101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Практическая алхимия, или Замена деревянной палочки

  • Елена Демьянова
  • 15 июня 2005 г.
  • 6385
Каждый заказчик желает знать, где сидит печатник, который напечатает нужный ему цвет. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный… любой! Каждый печатник — чуть-чуть алхимик, который химичит с красками, добиваясь цвета, нужного заказчику. А технология у каждого своя…

Специальные виды печати — область, в которой смесевые краски используются особенно часто, и потребность в «10 кг 485-го пантона» возникает регулярно. Можно долго рассуждать о стремительном сокращении расстояний, позволяющем оперативно (в течение суток) получить заказанные у производителя красок килограммы. И о всё большей стратификации и узкой специализации производства, отходе от универсальных производств, полностью обеспечивающих себя необходимыми материалами. Однако факт остаётся фактом: часто вспомогательные процессы удобнее и выгоднее организовывать «у себя». Например — смешение красок: подчас легче и быстрее изготовить небольшое количество краски непосредственно на производстве, чем дожидаться заказа со стороны. Экономится время, деньги, технологический процесс становится гибким и независимым от поставщика красок.

Как решают этот вопрос в российских типографиях?

Ведро краски, пожалуйста

Условия современного рынка известны всем: тиражи становятся меньше, для заказа бывает нужно совсем немного краски, с другой стороны — возрастают требования к оперативности. Всё это приводит печатников к выводу, что даже небольшие объёмы краски выгоднее и удобнее изготавливать на месте. И совсем необязательно, что путь к самостоятельному смешению краски лежит через станцию смешения и подобное дорогое оборудование. Жидкую краску для флексографской или глубокой печати успешно готовят по веерам Pantone (с помощью весов или по опыту колориста). А перемешать такую краску можно вручную деревянной палочкой.

Ручное смешение красок для трафаретной печати в X-Team

Измерительное оборудование, тем не менее, необходимо. На Дмитровском заводе гибкой упаковки для ручного смешения красок — точные электронные весы и механическое перемешивающее устройство. Технология дополнена системой корректировки краски лаками и разбавителями. «При небольших заказах (до 40-50 кг) мы обходимся своими силами», — рассказывает Наталья Семёнова, технолог завода. О собственной станции смешения в Дмитрове задумываются, но пока объёмы производства красок слишком малы, чтобы покупка была оправданной. Дабы не терять лишнего времени, смешиванием краски занимается один из трёх печатников, пока другие настраивают машину. «На весь процесс смешения, подготовки краски уходит не меньше двух часов, — продолжает Семёнова. — А если речь о новом заказе, нужно согласование с заказчиком. На это — около пяти часов».

Подобным образом действуют и другие типографии глубокой печати. Например, в наследство новосибирской компании «Новопринт» достались механические мешалки пропеллерного типа с регулируемой скоростью и углом подъёма. Здесь предпочитают работать с триадными красками — меньше головной боли, да и не всякий пантон легко смешать: «В № 072 никогда точно не попадёшь», — делится директор типографии Юрий Лаврищев. Но часто заказчик всё же требует: смесевая краска и ничего больше! Чтобы наладить самостоятельное смешение, приобрели электронные весы: теперь можно изготовить краски и под конкретный заказ. На этом здесь не останавливаются: в ближайших планах — покупка более точных весов и спектрофотометра.

Трафаретные смеси

Серьёзно поставлен вопрос смешения красок в трафаретной типографии «Тексиморт» (новое название предприятия — «Московская специализированная фабрика шёлкотрафаретной печати № 1»). Основная специализация — рекламная и сувенирная продукция, а в этом сегменте, как известно, львиная доля работ печатается красками Pantone. «При печати по пластику и плёнкам доля заказов со смесевыми красками составляет около 60%, — рассказывает главный технолог Александр Ефремов. — А в сегменте трикотажа — все 70-80%». На основе минимального комплекта оборудования (электронные весы, краскотёрка и механическая ступка для декольных красок, дрель с насадками для перемешивания трафаретных красок) здесь налажена достойная восхищения система.

Многолетний опыт колористов «Тексимпорт» — на этих полках

Разнообразие продукции — от футболок до керамических тарелок — требует широкого ассортимента красок от разных производителей. За основу берутся таблицы-справочники от поставщиков красок, в которых указаны базовые соотношения для получения того или иного оттенка (указывается номер цвета по Pantone). Но точность оставляет желать лучшего: по словам колористов, такие таблицы могут указать лишь приблизительное направление работы, а некоторые компоненты лучше и вовсе не использовать. А дальше — только опыт колориста. Каждая рецептура, полученная опытным путём, записывается и сохраняется вместе с образцом цвета; на «Фабрике» накоплена база рецептур почти для всех цветов Pantone. Без использования специального ПО налажено управление остатками, которые хранятся на складе, обеспечивая предприятию существенную экономию.

Ефремов поделился и другим секретом: для печати по футболкам вместо водных трафаретных красок, предлагаемых поставщиками полиграфических материалов, можно использовать аналогичные краски от «текстильщиков». Состав красок для набивки тканей, по его словам, тот же, а цена значительно ниже.

