101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ламинирование XXL

  • Джулиан Шелест
  • 29 марта 2005 г.
  • 12759
Статья адресована тем, кто впервые приобретает широкоформатный ламинатор и хочет знать, по каким критериям делать выбор. А имеющим опыт в широкоформатном ламинировании и собирающимся расширять мощности полезно ознакомиться с новинками в этой области.
  1. GMP Excelam-Q1670
  2. SEAL AquaSeal 1600
  3. GMP Graphic Master 2100
  4. Royal Sovereign RSC-1650C
  5. Neolt NEOLAM 1650 Dual F
  6. SEAL Super Pro

В рассматриваемой категории широкоформатных ламинаторов есть «холодные», «горячие», жидкостные; модели различаются конструкцией, шириной валов, производительностью, функциональностью… Прежде чем приобретать, сформулируйте требования к машине. Ламинатор, как правило, покупается под конкретный плоттер (или плоттеры), что диктует желаемые формат и производительность: пара плоттер—ламинатор должна быть сбалансирована. Всё остальное зависит от планируемых заказов. Но не забудьте, ламинатор — долгосрочное вложение средств; ориентируйтесь на более универсальные модели, имея в виду перспективы бизнеса на год, пять, десять лет — моральное старение для этой техники не характерно.

Категории

К широкоформатным мы относим ламинаторы, обеспечивающие ширину ламинирования свыше метра. В основном они ламинируют отпечатки, полученные на широкоформатных плоттерах, а также поверхности лайтбоксов, офсетные оттиски и т. д. Впрочем, для потоковой работы с офсетом предназначена иная категория — промышленные ламинаторы. Они высокопроизводительны (20–100 погонных м/мин, у широкоформатных в среднем 5), но последние (кроме жидкостных) универсальны по ламинируемым материалам и по плёнкам, а промышленные узко специализированы для ламинации книжно-журнальных обложек и упаковки и работают только с бумагой (очень тонким картоном) и плёнками толщиной 20–70 мкм (наиболее ходовая — 32 мкм).

Широкоформатные ламинаторы делятся на «холодные», «горячие» и жидкостные. Жидкостные заливают изображение тонким слоем быстро коагулирующего пластика, «холодные» выполняют припрессовку плёнки при комнатной температуре, «горячие» тоже работают с плёнкой, но нагревают её и отпечаток в процессе ламинирования. Есть ламинаторы только с одним горячим валом (второй не греется). Наиболее выгодны универсальные (выполняющие и горячую, и холодную ламинацию) с возможностью двунаправленной работы: не нужно ждать, когда машина остынет, чтобы перейти с «горячего» процесса на «холодный», и перезаряжать её.

По способу подачи ламинаторы делятся на пакетные и рулонные. Первые используют заранее нарезанную плёнку, листы которой склеены по одной стороне в т. н. пакет, вторые — плёнку в рулонах. Проблема пакетных в том, что они жёстко привязаны к стандартным форматам, в которых поставляется ламинат в пакетах, и, если отпечаток значительно уже плёнки, слишком много её уйдёт под обрез; изображение длиннее, чем лист плёнки, не заламинируется полностью. Поэтому широкоформатные плёночные ламинаторы для серьёзного производства практически всегда рулонные.

Рождён, чтобы?..

Основная функция ламинатора — прикатка к изображению плёнки различных толщины, текстуры и степени блеска (ламинирование). Вторая задача — монтирование, т. е. накатка плёнки на жёсткие основы (планшеты), с использованием двустороннего скотча, которым крепится, например, напольная реклама. Монтирование — это только «холодная» ламинация.

Когда говорят о ламинаторах вообще, приводят ещё две функции: термоперенос и инкапсулирование.

