101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Многофункциональный цвет

  • Джулиан Шелест
  • 5 мая 2005 г.
  • 15831
Цветные принтер, сканер, копир плюс факс, брошюровочный блок, работа с электронной почтой. Поместите всё в одном корпусе — и получится МФУ, многофункциональное устройство. Как их ещё называют, принтер-копир.

МФУ — это, прежде всего, оперативная и офисная полиграфия. Нет смысла обращаться в типографию или крупное РА с заказом на брошюрку в несколько десятков или сотен экземпляров, когда её легко сделать собственными силами. Не только отпечатать, но и (что опционально позволяют почти все модели) сброшюровать. И заодно иметь в постоянном распоряжении фирмы цветной лазерный принтер, цветной копир, сканер, факс в едином корпусе, не расползающиеся по всем горизонтальным поверхностям, подобно растущей колонии устриц.

Sharp AR-C172M, Canon CLC 2620, HP Color LaserJet 9500mfp

Множество аппаратов объединяют несколько функций и таким образом автоматически попадают в категорию МФУ. Охватить их все в рамках одной статьи — задача нереальная. Да и ненужная: слишком разные машины есть среди МФУ, сравнивать их некорректно. С чёрно-белыми аппаратами формата А4 разобраться проще всего. В последнее время ряд производителей активно продвигают недорогие струйные МФУ, но, будучи вполне уместными в офисной обстановке, они не годятся для оперативного тиражирования более-менее значительного количества экземпляров — по скорости копирования уступают лазерным, неважно печатают на обычной бумаге, не подходят для автоматической двусторонней печати. Мы же пойдём от противного и рассмотрим тяжёлую «весовую категорию» принтеров-копиров — полноцветные МФУ формата А3, использующие лазерную либо светодиодную технологии печати. Их старшие модели настолько близко подходят к классу ЦПМ, что трудно провести меж двумя категориями чёткую границу. Различие классов складывается из комплекса параметров, таких как износостойкость самой машины, рекомендуемая пиковая и рабочая нагрузка за месяц, материалы, с которыми аппарат работает (МФУ для офиса и малой полиграфии печатают только на бумаге и специальных плёнках, хотя есть и исключения, например, Canon CLC 2620), особенности технологии печати, возможность делать спуски полос (а не только буклетирование, как офисные модели), цветокалибровка и т. д. ЦПМ был посвящён справочник покупателя в Publish ? 2, 2005; модели, включённые в него, не рассматриваются в нынешнем обзоре. По отдельным моделям наши представления могут расходиться с классификацией производителей и поставщиков.

Машины, вошедшие в обзор, представляют интерес ещё и потому, что эта область — одна из самых перспективных и быстро растущих. Пример — Panasonic, ранее не поставлявшая в Россию полноцветные МФУ, планирует выйти на рынок в конце 2005 г. «МФУ формата А3 — один из наиболее динамичных сегментов рынка устройств печати и копирования», — так считает Дмитрий Фешин, аналитик «IDC Россия» по рынку периферийных устройств.

Комплектация

MB 9132C, Ricoh Aficio 2238C,Lanier LD138c, Kyocera Mita KM-C850

Человека, мало знающего об этих машинах, при первом знакомстве может смутить и запутать, что их относят то к полноцветным копирам, то к цветным принтерам, то к МФУ (теперь всё чаще). Дело в том, что аппараты имеют модульную архитектуру, строятся из отдельных блоков, один из которых является базовым. Именно по этому блоку можно понять, какой у аппарата был «предок», на основе какой техники производитель разработал МФУ. Чаще это копир, реже — принтер. У большинства МФУ этот блок работает и как отдельный, самостоятельный копир или принтер. По базовому модулю аппарат и относят к какой-либо из категорий.

Модульная архитектура удобна тем, что позволяет сформировать аппарат под потребности конкретного маленького производства и позже, при необходимости, расширить возможности за счёт добавления новых опциональных модулей. Это могут быть блоки «офисного» назначения (факс-контроллер), для работы с электронной почтой, ориентированные на оперативную полиграфию (контроллеры печати и брошюровочные устройства), расширяющие «печатные» возможности копира-принтера (дуплексное устройство, дополнительные лотки и кассеты для бумаги и т. п.).

