101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Эталон цвета и смесевые краски<a href="#vr"><sup>*</sup></a>

  • Георгий Кекелидзе, Анатолий Грабов, Владимир Ромейков
  • 15 июня 2005 г.
  • 8750
В ходе разработки смесевой краски заказчик и изготовитель обязаны выполнить важную совместную работу — согласовать цветовой эталон и величину допустимых цветовых отклонений.

Начнём с определений изготовителя и заказчика. С первыми (авторы статьи из их числа) всё ясно — они разрабатывают рецептуры, изготавливают пробные партии, испытывают их, согласуют с заказчиками характеристики краски (в т. ч. цветовые) и несут ответственность за воспроизводимость утверждённых параметров.

Сложнее с заказчиками. Как правило, их два. Непосредственный (типография) и «главный» (разместивший в ней заказ). Часто это крупная пищевая, косметическая или кондитерская фирма, а речь в заказе идёт о т. н. фирменных цветах, используемых в рекламе и на товарных знаках.

Отсутствие чёткой договорённости между типографией и «главным» заказчиком, основанной на понимании возможностей цвето- воспроизведения в печатном процессе, приводит к неизбежным ошибкам. А типография оказывается между молотом и наковальней — изготовителем и «главным» заказчиком.

Эталонный цвет

Исходный этап разработки смесевой краски — согласование эталона, фиксация того, что хочет заказчик. Здесь мы сталкиваемся с типичным заблуждением, что каталоги Pantone Formula Guide — абсолютный стандарт цвета. Система смешения красок Pantone (Pantone Matching System) была разработана в 1963 г. как «средство коммуникации между работниками рекламных агентств, дизайнерами, печатниками и производителями печатных красок. Она была и остаётся лишь средством согласования, а не колористическим стандартом. На первых страницах каждого каталога Pantone Formula Guide перечислены причины цветовых отличий в разных его изданиях, но никогда не указываются их количественные характеристики.

В 2002 г. мы провели работу по оценке этих отличий. Сравнивались оттиски базовой краски Pantone Reflex Blue из каталогов 1999, 2001, 2002 гг. с оттиском образца той же краски, изготовленной фирмой Hartmann Druck-farben GmbH. Краска имеет лицензию соответствия от Pantone. Оттиск был отпечатан на бумаге, близкой по свойствам к каталожной. Из таблицы видно, что между оттисками имеется цветовое различие, легко воспринимаемое даже невооруженнным глазом. Можно представить, что произойдёт, если «главный» заказчик будет рассчитывать на оттенок из каталога-2002, а получит цвет, соответствующий лицензированной краске или каталогу-2001… Изготовитель юридически будет неуязвим, а все «шишки» достанутся типографии. Вопрос в том, кому нужен такой стиль работы?

Единственно правильный путь разработки долговременных «фирменных» цветов — создание «фирменных» же эталонов цвета. Именно так поступают крупные фирмы — «главные» заказчики, например, Procter& Gamble. Она имеет цветовые эталоны на все «фирменные» цвета в виде специально изготовленных и утверждённых оттисков с ограниченным сроком службы, возобновляемых через определённое время. Фирма помещает заказы в разные типографии, которые пользуются смесевыми красками от различных изготовителей, цветовой стандарт же остаётся постояненым.

Как правило, в основе эталонов лежат цвета, выбранные по каталогу Pantone с учётом всех дополнительных пожеланий по стойкости краски к различным воздействиям, видам подложки, наличию или отсутствию лака и т. д. Разумеется, рецептура эталона не всегда совпадает с рекомендациями Pantone.

Созданные цветовые эталоны фиксируются под новым именем, для них делаются оттиски, утверждаемые заказчиком. Оттиски, изготовленные в стандартных условиях на пробопечатном устройстве с применением краски одной партии, являются арбитражным документом. Они должны храниться у изготовителя и заказчика в условиях, обеспечивающих неизменность цвета. Вся дальнейшая работа производится только с ними.

Если типография-заказчик предполагает произвести технологические изменения (начать работу с другой бумагой), она должна сообщить об этом изготовителю краски, поскольку это повлечёт корректировку рецептуры. Забывчивость приводит к недоразумениям и претензиям.

Договор дороже денег

Одновременно с разработкой эталона изготовитель и заказчик должны согласовать величину допустимого цветового отклонения (ΔE) между эталоном и выпускаемыми партиями краски. Договариваясь о допустимом значении ΔE, заказчик краски и её изготовитель должны, как минимум, договориться:

  • при оценке пользоваться одинаковым стандартным освещением;
  • сравниваемые оттиски печатать на одном и том же типе подложки;
  • толщины слоёв краски на оттисках
  • не должны быть близки друг к другу;
  • об одинаковой оптической геометрии спектрофотометров (в идеале — приборы одной фирмы и одного типа);
  • о расчётах на основании полученных измерений по одной модели.

Какие величины цветового различия приемлемы? Есть две точки зрения:

  1. ΔE — величина нормативная, что отражено в ГОСТ 6593—83: «цвет оттиска образца нетриадной краски считают соответствующим цвету оттиска контрольного образца краски, если минимальное цветовое различие ΔE < 5,0». Стандарт является действующим и имеет законную силу.
  2. ΔE — величина договорная и является одним из условий договора о поставке продукции. Практикуется на Западе и применяется всеми крупными компаниями.

У нас также нормативный подход применяется редко. В рамках договорного процесса изготовитель и заказчик договариваются о:

  • методах и условиях проведения испытаний (см. выше);
  • конкретных значениях ΔE.

Результаты записываются в договор поставки продукции.

При договорном подходе следует обратить внимание на существенный нюанс: поставщик краски отвечает только за краску. Потому необоснованы заявления: «Когда мы поставили краску на машину, то не попали в цвет». Есть множество причин, из-за которых при тираже «не попадают в цвет» даже при идеальной краске.

Следовательно, в договоре с изготовителем подразумевается ΔE между партией краски, на базе которой был изготовлен согласованный эталон, и текущими партиями этой краски.

Наш опыт работы с ведущими фирмами показывает, что ΔE < 2 — разумный показатель, обеспечивающий компромисс пожеланий заказчика со стоимостью изготовления краски. Разумеется, можно выпускать краску с ΔE < 1, но при этом растут технологические затраты и стоимость изготовления.

  Подложка Цветовое отличие — ΔE Оптическая плотность
Оттиск лицензированной краски Ikonoflex эталон 2,12
Pantone Formula Guide издание (1999 г.) 4,96 2,07
Pantone Formula Guide издание (2001 г.) 12,42 2,33
Pantone Formula Guide издание (2002 г.) 8,81 2,15


*Перепечатывается в сокращённом варианте из газеты «Publish на выставке Росупак-2003»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Цифровое мышление в упаковке и этикетке

Аналитические исследования и опыт типографий, перешедших на цифровые технологии изготовления упаковки и этикетки, говорят о том, что перспективы на этом рынке очень велики. А производители готовы предоставить типографиям лучшие инструменты — ЦПМ и расходные материалы для них.

Цифровое завтра уже сегодня

Тенденции в области листовой и рулонной цифровой печати.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40