101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Планы на вывод

  • Игорь Терентьев
  • 29 марта 2005 г.
  • 3253
Планирование перехода на CTP в коммерческой типографии.

Дискуссии на тему «Какой CTP лучше всех?» продолжаются на всех фронтах. Фактически, идёт настоящая информационная война с применением всех средств поражения — от высокоточных (представители поставщика готовы часами убеждать руководителей полиграфических предприятий в достоинствах предлагаемых решений) до массовых, когда огонь идёт по площадям (представленные в любых жанрах — от скучного до агрессивного — многочисленные публикации в СМИ). И предпосылок к снижению накала страстей в обозримом будущем нет — уж больно пирог аппетитен. Цена вопроса — полное переоснащение допечатных участков тысяч российских типографий. По самым скромным подсчётам — одной тысячи, мы же считаем эту цифру заниженной раза в три. Если грубо принять за среднюю стоимость одного комплекта оборудования в 200 тыс. долл., то простое арифметическое действие даёт итог от 200 до 600 млн долл. И это не считая масштабов бизнеса по CTP-пластинам, куда постепенно перемещается фокус борьбы за клиента…

Конечно, процесс переоснащения растянется на несколько лет, но всё это время можно ожидать продолжения «боевых» действий — однозначная и безоговорочная победа одной из технологий не просматривается. В этой статье мы решили оставить в стороне вопрос выбора технологии и предложили представителям поставщиков CTP обсудить практические аспекты перехода на прямой вывод форм в коммерческой типографии, а именно — сосредоточиться на планировании внедрения CTP.

Мы провели виртуальный круглый стол: подготовили несколько вопросов и послали их в компании, имеющие опыт инсталляций CTP. Откликнулись Михаил Кувшинов («Нисса»), Владимир Ковалёв («Легион»), Антон Рулёв и Екатерина Макеева («Терем»), Дмитрий Мокин («ЯМ Интернешнл»).

Каковы основные этапы внедрения CTP в коммерческой типографии?

Чтобы порекомендовать решение, поставщику потребуется следующая информация от заказчика:

  • описание существующего и планируемого парка печатных машин (форматы, красочность);
  • тиражность и характер заказов, предельные линиатуры, средняя и пиковая нагрузка (количество форм за смену);
  • особенности запечатываемых материалов (пластик, линзорастры и пр.) и красок (печать УФ-отверждаемыми красками);
  • существующее допечатное оборудование и организация прохождения заказа по технологической цепочке от приёма до передачи готовых пластин в печатный цех;
  • наличие (или проблемы) с электричеством, канализацией, водопроводом, специальным освещением;
  • размеры помещения под систему;
  • дополнительные пожелания.

М. Кувшинов: Что касается последовательности и этапов внедрения, то вначале необходимо подготовить помещение: вода, канализация, сжатый воздух, возможно — свет (если требует выбранный тип пластин), электричество и Ethernet. Два-три дня уходят на монтаж (для простой конфигурации). Не более одного дня — инструктаж по ПО (специалист, имеющий опыт работы с ФНА, освоится быстрее). В последующие недели необходима технологическая поддержка (коррекция растискивания, настройка режимов). По нашему опыту все вопросы на этапе внедрения решаются просто — уже на второй день большинство заказчиков выводит пластины в промышленных объёмах.

В. Ковалёв: Основные этапы внедрения СТР заключаются, прежде всего, в технико-экономическом обосновании целесообразности приобретения устройства. На основании анализа мощностей и требований техпроцесса выбирают технологию (термальная, серебряная или фотополимерная), ПО и систему автоматизации техпроцесса, дополнительное оборудование для контроля качества пластин, вывода корректурных и цифровых цветопроб. На этапе анализа обязательно изначальное сравнение трудовых и материальных затрат по уже имеющемуся (или усреднённому) пакету заказов и оценка затрат. Если затраты равны или в случае внедрения СTР по расчётам окажутся даже несколько больше, выигрыш всё равно существенен — за счёт скорости, качества и других конкурентных преимуществ.