Процесс смешения краски для трафаретной печати нам продемонстрировали и в компании X-Team: здесь вручную изготавливают по 0,5-1 кг краски для конкретного заказа. «Для трафаретной рекламной печати характерно активное использование Pantone, — считает Валентин Громов, директор типографии. — Все логотипы, надписи выполняются смесевыми красками». Краска основных базовых цветов всегда есть на складе, другие готовит печатник. Когда-то в X-Team пользовались дисками, на которых собраны рецептуры от поставщиков красок (работают с Rutland, Ruco, Sericol). Но и здесь отмечают, что руководствами пользоваться трудно, краски уже давно смешиваются исключительно «по интуиции», а точность смешения 100%.

По-взрослому

Другое дело, когда объёмы производства столь велики, что необходимость в оперативной подготовке краски выходит на первый план. Тогда крупные предприятия задумываются об установке собственной станции смешения красок.

Станция смешения Colorsat Compact M16 от Stork в цехе «Нордения Славника»

Промышленная станция смешения — комплекс из контейнеров с отдельными компонентами краски, соединённых шлангами с дозирующими клапанами. Компьютерная система, на вход которой подаётся информация о параметрах краски, управляет подачей компонентов. Количество контейнеров определяет максимальное число компонентов, из которых может изготавливаться краска. Компонентами могут быть как готовые краски базовых цветов, так и набор их составляющих: т. н. пасты (базовых цветов), лаки, целевые добавки. При желании можно просчитывать состав краски на уровне её составных частей — пигментов, растворителей, добавок.

Все крупные флексографские предприятия-производители упаковки обзавелись техникой для автоматического смешения. Одна из популярных моделей — Colorsat Compact голландского производителя Stork, чаще всего — в комплектации с 16-ю контейнерами. Таким оборудованием оснащено производство одного из крупных производителей гибкой упаковки «Нордения Славника» (Переславль-Залесский). Здесь станция установлена ещё в 1999 г.

Аналогичная станция установлена при содействии Akzo Nobel в марте 2000 г. на крупном санкт-петербургском предприятии «Полиграфоформление-Флексо».

В её составе — 16 компонентов в бочках по 200 л. Объём потребления краски на предприятии — 200 л/сутки, смешение проходит в 4 смены, его осуществляют 4 колориста. «Проблем с точностью смешения и повторяемостью цвета теперь нет, — рассказывает инженер-технолог Вера Кузнецова. — Станция регулярно калибруется нашими инженерами».

Совсем недавно — полгода назад — 16-компонентную Colorsat Compact при содействии Sicpa приобрела «Урал-Траверс-Пак» (Снежинск). Раньше здесь, как и на многих заводах, краску мешали вручную той самой деревянной палочкой.

По словам инженера-технолога Виктора Прохорова, установка станции — дело несложное, на весь процесс ушло 2 дня. Улучшение качества смешения здесь отметили сразу.

Хотя станция не всегда идеально «попадает в цвет», и порой краску приходится доводить непосредственно в печатной машине (добавлять пигменты, лаки), точность стала на порядок выше. «Если объём производства упаковки достигает 100 т в месяц, стоит задуматься о собственном участке смешения красок», — считает Прохоров.

На стадии установки находится станция смешения на производстве компании FG Packaging (Подольск). Смесевые краски здесь используются только если этого требует заказчик, в остальных случаях стараются обходиться триадой. Смешением занимался один из технологов, ответственный за все «красочные дела».

О собственной станции смешения руководство задумывалось ещё 2 года назад, но тогда покупка казалась нерентабельной из-за небольшого потребления краски. Сейчас парк печатного оборудования увеличен, краски нужно больше, и в станции появился смысл.

С автоматизацией процесса в типографии связывают надежды на большую точность смешения и стабильность качества. Планируется использовать модуль управления возвратами и благодаря этому сократить расходы на краску.

Типография провела тендер среди 4-х производителей станций смешения, в результате выбрана конфигурация с 18-ю контейнерами (при необходимости количество увеличивается, т. к. клапанов предусмотрено 32). Установку планируется завершить к лету, в уже обустроенную лабораторию набираются колористы.

Напоследок — цитата, ответ Александра Ефремова на вопрос о точности попадания в цвет: «Точность может быть только 100%». Каким бы путём ни достигались эти 100%…


Автор благодарит за помощь в подготовке статьи сотрудников компаний FG Packaging, X-Team, «Дмитровский завод гибкой упаковки», «Новопринт», «Нордения Славника», «Полиграфоформление-Флексо», «Сервис Плюс Принт», «Тексимпорт», «Урал-Траверс-Пак».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Цифровое мышление в упаковке и этикетке

Аналитические исследования и опыт типографий, перешедших на цифровые технологии изготовления упаковки и этикетки, говорят о том, что перспективы на этом рынке очень велики. А производители готовы предоставить типографиям лучшие инструменты — ЦПМ и расходные материалы для них.

Цифровое завтра уже сегодня

Тенденции в области листовой и рулонной цифровой печати.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40