Термопереносом называется перевод изображения, отпечатанного на электростатическом плоттере, со специальной термотрансферной бумаги на поверхность носителя (от бумаги до пластика и металла). Переход тонера возможен только под давлением и при высокой температуре 190–210 °С. Большинство ламинаторов неспособны к такому нагреву валов, а иные на наш рынок сейчас практически не поставляются. Причина — экономическая невостребованность: ламинаторы для термопереноса весьма дороги и сами по себе, и в эксплуатации. Гораздо проще термоперенос делать на термопрессах (в разы дешевле при том же результате) или приобрести специальную каландерную машину, коль скоро это оправдано количеством заказов на термоперенос.

Инкапсулирование — герметичное запаивание изображения в плёнку — выполняется часто, но на ламинаторах неширокоформатных. Оно относится, скорее, к офисной сфере применения, и продукция там соответствующая: документы, меню и т. п. В широкоформатной печати инкапсулирование осуществляется редко, когда надо защитить неводостойкую графику вне помещений.

В силу этих причин обе категории выходят за рамки данного обзора.

Конструктивные особенности ламинаторов

Самая важная, рабочая часть ламинатора — валы. Бывает их минимум две пары (у «горячих» ламинаторов): передняя (ведущая) выполняет припрессовку плёнки, задняя окончательно разглаживает поверхность ламината, одновременно вытягивая из машины получившийся «бутерброд» из отпечатка и плёнки. Заодно нейтрализуются стягивание и скручивание, проявляющиеся тем сильнее, чем тоньше бумага и плёнка (это свойственно горячему ламинированию).

Схема расположения валов «горячего» ламинатора

Поскольку прижим валов должен быть плотным, они покрыты слоем силиконовой резины. Состав её у разных производителей незначительно различается, но все «рецептуры» преследуют одинаковые цели: повысить износостойкость и добиться оптимального соотношения качеств жёсткость/упругость. Чтобы ламинаторы работали с материалами разной толщины, изменяется величина просвета между валами (в каких пределах, зависит от модели).

Прижим валов регулируется у ламинаторов разных производителей по-разному: механизмом цепной передачи, червячной и пр. У «продвинутых» моделей он пневматический — для точной и плавной регулировки с меньшим шагом. Это позволяет с высокой точностью подстраивать величину просвета между валами и сохранять для материалов любой толщины оптимальное давление прижима. Некоторые производители предлагают регулировать степень прижима валов с помощью… двух ручек слева и справа на валу, работающих по принципу прижимных винтов. Возможно, для совсем маленьких офисных аппаратов это приемлемо, но не для серьёзных широкоформатных машин. Способен ли человек на глаз определить, одинаково ли расстояние между валами? А зажимать между валами лист бумаги и судить о равномерности прижима по тому, насколько легко он вытягивается слева и справа, — способ несерьёзный, к тому же отнимающий массу времени, особенно у неопытного оператора. А если требуется установить зазор более нескольких миллиметров, метод листа бумаги вообще неприменим.

От валов требуется плотный прижим, но ни в коем случае не «железный». Одной силиконовой резиной этого не добиться. Поэтому валы закреплены не жёстко, а подпружинены.

Схема расположения валов у ламинатора с возможностью двунаправленной работы

В «горячих» ламинаторах передняя пара валов греющаяся. Они не только прижимают, но и нагревают плёнку, чтобы клеевой слой перешёл в вязко-текучее состояние и ламинат приварился к основе. Как правило, в широкоформатных ламинаторах они имеют встроенный инфракрасный нагревательный элемент. Максимальная температура на поверхности вала зависит от производителя и модели (110–170 °С). Большой диапазон объясняется тем, что обычно компания, помимо самих ламинаторов, изготавливает и расходные материалы. Характеристики машин и материалов одного производителя взаимозависимы и «подстроены» друг под друга. Поэтому некоторые плёнки требуют более горячей ламинации. Универсальным будет ламинатор с высокой максимальной температурой валов, т. к. нагрев можно подстроить под ассортимент расходных материалов.