А. Рулёв: Планирование перехода следует начать с анализа своего положения на рынке. Оценить свою долю на настоящий момент, наметить планы с учётом тенденций на ближайшие 3 года и посмотреть, сколько денег удастся заработать за это время. Потом вычесть прибыль, которую надо отдать владельцу бизнеса, расходы на рекламу, поддержание текущего парка оборудования и т. п., посмотреть на оставшуюся сумму и оценить — можно ли на эти деньги купить CTP по какой-либо известной финансовой схеме у одного или нескольких присутствующих на рынке продавцов оборудования либо комплексных подрядчиков. Если финансовая сторона вопроса прояснена в первом приближении, можно подумать о покупке оборудования, подходящего по техническим характеристикам. Может оказаться, что технические требования реализуются разными способами и обходятся в эксплуатации в разные суммы. Сообразно новым обстоятельствам следует изменить финансовые прогнозы деятельности и требования к оборудованию. Такими итерациями получаем оптимальный вариант развития технологической базы.

Конкретизируем этапы:

  • выбор поставщика решения (выставки, семинары, экскурсии, консультации с экспертами отрасли, представителями производителя, поставщика, владельцами оборудования, конкурентами и т. п.);
  • согласование способов оплаты, условий поставки, требований к помещению и обслуживающему персоналу (переговорщики сторон);
  • оплата (финансовые менеджеры сторон);
  • поставка (отдел логистики);
  • подготовка помещения, установка оборудования, обучение персонала, запуск технологического процесса (соответствующие службы заказчика и специалисты по пусконаладке поставщика);
  • пробная эксплуатация (работники заказчика под наблюдением поставщика);
  • сдача в промышленную эксплуатацию (технологи заказчика и переговорщики поставщика);
  • обслуживание разовое или регулярное на договорной основе (обученные люди заказчика и представители сервиса поставщика).

Этапы перечислены не в порядке их выполнения — некоторые могут проходить параллельно, другие — с изменением предложенной очерёдности.

Д. Мокин: CTP — это просто устройство, которое изготавливает печатные формы, не более того. Основные этапы внедрения связаны не столько с CTP, сколько с организацией всего допечатного процесса в типографии. Главное, что должно быть сделано «ДО», — полностью исключён ручной монтаж. Проще всего установить CTP тем предприятиям, где уже работают полноформатные ФНА и весь техпроцесс выстроен современным образом — для них внедрение займёт всего несколько дней. В остальных случаях ни о каких общих этапах и сроках говорить нельзя: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Каковы требования к помещению, где будет располагаться CTP, и складу расходных материалов?

В вопросе «неприхотливости» CTP по отношению к помещению поставщики высказывают разные мнения. Вероятно, это связано с особенностями конкретных технологий и марок.

М. Кувшинов: Особых требований, кроме подходящей площади, нет. Для негативных термальных пластин нужно освещение, как для аналогового формного участка, — без ультрафиолета. Для «фиолетовых» — без синего, их засвечивает даже экран монитора.

Хранятся CTP-пластины (если речь идёт о термальных) так же, как обычные.

В. Ковалёв: Требования к помещениям, по сравнению, например, с комнатой для ФНА, более жёсткие. Могут быть и дополнительные требования, связанные с особенностями технологий СТР. Примеры: обеспечение жёлтого освещения при работе с фотополимерными и серебросодержащими пластинами или требования к хранению и транспортировке термальных пластин в летний период и при повышенной температуре. Жёстче требования по пылезащищённости и соблюдению температурного режима (системы СТР могут быть оснащены датчиками, определяющими коридор в 20–25 °С). Ряду моделей СТР необходима подводка сжатого воздуха для работы автоматики в системах протяжки и прижима пластин. Кроме того, следует позаботиться о строгом соблюдении сроков техобслуживания.

А. Рулёв: Требования к помещению определяются технической спецификацией оборудования и расходных материалов.

Д. Мокин: Принципиальных отличий от требований к помещению для ФНА и традиционного формного участка нет: в комнате должно быть чисто, без пыли, поддерживаться нормальная температура и влажность. Впрочем, пластины намного менее чувствительны к влажности, чем плёнка, и этому параметру можно уделять меньше внимания. А можно ли всех этих требований не придерживаться? Да, если не интересует результат (как и в «традиционном» процессе). Конечно, CTP несколько менее «чувствительная» вещь, чем ФНА, но ставить его на неотапливаемом складе с хлопком-сырцом не стоит.