Принципы

Xerox WorkCentre M24, Konica bizhub PRO C500, Nashuatec DSc 328

МФУ для офисного документооборота и оперативной полиграфии делятся на два типа по технологии печати: одни печатают за счёт лазерной технологии, другие — светодиодной. Ещё одно деление — по виду тонера: на сухой или восковой (полимерной) основах. Лазерная и светодиодная технологии относятся к электрофотографическому способу печати. Перенос тонера осуществляется за счёт разницы зарядов. Различие в том, что в первом случае экспонирование фотобарабана осуществляется лучом лазера и системой зеркал, во втором — линейкой светодиодов. И в том, и в другом случае первичный результат одинаков: на фотобарабане формируется невидимое изображение из растровых точек с различным зарядом на поверхности фотобарабана. Затем это невидимое изображение преобразуется в видимое с помощью специального блока (узла проявления). Как правило, узлы проявления построены по так называемой двухкомпонентной схеме. В узле проявления находится собственно тонер (мелкие частицы красящего порошка) и проявляющий порошок (девелопер, от англ. англ. develop — «проявлять») — металлические частицы, размер которых значительно больше частиц тонера. Девелопер обеспечивает перенос тонера из узла проявления на фотобарабан, но сам на фотобарабан не переносится. Перенос тонера осуществляется за счёт разности электрических потенциалов на проявляющем узле и фотобарабане, а затем — за счёт разности потенциалов между фотобарабаном и узлом переноса изображения. Заряд бумаге передаётся специальным валиком. Существуют системы, в которых тонер с фотобарабана переходит непосредственно на бумагу, а также системы с промежуточным носителем (ремнём или барабаном переноса). Как правило, метод переноса тонера непосредственно с поверхности фотобарабана накладывает более жесткие ограничения на толщину используемого материала и сокращает ресурс барабана за счёт его контакта с материалом. Поэтому в современных аппаратах эта система практически не применяется, и от фотобарабана к бумаге тонер доставляется промежуточным носителем — ремнём.

Ремень переноса изображения

Теоретически, это мог быть и вал, но ремень занимает меньше места и меньше весит — а ведь именно его площадь определяет запечатываемый формат. Четыре цвета тонера — это стандартный полиграфический CMYK. Совмещение слоёв C, M, Y и K происходит непосредственно на ремне. Четыре слоя тонера удерживаются на нём до момента переноса на бумагу; отрицательный заряд, «притянувший» с фотобарабана частицы тонера, для каждого цвета имеет свою величину.

Качество печати может быть не особенно критичным для офисных систем, но для полиграфии, в т. ч. оперативной, очень важно. Здесь больший шанс на выигрыш у лазерных систем. Лазерный луч способен варьировать размер точки, которую засвечивает на поверхности фотобарабана; светодиод экспонирует точку неизменной величины. Хотя не всё так просто, и «светодиодные» точки на самом деле разбиты на 3 зоны, а каждая имеет ещё по 8 сегментов; эта сложная система и обеспечивает тоновые переходы на изображении и различные плотности цвета (как легко подсчитать — 24 градации). Управляя интенсивностью лазерного луча, можно регулировать размер и плотность самих точек. Поэтому лазерные МФУ легко дают 256 уровней плотности цвета на отпечатках (в спецификациях об этом обычно пишут: 8 разрядов или бит на цветовой канал, имея в виду каналы C, M, Y и К) — т. н. «безрастровый» режим, или непрерывный тон (continuous tone, contone). Однако, по словам Павла Гришина (Konica Minolta), существует эффект нестабильности характеристик свечения лазера. При изготовлении больших тиражей может быть заметно, что первые отпечатки и последние отличаются по цветопередаче. Создатели светодиодных машин считают, что эта технология пригоднее для печати больших тиражей, т. к. даёт большую стабильность цветопередачи — ведь интенсивность свечения диодов имеет постоянную величину.

Но другие специалисты (например, Алексей Лукьянчук, «Нисса») отмечают, что в нестабильность гораздо больший вклад вносит изменение условий окружающей среды, отследить которое гораздо сложнее, чем стабилизировать мощность излучающего устройства. Так что нестабильность цвета в тираже в той или иной мере свойственна всем электрографическим устройствам печати. В более продвинутых МФУ есть средства компенсации этой нестабильности. В ходе тиража может учитываться изменение характеристик окружающей среды с помощью встроенных датчиков температуры и влажности воздуха, а также производиться периодическая подстройка плотности плашек тестовой шкалы с помощью их печати на ремне переноса и изменения плотности плашек. Такой метод используется в принтерах серии Canon CLC, Ricoh, Xerox, HP.

