысокой вероятности обнаружения ошибок, их быстрого исправления. В основе концепции – известная технология Certified PDF (сертифицированный PDF) от EnFocus, входящей в состав ArtWork Systems. Суть – встраивание в стандартный PDF служебной информации о всех операциях с файлом, что всегда позволяет произвести оперативный «откат» на требуемое число шагов. Операции фиксируются в специальном электронном журнале, в виде сессий. Технология интегрируется во все программные продукты, что полностью исключает неконтролируемые изменения файла. К печати он допускается лишь после сертификации на соответствие стандарту PDF и заданным требованиям.
Темой доклада ведущего инженера ГК «Легион» Александра Дроздова стали особенности новых пакетов Art Pro 8.0 и Nexus 8.0 – совместимость с форматом PDF 1.5 (поддержка слоёв), стандартом JDF. Система алгоритмов 4Stage trapping technology проводит «расшивку» (flattening) прозрачности PDF 1.5 для конвертации в формат PDF 1.4. Новое ПО Symphony упрощает профилирование печатных машин с помощью технологии DeltaCurves: располагая сеткой градационных кривых, построенных с фиксированным шагом, специалисты типографии оперативно перестроят ICC-профиль машины на новый запечатываемый материал с помощью одного-двух измерений спектрофотометром. Поддерживается алгоритм построения линеаризационных кривых по ограниченному количеству измерительных точек.
И. К.
Смотр этикеточных технологий
В течение двух дней проходила международная конференция «Через инновации к повышению ценности продукции», организованная журналом Labels & Labeling. Доклады отразили аспекты развития мировой этикеточной индустрии.
Главный редактор Labels & Labeling Энди Томас говорил о новых материалах и тенденциях в сфере упаковки. Он отметил, что переход на новые технологии обусловлен стремлением мировых производителей тары и упаковки уменьшить вес товаров, в т. ч. этикетки, обычно занимающей 17-18% общей массы. Развиваются модульные и узкорулонные машины, а также рукавные технологии получения этикетки.
Интересная тема – технологии защиты продукции. О ней рассказал управляющий директор Avery Dennison Флориан Янгмайер. Речь зашла об RFID (радиочастотной идентификации, РЧИ), создающей уникальный номер каждого продукта. Идея – в «зашивании» медной антенны и микрочипа в штрих-код. Использование РЧИ в розничных сетях магазинов страхует от краж и увеличивает продажи, автоматизирует управление складскими запасами.
Директор отдела стратегических решений Labels & Labeling Майкл Фэрли посвятил доклад разновидностям «умных» этикеток. Основная задача этикетки – привлечь внимание, сообщить информацию о продукции. Этой цели служат три разновидности – smart («умные»), smart active («умные» с переменными свойствами) и intelligent (интеллектуальные). Первые хранят информацию о продукте (например, с помощью РЧИ). Вторые под внешним физическим воздействием (прикосновение, изменение температуры, освещения и т. д.) изменяют свойства (ароматические этикетки, пивные этикетки, изменяющие цвет при достижении определённой температуры). Третьи реагируют на параметры окружающей среды (индикаторы удара, свежести продукта).
Такая этикетка подробно «расскажет», как и в каких условиях хранился товар. Если производитель хочет поместить на товар больший обюём информации, на помощь приходят этикетки-брошюры (часто используются в фармацевтической промышленности). Пока наибольшим спросом в сетях розничных продаж пользуются smart-этикетки, чего, из-за высокой себестоимости изготовления, нельзя сказать о двух остальных типах.
Управляющий директор компании GuDue Федерико д`Аннунцио затронул тему инвестирования средств в УФ-флексографию. Он отметил, что за последние 10 лет стоимость упаковки снизилась примерно на 25%, в частности, из-за развития УФ-красок.
Именно им был посвящён заключительный доклад менеджера ANI Printing Inks Евгении Баум. Она рассказала о трёх новинках: красках глянцевых Flexocure нё (sigma) и Flexocure Gemini для запечатывания этикетки и упаковки, а также Flexocure Ivory для нанесения на этикетки базового покрытия. Краски работают при высоких скоростях печати, характеризуются малым растискиванием, отсутствием запаха, улучшенной реологией, «непроваливанием» в бумагу. Flexocure Ivory позволяют создавать красочный слой, толщина которого (около 10 мкм) соизмерима с толщиной красок при трафаретной печати. Это позволяет добиться хорошей укрывистости.
Т. Г.
Под знаменем брендинга и дизайна
Состоялся семинар «Современные требования к этикетированию и упаковке в России и Восточной Европе». Организаторы – компании, входящие в состав Европейской ассоциации брендинга и дизайна и специализирующиеся на решениях для упаковочной и этикеточной отрасли: Brigl & Bergmeister, Huber Group, Merck KGaA и Mildberry.
Представитель Brigl & Bergmeister – производителя этикеточной бумаги и материалов для гибкой упаковки – г-н Чоггль рассказал о мировых тенденциях на рынке пива. В 2004 г. Россия занимала 4-е место в мире по его потреблению, а за последние годы общий прирост был достигнут за счёт двух стран – России и Китая. Это говорит о перспективности нашего рынка, для которого характерно присутствие всех ведущих международных производителей пива. Этикеточные типографии, основные потребители продукции Brigl & Bergmeister (рынок Восточной Европы для неё – второй по значимости и обеспечивает 25% продаж), могут воспользоваться её опытом в области LabelManagement – так в фирме называют программу исследования потребностей основных групп потребителей этикеток.
Но даже самый лучший продукт, изготовленный по новейшим технологиям, трудно продать, если он не является брендом. Размышлениями на тему «История бренда» поделился руководитель агентства Mildberry Олег Бериев. Ингредиенты просты и всем известны – название, шрифт, цвет, форма, символ. Заказчик обсуждает задачу с дизайнером, но сейчас для успеха жизненно необходимо ещё и знание современных технологий: их потенциала и ограничений.
А технологии шагнули далеко – например, Merck KGaA выпускает необычную продукцию: перламутровые пигменты. Как продемонстрировал её представитель Алексей Прокопов, изменение окраски упаковки и этикетки происходит при смене угла зрения или освещения. Далеко не все дизайнеры знают, что реализация подобных изысков добавляет к стоимости этикетки всего несколько десятых копейки!
Не менее увлекательны эффекты от новейшей разработки, представленной Михаелем Кайнертом из Huber Group: Metal FX. Комплект из ПО для цветоделения, вееров с эталонными красками и специальных красок (FX-триада плюс серебряная) позволяет без дорогих металлизированных и голографических марок бумаги реализовать в дизайнах этикеток элементы, меняющие цвет, голографические и трёхмерные эффекты, необычные геометрические узоры.
И. Т.