Сколько необходимо людей, как долго продлится их обучение?

М. Кувшинов: Можно ориентироваться на состав, обслуживавший ФНА, — один работает с RIP, другой отвечает за проявку, загружает и выгружает пластины.

В. Ковалёв: Обучение операторов, работавших с ФНА, занимает 1-2 дня. Обучать «с нуля» приходится редко. В общем случае, в зависимости от подготовки персонала, требуется 3-5 дней (зависит от сложности поставляемого комплекта ПО и аппаратной конфигурации). В случае сложного комплекта поставки системы автоматизации техпроцесса (workflow), внедрение и обучение только по ней занимает 3-5 дней. Практикуется поддержка по телефону и через Интернет, а после установки сложного решения заказчика обычно посещают через один-два месяца для «доводки» обучения и решения накопленных задач.

По нашему опыту, на предприятиях с установленным СТР нужны 1-2 оператора в смену. Плюс старший смены (или начальник допечатного участка), также владеющий вопросами работы с СТР. Если на участке монтажа-копировки работало больше 2 человек в смену, экономятся средства на оплату труда.

А. Рулёв: Решение кадрового вопроса зависит от состояния рынка. Два года назад специалистов по работе на CTP и в системах электронного документооборота в допечати не было, теперь — есть. Соответственно, можно обучать своих или приглашать со стороны. Зависит от подхода компании-заказчика и требований, предъявляемых к квалификации обслуживающего персонала организацией, которая будет проводить гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования.

Д. Мокин: Увы, универсального рецепта нет: зависит от людей, организации производства, решаемых задач, взаимодействий внутри предприятия… Ответ варьируется от «ноль человек, один день» до «обучение нельзя закончить, только прекратить».

Каковы распространённые ошибки планирования, и как их избежать?

М. Кувшинов: У нас их пока не было — исправлять надо в процессе построения проекта, а не при внедрении. Из «чужих», о которых знаю: выбор дешёвых проявок, не справляющихся с требуемой загрузкой; проблемы с пылью; колебания температуры (если нет термокомпенсации) приводят к нестабильности процесса по геометрии и цвету; освещение — монитор в комнате с «фиолетовым» CTP, приходится завешивать жёлтой плёнкой.

В. Ковалёв: Самые распространённые ошибки при планировании, как ни странно, лежат не в области неправильного просчёта необходимой скорости вывода или выбора технологии. Не продумываются элементарные вещи: например, доставка оборудования к месту установки. «Машина» привезена, а перегрузить её в нужное помещение нельзя: узкие дверные проёмы, лестничные пролёты или нет лифта необходимых размеров и грузоподъёмности. Но самая главная ошибка кроется в нежелании соблюдать требования по условиям эксплуатации СТР. Зачастую пытаются экономить за счёт площади помещения для СТР, системы кондиционирования, проветривания и увлажнения воздуха, фильтров для воды и т. д. Причём делается это сознательно, а оборудование страдает. Нередки ошибки в объёмах вывода (особенно для серебросодержащих пластин), из-за чего выбирается проявочный процессор недостаточной производительности. Здесь обязательно надо согласовать допустимые объёмы проявления, не забывая учесть затраты времени на чистку и мытьё машины от проявителя.

А. Рулёв: Первое — выбор технологии, реализующей возможности, которые никогда не будут востребованы данным производством (например, термальная технология для печати газет). Далее — недооценка требований к климатическим режимам работы оборудования, хранению и транспортировке расходных материалов (заявленные скорость, качество, срок хранения и т. п. не могут быть достигнуты). Наконец, переоценка собственных возможностей по занятию доли рынка (не получается выйти на заданные финансовые показатели, нарушаются сроки платежей и т. п.).

Д. Мокин: Первое — завышенные ожидания, «поставим CTP и сразу станем счастливыми и богатыми». CTP — это только маленькое звено сложного технологического и экономического процесса производства печатной продукции, которое само по себе счастья, денег и качества не принесёт. Но зачастую «вытягивает» за собой многие проблемы. Как избежать? Покупать не «волшебную коробочку», а комплексное решение от серьёзного поставщика.