По словам Олега Павловского (Sharp), светодиодные системы также способны формировать изображение с 256 градациями плотности цвета. При этом, «используемый в лазерных МФУ режим continuous tone обеспечивает восприятие изображения, как бы отпечатанного с более высоким разрешением. Светодиодные системы, как правило, дают изображение с более крупным (видимым глазом) растром. Новые серии светодиодных аппаратов работают по так называемой двухбитной и четырехбитной технологии управления яркостью светодиодов, что обеспечивает получение изображения более высокого качества. Например, аппарат Sharp AR-M172M имеет режим печати с четырехбитным управлением яркостью светодиодов, что обеспечивает печать в двух режимах: со стандартным и повышенным качеством. При переходе на режим четырехбитного управления размер пикселя изменяется со стандартного 16Ё16 на 4Ё4 при сохранении 256 уровней плотности по каждому цвету. Таким образом, современные светодиодные машины по качеству печати приближаются к лазерным аппаратам. Несомненным преимуществом светодиодных аппаратов (по сравнению с лазерными) является их низкий уровень шума и низкая потребляемая мощность».

Есть обстоятельство, общее для систем лазерной и светодиодной печати: слои тонера сначала накладываются один на другой и лишь затем закрепляются; разница потенциалов удерживает их, но не так прочно, чтобы они не могли сдвигаться со своего первоначального положения. Поэтому растровые точки, особенно тёмных участков, куда ушло много тонера, выглядят не так, как их изображают на схемах. Это не высокая ровная стопка; частички тонера скатываются с вершины и рассыпаются вокруг — нечто вроде Эмпайр Стейт Билдинг превращается в подобие пирамиды Хеопса. По сути, их «стягивает» оттуда разница электрических потенциалов. По внешнему проявлению эффект сравним с растискиванием в офсетной печати, но чаще это называют «пылением» и относят к так называемым краевым эффектам, которые и являются одной из отличительных черт устройств электрографической печати.

Максимальное разрешение невидимой картинки, рисуемой лазером или экспонируемой светодиодами, у большинства МФУ 600x600 dpi. Для модуля принтера у МФУ отдельных производителей оно может быть выше: 600x1200 или 600x1800; совсем редко — 1200x1200. Эти цифры привлекательны и красиво выглядят в рекламных проспектах, но всегда лучше перед покупкой аппарата проверить, какое качество печати они обеспечивают. Высокое разрешение — ещё далеко не всё. Увеличение разрешения по одному направлению достигается тем, что при неизменном размере экспонируемых точек просто уменьшается шаг перемещения фотобарабана (т. е. точки частично накладываются друг на друга), и видимое разрешение будет находиться где-то между физическим и максимальным заявленным. Более качественную картинку обеспечивают устройства, где, помимо высокого разрешения 1200 dpi, реализована поддержка contone (как правило, 2- или 4-разрядного).

После того как изображение из четырёх слоёв тонера перешло на бумагу, и небоскрёбы растровых точек рассыпались курганами, бумага пропускается через блок закрепления изображения, или фьюзер, а проще — через печку, где тонер прижаривается к бумаге точно так, как в аналоговых копирах. И тут мы подходим к делению МФУ на два типа по характеристикам отпечатков — деление «утилитарное». МФУ, работающие по лазерной технологии с сухим тонером, используют в печке силиконовое масло (например, практически все модели Lanier, Ricoh, часть моделей МВ, серия 9500 от НР). Помимо того, что это увеличивает перечень расходных материалов, использование масла во фьюзере придаёт готовому отпечатку глянцевый, маслянистый блеск. С технологической точки зрения, у отпечатков две особенности. Первая: сухой тонер склонен осыпаться с бумаги при механическом воздействии, особенно на местах складок и перегибов. Вторая: слой силиконового масла на отпечатке способен создать проблемы при ламинировании, особенно на плотных «плашках». Использование тонеров на восковой основе (МФУ от Canon, Xerox, Sharp, часть моделей МВ, модели DSc 424/ 432 — новое поколение линейки Nashuatec DSc224/232 и DSc 428/435/445 — обновлённая версия Nashuatec DSс 328/332/338, Konica Minolta и Develop) не требует применения масла в узле закрепления, отпечатки матовые, «под офсет»; к тому же воск гибче и меньше осыпается на сгибах. Восковые тонеры имеют и другой плюс: требуют меньшей температуры для закрепления на бумаге, чем сухие, и это позволяет печатать на носителях, чувствительных к сильному нагреву. За счёт меньшей величины зерна тонера качество печати не только на бумаге, но и на плёнках у «восковых» МФУ лучше: нет масла, на плёнках исключены масляные разводы. При использовании полимерного тонера на 30%, по сравнению с сухим, снижено выделение окиси углерода при печати. Наконец, считается, что восковой тонер обеспечивает больший цветовой охват, хотя с этим утверждением согласны не все. Многие заказчики считают глянцевые отпечатки привлекательнее, контрастнее и сочнее; для них глянцевость — признак «настоящей лазерной» печати. Тем не менее, тенденция очевидна — «воск» побеждает.