Именно для «горячих» ламинаторов советуют обращать внимание на диаметр валов. Считается, что чем он больше, тем лучше: вал хорошо «держит» температуру, особенно на высоких скоростях. Однако специалисты «GMP РуссКом», поставляющей в Россию корейские ламинаторы GMP, убеждены, что значение этого параметра часто преувеличивают, а диаметр вала должен быть пропорционален ширине ламинирования. К примеру, для ламинатора метровой ширины достаточно 7-8 см, а далее на каждые 15 см ширины прибавляется 1 см к диаметру вала. Впрочем, есть и ещё одна зависимость, связанная… с ценой. Чем больше диаметр валов, тем ламинатор дороже.

Изредка встречаются модели, где валы нагреваются не встроенным элементом изнутри, а снаружи — тефлоновой оболочкой («башмаком»). На больших скоростях ламинирования это может дать неравномерный прогрев вала, постоянно отдающего тепло плёнке и ламинируемому материалу.

Неравномерный прогрев приведёт к тому, что клей останется неактивным, плёнка не прикрепится должным образом, появятся плохо заламинированные участки, на которых плёнка отстаёт от основы, морщинки — словом, брак.

Нагрев валов контролируют бесконтактные датчики, а регулировка должна иметь маленький шаг (в идеале не более 3°), дабы оптимально подстраивать температуру под разные плёнки (и не только той же марки, что и ламинатор). Бывает, что идеальное качество ламинирования достигается при выставлении температуры на 1-3° выше заявленной производителем для данной плёнки (этим пользуются опытные операторы).

Кроме рабочих, у ламинатора бывают: передний подающий вал (на него устанавливается рулон отпечатанной продукции), вал для подмотки подложки, отделяемой от ламината (ревайндер — работает только при холодном ламинировании, т. к. «горячие» плёнки идут без подложки), вал для смотки готовой продукции и, у «горячих» моделей, — охлаждающий алюминие-вый вал. Его рекомендуется задействовать при толщине плёнки до 125 мкм для улучшения качества ламинации. Когда отпечатанная продукция в рулоне подаётся с переднего вала, ламинируется и сматывается на вал для смотки, система называется Roll to Roll и позволяет ламинировать изображения любой длины, хотя бы и целые рулоны.

Важно, чтобы ламинатор имел функцию реверса и аварийной остановки. Это сократит процент брака — в случае замятия материала или плёнки машина останавливается, и замятый участок на обратном ходу аккуратно выводится обратно. У некоторых моделей реверс используется для холодного ламинирования на «горячем» ламинаторе — он пускает все материалы в обратном направлении, в обход греющихся валов. У большинства моделей реверс предназначен только для ликвидации замятий.

Ламинатор — устройство простое и надёжное. Революционных проявлений инженерной мысли здесь ожидать сложно, поэтому производители совершенствуют модели в мелочах — так сказать, шлифуют. Добавляются функции для комфортной работы оператора: например, система защиты пальцев (если рука оператора пересекает луч света, срабатывает оптический датчик, и машина останавливается), датчики контроля морщин на плёнке, валы с переменным диаметром (для наилучшей обработки тонких плёнок), тормоз подающего вала и др. Насколько они удобны и нужны, оценит только сам оператор. Опытные люди знают в них толк и умеют грамотно применять.

Бумаги и плёнки, тепло и холод

Какой ламинатор предпочесть? Всё зависит от того, с какими заказами он будет работать. В принципе, холодное ламинирование универсально: различные бумаги с матовой поверхностью, синтетические материалы, фотобумага… Основа плёнки тоже любая — но в основном ПВХ. А вот горячее ламинирование имеет ограничения. С его помощью не ламинируются:

  • большинство синтетических материалов;
  • фотобумага (исключая бумагу с микропористым покрытием и некоторые другие);
  • материалы, деформирующиеся при термическом воздействии.

Всё это — область холодной ламинации. Впрочем, для термоструйной печати подойдут низкотемпературные плёнки, которым хватает нагрева валов до 95 °С.