Второе — «мы купили не коробочку, а законченное решение, нам пообещали, что всё будет работать, а получается плохо». Смонтировали, поставили, всё работает… А стало только хуже. Поставщик может ОБЕСПЕЧИТЬ технологически зрелое решение и ПОМОЧЬ встроить его в техпроцесс. Но ответственность за «встраивание» лежит на руководстве типографии, всякая помощь имеет смысл, только когда её готовы принять.

Каковы особенности планирования автоматизации техпроцесса?

М. Кувшинов: Объёмная тема. По автоматизации аппаратной части мы имеем опыт реализации решений в очень широком диапазоне: от множественных автоматизированных линий с роботизированной резкой и загибкой пластин (как в ПК «Пушкинская площадь») до практически «ручных» конфигураций. Здесь решение больше зависит от предпочтений клиента, чем от технологии.

ПО для автоматизации — отдельный вопрос. Сейчас мы реализуем первые проекты с автоматической обработкой страниц на основе имён, присваиваемых по определённым правилам. Есть практические примеры приёма работ по web-интерфейсу, внедрено распределённое «рипование». Некоторые заказчики пугаются при одном упоминании подобных технологий…

В. Ковалёв: Перечислю важнейшие аспекты, не ранжируя по степени важности.

ОБЯЗАТЕЛЬНО учесть реализацию корректурной (спусковой) и цифровой цветопроб, проанализировать эффективность технологических решений: на каком этапе обработки, из каких данных, как быстро (последовательное растрирование через один RIP или параллельное, или из готовых к выводу на CTP отрастрированных данных) пробы выводятся.

Оцените открытость системы с точки зрения ПО для спуска полос: в большинстве типографий уже используется электронный спуск полос, надо, чтобы старое ПО интегрировалось с новой системой. Проанализируйте, нужны ли средства предварительной проверки (preflight), есть ли опыт работы с ними. Здесь главное — правильно организовать внедрение.

Что касается систем автоматизации, то они должны обладать масштабируемостью (с точки зрения развития системы) и надёжностью (дублирование критичных участков), гибкостью и эффективностью.

Е. Макеева: Автоматизация техпроцесса достигается за счёт всё большего участия ПО в выпуске полиграфической продукции. Многие операции смещаются в электронную стадию обработки документа, поэтому растут требования к квалификации препресс-инженера, работающего с системами автоматизации.

До вывода на CTP изображение существует только в электронном виде, т. е. ошибки в подготовке страниц, формировании спуска, процессе растрирования мы видим уже на пластине. Цена такой ошибки выше, чем при выводе плёнок. Как следствие, существенно возрастает роль программных способов проверки, становятся более востребованными цветопробные устройства. Основных этапов проверки три:

  • предварительная проверка PDF-файла (peflight);
  • просмотр отрастрированного изображения на экране (raster preview);
  • вывод на цветопробное устройство.

В подготовке файлов для системы автоматизации техпроцесса есть нюансы, которые придётся отрегулировать с заказчиками. Например, файлы обрабатываются автоматом, поэтому важно, чтобы они были корректно подготовлены. Если используется газетное ПО, такое как Arkitex, работающее в «ПрофМедиаПринт» и «Экстра-М», надо договориться с заказчиком о соблюдении правил названия файлов, т. к., поступая по FTP, они тут же попадают в систему и начинают обрабатываться.

Д. Мокин: Никаких принципиальных отличий от правильного планирования «плёночного» техпроцесса нет, разве что меньше точек промежуточного контроля и есть необходимость «привыкания» к цифровой цветопробе. Но это мелочи…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Два загадочных режима GREP-поиска

Если вы при работе в индизайне используете GREP-поиск, то в списке опций поиска наверняка видели режимы со странными названиями «однострочный поиск» и «многострочный поиск». Странными — потому что эти названия совсем не просто соотнести с действиями, выполняемыми при выборе данных режимов. В результате далеко не все пользователи используют эти интересные возможности поиска.

Три богатыря

Сегодня речь пойдёт о трёх авторах, сделавший для науки о цвете не меньше, чем Кирилл и Мефодий для словесности.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39