Ещё одна тенденция современных копиров-принтеров — вытеснение прежней, четырёхпроходной системы, оснащённой только одним лазерным (либо светодиодным) блоком и фотобарабаном. За один оборот на барабане «рисуется» изображение только одного цвета и наносится соответствующий тонер. Затем тонер переходит на ремень. За следующий оборот фотобарабана и блока с тонером наносится изображение следующего цвета — всего получается 4 оборота, или четыре прохода.

Блок с тонером в аппарате с четырёхпроходной системой (красным обозначено место расположения фотобарабана за защитным кожухом)

Более современная однопроходная система — когда фотобарабанов четыре, по одному для тонера каждого цвета; лазерный (или светодиодный) блок для каждого свой, поэтому экспонируются все, и тонер на них наносится практически одновременно. Эта система значительно быстрее работает при выполнении полноцветного копирования (печати) и менее подвержена износу трущихся частей.

Бумажный поток

Цифры, которые указывают в технических характеристиках в пункте «производительность», обычно подразумевают скорость печати/копирования на листах формата А4 стандартной плотности 80 г/м2 (если не оговорено иное). Производительность МФУ для формата А3 обычно в два раза ниже. У отдельных машин (например, Konica Minolta) показатели скорости печати на формате А3 несколько выше, чем 1/2 от скорости печати на А4. Страница в цвете выводится у однопроходных и четырёхпроходных систем за разное время. Последние печатают цвет в разы медленнее, чем чёрно-белое изображение. Время уходит на дополнительные обороты фотобарабана, необходимые для нанесения тонеров С, М и Y. Однопроходным МФУ достаточно одного оборота, и у них показатели печати страницы в цвете и ч/б примерно одинаковы (цвет печатается чуть дольше из-за времени, уходящего на электронную обработку изображения). Понять, к какой системе относится МФУ, можно, посмотрев в его спецификации данные по скорости печати страниц в цвете и монохромных.

Фотобарабаны и узлы проявления в МФУ с однопроходной системой и горизонтально расположенным ремнём переноса изображения

Функция копирования сейчас востребована на порядок меньше, нежели печать, но она не забыта. В частности, многократная печать при однократном сканировании востребована при печати тиража копированием. Разные модели обеспечивают разное количество копий при таком методе; минимум — до 300, но подавляющее большинство — до 999 копий. При снятии копий в них можно внести довольно много изменений: масштабирование (обычно, в пределах 25-400% с шагом в 1%), «подавление фона» (при копировании с оригиналов, напечатанных на цветном фоне), дублирование изображений, комбинирование нескольких на одном листе и пр. Эти возможности «зашиты» во встроенные платы обработки изображения. Дуплекс позволяет осуществлять двустороннее копирование.

Несомненный плюс для МФУ — проводка бумаги по прямому тракту (с лотка прямой или ручной подачи). Лист идёт через машину, почти не изгибаясь; помимо того, что это служит защитой от замятий, можно использовать более толстые и плотные материалы, чем в моделях, где прямого тракта нет, — ведь гибкость материала уже не имеет большого значения.