Почему же от горячего ламинирования не отказываются? Главная причина — цена расходных материалов. Плёнки для холодного ламинирования стоят в 1,5-2 раза больше. И хотя «горячий» ламинатор дороже «холодного», разница окупается за счёт дешёвых расходных материалов. Две другие причины менее значительны, но могут диктовать выбор типа ламината под конкретный заказ, исходя опять же из стоимости и желаемого результата, — т. н. подъём красок в изображении и большая жёсткость продукции, заламинированной горячим способом.

Подъёмом красок называют эффект горячего ламинирования с использованием глянцевых поли-эфирных плёнок, когда изображение как бы проявляется, краски становятся сочнее и контрастнее, а отпечаток — привлекательнее. Даже на неважной бумаге и с дешёвой плёнкой можно получить изображение, которое смотрится почти как дорогой отпечаток на отличной фотобумаге. В холодной ламинации этот эффект отсутствует.

Что касается жёсткости «конечного продукта», то отпечаток, заламинированный горячим способом и полиэфирной плёнкой, будет примерно вдвое жёстче точно такого же, на той же бумаге, но заламинированного способом холодным, с использованием, например, ПВХ. При этом обе плёнки одинаковой толщины. Поэтому горячее ламинирование актуально для:

  • интерьерной рекламы;
  • плакатов, карт, календарей;
  • мобильных конструкций;
  • жёстких интерьерных знаков.

В основном горячим способом ламинируется бумага.

Жидкостное ламинирование строится на том, что ламинатор заливает изображение тонким слоем жидкого пластика, который затем коагулирует и застывает. Эффект подобен использованию очень тонких плёнок, а слой гибкого «лака» прекрасно защищает изображение от истирания. Жидкие ламинаты бывают двух типов: дающие при застывании глянцевую и матовую поверхности. Основная сфера применения жидкостных ламинаторов — транспортная графика (тут они конкурируют с «холодными» при работе с тонкими плёнками), но их стоимость сравнительно высока, поэтому они только ищут место на рынке, тем более что нередко для защиты транспортной графики продолжают пользоваться самоклеящимися бесцветными, прозрачными тонкими плёнками… Другой вариант — всё-таки ламинирование, но не жидкими ламинатами, а специальными тонкими плёнками (8–15 мкм), дающими и визуальный, и практический эффект, чрезвычайно близкий к жидкой ламинации.

Итак, холодная ламинация почти универсальна (плохо подходит только для ламинации холстов толстыми плёнками), но дорога, плёнки не дают высокой жёсткости, подъём красок невозможен. Горячая ламинация дёшева, значительно улучшает изображение, придаёт ему жёсткость при сохранении гибкости (что особенно важно в мобильных конструкциях). Но неопытный оператор столкнётся с проблемами: морщины и пузырьки (вследствие перегрева плёнки, вскипания невысохших чернил, недостаточного натяжения плёнки и т. д.), отслаивание плёнки (если слой краски на изображении слишком велик). Жидкостная ламинация узко специализирована и относительно дорога.

Опыт и предпочтения

Упаси вас Бог от горе-специалистов, рассказывающих, будто в ламинации чего-то категорически нельзя, иначе неприятности неизбежны, а вообще, к ним лучше готовиться заранее, на всякий случай. Руководствуясь подобной «информацией» при приобретении ламинатора, люди путаются сами, путают менеджера, помогающего подобрать машину, и в итоге покупают не совсем то (или совсем не то), что им нужно. Приведём примеры «страшного», якобы непременно поджидающего людей, которые осмелятся работать на ламинаторе.

«Изображения, выведенные на струйных плоттерах, горячим способом ламинировать нельзя». Ещё как можно, надо только дать изображению как следует просохнуть. Слово же «нельзя» относится исключительно к старым плоттерам ENCAD, в которых на бумагу подавалось слишком много чернил. После, при ламинации, они вскипали, образуя россыпи мелких пузырьков под ламинатом.

