В ходе разработки смесевой краски заказчик и изготовитель обязаны выполнить важную совместную работу — согласовать цветовой эталон и величину допустимых цветовых отклонений.
Начнём с определений изготовителя и заказчика. С первыми (авторы статьи из их числа) всё ясно — они разрабатывают рецептуры, изготавливают пробные партии, испытывают их, согласуют с заказчиками характеристики краски (в т. ч. цветовые) и несут ответственность за воспроизводимость утверждённых параметров.
Сложнее с заказчиками. Как правило, их два. Непосредственный (типография) и «главный» (разместивший в ней заказ). Часто это крупная пищевая, косметическая или кондитерская фирма, а речь в заказе идёт о т. н. фирменных цветах, используемых в рекламе и на товарных знаках.
Отсутствие чёткой договорённости между типографией и «главным» заказчиком, основанной на понимании возможностей цвето- воспроизведения в печатном процессе, приводит к неизбежным ошибкам. А типография оказывается между молотом и наковальней — изготовителем и «главным» заказчиком.
Эталонный цвет
Исходный этап разработки смесевой краски — согласование эталона, фиксация того, что хочет заказчик. Здесь мы сталкиваемся с типичным заблуждением, что каталоги Pantone Formula Guide — абсолютный стандарт цвета. Система смешения красок Pantone (Pantone Matching System) была разработана в 1963 г. как «средство коммуникации между работниками рекламных агентств, дизайнерами, печатниками и производителями печатных красок. Она была и остаётся лишь средством согласования, а не колористическим стандартом. На первых страницах каждого каталога Pantone Formula Guide перечислены причины цветовых отличий в разных его изданиях, но никогда не указываются их количественные характеристики.
В 2002 г. мы провели работу по оценке этих отличий. Сравнивались оттиски базовой краски Pantone Reflex Blue из каталогов 1999, 2001, 2002 гг. с оттиском образца той же краски, изготовленной фирмой Hartmann Druck-farben GmbH. Краска имеет лицензию соответствия от Pantone. Оттиск был отпечатан на бумаге, близкой по свойствам к каталожной. Из таблицы видно, что между оттисками имеется цветовое различие, легко воспринимаемое даже невооруженнным глазом. Можно представить, что произойдёт, если «главный» заказчик будет рассчитывать на оттенок из каталога-2002, а получит цвет, соответствующий лицензированной краске или каталогу-2001… Изготовитель юридически будет неуязвим, а все «шишки» достанутся типографии. Вопрос в том, кому нужен такой стиль работы?
Единственно правильный путь разработки долговременных «фирменных» цветов — создание «фирменных» же эталонов цвета. Именно так поступают крупные фирмы — «главные» заказчики, например, Procter& Gamble. Она имеет цветовые эталоны на все «фирменные» цвета в виде специально изготовленных и утверждённых оттисков с ограниченным сроком службы, возобновляемых через определённое время. Фирма помещает заказы в разные типографии, которые пользуются смесевыми красками от различных изготовителей, цветовой стандарт же остаётся постояненым.
Как правило, в основе эталонов лежат цвета, выбранные по каталогу Pantone с учётом всех дополнительных пожеланий по стойкости краски к различным воздействиям, видам подложки, наличию или отсутствию лака и т. д. Разумеется, рецептура эталона не всегда совпадает с рекомендациями Pantone.
Созданные цветовые эталоны фиксируются под новым именем, для них делаются оттиски, утверждаемые заказчиком. Оттиски, изготовленные в стандартных условиях на пробопечатном устройстве с применением краски одной партии, являются арбитражным документом. Они должны храниться у изготовителя и заказчика в условиях, обеспечивающих неизменность цвета. Вся дальнейшая работа производится только с ними.
Если типография-заказчик предполагает произвести технологические изменения (начать работу с другой бумагой), она должна сообщить об этом изготовителю краски, поскольку это повлечёт корректировку рецептуры. Забывчивость приводит к недоразумениям и претензиям.
Договор дороже денег
Одновременно с разработкой эталона изготовитель и заказчик должны согласовать величину допустимого цветового отклонения (ΔE) между эталоном и выпускаемыми партиями краски. Договариваясь о допустимом значении ΔE, заказчик краски и её изготовитель должны, как минимум, договориться:
- при оценке пользоваться одинаковым стандартным освещением;
- сравниваемые оттиски печатать на одном и том же типе подложки;
- толщины слоёв краски на оттисках
- не должны быть близки друг к другу;
- об одинаковой оптической геометрии спектрофотометров (в идеале — приборы одной фирмы и одного типа);
- о расчётах на основании полученных измерений по одной модели.
Какие величины цветового различия приемлемы? Есть две точки зрения:
- ΔE — величина нормативная, что отражено в ГОСТ 6593—83: «цвет оттиска образца нетриадной краски считают соответствующим цвету оттиска контрольного образца краски, если минимальное цветовое различие ΔE < 5,0». Стандарт является действующим и имеет законную силу.
- ΔE — величина договорная и является одним из условий договора о поставке продукции. Практикуется на Западе и применяется всеми крупными компаниями.
У нас также нормативный подход применяется редко. В рамках договорного процесса изготовитель и заказчик договариваются о:
- методах и условиях проведения испытаний (см. выше);
- конкретных значениях ΔE.
Результаты записываются в договор поставки продукции.
При договорном подходе следует обратить внимание на существенный нюанс: поставщик краски отвечает только за краску. Потому необоснованы заявления: «Когда мы поставили краску на машину, то не попали в цвет». Есть множество причин, из-за которых при тираже «не попадают в цвет» даже при идеальной краске.
Следовательно, в договоре с изготовителем подразумевается ΔE между партией краски, на базе которой был изготовлен согласованный эталон, и текущими партиями этой краски.
Наш опыт работы с ведущими фирмами показывает, что ΔE < 2 — разумный показатель, обеспечивающий компромисс пожеланий заказчика со стоимостью изготовления краски. Разумеется, можно выпускать краску с ΔE < 1, но при этом растут технологические затраты и стоимость изготовления.
Подложка | Цветовое отличие — ΔE | Оптическая плотность | |
Оттиск лицензированной краски | Ikonoflex | эталон | 2,12 |
Pantone Formula Guide издание (1999 г.) | — | 4,96 | 2,07 |
Pantone Formula Guide издание (2001 г.) | — | 12,42 | 2,33 |
Pantone Formula Guide издание (2002 г.) | — | 8,81 | 2,15 |
*Перепечатывается в сокращённом варианте из газеты «Publish на выставке Росупак-2003»