Даже чисто офисные МФУ работают с бумагой широкого диапазона плотностей. В лоток автоматической подачи можно загрузить сразу несколько тысяч листов, но предназначен он, как правило, для бумаги 60–163 г/м2. Лотки ручной подачи обладают значительно меньшей ёмкостью, но материалы туда загружаются любой толщины и плотности в пределах, указанных в спецификации. Есть аппараты, берущие из лотка автоматической подачи бумагу таких же плотностей, как и из лотка ручной (Xerox WorkCentre Pro C2128, C2636, C3545, DocuColor 3535; MB 7831; Konica Minolta bizhub C350, bizhub C450). В принципе, аппараты с прямым трактом проводки бумаги могут работать с материалами и несколько большей плотности, чем максимальная заявленная производителем. Как правило, это обстоятельство выясняется на практике особенно любознательными пользователями (рискующими испортить аппарат). Кроме того, с лотка ручной подачи ведётся печать на плёнках (или специальных носителях). С толстой бумагой и плёнками МФУ работает медленнее, в среднем в 2,5-3 раза, по сравнению с максимальной скоростью.

Большинство МФУ испытывают проблемы при печати на текстурированных и почти все — на металлизированных и высокоглянцевых марках бумаги (есть исключения, например, Canon CLC 2620). На мелованном глянце и металлизированных бумагах тонер (восковой или сухой) закрепляется неважно, что сокращает срок службы аппарата. Лучше пользоваться специальными марками бумаги для цифровой электрографической печати. Металлизированная бумага также плоха тем, что происходит «стекание» заряда (пробой), воспринимаемое аппаратом как ошибка при печати. Существует достаточное количество бумаг, имитирующих металлизированную поверхность и не вызывающих проблем с печатью.

Что касается бумаги с тиснением, то качество закрепления тонера на ней обусловлено, во-первых, степенью прижима бумаги к фиксирующему валу. Прижим осуществляется валиком, покрытым слоем эластичной пористой резины. Насколько прижим оптимален (чтобы тонер достиг дна всех канавок и углублений бумаги), зависит от упруго-эластичных свойств резины и конструкционных особенностей конкретного аппарата. Не менее важна настройка токов переноса тонера (ток на валик подаётся не постоянный, а переменный, и роль играет и амплитуда и частота колебаний напряжения). В МФУ бывают специальные режимы для разных видов запечатываемых материалов, которые может настроить инженер, а пользователь затем выбирает при печати (в аппаратах Ricoh их три, в Canon CLC — десять). На качество печати влияет и температурный режим помещения, где установлен МФУ.

Для запечатки сразу обеих сторон листа предназначен дуплекс. Чаще всего это опция, т. е. приобретается дополнительно, как и кассеты, и лотки для бумаги. Дуплекс бывает двух типов: стековый (накопительный) и бесстековый. Накопительный дуплекс сначала собирает определённое для каждой модели (до 50-ти) количество запечатанных листов, затем переворачивает их, и далее идёт печать на обороте. Бесстековый дуплекс запечатывает оборотную сторону каждого листа сразу после печати лицевой, и только после запечатывания с обеих сторон печатается следующий лист. Ранее большинство МФУ имели дуплексы накопительного типа. Это было связано в первую очередь с тем, что аппараты не обладали достаточным количеством памяти для хранения всего документа, а также с большей износостойкостью такой системы. Ведь, если каждый лист индивидуально запечатывается с одной, а затем с другой стороны, дуплекс совершает большую механическую работу, а процессор аппарата вынужден каждый раз посылать на печать новое изображение, постоянно обращаясь к оперативной памяти. Ныне проблема решена — бесстековый дуплекс применяется всё чаще. Помимо того, что он надёжнее накопительного спозволяет работать с более плотными материалами. Применяются сегодня и системы, улучшающие качество печати при печати двусторонней продукции. Так, в Canon CLC 2620 используется датчик положения листа в дуплексном лотке, благодаря чему улучшается точность совмещения изображения на лицевой и оборотной сторонах листа.

Финал печати

Как правило, в базовой комплектации МФУ оснащён лотками выходным, ручной подачи и двумя кассетами — для бумаги формата А4 и А3 (или универсальными). Опционально добавляются кассеты (обычно две или три — в зависимости от того, как предусмотрено для конкретной модели) и лотки. Дополнительно приобретаются послепечатные модули — финишеры, работающие в линию. Они выполняют различные брошюровочные функции, такие как степлирование, фальцовка, или же их комплекс, что особенно удобно для выполнения заказов оперативной полиграфии, т. к. позволяет сразу получать готовые буклеты.