«Плёнку надо брать обязательно не уже плоттерных отпечатков». Непонятное заблуждение, проходящее с опытом и эксплуатирующее ту же особенность мышления, что и анекдот «Что легче — килограмм соломы или килограмм гвоздей?» Прежде, чем брать плёнку, равную по ширине плоттерным отпечаткам, задайте простой вопрос: зачем? Ведь далеко не всякий раз ширина изображения будет равна максимальной ширине плоттера. К чему ламинировать белые поля? И вообще ламинировать целиком края изображения, которые после припрессовки плёнки будут обрезаться? Чем меньше плёнки уйдёт под обрез, тем меньше денег вы потратите.

«Горячее ламинирование даёт большой процент брака». Безусловно, даёт — при работе на плохо отлаженной машине, при технологических нарушениях, упоминавшихся выше, и даже при банальном попадании пыли на изображение. Соблюдение технологии в любой работе — лучший способ свести брак к минимуму.

Если человек не новичок, у него бывают предпочтения относительно марок ламинаторов. Машины производит не так много фирм. В принципе, все ламинаторы похожи: они создаются для решения тех же задач, конструкция строится по единому принципу, и революционных новинок вряд ли стоит ждать. Чем же производители пытаются привлечь потенциальных покупателей?

Некоторые делают ставку на бренд, подразумевающий неизменно высокое качество, за которое, естественно, нужно платить. Другие идут от противного: их козырная карта — цена (чем дешевле, тем лучше). Конечно, при скромной цене не стоит ожидать, что машина будет оснащена многочисленными функциями, повышающими удобство работы или позволяющими тут же выполнить последующие операции, такие как резка листов. Третьи избирают средний путь: лучшее качество за приемлемую цену. У каждого подхода — своя философия; решайте сами, что вам ближе.

Известный пример ставки на бренд — это ламинаторы SEAL. Философия производителя — создавать «профессиональные решения для профессионалов». По словам Дениса Чернецова («Экспо Графика»), именно это сыграло роль в их отказе от ламинаторов Daige и Neolt и переходе на SEAL.

Как рассказал И. А. Литвиненко, генеральный директор «ЛИР Консалтинг» (давний дистрибьютор SEAL в России), компанией накоплен большой опыт производства самих машин и материалов по финишной обработке (и их применения). «Мы работаем для тех, кто делает ставку на профессиональное оборудование, — говорит он. — Кто уже сталкивался с ограничениями, которые накладывает дешёвое оборудование, и понял, что ориентироваться нужно на производителей, старающихся высоко держать планку качества, как SEAL». Впрочем, и у неё есть оборудование эконом-класса, сохраняющее качество дорогих линеек, а также серия материалов эконом-класса, более доступных по цене, чем «премиум».

Ставку на качество делает и итальянская Neolt, одним из преимуществ своих машин считая полное отсутствие вибрации. По мнению Владимира Орешникова, менеджера «ЛРТ», машины воплощают итальянское качество. Тот же подход (только профессиональные решения) исповедует и Neschen, производящая исключительно ламинаторы класса «люкс». Как сообщили в SignArt (их поставщик), в линейках Neschen модели эконом-класса вообще отсутствуют.

Но если печатный салон или типография не сталкивается со сверхжёсткими требованиями к своей продукции, их вполне удовлетворят и экономичные решения. Ряд марок специализируется именно на них — Daige, Royal Sovereign и др. И если для компании цена является пусть и не ключевым, но весьма важным моментом при приобретении ламинатора, ответ будет дан в пользу одной из таких марок. Удовлетворённость же новым оборудованием целиком зависит от того, насколько успешно фирма будет справляться с заказами (что порой не удаётся и с ламинаторами дорогих линеек).

