Все дизайнеры сталкиваются с проблемами подготовки изображений для трафаретной печати — отсканированных с печатных изданий или уже готовых. В первом случае это борьба с муаром, во втором — проблемы цветоделения.
Некоторую помощь в преодолении муара оказывают фильтры сканера, работающие в автоматическом и ручном режимах. Для лучшего результата нужно самостоятельно задать линиатуру сканируемого растра, измеряемую по специальной полиграфической линейке.
Рис. 1 |
Можно уменьшить муар, а иногда и полностью избавиться от него, положив сканируемое изображение на стекло под углом 30o. Второй способ — воспользоваться аналогичными фильтрами Adobe Photoshop: Despekle (для незначительного муара) и Median (для сильного). Для большего эффекта применять Median лучше по отдельным цветовым каналам, ибо в каждом муар разный (рис. 1).
Рис. 2 |
Следующий шаг — вернуть резкость размытому фильтрами изображению. Для этого — либо фильтр Unsharp Mask в Photoshop, либо специализированные фильтры сторонних производителей, например, Extensis Intellihance или Equalizer из пакета KPT 6. Не следует пренебрегать ручной прорисовкой потерянных деталей — иногда это единственный способ вернуть чёткость изображению (рис. 2).
Цветоделение
Рис. 3 |
Когда изображение готово, начинается кропотливая работа по цветоделению. Для Photo-shop — установки по умолчанию, цветовые профили либо рекомендованные производителем конкретной программы цветоделения. Не советуем использовать офсетные профили (принципиальное отсутствие 100% чёрного в CMYK): для деления на чёрный текстиль нужен 100% чёрный, а для белого — 100% белый. Их нужно вычесть из подложки, иначе придётся печатать чёрный цвет по чёрному текстилю, а белый — по белому (рис. 3).
Рис. 4 |
Передача полутона в более узком, чем офсетный, градационном диапазоне — основная особенность трафаретной печати. Кто пытался его воспроизвести в интервале 2-6% или 90-98%, поймёт, о чём речь. При подготовке изображения надо учитывать, что воспроизведение растра менее 5% и более 90% — настоящая проблема (рис. 4).
При ручной печати диапазон ещё уже — достичь 100% повторяемости оттисков и одинакового давления ракеля невозможно. Для упорядочения подготовки нужно вывести тестовые шкалы с подписанными значениями оптических плотностей, засветить трафаретную раму и сверить результат с плёнками — это поможет отследить реальные потери на форме. Затем пробная печать. Только тогда будут понятны возможности копировальной рамы, печатной машины, квалификация печатников.
Рекомендуем значения оптической плотности по светлым тонам не менее 5-6%, по тёмным — не более 85-90% растра. Чтобы лучше передать полутона, следует провести серьёзную подготовительную работу. Для начала оценить оригинал по самым тёмным и светлым местам и при необходимости довести оптическую плотность до воспроизводимой при печати. Средние тона не менее проблемны: отличия в полутонах 5-10% часто теряются при печати.
Рис. 5 |
Поэтому сделайте изображение контрастнее, чтобы разница в воспроизводимом полутоне была 12-15%. В большинстве случаев желательно вручную пройтись по мелким деталям и «проблемным» местам инструментом dodge/burn (рис. 5).
Практика
Файл, полученный от заказчика или подготовленный самостоятельно, должен быть сохранён со слоями в формате Photoshop (PSD). А все тени, эффекты свечения векторных контуров и сами контуры оставлены на отдельных слоях в виде объектов. Это пригодится, если нужно оперативно изменить фон (например, с чёрного на белый: включив «сохранить прозрачность слоя», легко заменить цвет).
Разрешение файла свыше 200-250 lpi нецелесообразно. Старайтесь не использовать длинные и плавные градиентные заливки (в печати они станут источником муара). Для сложных «нежных» фонов и оттенков (в печати могут создавать впечатление пятен или «грязи»), шрифтов и линий создать тонкие контуры цветом фона (в печати почти незаметны, но дают ровный край).
Оригиналы для печати CMYK необходимо осветлять примерно на 20-25% по тёмным и средним тонам. Самые светлые усилить до 6-8%. По поводу линиатуры и углов разворота растра для текстиля: большинство производителей рекомендуют 50-60 lpi для ручной печати и 60-65 lpi для печати на полуавтоматах (дальнейшее повышение линиатуры без улучшения качества текстиля нецелесообразно).
Для бумаги линиатуру можно повысить до 75-90, а при наличии хорошей копировальной рамы и опытного печатника — до 110-130 lpi. Информация по углам разворота даётся производителями сеток для разных номеров и оптимальных линиатур.
Определяющий фактор при печати многоцветных изображений на полуавтоматах — количество красочных секций и, как ни странно, промежуточных сушек. Как организован процесс? Сначала печать белой подложки и сушка, иногда — второй слой белого и ещё сушка, далее — все цвета по «сырому» и только перед снятием изделия со стола — завершающая сушка. Все цвета после белого печатаются на непросушенных оттисках, получить яркие цвета при таком смешении красок невозможно.
Простой, казалось бы, пример — на непросушенный 100% жёлтый наносится 100% голубой, после чего вместо 100% зелёного является блёклый цвет, ещё и изменяющийся в тираже.
Поэтому большинство цветоделительных программ делят изображение на «прямые» (не смесевые) цвета, не накладываемые друг на друга. Их количество превышает 7, доходит до 13-ти и более. Основной же парк карусельных станков в нашей стране — 6-цветные, что осложняет дизайнерам и без того непростую задачу.
Рис. 6 |
На рис. 6 — пример 6-красочной работы по чёрному текстилю, выполненной нашей студией при обучении технолога и художника для одной из региональных фирм на ручной карусели с использованием палитры CMY, пуфа, серой подложки и белого рисующего цвета.
Резюме
Чем тщательнее подготовлен оригинал, чем внимательнее он был вручную доработан и прорисован, тем лучше результат, за который не придётся краснеть, будь то недорогая футболка или дорогая тарелка. По своей сути шелкография так и осталась ручной работой, несмотря на прошедшие после её изобретения века.
Андрей Короб, директор агентства «Рея».