Задачи финишеров следующие:

  • Листоподборка. Простейшие листоподборщики (иначе сортировщики) разбирают отпечатанные задания по стопам, сдвигая стопы относительно друг друга. Сортировка может выполняться в двух вариантах: когда каждая стопа содержит одинаковые листы (первая – лист 1, вторая – лист 2 и т. д.), и когда стопа представляет собой уже подобранную брошюру (содержит все страницы этой брошюры). Более сложные способны рассортировать отпечатанные листы и затем не просто сдвинуть стопы, а проложить специальными лентами, разложить их по лоткам и даже по запирающимся ящичкам. Цена на такой листоподборщик может доходить до 1,5 тысяч долл.
  • Сортировка со степлированием — скрепление наборов копий скрепками (одной или двумя).
  • Брошюровка. Такие финишеры после сортировки выполняют фальцовку и скрепление документа скрепками по сгибу. Существуют также полнофункциональные финишеры с триммерами, которые после подготовки брошюры делают 3-стороннюю подрезку готовой брошюры. Цена на финишер такого класса может доходить до 5 и более тысяч долл.

Дополнительно некоторые финишеры можно оснастить дыроколами (около 1000 долл.) на 2/4 отверстия, для возможности подшивки копии в стандартную папку (на кольца). Nashuatec предлагает также дырокол StreamPunch, пробивающий ряд отверстий под гребень или навивку спирали.

Хард…

МФУ можно дооснастить внешним контроллером печати, иначе RIP — Raster Image Processor, если он не входит в базовый комплект, жёстким диском и дополнительной оперативной памятью. Но любой МФУ содержит встроенный контроллер, интерпретирующий один или несколько стандартных языков описания страниц, и способен печатать и без внешнего RIP. Но для оперативной полиграфии предпочтительнее контроллер, поддерживающий Postscript, желательно версии 3 (сейчас практически стандарт). Во-первых, не будет проблем с прямым выводом документов, содержащих EPS-файлы из издательских приложений, а также с платформы Mac OS. Во-вторых, Postscript RIP обеспечивают более мощные средства для управления цветом (цветокалибровка МФУ с применением спектрофотометров и денситометров, эмуляция цветов Pantone); на RIP рассчитано и специализированное ПО, поставляемое вместе с МФУ.

Впрочем, бывают и исключения — некоторые драйверы «родных» языков поддерживают более широкий диапазон форматов печати, чем Postscript-драйвер, обрабатывают задания быстрее, оказываются удобнее в работе (особенно в офисной среде), поскольку интуитивно понятнее и содержат наглядный выбор шаблонов спусков полос, водяных знаков и т. п. В принципе, даже самый сложный документ из издательского пакета можно без ошибок вывести на печать на принтер, не поддерживающий Postscript, — через PDF. Но придётся потратить время на конвертирование. И «чисто полиграфические» функции «офисный» вариант выполнить не сможет, например, управление оверпринтом, треппингом и т. п.

Оперативная память встроенного контроллера расширяется. Жёсткий диск у части МФУ идёт как опция, у старших и большинства новых моделей — входит в базовую конфигурацию. Наиболее распространены диски ёмкостью 40 Гбайт, реже — 20 Гбайт; совсем редко — 10 Гбайт (модели Develop; Xerox WorkCentre M24; Kyocera Mita KM-C850) и комплекты из двух дисков (Ricoh; МВ 9132С, 9138С). Диск необходим для печати нескольких копий подобранных документов (чтобы не пришлось разбирать странички копий вручную); записи и хранения заданий, отправленных на печать; сохранения параметров печати задания; хранения библиотек пользовательских цветов, шрифтов, форм и т. п.

Что касается изготовления RIP, то обычно его «автор» — сторонний производитель. Чаще всего — EFI, являющаяся бесспорным лидером в данном направлении. Поддержка же Postscript встроенным контроллером чаще всего обеспечивается модулем от Adobe.