Третий путь — относительно невысокая цена при высоком качестве и широком спектре функций — наглядно иллюстрируют ламинаторы корейской фирмы GMP. Пожалуй, для самого производителя это самая выгодная стратегия: доля ламинаторов на российском рынке значительно больше, чем у всех остальных. К тому же в линейке GMP есть как модели эконом-класса, так и дорогие многофункциональные и высокопроизводительные. Впрочем, не все поставляются в Россию. Как считают в «GMP-РуссКом» (единственный прямой поставщик ламинаторов GMP на наш рынок), при сегодняшней экономической ситуации и продиктованном ею стиле бизнеса, часть моделей востребована не будет.

Важный момент при выборе, помимо цены и функциональности машины, — сервисное обслуживание. Чем меньше ламинаторы определённой марки распространены на рынке, тем ниже вероятность, что кто-то занимается их техобслуживанием, ремонтом и комплектующими. Наличие сервисных центров — условие непременное.

Как там налажено обслуживание, вопрос иной. Кто-то заказывает комплектующие непосредственно у производителя, а «ЛИР Консалтинг» и «GMP РуссКом» имеют собственные склады.


Советы покупателю

Марка, функциональность, производительность и стоимость определены. На какие рабочие параметры обращать внимание при покупке ламинатора? Приведём несколько советов Карена Маркосяна («Вариант-Офис»).

Первое и главное: чем шире формат, тем важнее параллельность валов. Именно от неё зависит вероятность сморщивания плёнки. Проверить это с высокой точностью трудно, лучше пойти иным путём и прибегнуть к обыкновенному здравому смыслу. Если компания производит ламинаторы давно, и в её линейке не одна-две-три модели, значит, ламинаторы там делать научились.

А если в линейке есть аппараты большего формата, нежели тот, что вы собираетесь приобрести, это тоже плюс: раз производитель успешно справился с широким форматом, меньший не должен вызывать проблем.

Можно (и нужно!) ознакомиться со следующими параметрами: • диапазон рабочих температур и шаг переключения температур — максимальный и минимальный (для «горячих»);

  • диапазон толщины плёнок, с которыми работает машина;
  • диапазон толщины ламинируемого материала;
  • пределы регулировки давления прижима валов.

А для успешной работы нового оборудования останется добавить только одну важную составляющую: хорошо обученного оператора.


Материалы для ламинирования

Проще всего с жидкими ламинатами. Они бывают двух видов: дающие при застывании матовую и глянцевую поверхности.

Плёнки куда разнообразнее. Толщина ламинационных плёнок 30–250 мкм. Монтажные плёнки бывают гораздо тоньше — от 12 мкм, плёнки-подложки — толще (до 370 мкм). Текстуры поверхности — на любой вкус. Чаще используются глянцевые, на втором месте — матовые, на третьем — текстурированные. Последние помогут создать интересные визуальные эффекты: поверхность становится похожей на ткань, грубый холст, песок, зерно или кожу.


Доработать напильником!

Ламинатор — машина надёжная, но и он после нескольких лет интенсивной эксплуатации может забарахлить. Быстрее всего из строя выходят: нагревательные элементы, датчики, силиконовая резина и пружины валов. В первых трёх случаях выход один: замена отслужившей своё детали и покрытия вала. С пружинами проще: их можно подтянуть — либо самим, либо вызвав людей из сервисного центра. Именно в такие моменты и оценивается важность сервисного обслуживания, его быстрота и удобство.

Порой ламинатор требует улучшения чуть ли не с момента покупки. В дешёвых моделях некоторых производителей в механизме валов, испытывающем основную нагрузку, вместо металлических деталей стоят пластмассовые. Как долго они проживут — вопрос случая.

Забота об операторе может выражаться в установке датчиков замятия плёнки. На случай, если оператор отвлечётся и не заметит брака. На деле датчики реагируют даже на высоту ламинируемого материала, то и дело останавливая машину. А отключение их не предусмотрено! Выход один: поменять нижнюю (не отключаемую) пару датчиков с верхней (отключаемой). И отключаемую — отключить.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38