Насколько быстро МФУ справляется с обработкой заданий, зависит не только от встроенного и внешнего контроллеров печати, но и от объёма оперативной памяти самого МФУ. Минимально, у любого аппарата данного класса объём составляет от 128 Мбайт; некоторые производители ставят больше — 256, 512 и даже 768 Мбайт (у Ricoh — без возможности расширения, у Canon CLC 2620 — с расширеним до 1 Гбайт). Впрочем, НР в Color LaserJet 9850mfp и Konica Minolta в bizhub C500 Pro пошли ещё дальше, предлагая расширение памяти до 1,5 Гбайт. Обычно же память МФУ дополнительно увеличивается до 256–768 Мбайт, в зависимости от того, как предусмотрено производителем для конкретной модели.

Контроллер также обеспечивает работу встроенного веб-сервера МФУ. Функционал сервера варьируется: от простого просмотра состояния устройства, расходных материалов и статистики выполненных заданий до автоматической отправки сообщений о тех или иных событиях по электронной почте и прямой печати файлов через Интернет.

…и софт

С любым МФУ поставляется комплект ПО. Насколько он велик, зависит от производителя и положения модели в линейке. Функции, которые осуществляет RIP при помощи предлагаемого ПО, могут быть следующими: персонализация (подстройка под разных пользователей или группы пользователей), цветокалибровка, просмотр и редактирование документов перед печатью, редактирование библиотеки цветов, удалённое сканирование, подгонка изображения под страницу и др.

Отдельный вопрос — цветокалибровка. Все офисные МФУ имеют «зашитую» во внутренний контроллер печати функцию калибровки. Выполняется она у самых простых аппаратов выводом на печать тестовой таблицы и визуальной оценки «правильности» передачи цветов. Если пользователь считает, что какой-то цвет нуждается в коррекции, он даёт МФУ соответствующую команду. Автоматическая калибровка — процесс гораздо менее субъективный (если исключить некую гипотетическую вероятность сбоя настроек и ошибки). После вывода тестовой таблицы аппарат должен её отсканировать и, сравнивая с заложенными в нём параметрами, при необходимости подкорректировать цвета. МФУ, «умеющие» самокалиброваться таким образом, допускают и пользовательскую калибровку, основанную на субъективной оценке таблицы; это своего рода подстраховка, временная мера на случай сбоя в настройках МФУ. У аппаратов, которые можно отнести к ЦПМ, гораздо более широкий спектр настроек цвета — здесь и редактирование кривых, и построение профилей для различных устройств, и другие возможности, не востребованные в офисной печати, но полезные в оперативной полиграфии.

Интерфейс МФУ — орган управления, при помощи которого аппарат управляется и «общается» с пользователем. Удобство сенсорной панели давно оценено людьми, работающими на принтерах-копирах. Подавляющее большинство современных цветных моделей оснащено цветными сенсорными панелями, а поставляемые на российский рынок — русифицированным интерфейсом. Есть и новые веяния, коснувшиеся этой части МФУ, например, Canon предложила технологию MEAP «приготовления» собственного интерфейса, параметры которого задаются на распространённом языке JAVA. Можно полностью перестроить «под себя» интерфейс своего МФУ и получить более удобный удаленный доступ к его возможностям и данным о настройках.

В интересах потребителя

Понятно, что конкуренция среди производителей идёт не только по стоимости аппарата, имеют значение скорость и качество печати, функциональность, сервисное обслуживание. По данным «IDC Россия», на рынке полноцветных лазерных МФУ формата А3 в пятёрку лидеров входят следующие компании (по убывающей): Xerox, МВ, Sharp, Canon, Ricoh (в последнем случае речь о МФУ, поставляемых Ricoh на рынок под собственной маркой). На долю этих компаний суммарно приходится 87% поставок (по количеству аппаратов). Фешин отмечает: «Лазерные модели значительно преобладают над светодиодными МФУ по объёмам продаж». Эти данные показывает, насколько успешно компании справляются с запросами пользователей. Но каковы же реально эти запросы? Чем интересуются люди, выбирая МФУ; какие параметры им важны?

Помимо естественных и закономерных критериев, таких как соотношение цена/качество + скорость, на выбор модели влияют доступность сервисного обслуживания, себестоимость одного отпечатка, стоимость расходных материалов и их ресурс, ресурс самой машины и допустимые пиковая и среднемесячная загрузки. Последние два параметра учесть особенно важно, чтобы МФУ успешно справлялся с имеющимся объёмом работ и износ машины (а не только её заменяемых узлов) наступил как можно позже.

Стоимость расходных материалов и себестоимость одного отпечатка взаимосвязаны. Фактически, именно цена расходных материалов определяет себестоимость одной копии и то, насколько выгодна печать на конкретном МФУ. Поэтому, выигрывая на относительно невысокой цене за сам аппарат, можно потом потерять на расходниках к нему (тонер, девелопер, фотобарабаны, у моделей с масляным фьюзером ещё и масло), и наоборот, приобретая недешёвый аппарат, в обозримые сроки компенсировать его цену низкой себестоимостью продукции, которую он изготовит.

Publish пользуется простой, но эффективной методикой, позволяющей провести сравнительную оценку себестоимости отпечатка на различных устройствах. Нужно запросить у продавца стоимость всех (!) узлов аппарата, имеющих заявленный ресурс в отпечатках А4 с 5% заполнением — от тонера до фьюзера. Далее надо ввести стоимость и ресурс в таблицу (не забыв добавить последней строкой сам аппарат), после чего простым делением стоимости каждого расходного материала на ресурс получить его «вклад» в себестоимость условного отпечатка с 20% заполнением. Методика не позволяет оценить реальную себестоимость отпечатков с аппарата (зависит от заполнения), но даёт неплохие ориентиры для сравнения моделей разных производителей. Сложность здесь одна — получить исходные данные для расчёта. Кстати, чем менее охотно их вам предоставляют, тем весомее повод задуматься о том, правильного ли поставщика вы выбрали.

Типовых вариантов сервисного обслуживания три:

  • только обслуживание машины сервисным инженером (когда это необходимо); забота о расходных материалах и новых запчастях лежит полностью на клиенте;
  • услуги сервисного инженера плюс поставка (и оплата) запчастей; на клиенте лежит забота о расходных материалах;
  • сервисное обслуживание машины плюс поставка всех запчастей и расходных материалов.

Последний вариант удобен крупным организациям — ведь вы можете точно предсказать расходы на эксплуатацию аппарата за определённый период. Какой удобнее в других случаях, решает сам клиент, исходя из ситуации, доступности расходных материалов и т. п. Многие компании предлагают и другие варианты контрактов по сервисному обслуживанию поставляемых машин.

Чтобы минимизировать количество вызовов сервисного инженера к машине и избежать предъявления претензий к поставщику (или к самому себе за «неверный выбор»), надо прежде всего соблюдать требования к эксплуатации аппарата. Использование качественных расходников и материалов для печати, на которые МФУ рассчитан и которые оговорены в спецификации, — один из важных критериев. Другое условие — климат-контроль в месте установки машины. МФУ стабильно и качественно работает в помещении с ровной комфортной («комнатной») температурой, относительно невысокой влажностью. Особенно пагубно на его работу влияют слишком высокая (когда рядом расположены отопительные приборы и батареи) температура, потоки холодного воздуха от кондиционера, открытого окна, двери. Всё это сбивает точность настроек аппарата, особенно по цвету; перепады температуры и влажности влияют на электрохимические свойства бумаги и способны ухудшить восприятие ею тонера.

Возможно, со временем производители справятся и с климатической «капризностью» МФУ, как уже справились с проблемами в работе бесстековых дуплексов, медленной скоростью цветной печати и неточностями цветопередачи. Рынок полноцветных МФУ продолжает развиваться. По данным IDC, общий объём поставок МФУ формата А3 на российский рынок в 2004 г. составил 31,2 тыс. шт. Цветных лазерных среди них, казалось бы, совсем немного, всего 1500 шт., но ведь каждый — практически офисная мини-типография; от этого цифра воспринимается уже в совсем другом свете.


Безопасность прежде всего

Практически любая модель имеет какое-то количество (до нескольких сотен) программируемых кодов доступа пользователей. Эти коды выполняют двоякую функцию: подстройку под разных пользователей и запрет для одних пользователей обращаться к документам других, хранящимся в оперативной памяти или на жёстком диске аппарата. Защита при работе с сетевыми данными есть почти у всех МФУ.

Отдельные недавно появившиеся либо только анонсированные модели (AR-C172M от Sharp) обладают дополнительной защитой, доступной как опция. В частности, на AR-C172M дополнительно устанавливается Комплект безопасности данных. Он обеспечивает конфиденциальность рабочей информации за счёт её кодирования и за

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38